Советы Осипу Сидорычу, писателю

Неблагодарное это дело давать советы. Тем более, писателям. Пусть даже начинающим. Потому что, даже если человек написал один рассказ, то он уже, как правило, считает себя писателем состоявшимся, а определение «начинающий» относит к тем, кто этого рассказа ещё не написал.

  Потому, чтобы не задевать высокое достоинство писателей, как начинающих, так  не очень начинающих, своими банальными замечаниями, решил дать советы своему соседу Осипу Сидорычу, который пишет мемуары и маленькие рассказики по типу «как я провёл этим летом». Поэтому можете смело читать эти невредные советы, не относя их на свой счёт, даже если у вас болезненное самолюбие, или же вы просто не нуждаетесь в подобного рода пустяшных советах, потому что уже выпустили книжку, и уж тем более, если её прочитал кто-то из ваших приятелей и дал книге высокую оценку.

Итак советы Осипу Сидорычу.
  Дорогой друг! Никогда не начинайте писать только потому, что у вас в голове созрел великолепный сюжет или вы услышали интереснейшую историю, которую страсть как охота рассказать другим. Если вы не знаете, зачем вы это хотите рассказать, не тяните к клаве свои трясущиеся от перевозбуждения пальцы. Ничего не получится. Даже если кажется, что строчки сверху вам диктует господь Бог. Есть мнение, что не Бог это вовсе. У Бога в наше лихое время есть другие дела. Нет идеи – не марай бумагу. А если идея есть, то у вас в голове уже должны быть две вещи: кульминация и концовка. Та самая, что входит в душу читателя, как заточка в сердце, вызывая состояние, именуемое катарсисом.

Если вы начали писать, вас понесло и чувствуете, что растекаетесь по древу – остановитесь, подумайте и определитесь, что пишете: роман, повесть или рассказ?

  К рассказу самые жёсткие требования – ни одного лишнего слова, как в стихотворении. Если главный герой проходит мимо старика, сидящего на скамейке, а этот старик далее нигде не появляется, не нужно писать его биографию. Даже имя и фамилию не нужно. Достаточно сказать, он держал в руках газету или пыхтел трубочкой. В рассказе не нужно пространных описаний природы. Избегайте деталей, которые не работают на идею. Читателя раздражают ничем не оправданные «заезды» автора направо и налево.

 «Короткий рассказ не есть короткий рассказ, если он не обладает оригинальностью, яркостью стиля, сжатостью, единством, великолепным содержанием и выдумкой» (О.Генри). Выполните эти требования и ваши книги будут стоять на полках библиотек рядом со сборниками рассказов этого простого американского парня.

Пример описаний из рассказов А.П.Чехова: «Душно. Пахнет щами и сапожным товаром» («Спать хочется»). «Было слышно, как пели жаворонки, как звонили в церкви» («Случай из практики»). «Закопчёный вид кирпичных сараев и душный запах сивушного масла» («Тина»). Ну, как? Видите картину маслом? Если говорить о краткости и ёмкости описания, то Чехов достиг вершины. Есть к чему стремиться.

Если вы пишете на малознакомую вам тему, об обстоятельствах, в которых вам не случалось бывать, обязательно изучите «матчасть». Если рассказ о войне, поговорите с теми, кто воевал, почитайте их воспоминания, постарайтесь узнать не только факты, но почувствовать толику того, что переживали они. Сразу скажу, не у всех получится. У Высоцкого получалось.
 
То же самое и о других обстоятельствах: о горах, о северах, о пустыне, о море. Если читатель поймёт, что вы не разбираетесь в предмете, о котором пишете – бросит книгу. Диванных специалистов сейчас как собак нерезаных.

Пару слов о структуре. Композиция рассказа должна быть соразмерной. Приблизительно так: экспозиция (завязка, вступление) – 20% текста, основное действие и кульминация – 60 % и развязка – 20%. Повторю, это приблизительно, но сильный перекос по пропорциям портит рассказ однозначно. Уж лучше совсем без экспозиции, чем длинное и нудное вступление. Рассказ просто не будут читать. Возникли проблемы с классической схемой, используйте такие приёмы, как ретроспектива или «закольцовка» повествования.

Теперь для тех, у кого нет знакомого корректора и редактора. ПишИте грамотно, а когда пишЕте, заглядывайте в словарь. Те грамматические ошибки, что легко прокатывают в лихорадочных СМС-ках, вызывают тошноту в художественных текстах.

Текст обязательно перечитывайте, лучше после того, как отлежится несколько дней, лучше не на один раз, лучше вслух, потому как тогда легко замечаются нелогичности, корявости, тавтологии, плеоназмы и т.д., и т.п., и пр. В том числе повторы, когда  в каждом предложении: «который…, который…, который…», «потому что…, потому что…, потому что», «чтобы…, чтобы…, чтобы».

Про запятые не говорю, читайте синтаксис 7-9 класс. Это тот минимум, что должен знать даже знаменитый писатель. Начинающий – тем более. Если он не знает, что обращение, причастный и деепричастный оброты выделяются запятыми, то нечего и писать. Глубокая безграмотность сказывается на характере мышления.

Разберитесь, где пишется двойное «н», а также «не» или «ни». Не пишите числительные цифрами, потому что это литература, а не учебник арифметики. Пишите: десять, пятнадцать, а не 10, 15.

Не злоупотребляйте заглавными буквами, у нас не немецкая грамматика. Посмотрите, когда «солнце» и «луна» пишутся  с большой, а когда с маленькой буквы. С кавычками тоже разберитесь. Например, ими вовсе не нужно выделять жаргонные или сленговые слова.

Не пишите «вы» с большой буквы. Тем более, в диалогах. Это правило касается эпистолярного жанра, в личной или деловой переписке – только там «Вы».

Обращайте внимание на диалоги. С технической стороны – это правильное оформление (см. учебник), с художественной – ваши герои должны говорить живыми словами, а не штампованными фразами чиновников из голубого экрана. Реплики разбавляйте авторским текстом, не пьесу пишете.

Помните, человек в разговоре для передачи информации дополнительно использует мимику, жесты, интонацию, паузы  и пр. ( Я не очень вас удивлю, если скажу, что по исследованиям психологов, человек в разговоре непосредственно словами передаёт только 7% информации, остальное вышеупомянутыми жестами и паралингвистическими средствами?) А у вас в распоряжении только слово, вам нужно проявить мастерство, чтобы это слово заменило все остальные средства уточнения информации и усиления эмоций. Тогда оно будет называться – художественное слово.

Остерегайтесь восторженных и хвалебных рецензий, от них пользы никакой, а вреда много. Пусть отзыв на ваше произведение напишет человек, который разбирается в литературе и в состоянии отделить кислое от пресного, котлеты от мух. Не бывает произведений без недостатков, и нужно, чтобы кто-то их проанализировал. Ни один писатель не состоялся без критики. Вы не исключение.

Самая распространённая и большая ошибка в рассказе – нагромождение ненужных, лишних подробностей. Нужно избегать соблазна высказаться по максимуму, выплеснуть всю имеющуюся в голове информацию, которая, как вам кажется, может иметь отношение к предмету. Это оттолкнёт читателя.

Художественный уровень ваших текстов будет повышаться при условии, что вы будете много писать, вычитывать, сокращать, редактировать, показывать разбирающимся в литературе людям, обсуждать и только потом печатать.

Если вы думаете, что повысить мастерство вам поможет участие в литконкурсах, то я вас разочарую. Вы даже не догадываетесь, насколько глубоко вы ошибаетесь. Там совсем другие критерии оценки. Причём везде разные. Конкурсы преследуют какие угодно цели, но только не повышение художественного уровня текстов участвующих в них мастеров золотого пера.

  И ещё. Вырабатывайте свой стиль. Как вырабатывать? Читать хорошую литературу. Чтобы его закрепить нужно писать самому. Чтобы стиль совершенствовать и оттачивать, нужно заинтересованно и аналитически воспринимать критику.


Рецензии
Сергей, спасибо за советы!
Найдите ошибку в Вашем предложении:
"Если вы пишите на малознакомую вам тему, об обстоятельствах, в которых вам не случалось бывать, обязательно изучите «матчасть».
С уважением,

Евгений Ермолин   21.05.2023 09:24     Заявить о нарушении
Благодарю, Евгений, за подсказку. Исправил. Это ещё раз подтверждает, что тексты полезно самому вычитывать перед публикацией. Творческих успехов!

Сергей Кокорин   21.05.2023 09:37   Заявить о нарушении
Сергей, извините меня, если что.) В чужих текстах ошибки виднее, чем в своих. Я даже находил ошибку в "Справочнике химика", изданном Академией наук СССР.)

Евгений Ермолин   21.05.2023 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.