I. хатуна хабулиани будущее будет напряженным

     Хатуна Хабулиани является доктором искусствоведения и  профессором Государственного университета Ильи и приглашенным профессором Тбилисской государственной академии искусств. В 1990 году она окончила Тбилисскую государственную художественную академию, факультет истории и теории искусства, ведет курсы современного искусства и архитектуры. Критические очерки, обзоры и статьи доктора Хатуны Хабулиани публикуются в местных и международных изданиях. В 2001-2005 гг. была членом команды MAF_Media Art Farm и редактором журнала «ARTURI» (ежеквартальный вкладыш «24 часа»), в 2004 г. журнала «Impress», в 2008 г. «Art & Text» - электронного журнала молодых исследователей (TSSA). Хатуна Хабулиани является автором двух видеопроектов: «Эко-разговоры» (Goethe Institute Tbilisi, 2006) и «Гедонистический драйв» (Женский фонд Грузии и New Art Union, 2009). Хатуна Кабулиани куратор и со-куратор различных проектов и выставок.  В 2009 году она была куратором Грузинского павильона на 53-й Венецианской международной биеннале, является членом AICA, ICOM и CIMAM. Тема ее докторской диссертации - искусство переходного периода в постсоветских странах и в Грузии. Хатуна живет и работает в Тбилиси.

- Какими отличительными особенностями обладает грузинское искусство и грузинский авангард?
- Все, что происходит во всем мире в области искусства, происходит также в сегодняшнем грузинском изобразительном творчестве: оно свободно и разнообразно, и исполнено художниками с самыми разными интересами и взглядами, экспериментирующими с различными медиа и форматами.
– Как сформировывалось грузинское искусство в разрезе исторического движения и какие влияния в течение истории оно испытывало?
- Если выразиться очень коротко, то у Грузии достаточно впечатляющая и богатая история живописи, связанная с православной иконографией, настенной живописью и чеканкой. Если говорить о грузинском искусстве ХХ века, то первоначально произошла сильная волна модернистов - группа молодых поэтов и художников, получивших европейское образование и претендующих на развитие западных ценностей в своей стране, а позднее, советский режим стал препятствием, и процессы были приостановлены или получили другую направленность, как и в других советских республиках:  часть художников стала заниматься социалистическим реализмом, и только очень немногие тайно создавали неформальное искусство, и большинство их мечтало об эмиграции на запад. В период перестройки выявились авангардистские тенденции, направленные на интеграцию в международную арт-сцену.
– Какие художники в своем творчестве держат грузинское искусство и какие изменения в ходе развития своего творчества они совершали? Как и когда возник грузинский авангард?
- В новейшей истории грузинского искусства имя Александра Бандзеладзе занимает важное место. Он начал заниматься абстрактным экспрессионизмом в 1970-х годах, что было своего рода диссидентским активизмом. Он оказал влияние на многих молодых художников этого периода, которые стали представителями грузинского авангарда 1970-1980 годов: Гия Эдзгверадзе, Илико Зауташвили, Лука Ласарейшвили, также оказали влияние на основные направления искусства Леван Чогошвили, Гиа Бугадзе, Ираклий Парджиани. В конце 1980-х годов группа «Десятый этаж» начала выражать свои визуальные послания в стиле постмодернизма. С 1990-х годов грузинское визуальное искусство развивается по-разному, появляются молодые художники, работающие в разных медиа, а в последние два десятилетия количество художников, художественных галерей, художественных институтов растет и становится разнообразнее.
– Какова роль грузинских искусствоведов в этом развитии?
- В начале 90-х годов Карло Качарава стал очень влиятельной фигурой в грузинском искусстве. Он был искусствоведом, поэтом, художником и критически анализировал процессы кризисного времени. С 2000 года молодые искусствоведы и кураторы стали появляться одновременно с растущей арт-сценой, и их стало много.
– Если в песнопении Грузии существует многоголосье, отражается ли это каким-то образом в искусстве грузинских художников?
- Если бы мы исследовали эту тему, возможно, мы нашли бы музыкальную чувствительность в визуальном языке, но это может проявляться индивидуально для каждого художника.
– Значение Тифлиса в творчестве грузинских художников.
- Тбилиси всегда был центром грузинского искусства, где есть Академия искусств и более или менее плодородная почва для художественной деятельности, но в последние годы интерес к современному искусству проявляют и другие города Грузии - Батуми, Кутаиси, Телави.
– Как повлияли на творчество грузинских художников 90-ые годы?
- Для искусства 1990-х годов в Грузии было важно осознать и переосмыслить тот опыт, который был упущен в условиях советской стены; все основные тенденции второй половины ХХ века в мире имели значение и оказали влияние на большинство грузинских художников.
– Какие изменения наблюдаются в творчестве грузинских художников сегодня?
- Как я уже заметила выше, сейчас в грузинском искусстве наблюдаются те же тенденции, что и во всем художественном мире в целом. Это сложный и разнообразный процесс.
- Каким видится в творчестве грузинских художников будущее формирование грузинского искусства?
- Трудно сделать прогноз. Несколько лет назад Ганс Ульрих Обрист расспрашивал разных художников, каким они видят будущее. Ответы были разными, и среди них был Джон Балдессари, который ответил: «Будущее будет напряженным». И я с ним полностью согласна.
– Искусство это - важно?
- С позиции теоретика искусства и просто человека, искусство, конечно, чрезвычайно важно. Искусство делает нашу жизнь более глубокой и дает возможность увидеть то, что на первый взгляд невидимо.


Рецензии