У11 фестиваль театров Югры

Это мероприятие прошло в Ханты-Мансийске с 25 по 30 мая 2016 года
Здесь собраны репортажи, написанные мной для «Тюменской правды»
Эти спектакли идут и сейчас, если попадутся - посмотрите - не пожалеете, или спектакли этих театров

 25 мая в Ханты-Мансийске открылся седьмой окружной театральный фестиваль "Белое пространство". В столицу Югры приехали все девять профессиональных театра округа. Как заявлено в афише фестиваля они покажут 17 лучших спектаклей для детей (12) и взрослых (5).

В органном зале Концертно-театрального центра "Югра-классик" прошла официальная церемония открытия фестиваля. Официальным в ней было разве название. На сцене оркестр национальных инструментов театра "Солнце" исполнял негромкую и приятную музыку. Ведущий напомнил вкратце историю фестиваля: прочитал репертуар нынешнего. Очень смешно были представлены публике руководители театров - "дочь" пожилого "ханты" выбирала себе "жениха" и выводила их на сцену. Затем на сцене постояли и показали себя публике взрослое и детское жюри фестиваля.


Председателю жюри критику Арине Шепелевой доверили "ответственную миссию" - сделать зарубку на специальном бруске.
Вечером, после окончания программы дня жюри провело нелецеприятный разбор увиденного. "На орехи" досталось всем, хотя иногда после разбора член жюри вдруг говорил - "Спектакль мне понравился!"
"Наши сказки"- спектакль открытия фестиваля
Первым театром, покащавшим свой спектакль на окружном театральном фестивале "Белое пространство" окаэался Театр кукол из Ханты-Мансийска. "Наши сказки" - компиляция сюжетов разных сказок - о том, что дружба: взаимопомощь смогут победить самого сильного злодея. Сказка адресована юным зрителям, но оказалась интересна всем - зал был полон.
После спектакля артистам аплодировали стоя, вручили цветы и диплом участника, а директор театра сделал на фестивальном бруске первую зарубку.
Умка и Мечта Наташи

В первый день фестиваля "Белое пространство" зрители увидели: сказку "Умка" сургутского театра Актера и Куклы "Петрушка" и моно-спектакль. "КТЦ "Югра-Классик" по популярной пьесе Ярославы Пулинович "Наташина мечта" в постановке режиссера Анны-Ксении Вишневской.

"Умка" хорошо известная по мультфильму и популярная сказка. Поэтому в большой зал центра "Югра-Классик" набралось достаточное количество детской аудитории самого нежного возраста - от двух до четырех лет, пришедшие как с мамами и бабушками, так и организованно - детсадовскими группами.

На первом ряду партера восседало детское жюри из пятиклассников Ханты-Мансийской гимназии №1. Спектакль предварялся появлением на авансцене перед закрытым занавесом двух актеров, одетых в костюмы в русском стиле. Они выполняли функции зазывал, хотя все зрители уже сидели в зале. А затем, когда занавес раскрылся - началось действие, как в мультике: мама - белая медведица укладывает сыночка спать и рассказывает ему сказки о рыбе - солнце и т.д.

Дальше на сцене появляются очень странные люди - с красными носами, как у клоунов и бородами как у Дедов Морозов. Они танцуют под музыку из транзисторного приемника, да так заразительно, что и дети начинают танцевать в проходе зрительного зала. А дальше действие походит на цирк - на сцене тюлени, пингвины чайки вытворяют всякие штучки типа "смотрите, что я умею делать". А на прощание все вместе фотографируются на память.

Следующий спектакль, адресованный более взрослой аудитории, чем "Умка" - "Наташина мечта".Сыгравшая этот спектакль Татьяна Ахмадыршина руководит в КТЦ "Югра-классик" "Школой ведущих", Но согласилась на предложение режиссера Анны-Ксении Вишневской попробовать себя в роли актрисы. Проба на мой взгляд удалась, судьбу девчонки, воспитанницы детского дома, мечтавшей о любви Татьяна рассказала как о собственной судьбе.


Закончился первый день фестиваля спектаклем "Курт куда идешь?" театра кукол "Барабашка" из Нижневартовска. Спектакль- притча, спектакль-сказка, спектакль-быль поставлен режиссером Анной-Ксенией Вишневской. Курт, водитель портового погрузчика и отец троих очаровательных малышей вдруг задумывается над вопросом - а так ли он живет, может ли он сделать для людей что то большее, чем быть водителем? И уходит из дома в поисках ответа.
Но героем и любимцем города он становится именно как водитель погрузчика.

Взгляд на Бредбери из Сургута

Второй день фестиваля театров Югры "Белое пространство" начался спектаклем сургутского театра актера и куклы "Петрушка" 451 градус по Фаренгейту по одноименной антиутопии американского фантаста Рея Бредбери.

История о том, как пожарный, сжигающий книги по приказу руководства, однажды заглянул в книгу, стал ее читать и стал думать - эта история изложена в формате "пересказ пересказа". Художник-постановщик спектакля оформил его большими листами крафт бумаги, а многих действующих субъектов одел в "костюмы" из бумаги, картона и в картонные коробки разных размеров. Свет был настолько минимален, что позволял увидеть представление в общих чертах.

Музыка в стиле "техно" напоминала звуки некоего производства где визжали пилы и ухал молот.

В этот день Ханты-Мансийский театр кукол показал спектакль по сказке Шарля Пьеро "Спящая красавица" Две красивые актрисы рассказали детям известную сказку, иногда держа в руках куклы - принца, принцессы. Этот спектакль очень понравился детям и не вызвал нареканий жюри фестиваля.

Так же жюри довольно благосклонно приняло моноспектакль "Городского драматического театра" из Нижневартовска. История рабочего мебельной фабрики, всю жизнь мечтавшего увидеть Париж вызвал душевный отклик у большинства зрителей.
На вечернем заседании после окончания дня жюри раздало "всем сестрам по серьгам".
На окружном театральном фестивале "Белое пространство" завершающемся сегодня в Ханты-Мансийске показали действительно лучшие спектакли адресованные детям.

"Соломенный бычок" Театра кукол "Волшебная флейта" г. Нефтеюганск о многих непреходящих ценностях жизни: о том, что чужой ребенок может стать своим (корова усыновляет соломенного бычка) О том как Домовой спас дом, в котором жил от волка и так далее. Достоинством и одновременно недостатком этого спектакля является слишком пестрое, яркое его оформление, когда действующие лица теряются на чрезмерно пестром фоне. Поставил спектакль режиссер Андрей Мелентьев.

"У кота Воркота" показанного Няганским детским музыкально драматическим театром сценическое оформление также очень яркое, но так как дети сидят на подушках на самой сцене это их не отвлекает, а даже настраивает на предвкушение сказки. И они ее, сказку получат и даже сами будут вовлечены в эту волшебную сказку, в которой за полчаса действия не прозвучит ни одного слова. Сказка настолько интересная, что этот юный зритель забыл о конфете в своем рту. Режиссер Виктория Евтюхина.

"Елена Премудрая", сказка, представленная на фестиваль Театром обско-угорских народов "Солнце" по моему мнению и по мнению зрителей пожалуй лучший детский, а, возможно, вообще лучший спектакль фестиваля. Великолепная режиссура, очень достоверная игра актеров, точная работа художников - видно, что над спектаклем работала дружная бригада единомышленников, и возглавил ее режиссер Александр Тургачев

"Папамамалогия", показанный студией "Версия молодых" Сургутского музыкально-драматического театра, больше походит на концерт, или на монтаж,из стихов, песен, танцев и шуток, чем на спектакль в классическом понимании.
Общее впечатление от фестиваля - спектакли, предназначенные для детской аудитории - самые лучшие на этом фестивале!

Архипелаг обид
Тему, настроение спектаклей для юношеской и взрослой аудитории последних двух дней 7-го окружного театрального фестиваля "Белое пространство" задал спектакль "Городского драматического театра" Нижневартовск.

В некоем детском лагере собираются дети, страдающие от нанесенных им обид, Обиды разные серьезные и кажущиеся нам пустяковыми, но они сидят в душах перенесших их детей, заставляя их мучиться, перерастая в комплексы неполноценности. Как от них избавиться, лелеять в душе или их перебьет чужая, более горькая обида? Или все таки театр напоминает взрослым о хрупкости детской психики? Еще до спектакля в коридоре перед залом трансформером на полу лежали листы бумаги с записанными на них детскими обидами. Спектакль начинается с того, что дети показывают зрителям свои обиды, записанные на простынях, а затем разыгрывают эти обиды в лицах. Пьеса Елены Ерпылевой, постановка Маргариты Зайчиковой.

Продолжил тему обид спектакль Няганьского детского музыкально-драматического театра "Спасти камер-юнкера Пушкина". Питунин, наш современник, ему как то не везет с Пушкиным - в детском саду, школе, в армии, его буквально на каждом шагу спрашивали "Ты не любишь Пушкина?" Конечно же не любил, обижался на "наше все", и даже сожалел, что Пушкина не убили раньше, чтобы он написал меньше произведений, которые Петунина заставляли учить, и которые не хотели запоминаться. Но проходит время и наш герой задумывается о том, как бы он спас камер-юнкера Пушкина. Режиссура спектакля Льва Иванова.

"Любовная диатриба мужчине в кресле" - еще один моноспектакль Театра обско-угорских народов по пьесе колумбийского писателя Маркеса. За несколько часов до двадцатипятилетия "счастливого брака, похожего на ад" Грасиела обиженная на своего мужа, высказывает ему свою гневную диатрибу! Публика смеется, молчит аплодирует, переживает! Поставила спектакль Анна-Ксения Вишневская.

И завершает тему обид моноспектакль Сургутского музыкально-драматического театра "Чернобыльская молитва" по пьесе Светланы Алексиевич в постановке Линаса Зайкаускаса.
 Вдова пожарного гасившего пылающий энергоблок Чернобыльской АЭС вспоминает последние дни своего мужа. Актриса Анна Лычкатая ничего особенного не делает - стоит у микрофона и вспоминает как была счастлива и как больно было потерять мужа. боль от потери которого ни чем не унять. А зрители разного возраста слушают, затаив дыхание и многие плачут, а после - стоя аплодируют. 7-й окружной театральный фестиваль "Белое пространство", собравший в Ханты-Мансийске все профессиональные театры ХМАО-Югры, не позиционировал себя как конкурс.

 Приглашенные критики из Москвы и Петербурга при участии Народного артиста из Тюмени Владимира Орла, именуемые "экспертный совет", каждый вечер разбирали увиденные ими спектакли и обещали отметить самые лучшие из них дипломами.
И вот долгожданный момент настал - в органном зале КТЦ "Югра-классик" собрались артисты, администрация театров, экспертный совет и детское жюри, чтобы назвать лучших. Свой диплом получил каждый театр-участник фестиваля. Среди номинаций не было: "Лучший спектакль" или "Лучший актер", а были, например "За актерскую убедительность" или "Мастер эпизода".

После демонстрации небольшого видеофильма о фестивале на сцену пригласили экспертный совет, каждому члену которого вручили цветы, "уточку" и подарок в небольшом пакете. Критик Владислава Куприна призналась, что весь фестиваль мечтала получить вот такую Уточку, и теперь ее мечта сбылась. Председатель экспертного совета Арина Шепелева заглянула в пакетик и достала оттуда баночку, похожую на кофейную.

Объявлять дипломантов и вручать им дипломы стал ведущий вечера тележурналист Виктор Журавлев, которому очень креативно помогали актеры театра Обско-угорских народов "Солнце". Актрису Ханты-Мансийского театра кукол, получавшую диплом, на сцену и с нее они выносили-уносили на руках, а актера "Городского драматического театра" из Нижневартовска, получавшего приз за "Лучший актерский ансамбль" они взяли в круг, и прыгали с ним, как спортсмены, отмечавшие победу. Своего товарища, отмеченного дипломом за роль Солдата в скзаке "Елена Премудрая" они качали на руках, а затем он, счастливый, благодарил всех и отца и мать и себя - в стиле актеров, получивших "Оскара". Татьяна Ахмадыршина, сыгравшая "Мечту Наташи", получаю свой диплом расплакалась и призналась в любви к режиссеру-постановщику спектакля Анне Вишневской.

Увы, этот фестиваль стал внутренним делом участвующих в нем театров - его не посетили официальные лица округа, не освещался он и местной прессой. В фестивальной газете "Белое пространство" за дни проведения фестиваля вышедшей в свет 2 раза тиражом по 250 экземпляров журналистами работали студенты первого курса Югорского университета. На закрытие фестиваля пришел заместитель председателя окружной думы, писатель Еремей Айпин. Ему вручили диплом фестиваля "За содействие театральному делу".

Детское жюри наградило понравившиеся им спектакли мягкими игрушками. В спектакле "Лягушонок Ливерпуль" было отмечено музыкальное сопровождение Елены Козимиренко. Так органистка КТЦ "Югра-классик" получила театральный приз!

После небольшой паузы, отведенной на исполнение танца - степа актерами театра "Солнце". Пришла очередь председателя тюменского отделения Союза театральных деятелей России Владимира Орла вручить свои дипломы и ценные подарки (наручные часы) от Тюменской областной думы. Седьмой фестиваль завершился, а о восьмом пока еще не думали.

 


Рецензии