Vii. тамар меликашвили перед человеком открыты все

 Тамар Меликишвили - тбилисский художник из удивительной художественной семьи. Её работам и в то, как она умеет влюбляться во все, чем бы она не занималась — невозможно не удивляться. C Тамарико мы поговорили о необходимости художественного образования, об искусстве, о живописи, да и вообще обо всём. Предлагаю прочитать наше с ней интервью и вдохновиться прекрасной художницей.
- Я родилась в 1967 году, в семье скульптора, семья у нас была большая. Бабушка, дедушка, тётя, то есть, сестра отца, все имели отношение к искусству. Когда я росла, дома всюду лежали рисунки. У отца была мастерская на улице Кипшидзе, но потом он по независящим от него обстоятельствам, он ее уступил своему приятелю и скоро потерял. В результате, работать ему уже приходилось дома. Моя мама ему все разрешала. Так что для нас с братом творческая атмосфера всегда являлась нормальной обстановкой, мы в ней и жили. Но у нас никогда не возникало чувства, что мы друг другу мешаем. Отец был словно подключен к другому измерению и безмолвно, тихо всегда работал. Я иногда спрашивала у него, не мешаем ли мы ему, ведь семья наша со временем стала больше, когда у нас с братом появились дети, в ответ он благостно улыбался и тихо продолжал свою работу. Сейчас, после его смерти, квартира, переполненная его чудесными работами, осталась за нами. В результате, и я, и мой брат стали художниками.
- Когда вы поняли, что станете художником?
- Сначала, в детстве, я не предполагала, что стану художником. В доме больше всего искусством занимался мой брат. Но, начиная с 5-го класса я тоже стала рисовать, и рисовать хорошо, потому что в детстве никто у меня не требовал, что если я рисую, то должна нарисовать те или иные гипсовые образцы, К тому же, у меня появились хорошие учителя по рисованию, потому что рядом с мастерской отца находились мастерская художника Альберта Дилбаряна, и если мне нужно бывало что-то узнать по искусству, я спрашивала у них. У Дилбаряна не было своих учеников, но он раскрывал мне многие секреты живописи. Однажды, я подошла к его мольберту, рядом с которым стояла увядающая роза в стеклянном стакане. Дилбо, как мы его называли, посмотрел в ее сторону и сказал: «Вот посмотри на цветок, который столько прожил, но всё еще хочет жить. Как это красиво». У меня в ответ на его слова потекли слезы. И я нарисовала ее от души. Это был наш первый урок живописи. Эти годы были очень важны для меня. По рисунку со мной, конечно, больше занимался отец. И так обучаясь я поступила в Тбилисскую Академию на факультет станковой живописи. Это были прекрасные годы,  были все условия для обучения, находились отличные педагоги, великолепно обучающие студентов. Вот все это и стало великолепной базой для меня.
- Где вы стали работать после окончания академии?
- После академии я проработала в некоторых журналах, как иллюстратор, например, в журнале «Лила», и преподавала в классах живописи при Министерстве просвещения. В эти годы я активно принимала участие в выставках, которые проходили в национальных галереях. Но потом, когда появилась семья, я стала больше заниматься ею, но все равно, не было месяца, чтобы я не работала.
- Вы иллюстрируете книги?
- В основном, иллюстрирую журналы, и вот два года назад в Англии вышла книга «Supra», ее воспоминания и описания о грузинской кухне, и я ее оформила. Её автор, Тико Тускадзе, живёт в Англии и является ресторатором. Она  попросила меня иллюстрировать свою книгу, и за эту работу я взялась с большим удовольствием.
- У вас в биографии отмечено, что вы конструируете детские площадки.
- Мы с однокурсником, моим товарищем, создали культурную организацию, которая конструирует детские площадки.
- А какие фестивали вы организуете?
- Вместе с приятелем, мы организовали фольклорный фестиваль, который проводим каждый год, начиная с 2004 года, и в этнографическом музее, находящемся у Черепашьего озера в Тбилиси, выставляем рукодельные изделия. Это мероприятие мы назвали «Арт-ген».
- У вас широкое признание за рубежом, ваши работы находятся в Германии, Англии, Италии, Франции…Каким образом?
- Трудно сказать, почему так вышло. Меня часто выбирали для участия в разных выставках и симпозиумах. После симпозиумов мы оставляем свои произведения на несколько дней на продажу, и каждый раз выясняется, что все мои работы раскуплены. По какой причине, и каким образом это происходит, я не имею представления. Я люблю эти симпозиумы, потому что там я отдыхаю душой. Вот в эти дни я рисую на всю катушку. Возможно, когда человек так целеустремленно настраивается на работу, это привлекает.
- Полагаю, что вы притягиваете людей всем своим обаянием.
- Я?... Не знаю…
- В какой стране находиться вам приятнее всего?
- Я больше всего люблю свою страну, но так как часто бываю на симпозиумах в Германии, я люблю эту страну тоже, потому что, знаю, что все свои обязательства и обещания они исполнят, и всё, что они обещают осуществить у себя, все будет сделано. На эти симпозиумы приезжают художники со всего мира, и мне с ними всегда приятно работать. И еще, там живут близкие, очень родные люди, которые рады мне всегда. Но я не меньше люблю ездить и в Италию. Тамошние люди мне близки по темпераменту. Пребывая в Италии, мне словно хочется все охватить. Когда я узнала, что где-то рядом находятся работы Джотто, я никак не могла успокоится, пока их не увижу. Как-то мы пошли смотреть работу Джотто, после реставрации. Когда я ее увидела, то была так ошеломлена, что застыла на месте и продолжала стоять, пока ко мне не подошли контролеры, и не сказали, что одной в зале оставаться не разрешается. Еще меня удивили три прекрасных портрета Пьера де ла Франческа, находящиеся в музее Уффици. Когда смотришь эти работы, то возникает ощущение, что сейчас перед тобой откроются все другие загадки мира, так это ошеломляет. Я так прониклась этими работами, что обнаружила в них даже влияние шумеров. Открою вам также, что я никогда не бываю довольна собой. И может именно по этой причине, когда галеристы предлагают мне сделать персональную выставку, всегда отвечаю, что я к этому не готова.
- Есть ли у вас другие увлечения помимо живописи?
- Я много чем занимаюсь. Я даже выступала с марионеточными куклами, ставила спектакли. Или вот, организация этих фестивалей, которые требует проводить поиски талантливых и самобытных участников, художников, которые работают по металлу и дереву. Много увлечений в этой жизни, в свободное время люблю читать литературу.
- В вашей биографии обозначено, что вы работаете в студии Наты Буачидзе, чем занимается эта студия?
- Это место, где я преподаю. Обучаю детей всему, что можно делать руками. Я преподаю лепку, академический рисунок, экспериментальный арт. Есть у нас также группа, которая занимается мифологией. У меня к ученикам свободный подход. Сначала предоставляю детям много разного материала, потом мы придумываем темы, и можно рисовать сколько угодно, главное условие – не мешать им работать. Просто очень важно найти момент, когда их остановить, чтобы они не стали портить свои произведения, тогда у детей интуитивно могут получится шедевры. Работая с ними, я забываюсь и тоже становлюсь ребёнком, они обращаются ко мне по имени, как к ровеснице.
- Каким на ваш взгляд будет искусство будущего?
- Я нахожу, что все развивается по спирали. И теперь перед человечеством открылись такие мощные возможности, что человеку остается только делать то, что он задумал. Главное, чтобы человек правильно нашел свое предназначение.


Рецензии