Iii. лия швелидзе главная загадка художника остава

      Одним из ярких представителей современных                грузинских художников является самобытный художник Лия Швелидзе, обладающая очень необычным мировоззрением.  Она – дочь заслуженного художника Бежана Швелидзе, выпускница Тбилисской академии искусства, участница многих выставок в самых разных странах. С 80-х годов и по сей день она удивляет любителей искусства своими необычайно интересными картинами. В целом, искусство Лии Швелидзе сильно отличается от других грузинских художников не только своеобразной тематикой, которую она тщательно выбирает, но и художественной техникой, которую использует, сохраняя образность, экспрессивность, и живописность в своих работах. Её картины выделяются необычным колоритом, образующим необычные контрасты. Художник не боится использовать локальные, яркие тона и утрирует формы фигур, делая работы более экспрессивными. В работах Лии Швелидзе можно обнаружить очарование, которое присутствует в ней самой. Смотря на ее произведения, возникает ощущение соприкосновения с красотой и своеобразное настроение, которое, словно, прорывается сквозь холсты в пространство и время.

- В каком городе вы родились?
- Я родилась в Западной Грузии, в Имеретинской области, в ремесленном посёлке Шроша, где мои родители в это время проводили свой отпуск. Шроша очень славится своими гончарами. Пробыла я там три месяца, потом семья вернулась в Тбилиси, где мы и жили. Школу я закончила в Тбилиси. Я родилась в семье заслуженного художника Бежана Швелидзе. С детских лет я видела, как работает папа, как он рисует. Соответственно, стать кем-то другим по специальности у меня шансов практически не было. Бывают семьи, где дети с ранних лет растут вундеркиндами, и стоило им родиться, как они уже рисуют. Я же была обычным ребёнком, и ничем, особенно, не выделялась. Систематически рисовать я начала в возрасте 15-16 лет, правда, до этого ходила на подготовительные занятия вплоть до поступления в Академию художеств. Целых четыре года я поступала в Академию, и наконец, поступила на факультет живописи. Но мне никак не давались эти стандартные художественные композиции, и уже на втором курсе я перешла на театральный факультет. Закончила я Академию, как художник театра, мастерскую Парнаоз Лапиашвили, очень хорошего художника и колориста, замечательного педагога. Эти несколько одинаковые театральные композиции, которые я делала во время учебы, до сих пор хранятся в моих архивах. Слава Богу, после Академии я больше никогда не занималась театром, и работала только в кино. Были сняты только два малометражных телевизионных, ничего не значащих, фильма, я была художником по костюмам.
- Как рано вы начали выставлять свои картины?
- После окончания Академии художеств я скромно отправилась в нашу центральную тбилисскую галерею, где проходила очередная сезонная выставка, и принесла свою совсем крохотную работу размером на 35Х40 см. Должна была состояться комиссия. На следующий день я отправилась выяснять, приняли ли мою работу. Спрашиваю, мне отвечают, что нет, работу не приняли. «А почему?»- спрашиваю, хотела узнать, в чем причина, чтобы дальше уже иметь в виду. Мне ответили, что работа моя слишком маленькая. С тех пор у меня, видимо, сформировался комплекс, и я стала делать огромные размашистые работы, размерами 3мX2м; Еще этому посодействовало то обстоятельство, что было где работать, в ту пору мой муж, Мамука Цехладзе работал сценографом-оформителем в театре Марджанишвили, и их труппе была предоставлена огромная мастерская, площадью в 300 кв. м. и высотой в 13 м, там у нас была возможность работать с огромными холстами. В этот период мы много экспериментировали, что в дальнейшем мне очень помогло использовать различные техники и разбираться в масштабах, позволило полностью раскрепоститься, получить творческую свободу. И это несмотря на то, что время в Грузии было тяжёлым: шла война, и не было ни газа, ни электричества. Сейчас эти работы сохранились и нам очень дороги.
-В каких других областях вы работали?
- Я работала в психо-реабилитационном центре с пациентами в качестве консультанта, давала пациентам задание, и они рисовали, а я объясняла им какие техники можно использовать, учила их композиции.
- Эта работа как-то отражается сейчас в вашем творчестве?
- Нет. Но сейчас я работаю с арт-терапевтами в училище, обучаю рисованию и тому, чтобы они научились разбираться как использовать разные художественные техники, когда они приступят к работе в качестве специалистов по арт-терапии. И еще мы открыли студию, которая называется «Студия для всех», которую могут посещать все, кто хочет заниматься творчеством независимо от возраста.
- Выбираете ли вы определенные темы для изображения?
- Нет, я больше внимания обращаю на визуальность композиции.
- В каких странах у вас были персональные выставки?
- Я представляла свои произведения в Германии, в Берлине, выставлялась во Франции. В Санкт-Петербург,е в Музее современного искусства в Баку у меня была большая выставка. Недавно побывала в Марокко, и, хотя это была достаточно провинциальная биеннале, зато мне удалось увидеть всю страну целиком. Я люблю фестивали, это дает возможность заниматься своим делом, и в то же время путешествовать.
- Где вам особенно интересно выставляться?
- Мне нравится в Германии, там умеют всё видеть правильно. Немцы, будь то специалисты или зрители, понимают сразу, что именно хотел сказать художник. Но сейчас мне больше хочется побывать с выставками в странах, где еще не выставлялась, в Японии, например, или в США.
 
- Судя по вашим работам, вас интересует гендерная тематика?
- Такое мнение возникало у многих. Но меня всегда больше волнует визуальная сторона моих картин. Когда я изображаю мужские образы, я порой рисую своих друзей с натуры, но когда рисую мужчин, как обобщенный образ, у меня это выходит не интересно. Так что не могу утверждать, что это имеет отношение к гендеру, просто я изображаю человека всегда в женском образе.
- И тем не менее, на ваш взгляд, существует ли в искусстве такое понятие как «женское искусство»?
- Для меня нет разделения в искусстве на пол, на мужское или женское, но есть картины, когда можно сразу догадаться, что их рисовала женщина. Выражение, «я – художница», я про себя никогда не использую.
- А есть выставки, которые вы организовываете в качестве куратора?
- Есть такие выставки. Когда у меня была студия, я два раза в год организовывала выставки своих учеников и делала также выставки других художников. Как правило, свои персональные выставки я делаю без участия кураторов, решая кураторские вопросы сама. 
- Есть ли у вас кумиры?
- Их бесчисленное количество, начиная с фаюмских портретов по сегодняшний день.
- К какому стилю вы бы определили собственное творчество?
- Скорее всего, к современному искусству, если это понятие о чем-то говорит. Я ищу новые формы, считаю, что художник не должен творить только для сегодняшнего дня. Как сохранить свое искусство интересным для будущего поколения, это основная загадка художника. Если в других сферах точных наук, знания могут только помочь, то в искусстве это не всегда так, знания, как могут помочь, так могут и помешать художнику в работе, потому их следует использовать исключительно тщательно подбирая.
- Коллекционируете ли вы искусство?
- Понемножку.
- Работы друзей?
- И друзей, и зарубежных художников. Коллекционирование – это еще одна профессия.
- Каким вы представляете искусство в будущем?
- Это один из вопросов, который меня волнует больше всего, как сделать так, чтобы мои работы представляли интерес не только сейчас, но и были интересны всегда, или хотя бы в ближайшие 15- 20 лет…
- А чем-нибудь ещё, кроме живописи, вы занимаетесь?
- Преподаванием. Я работала в Академии художеств и преподавала в новом, так называемом «свободном университете», на факультете визуального искусства, и вместе с этим уже 11 год веду студию. Так что, работы мне, хватает…


 


Рецензии