V. муртаз швелидзе во все времена важна индивидуал

              «Муртаз Швелидзе вырос в доме живописца в огромной мастерской. Так сказать, запах краски нюхал с рождения. По его словам – “Все мы переболели Сезанном”. Я не видел ни в одной из работ Муртаза местную Грузинскую тематику, скорее наоборот -использование клише из западных журналов. Его холсты-своего рода игры в Поп Арт, но по форме, напоминают мне «Новых Диких» -  пишет о нём Леонид Зейгер.
Лично я Муртаза знаю давно. Он много раз успешно выставлялся в мероприятиях, которые мы организовывали. Помню, как вместе с Леонидом Бажановым пили чачу у Муртаза дома, когда вместе принимали участие на одном из организованных в Тбилиси «Артистерий».  Было очень весело.

- Где ты родился?
- Я родился в Тбилиси, в сентябре 1965 года. По знаку я Весы.
- Когда ты понял наверняка, что станешь художником?
- Я родился и вырос в семье художника, фактически в Доме художника, отец мой художник, и соседи, которые у меня были соответственно тоже. Можно сказать, я родился уже в мастерской и вырос в ней. Для меня запах масляной краски – аромат, который я вдыхал с рождения.
- Где ты обучался?
- С 8-ого класса я поступил учиться в техникум Николадзе. В те годы это был самое известное учебное заведение в Грузии и поступить туда было очень непросто. По окончании техникума меня приняли в Академию художеств. В те советские годы на территории СССР было только три академии: в Тбилиси, Ленинграде и Риге.
- Расскажи, в каких выставках ты принимал участие?
- Выставлялись мы каждый раз, как заканчивался семестр. Это были групповые выставки. Но в 90-ые я посмел открыть галерею, которая называлась “Old galerie”. Это была маленькая, но очень популярная галерея, ею руководил мой старший друг Арчил Дарчия. Вот уже 10 лет, как работаю с галереей, которая называется “Dedicace”, где раз в год осуществляется одна персональная выставка. Галереей управляет Дедика Булиа.
- Какая выставка особенно запомнилась и почему?
- Больше всего меня поразили работы немецких художников Дзозефа Бойса и Ансельма Кифера, которые я увидел, когда в 90-ые отправился в Германию.   Для художника, совсем недавно получившего диплом в академии это были очень неожиданные работы.
- В какой стране выставляться особенно приятно?
- Для меня важно, какие зрители приходят смотреть мои работы. В какой стране я выставляюсь, не имеет значения.
- Есть ли у тебя какие-либо другие увлечения?
- У меня нет других особо характерных хобби, но летом люблю заниматься рыболовством, но не удочкой, а сетями.
- Чем бы ты занялся, если бы не стал художником?
- Как-то во время телевизионного интервью у меня это спросили, и я ответил, что тогда бы я захотел стать детективом, как Шерлок Холмс.
- Работы какого художника произвели на тебя особо сильное впечатление?
- В течение времени вкусы у меня, естественно, менялись. А если назвать художников, которых я люблю и являюсь фаном, таких нет. В учебный период и в техникуме, и в академии мне нравились постимпрессионисты, нас даже обучали цветовой живописи, рассказывали, как получать холодные цвета, им присущие, учили рисовать как Ван Гог или Сезанн, и мне это нравилось. Я читал Ван Гога «Письма Тео» с удовольствием. В те годы достать книги о других художников было очень сложно, это являлось, чуть ли не роскошью.
- Твой любимый художник?
- Сейчас мне уже нравятся другие художники, Эдуардо Хоппер, например. Мне очень близко его мышление и то, как он видит.
- К какому стилю ты относишь свои работы?
- Думаю, что это не художник сам решает, а искусствоведы. А художнику больше свойственно выразить себя с полной откровенностью, выворачиваясь наизнанку.
- Что тебя особенно вдохновляет?
- Я не считаю себя трудолюбивым художником, который рисует с утра до вечера. У меня бывают перерывы отдыха, когда я не работаю, но я не люблю эти периоды, потому что от этого становлюсь слабым и неуверенным. Но зато, когда после этого начинаю работать, то уже работаю непрерывно, на износ, делая работы сериями.
- Как бы ты сам себя описал?
- Это сложно. Но в принципе, я в первую очередь отметил бы, что я  романтичный и чувственный… рефлексирующий интеллигент.
- В каких конкурсах Вы принимали участие?
- Так сказать, поступление в академию тоже считается конкурсом. Но как-то в своей мастерской я открыл пансионат. У меня проживали художники из Германии. Они устроили соревнование, сделать пост-карды, у кого будет  изображен Тбилиси лучше. Они попросили и мня принять участие в этом конкурсе. Даже придумали какай-то специальный приз, который я выиграл.
- Каким ты видишь искусство в будущем?
- В будущем искусство может стать цифровым, но эти цифровые манипуляции будут носить временный характер. Я убеждён, что во все времена важнее всего останется мастерство и талант человека, его индивидуальность и неповторимость.
- Твоё творческое кредо?
- Творческое или человеческое кредо одно и тоже. У меня была работа, которая называлась «Камера хранения чувств», где присутствуют ящики. Я считаю, что искусство должно придерживаться золотой середины между полной откровенностью и китчем.
Комментарий Хатуны Хабулиани: Муртаз Швелидзе - художник, в работах которого банальные предметы и сцены превращаются в головоломки и обретают магию. Его живопись, конечно же, напомнит вам историю поп-арта с его интересом к, казалось бы, незначительным, почти китчевым изображениям. Вы сразу заметите его работы, где бы вы их ни увидели - в интерьере галереи, дома знакомых, отеля или кафе, и они никогда не будут забыты. Муртаза рисует четкие, красочные, выразительные сцены, с помощью которых пытается вспомнить и восстановить впечатление, полученное в детстве, с помощью больших рекламных баннеров, постеров к фильмам, кадров из фильмов


Рецензии