Iv. мераб сурвиладзе пускай меня считают динозавро

         Мераб Сурвиладзе родился в Тбилиси. Грузия так и осталась его любимым краем, несмотря на то, что он давно уже живёт в Брюсселе. После окончания учебы в Тбилисской государственной академии искусств он переехал в Бельгию, чтобы продолжить свое обучение в Академии La Cambre, а затем в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе. Благодаря историческим семейным связям, Мераб провёл всё своё детство и  юность в Грузии с художниками.
    Его стиль развивался от очень традиционных мотивов и образцов, претерпевая радикальные изменения, как в своей духовной, так и в  творческой концепции. В синхронизации со временем и пространством он добавил новое измерение к своим работам в виде акриловых статуэток ручной работы. Это дополнение позволило художнику еще больше раздвинуть технические границы его искусства, и добавить как новое трехмерное измерение к его картинам. По словам Мераба, тени формируют, провоцируют напряженность, нарушают тональности и придают глубину. В настоящее время Мераб живет в Брюсселе.

- Начнем беседу с самого начала. Где Вы родились, Мераб?
- Я родился в своей любимой Грузии, в городе Тбилиси.
-Когда Вы точно решили, что станете художником?
- У меня очень своеобразная история, которую я Вам расскажу. Дело в том, что с детских лет я рос в местности, которая  носит название Гарикула. Там находится дом моих предков. Начиная с 6 лет, я рос там среди художников. Мой дом, где раньше проходили летние практики академии называется “Маршалиант сасахле”. Это здание – строение 18- ого века. В Гаринула регулярно проводится международный фестиваль современного искусства им. Братьев Зданевичей FEST I NOVA Каспского муниципалитета. Там расположена, так называемая Арт – вилла, где живут объединившиеся в коммуну художники. Вот в этой местности я и рос. Там находится дом моих предков. В этой местности, где проводились практики студентов академии художеств, я видел все мероприятия и всякие сумасшествия, которые там проводились художниками.
    В детские годы я хотел стать врачом. В детстве я был болезненным ребенком, но потом поступил в художественный техникум, проучился 4 года и закончил его с отличием. Я, практически, проходил летние практики у себя дома. Так что моя семья крепко связана с академией художеств, и еще моя прабабушка принимала художников, и они постарались, чтобы министерство культуры получило наш дом.
- А эти мероприятия современного искусства до сих пор проводятся там?
- Конечно. Арт-вилла Гарикула находится очень близко к Тбилиси, она сдана на 100 лет и вокруг неё живут творческие люди. Это рай, куда посторонним вход воспрещен. Об этом, кстати, гласит надпись на потолке под крутой деревянной лестницей виллы. «Это модель того, как могут жить будущие поколения. Здесь человек ощущает настоящую свободу. Здесь нет таких ограничений, которые существуют в больших институциях. Это, можно смело сказать, философское место, место для размышлений, где человек получает возможность думать». Может именно это и послужило причиной  тому, что я решил стать художником.
- А насколько важно художнику проходить обучение, ведь множество известных художников становились художниками, ограничиваясь самообучением?
- Я считаю, что это очень важно. Даже после обучения важно искать тех художников, у которых мы можем чему-либо научиться. Я иногда встречаю соучеников, которые остановились на своем уровне и не получают развития, в  них осталось только то, чему их научили в институтах. Да, конечно, нам дали хорошее обучение, мы окрепли и обрели мастерство. Ведь в советские годы обучение было на высоком уровне. Даже те художники, которые нигде не учились, но рисуют, всё равно учились у кого-либо. Так что учение очень важно.
- Когда вы переехали жить в Бельгию?
- Первый раз я приехал в Брюссель вместе с мамой в качестве туриста. Потом мама вернулась в СССР, а я остался. Бабушка, которая уже жила в Бельгии, водила меня по самым разным культурным мероприятиям и представляла меня как артиста. В результате, какая-то галерея заинтересовалась моими картинами, появились контракты, составлялись договоры и даже бабушка добыла для меня заказ.  Мои работы стали продаваться, и я остался. Для меня, 24-летного, только окончившего Академию, это были большие заработки.  Появились друзья, которые повели меня в местную Академию la Cambre и я решил перевестись из грузинской академии в брюссельскую, но в Грузии мне отказались выдать документы. В результате я закончил Грузинскую академию, прежде чем перевестись в Бельгию. А спустя год СССР распался.
- Какой стиль Вам ближе?
- Мне, конечно, ближе наивное искусство. Это потом я стал рисовать так, как рисую сегодня.
- Да, я видел ваши работы в Санкт-Петербурге на выставке грузинских художников, организованной Софико Хабулиани, которая проходила в Эрарте, очень интересные работы.
- Я тоже люблю эти работы. Я часто строю их в черном цвете, затем  докрашиваю. Обычно я рисую голландскими красками. Сейчас ко мне обратилась английская фирма “Doler Rowney”, и снабжает меня своими красками.
– Выражаются ли в вашем письме национальные особенности грузинского художника?
- Когда еще грузинские художники избегали изображать что-то в грузинском стиле, я, страдая от ностальгии начал рисовать грузинские костюмы. Потом, когда я поменял свою мастерскую и женился, я решил изменить весь образ жизни, и стал рисовать то, что происходит сегодня. Но я думаю, что у меня до сих пор сохранился стиль наивного искусства. И сегодня меня причисляют к художникам “contemporary art”.
– Есть ли творческие задачи, которые вы перед собой ставите?
- Наверно, я буду восприниматься как динозавр, но я сторонник того, чтобы использовать в искусстве такие классические атрибуты, как карандаш, холст  и масляные краски, и если использовать и другие материалы, то только как дополнительные для достижения различных эффектов.
– Насколько правильно происходило формирование искусства в мире?
- Мы все много критикуем современное искусство, но я считаю, что всё, что происходило – происходило правильно. Есть даже теория Франка Лепажа, что “современное искусство” придумали американцы, и это их самый удавшийся проект.
 Комментарий Хатуны Хабулиани: “Мераб Сурвиладзе - грузинский художник, живущий в Брюсселе. Он окончил Тбилисскую академию художеств в 1990-х годах и, как и другие молодые художники его поколения, отправился на Запад, чтобы встретить новые возможности. Какое-то время он был известен как автор красочных и гротескных произведений, а однажды его живопись превратилась в проект совершенно другого рода: абстрактную живопись, основная тема которой - виды сверху и тени. Работы Мераба Сурвиладзе вызывают непростые эмоции и производят впечатление с первого взгляда. Это очень эффектные изображения, которые легко увидеть в выставочном пространстве, но им также нужно время, чтобы понять настроение, которое возникает после первой встречи с ними. Картина Мераба Сурвиладзе развивает одну главную тему: бесконечное количество условных тел изображается их тенями в разных направлениях и частотах, а также в условном поле. Эти тела рельефные, цветные, разных размеров, иногда вызывают ассоциации с группой птиц, иногда с небольшими; В одном месте размытые очертания, а в другом - более выраженные человеческие фигуры, которые существуют неразрывно со своими тенями.”.


Рецензии