Вайбер 87. Чем мудрость отличается от разума

6 декабря 2019 года

Александр Сорокин: Сегодня, во славу Божию, отослал то, что лежало у меня по одному проекту (подработка) мертвым грузом. Как легче стало на душе! Трудно было только решиться разорвать цепи зла. Эх, как я вообще во все это влипаю, не подумав?
Помню, как не мог найти работу, когда пользовался рабочей сим-картой в личных целях - как только отдал ее и покаялся, сразу позвонил работодатель.
Интересен так же и такой момент.  Фирма у нас, как я говорил, небольшая. Несколько человек, причем приходящих специалистов. Следовательно мои поступки вполне могут отражаться на делах фирмы. С лета, когда я опять взялся за этот "калым", который делал кое-как, всё в фирме идет не так. Хотя до этого был оптимизм и рост.
Н.П.: Да, людям надо научиться жить просто: что требуется, то и сделал; что попросили, то и отдал; что пообещал, то выполнил; когда побуждают сделать что-то не так, то без всякого сомнения отказываться . Никакой отсебятины. Так живут дети. К этому призывает нас Спаситель. Просто - значит никакой отсебятины: ничего личного, ничего, что исходило бы от своей самости.
Простота не отрицает разума. Более того, его привлекает и использует, ибо "Где просто, там Ангелов сто; а где мудрено, там ни одного". Мудрость же, которой разум есть братом, свыше приходит. Чем мудрость отличается от разума? Ведь и то и другое есть Божественные добродетели, т.е. дары Святого Духа, Бога. Мудрость есть способность познавать истину, т.е. Божью волю. А разум есть способность мудрость использовать, т.е. поступать мудро.
Иными словами,  мудрость есть инструкция, а разум есть инструмент для ее использования. Потому человек разумный тогда, когда поступает мудро. Однако обратное неверно: можно быть мудрым, но поступать неразумно. Пример тому видим у Соломона. Бог даровал ему мудрость: он мог познать истину для каждого дела, для каждой ситуации, однако, поступил неразумно, разрешив своим женам свободно исповедовать в его царстве свою религию, и даже сам участвовал в их обрядах.
Вот тут мы и наблюдаем, что, оказывается, чтобы быть разумным, т.е. поступить мудро, нужно иметь добрую волю. Воля же есть способность принуждать самого себя отказаться от злого и  поступить по доброму: "отказаться от зла и сотворить добро" (Пс.33).
Иными словами, взять себя за шиворот и сделать доброе дело: и так поступать ежедневно. Т.о. для разумного действия необходима также осознанная воля человека: его твердая решимость поступить именно так и не иначе. Вот, что значит быть разумным.
Вот сильной доброй воли у Соломона и не хватило. А почему?
Потому что изнежил себя потаканием своим животным инстинктам. Слово Божие даже показывает это, называя число его жен и наложниц. Вот и причина: сластолюбие и невоздержание. Так и царь Давид, пока имел только одну жену и проводил жизнь воздержанную, то и с войском выходил первым и греховных побуждений не принимал. А как только попустил себе посчитать себя "восточным царем", т.е. считать нормальным для себя пользоваться жизнями своих подданных, то уже и не ходил с войском, а услаждался довольством и покоем дворцовой жизни. В то время, как его войско воевало, он, вкусно пообедав, прогуливался по саду на крыше своего дворца, бесстыдно разглядывая приватные действия жителей окрестности. Так он и увидел купающуюся жену своего доброго воина, страстно воспылав к ней. Превозношение, сестра гордости, открывает путь невоздержанию, которое закрывает глаза души человеку и он уже не видит греха. Вот так. Здравия не бывает без воздержания!


Рецензии