Ii. мамука цехладзе путешествия великое удовольств

     Эмоциональное, свежее по колориту творчество живописца Мамуки Цецхладзе наполнено особым вдохновением. Для картин мастера характерен особый стиль, располагающий к созерцанию, который позволяет взгляду зрителя беспрепятственно следовать за уходящей вдаль перспективой, погружаясь в завораживающий мир художественной реальности. Картины художника открывают окно из современности – и мы можем заглянуть в спокойную даль времен.
     Мамука Цецхладзе родился в 1960 году в Тбилиси. В 1986 году окончил Тбилисскую академию художеств. Сегодня он известен не только у себя на родине, но и во всем мире. Его произведения хранятся в коллекциях самых знаменитых музеев, а выставки не раз проходили в Германии, Франции, России и других странах мира.
     Художник с любовью запечатлел самые чудные, полюбившиеся ему города, песок, ветер, отражение луны в море. В его картинах словно слышны звуки зурны, стука колёс, ночные гудки, голоса людей.
«Путешествие это - великое удовольствие, говорит автор, и рисует картины».

- В каком городе Вы родились?

- Я родился в Тбилиси.
- Когда Вы определили, что станете художником?
- Рисовать я начал рано, с детства много общался с художниками, отец меня сильно поддерживал, он очень радовался, что я рисую, и всячески поощрял мои творческие настроения. Я полюбил искусство и стал ходить во Дворец пионеров на занятия по рисованию, и таким образом, у меня возникла любовь к творчеству. В 1980 году в клубе театрального общества, где работал мой папа, состоялась выставка, в которой я тоже принимал участие. Мне это так понравилось, что я решил по окончании школы поступить в Академию искусств.
- А где вы учились?
- В 1986 году я закончил Академию художеств. Первые три года я проучился на факультете театральных искусств, а последних два года перешел на факультет станковой живописи. Моим педагогом был художник Корнелий Санадзе.
- Есть ли выставки, которые вам особенно запомнились?
- Интересным было мое участие на биеннале в 1994 году в Черногории, в городе Цетине. Это был проект Андрея Ерофеева и Жени Кикодзе. Они пригласили на участие и грузинских художников, среди которых оказался и я.  Мне была предоставлена комната, где я организовал музейное пространство, в которой экспонировались мои картины, там были ковры, стояли кресла, в общем, было очень уютно и красиво. В проекте принимали участие художники из Франции, из Москвы: были Константин Звездочётов, группа «Мухоморы», Андрей Филиппов и многие другие художники. Эта выставка мне хорошо запомнилась. Вот и совсем недавно состоялась интересная выставка в Тбилиси в МОМА о городах. 
- Вы были участником известной грузинской творческой группы «10 – ый этаж». Расскажите о ней.
- Я уже писал диплом, и потому снял комнату, чтобы в ней поработать, а комната находилась на 10-ом этаже и ко мне приходили мои друзья-художники. Темой моего диплома был грузинский государственный деятель и дипломат Сулхан – Саба Орблиани, князь, просветитель, гуманист, писатель, поэт. В 1712 году он сопровождал своего воспитанника Вахтанга VI, незадолго до этого взошедшего на престол, во время его поездки в Персию.
В 1713—1716 годах Саба находился в Западной Европе с дипломатической миссией, там он уже официально принял католичество. Однако тщетно добивался монах-патриот помощи у Папы Римского и французского короля Людовика XIV в борьбе против натиска персидских Сефевидов. Всё ограничилось чисто-внешними почестями.
В 1724 году Саба эмигрировал вместе с Вахтангом VI в Россию. Поселился в Москве, во дворце царевны Дареджан Арчиловны. Сулхан-Саба является автором сборника басен и новелл «О мудрости вымысла» («О мудрости лжи»). Это и стало темой моей дипломной работы. Но до группы»10-ый этаж» существовала другая группа и она называлась «Архивариус». Группу «Архивариус» мы организовали вместе с моим другом Карло Качаравой, ныне покойным. В группу «10-ый этаж» уже входили другие художники   и называлась она так исключительно по той причине, что располагалась на 10-м этаже. 
- Вы работали в качестве художника кино, не так ли?
- Да, я работал в качестве художника кино над фильмом «Новый год» режиссеров Каха Мелитаури и Дато Шенгелидзе.  Это была их дипломная работа. Я даже сыграл там роль. Этот фильм получил гран-при дипломных фильмов в постсоветском пространстве. Председателем жюри на фестивале был режиссер Сергей Соловьев.
- Вы побывали с выставками во многих странах?
- Я выставлялся в Германии, в Кёльне, несколько раз во Франции, в Париже, побывал с интересной выставкой в Будапеште, были выставки в Москве и Ленинграде…
- Где вам понравилось?
- Мне очень нравится у вас, в Петербурге, нравится очень в Париже, в Стамбуле.
- Привлекают ли вас урбанистические темы?
- Да, очень. Последние 10-15 лет я изображаю разные города. У меня есть тбилисская серия. Два года назад я был в туре на Сейшельских островах, где сделал зарисовки на житейские темы, в результате тоже сделал выставку. Меня с детства привлекает путешествие и интересует архитектура.
- Вы принимали участие в проекте Александра Флоренского «Культ личности»?
- С Александром Флоренским мы дружим давно, еще начиная с 90-ых. Мы вместе принимали участие в нескольких выставках и иногда обмениваемся картинами. Сейчас его часто можно встретить в Тбилиси, потому что он купил здесь дом.
 - У вас есть другие увлечения?
- Я очень люблю читать художественную литературу и всё свободное время посвящаю этому.   
- Чем на ваш взгляд, особенно выделяется грузинское искусство?
- Хороших грузинских художников очень много, и все они очень разные. А с приходом глобализации стало очень сложно определить художников по национальности. И определить их можно только по незначительным национальным аксессуарам, фольклорным особенностям или надписям на собственном языке. Так что нелегко утверждать, что грузинский художник непременно узнаваем.
- А это хорошо или плохо?
- Знаете, я даже не скажу, хорошо это или плохо, но хороший или плохой художник определяется не этим.
- Какие художники вам нравятся?
- Мне нравятся Аниш Капур, Виллем де Кунинг, да многие….например,  Дэмьен Хёрст…Мне нравятся его последние работы, где он рисует точками.
- Кого бы вы назвали своим кумиром?
- Диего Веласкеса.
- У вас есть творческое кредо?
- Нет.
- Что бы вам хотелось добавить к нашей беседе?
- Я бы хотел пожелать, чтобы эта эпидемия коронавируса очень скоро благополучно закончилась со всеми своими запретами, и чтобы, мы, художники, могли бы чаще ездить друг к другу, много путешествовать и делать совместные проекты.
- Мы с вами сейчас именно этим и заняты. Можете считать нашу беседу одним из совместных путешествий


Рецензии