Дорогая награда далекой юности

Дорогая награда далекой юности
25 февраля 2021

Нашёл в своих архивах дорогую и памятную для меня награду - грамоту от 16 ноября 1987 года.

Ее вручили мне и командиру части за подготовку и реконструкцию испытательной станции, в которой мы провели два испытания космической станции "Мир" на интегральную и локальную негерметичность. За двухлетнюю реконструкцию станции СМ-702 и испытания пилотируемой космической орбитальной станции "Мир" выплатили неплохую по тем временам премию по 50 рублей, что составляло 20% от оклада по воинскому званию и инженерной должности.

Мне было тогда 26 лет.

Подписал грамоту второй космонавт СССР генерал -лейтенант авиации Герман Степанович Титов, который был тогда нашим начальником.

10 лет спустя

Спустя ровно 10 лет Герман Степанович Титов приехал в Саров и с ним в Доме Культуры была организована встреча.

Я прибыл в военной форме, отпросился со службы, предусмотрительно захватил с собой грамоту и когда встреча завершилась я смог подойти к Герману Степановичу на трибуне.

Показал грамоту и попросил поставить свой автограф на грамоте - десять лет спустя.

Он молча, ничего не сказав, поставил подпись и дату 9.06.97.

Как все это было...

Немного о станции. Вакумные станции (барокамеры) для испытаний космических аппаратов СМ-702 (большие объекты) и СМ-357 (малые спутники, легкие скафандры, скафандры для выхода в космос типа "Орлан-Д") были разработаны еще до полета Первого космонавта Юрий Алексеевича Гагарина в космос.

В вакуумной станции испытывались космические корабли и станции, путем размещения объекта внутри и откачки воздуха вакуумными механическими и диффузионными насосами до вакуума 0,001 мм.рт. ст.

После того, как достигался заданный уровень вакуума в контролируемые отсеки по подстыкованным трубопроводам подавались контрольные смеси.

Утечка детектировалась очень сложной и очень капризной машиной гелиевым течеискателем ПТИ-6, (ПТИ-7), ПТИ-7м, ПТИ-10, ПТИ-14 и т.д.

Работа была чрезывачайно трудоемкой и по трудозатам в технологической документации занимала 30% всего объема подготовительных работ.

Насколько мне известно в США такие работы не проводятся в связи с высоким уровнем доверия к технологии изготовления. Наши объекты проверядись на заводе (до отправки на космодром) и на космодроме в Монтажно-испытательном комплексе космических объектов.

Трудозатраты в основном определялись необходимостью прецизионной подстыковки "соломы" - трубок высокого давления к борту космического аппарата.

Каждый из нас был эквилибристом, так как подстыковка трубок в верхней части космического аппарата требовала спортивного мастерства и устойчивости. Нужно было не бояться высоту и хорошо стоять на ложементе барокамеры, где установлен космический аппарат.

Часто приходилось на большой высоте десятками минут стоять на носочке и подстыковывать трубопроводы. После подстыковки шла опрессовка и поиск локальной негерметичности методом "щупа". Это тоже было трудоемко, так как одно неосторожное действие и мог сгореть катод в атомной камере масс-спектрометра. На замену катода в штатном режиме у мастеров уходило от 45 до 50 минут. За все время говорят было два несчастных случая при подстыковке трубок на борт. Один раз упал гражданский, который остался жив, второй раз - с трагическим исходом.

Мы занимались удивительно интересной, творческой и важной работой, так как от качества нашей работы зависеле жизнь космонавтов и долговеченость космических объектов на орбите.

Инженеры-испытатели

Коллектив лаборатории испытаний космических кораблей и скафандров был очень дружный, вначале управлялся нач. лаборатории капитаном Владиславом Анатольевичем Топорниным. Он был заядлым теннисистом, весельчаком и черезвычайно творческим человеком.

Состав лаборатории: капитан Владислав Анатольевич Топорнин, майор Олег Викторович Фокин, подполковник Владимир Григорьевич Бобров, майор Игорь Васильевич Левыкин, старший лейтенант Константин Летягин, старший лейтенант Сергей Викторович Баутин, майор Владимир Карапетович Кочарян, майор Громыко.

Лаборатория входила в состав отдела испытаний космических апапаратов, под руководством полковника Зорина.

Отдел входил в 1 научно-испытательное управление космодрома "Байконур" (1-й Центр испытаний и применения космических средств (1-й ЦИП КС) (в/ч 44275).


Рецензии