Радищев с цитатами и комментариями

Изо: жёлтый домик у речки


Радищев

"Путешествие из Петербурга в Москву":
Эту книгу я записал в аудио - очень ценный кадр, незаслуженно полузабытый. Ведь совсем мало было в России разумных общественных деятелей - настоящих центристов. Были только убогие славянофилы и гнилые западники. Послушались бы Радищева в отношении той же отмены крепостного права - может, не было бы в России никаких революций... Аналогична и роль просвещения, к которому призывал Радищев...

И так далее - в целом по цитатам видно, что уровень его был весьма высок (Ломоносову трудно с ним тягаться! - как и любому технарю...)

Мне, кстати, даже и язык тот древний по-своему люб - прикалывает и умиляет...

П.С.2:
"О законы! Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге!" - да, слог - это наше всё, для казённых бумаг особо торжественная придумана деревянность...

"Если мы скажем и утвердим ясными доводами, что ценсура с инквизициею принадлежат к одному корню; что учредители инквизиции изобрели ценсуру, то есть рассмотрение приказное книг до издания их в свет, то мы хотя ничего не скажем нового, но из мрака протекших времен извлечем, вдобавок многим другим, ясное доказательство, что священнослужители были всегда изобретатели оков, которыми отягчался в разные времена разум человеческий, что они подстригали ему крылие, да не обратит полет свой к величию и свободе." - нельзя не согласиться...  Никогда не была популярна у нас неангажированная, лёгкая свобода, всегда правили две тяжеловесности - либо не пущать, либо бунтовать. Либо всё скрывать и заметать под ковер, либо мух раздувать до слонов и клеветать с видом праведников и борцов за светлое дело. Ненавижу и тех, и других -  не люди, а медведи. Дикие нравы нашей глубинки... - с единственным просветлением в 19 веке  во время царствования Александра Второго (поэтому его и убили). Тяжёлый климат - люди-медведи формировались целое тысячелетие (Но в других местах было не лучше - немного  по другому. И медведь не хуже других хищных зверей...)

„Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.“ -  такое же существо с душой, как ты сам, да...  Хотя тот, кто не видит в других человека, не достоин того, чтобы видели человека в нем. В медведях бесполезно выглядывать человека. Как и в городском супер облегченном мусоре. Т. е. тут есть тонкая грань, своя лестница развития именно человеческих (а не деловых, например) отношений... Многие настолько ангажированы и  завербованы, такие деятели, с такой толстой кожей , что лучше сразу спасаться, а не брататься... Но с немногими можно попробовать немного приоткрыться и посмотреть, что будет. Хотя обманчивые бывают человечности -  даже убийцы иногда бывают удивительно обаятельными и  душевными...

„Где ростет дуб, клён, вяз, яблонник, буквица, ромен, клубника, там земля добра. Березник показывает убогую глину, а сосняк, можжевельник и молодиль сухую супесь; а тростник, мох, хвощ, осока мокрую землю и болотную.“ - интересно, но вряд ли до конца верно. Яблони, по крайней мере, на глине прекрасно растут (что такое "буквица" и "ромен "?!)

"Если, читая, тебе захочется спать, то сложи книгу и усни. Береги ее для бессонницы." - точно, сон дороже, а бессонница - штука не менее серьёзная, чем книги...

"Русской народ очень терпелив, и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость." - медвежьи повадки, через толстую кожу не сразу доходит; и климат ведь тоже полгода терпеть приходится...

"Блеск наружный может заржаветь, но истинная красота не поблекнет никогда." - позолота и глазури на плитках могут блестеть хоть тысячу лет. Лучше бы про мухомор и съедобные грибы вспомнил... Истинная красота - природная...

"Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель." - похоже, не был он очень популярен (хотя хайп и словил - чуть не казнила его ****овитая Катька за мысль о равенстве крестьян и господ). В европах словил он дух инициативы и независимости, не был обычным  служивым...

"О природа, объяв человека в пелены скорби при рождении его, влача его по строгим хребтам боязни, скуки и печали чрез весь его век, дала ты ему в отраду сон. Уснул, и все скончалось. Несносно пробуждение несчастному. О, сколь смерть для него приятна. А есть ли она конец скорби?" - яркая картина  русской жизни. Боязнь и скука как при Брежневе... Сон в такой ситуации действительно отрада (как и писанина - не случайно у нас всегда было много хороших писателей... А сколько только в стол писали?! Какие толстые и достоевские  из  разных коробок из под обуви, как из гробов, так и не выбрались...)

"Член общества становится только тогда известен правительству, его охраняющему, когда нарушает союз общественный, когда становится злодей!" - тащить и не пущать, а остальное от своих не интересует, остальное, раболепствуя, берут с запада.

"В последний час, когда свет от нас преходить начинает и отверзается вечность, ниспадают тогда все степени, мнением между человеков воздвигнутые. Человек тогда становится просто человек." - просто человека я и стараюсь в этих своих комментариях показывать - не дожидаясь последнего часа...

"Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа." - есть вроде и веселые; и даже похабные частушки - но в основном, да, грустно жилось и грустно пелось на темных северах. Ещё протяжный звук у них - подражание равнине.... (Интернет для нас - а раньше телевизор и книги - это манна небесная... В солнечной стране грех проводить жизнь в интернетах...)

Он ведь личную типографию себе завел - и не для прибылей, а для распространения собственного общественно полезного сочинения! Невероятнейший случай - и не только в русской истории. Катька была поражена в самое сердце... (Вообще, бабы очень не любят умных людей. И самостоятельных терпят лишь в том случае, если весь доход к ним поступает...)

"Запрещая вольное книгопечатание, робкие правительства не богохуления боятся, но боятся сами иметь порицателей. Кто в часы безумия не щадит бога, тот в часы памяти и рассудка не пощадит незаконной власти. Но боящийся громов всесильного смеется виселице. Для того-то вольность мыслей правительствам страшна." - чем отличается Радищев от бесчисленных революционеров? Он бога боится и потому благороден. Все революционеры - это принцип "благородная цель оправдывает неблагородные и безбожные средства", причем за благородную цель всегда выдается опять-таки что-то безбожное, какой-нибудь наукообразный, прогрессистский и абстрактно  политический миф, вроде коммунизма и демократии...

"И так священники хотели, чтобы одни причастники их власти были просвещенны, чтобы народ науку почитал божественного происхождения, превыше его понятия и не смел бы оныя коснуться… Неистовые! Осмотритесь, вы стяжаете превратностию дать истине опору, вы заблуждением хотите просвещать народы… Какая вам польза, что властвовать будете над невеждами, тем паче загрубелыми, что не от недостатка пособий к просвещению невежды пребыли в невежестве природы или паче в естественной простоте, но, сделав уже шаг к просвещению, остановлены в шествии и обращены вспять, во тьму гонимы? Воззрите на веселящееся о сем священство. Вы заранее уже ему служите. Прострите тьму и почувствуйте на себе оковы, — если не всегда оковы священного суеверия, то суеверия политического, не столь хотя смешного, но столь же пагубного." - и даже библию на человеческий язык не переводили до самого последнего времени - сознательно держали людей в скотском состоянии...  Соответственно, потом неискушенный народ революционерам было обмануть нетрудно... Где-то в древности было нарушено естество, люди противоестественно были поделены на господ и рабов - а после уже даже и  боялись менять; только наступление цивилизации городов формально позволило разрешить ситуацию.... (Истинный путь - если бы дали землю крестьянам. Поэтому правление Александра Второго было всё же иллюзией процветания, временем несбывшихся надежд на здоровое и естественное развитие...)

"Преддверие учености есть познание языков; но представляется яко поле, тернием насажденное, и яко гора, строгим каменей усеянная… При учении языков все отвратительно и тягостно. Если бы не подкрепляла надежда, что, приучив слух свой к необыкновенности звуков и усвоив чуждые произношения, не откроются потом приятнейшие предметы, то неуповательно, восхотел ли бы кто вступить в столь строгий путь. Но, превзошед сии трудности, коликократно награждается постоянство в понесенных трудах. Новые представляются тогда естества виды, новая цепь воображений. Познанием чуждого языка становимся мы гражданами тоя области, где он употребляется, собеседуем с жившими за многие тысячи веков, усвояем их понятия: и всех народов, и всех веков изобретения, и мысли сочетаваем и приводим в единую связь." - всё верно... При тогдашней бедности на знания языки учили - хотя это и мука (но они их от носителей перенимали, от французских гувернеров, например)

"Блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании." - да, быть рифмоплетом (хоть бы и Пушкиным) для мужика позорно, а вот мечтать и думать о будущем - занятие благородное...

"Сродно рабам желати всех зреть в оковах. Одинаковая участь облегчает их жребий, а превосходство чье-либо тягчит их разум и дух." - привычка; приспособились, нашли свои выгоды; отцы, опять же... ; потом, раз - и ты уже не "раб", а "рабочий" - огромная, типа, перемена участи... В общем,  одиночному выскочке по любому ничего не светит (как мне, например). Иисус: "оставь мёртвых хоронить своих мертвецов" - т. е. он не собирался воскрешать и менять всех подряд, это невозможно, ведь у прирожденных и убежденных рабов и мертвецов очень сильная закваска от тяжёлой жизни...

"Старайтеся паче всего во всех деяниях ваших заслужить собственное свое почтение, дабы, обращая во уединении взоры свои во внутрь себя, не токмо не могли бы вы раскаяваться о сделанном, но взирали бы на себя со благоговением." - не знаю, как насчёт почтения и благоговения, но уважать себя надо (к сатирикам потом попало "самопочтение", но ведь Радищев ещё не вполне знал, как применять слова - не у кого было этому учиться...)

"В чьей голове может быть больше несообразностей, если не в Царской?" - м-да, Катька была в ярости... Любая бабская голова изнутри - это самое плачевное зрелище на свете.

"Сродно хвилым, робким и подлым душам содрогаться от угрозы власти и радоваться ее приветствию." - в Радищеве поражает смелость и честность - он не был демагогом с наглыми наездами, тогда вольности для подобных типОв совершенно не было...

"Гонения делали мучеников; жестокость была подпорою самого христианского закона. Действия расколов суть иногда вредны. Воспрети их. Проповедуются они примером. Уничтожь пример." - Иисус и пророки были первыми такими мучениками. Религии сначала убивают, а потом называют себя именем убитых - чтобы снова убивать...

'Знатность без истинного достоинства подобна колдунам в наших деревнях. Все крестьяне их почитают и боятся, думая, что они чрезъестественные повелители. Над ними сии обманщики властвуют по своей воле. А сколь скоро в толпу, их боготворящую, завернется мало кто, грубейшего невежества отчуждившийся, то обман их обнаруживается, и таковых дальновидцев они не терпят в том месте, где они творят чудеса. Равно берегись и тот, кто посмеет обнаружить колдовство вельмож." - да-а-а, ему самому стоило беречься... Говорят, ему помогали некоторые вельможи - например, Воронцов - и потому его не убили... Более того, при Александре Первом даже возвысили - этот царь сначала порывался принести либеральные свободы... Хотя и Катька с вольтерами одно время переписывалась... Благодушие сытой жизни господ располагает к либерализму самым естественным образом... И умных людей было слишком мало - нет, нельзя было его убивать... Всерьёз никто ничего менять не хотел, но устроиться хотели по благородному... Да и скучно совсем уж без бунта... Катька Радищева всего перечла и всю книжку исчирикала своими глупыми - но и взволнованными - комментариями...

"Чело надменное вознесши,
Схватив железный скипетр, царь,
На громком троне властно севши,
В народе зрит лишь подлу тварь." - так было, так есть, так будет - потому что и народ действительно подл, и властители подлы, а подлые других всегда за подлецов считают...
После целого движения декабристов, по-моему, не осталось ни одной умной строчки - а тут такое... И ведь не казак, не смерд восставший - благополучный начальник петербургской таможни!!

"Блаженство наше в отношении детей наших зависит много от нас самих." - опять-таки, мне нравится, что он не какой-то помешанный на политике прожектер - постоянно пишет на человеческие темы. Или про природу...

"Проходя протекшие времена и столетия, мы везде обретаем терзающие черты власти, везде зрим силу, возникающую на истину, иногда суеверие, ополчающееся на суеверие" - так было, так есть, так будет - но когда-нибудь у человечества всё же будет совсем другая история... (Баб из умственностей уберут, идолов уберут, Троицу поймут, наведут в себе порядок - и прежде всего, рабство из себя вытравят, упраздняя наемный труд...)

"Если бы язык французский не был толико употребителен в Европе, не был бы всеобщим, то Франция, стеня под бичом ценсуры, не достигла бы до того величия в мыслях, какое явили многие её писатели. Но общее употребление французского языка побудило завести в Голландии, Англии, Швейцарии и Немецкой земле книгопечатницы, и все, что явиться не дерзало во Франции, свободно обнародовано было в других местах." - очень интересная и тонкая история, хотел бы почитать разъяснения   на эту тему... 

"Запрещать дурачество есть то же, что его поощрять. Дай ему волю; всяк увидит, что глупо и что умно. Что запрещено, того и хочется. Мы все Евины дети." - он постоянно писал против цензуры - и ведь как умно и здраво. Всё так и есть...  Хотя сорняки всё же надо выпалывать - просто делать это надо гласно и через такое же слово. Жесточайшей обструкции надо подвергать все глупости и всю бабскую болтовню...  Если же не можешь убедить кого-то своей критикой, то тут уж ничего не поделаешь... - и ведь всегда есть шанс, что и ты глупец... - или только ты! (Но если это и так, то зато есть стимул к развитию! )

"Будьте опрятны в одежде вашей; тело содержите в чистоте; ибо чистота служит ко здравию, а неопрятность и смрадность тела нередко отверзает неприметную стезю к гнусным порокам. Но не будьте и в сем неумеренны. Не гнушайтесь пособить, поднимая погрязшую во рве телегу, и тем облегчить упадшего; вымараете руки, ноги и тело, но просветите сердце." - настоящее благородство проповедовал! Где сейчас такое встретишь? У кого? Да он должен быть народным героем, а не штрихом в лицемерной и унылой школьной программе! Фильмы про таких надо снимать...

"Велика ли у тебя семья?
– Три сына и три дочки. Первинькому-то десятый годок.
– Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?
– Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро.
– Так ли ты работаешь на господина своего?
– Нет, барин, грешно бы было так же работать. У него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов, сам ты счет знаешь. Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут." - черт возьми, это стоит и Толстого с Тургеневым! Хоть и бесилась Катька, а правоту не могла не чувствовать...
Уж он-то понимал, что только на себя человек работает по настоящему.... - сейчас, например, этого опять никто не понимает: что такое корпорации и любая другая частная (или государственная) собственность как не те же самые помещичьи латифундии? Поэтому работник или отлынивает, или вынужденно вкалывает, но через отвращение и ненависть, халтуря и воруя при всякой возможности... Радость труда на себя надо плодить, а не отвращение пахоты на дядю!

"Воззрим на предлежащую взорам нашим долину. Что видим мы? Пространный воинский стан. Царствует в нем тишина повсюду. Все ратники стоят в своем месте. Наивеличайший строй зрится в рядах их. Единое веление, единое руки мановение начальника движет весь стан, и движет его стройно. Но можем ли назвать воинов блаженными? Превращенные точностию воинского повиновения в куклы, отъемлется у них даже движения, воля, толико живым веществам свойственная. Они знают только веление начальника, мыслят, что он хощет, и стремятся, куда направляет. Толико всесилен жезл над могущественнейшею силою государства. Совокупны возмогут вся, но разделенны и на едине пасутся, яко скоты, амо же пастырь пожелает. Устройство на счет свободы столь же противно блаженству нашему, как и самые узы. Сто невольников, пригвожденных ко скамьям корабля, веслами двигаемого в пути своем, живут в тишине и устройстве; но загляни в их сердце и душу. Терзание, скорбь, отчаяние. Желали бы они нередко променять жизнь на кончину; но и ту им оспоривают. Конец страдания их есть блаженство; а блаженство неволе не сродно, и потому они живы. И так дане ослепимся внешним спокойствием государства и его устройством и для сих только причин да не почтем оное блаженным. Смотри всегда на сердца сограждан. Если в них найдешь спокойствие и мир, тогда сказать можешь воистину: се блаженны." - блаженство и армия - две вещи несовместные, ага... Но имея соседями западных хищников, безжалостных и абсолютно лицемерных,  может ли  Россия не превратиться в сплошную армию? Завоевать нас они пытаются уже в третий раз (и это не считая, например, более ранних поляков), а обмануть... - беспрерывно пытаются, почти всегда преуспевают, но особенно выделяются, конечно, 17-ый и 91-ый год прошлого века...  Сейчас, правда, мир будет очень сильно меняться : компьютерные игры превращают людей в мусор; городская жизнь в целом приводит к вырождению - это обрекает белую расу  деградацию и почти полное исчезновение. Теперь добавится искусственный интеллект - он превратит  в мерзкий ширпотреб всё, чем "белые"  раньше гордились... И жалеть тут совершенно нечего - западный мир   заслужил такую участь. Но как нам отползти? Как спастись всем остальным расам? У меня сильное ощущение, что наш мир ждёт очередное темное средневековье, в котором всё население поголовно будет наркоманами, игроманами и прочими дрочилами.... Отползти можно только на природу, только там сохранится здоровье... И спасутся многие "мигранты", новые "варвары" - они недавно из деревень, природное здоровье в них ещё не разрушено, соответственно, наркомании и игромании, как и весь в город в целом, не имеют над ними решающей власти...

"Но в мире сем все приходит на прежнюю степень, ибо все в разрушении свое имеет начало. Животное, прозябаемое, родится, растет, дабы произвести себе подобных, потом умереть и уступить им свое место. Бродящие народы собираются во грады, основывают царства, мужают, славятся, слабеют, изнемогают, разрушаются" - когда по настоящему понимаешь такие вещи, перестаешь грызться из-за суетного. Сдохнешь ведь, тварь, всего лишь лет через пять... (это я о себе?!)  Не триллионы ли уже за всю историю было людишек? Часто очень быстро или жестоко сменяются - и всегда вроде как без всякого смысла... Сначала член в дырку сморкнется, потом в жизни ты посморкаешься и похоркаешься - а потом начинаются болезни посерьёзней, чем насморк...

Отлично про Радищева написано здесь:
https://polka.academy/articles/643?block=4370
(У него, оказывается, всё же было несколько друзей - например, Челищев. Радищев и Челищев - интересная пара фамилий...)



"– Друзья мои, – сказал я пленникам в отечестве своем, – ведаете ли вы, что если вы сами не желаете вступить в воинское звание, никто к тому вас теперь принудить не может?
– Перестань, барин, шутить над горькими людьми. И без твоей шутки больно было расставаться одному с дряхлым отцом, другому с малолетными сестрами, третьему с молодою женою. Мы знаем, что господин нас продал для отдачи в рекруты за тысячу рублей.
– Если вы до сего времени не ведали, то ведайте, что в рекруты продавать людей запрещается; что крестьяне людей покупать не могут; что вам от барина дана отпускная и что вас покупщики ваши хотят приписать в свою волость будто по вашей воле.
– О, если так, барин, то спасибо тебе; когда нас поставят в меру, то все скажем, что мы в солдаты не хотим и что мы вольные люди.
– Прибавьте к тому, что вас продал ваш господин не в указное время и что отдают вас насильным образом.
Легко себе вообразить можно радость, распростершуюся на лицах сих несчастных. Вспрянув от своего места и бодро потрясая свои оковы, казалося, что испытывают свои силы, как бы их свергнуть. Но разговор сей ввел было меня в великие хлопоты: отдатчики рекрутские, вразумев моей речи, воспаленные гневом, прискочив ко мне, говорили:
– Барин, не в свое мешаешься дело, отойди, пока сух, – и сопротивляющегося начали меня толкать столь сильно, что я с поспешностию принужден был удалиться от сея толпы." - и про такого человека и писателя дворянчик и рифмоплет Пупкин смел что-то вякать через губу?! Причем, сей Пупкин уверял, что это именно он восславил свободу - ага, вот только господскую! Вольную жизнь господ он восславил...  Я подлую природу "деятелей искусств" очень хорошо знаю - они все типичные лицемерные западники , если даже уверяют в обратном... ("Почвенников" из  противоположного лагеря настоящими "деятелями искусств" и назвать нельзя, это, скорее, партия и национальная мафия...)

"Я спросил у одного близстоящего, который по одежде своей приказным служителем быть казался:
– Конечно, бояся их побегу, заключили их в толь тяжкие оковы?
– Вы отгадали. Они принадлежали одному помещику, которому занадобилися деньги на новую карету, и для получения оной он продал их для отдачи в рекруты казенным крестьянам.
Я. Мой друг, ты ошибаешься, казенные крестьяне покупать не могут своей братии.
Он. Не продажею оно и делается. Господин сих несчастных, взяв по договору деньги, отпускает их на волю; они, будто по желанию, приписываются в государственные крестьяне к той волости, которая за них платила деньги, а волость по общему приговору отдает их в солдаты. Их везут теперь с отпускными для приписания в нашу волость!" - вот так всегда и везде обходились и будут обходиться законы (многие по тупости именно на законы надеются)

"Чему дивиться: Аристотель и схоластика доныне царствуют в семинариях. Я, по счастию моему, знаком стал в доме одного из губернских членов в Новегороде, имел случай приобрести в оном малое знание во французском и немецком языках и пользовался книгами хозяина того дома. Какая разница в просвещении времен, когда один латинский язык был в училищах употребителен, с нынешним временем! Какое пособие к учению, когда науки не суть таинства, для сведущих латинский язык токмо отверстые, но преподаются на языке народном!" - всё это и сейчас звучит вполне современно и актуально. Науки и сейчас - религиозные таинства, столь же замшелые и мракобесные - и с тем же Аристотелем (вместо латыни - наукообразная терминология, часто тоже латинская...) Шумный шаг вперёд слишком часто сопровождается двумя шагами назад при полном умолчании (а после говнида т тому подобных историй наука просто полетела в пропасть)

"Кто возмущает словом (да назовем так в угодность власти все твердые размышления, на истине основанные, власти противные), есть такой же безумец, как и хулу глаголяй на бога. Буде власть шествует стезею, ей назначенной, то не возмутится от пустого звука клеветы, яко же господь сил не тревожится хулением. Но горе ей, если в жадности своей ломит правду. Тогда и едина мысль твердости ее тревожит, глагол истины ее сокрушит, деяние мужества ее развеет" - Радищева бы вовсе никто не вспоминал, если бы безмозглым комунякам не понадобились авторитеты и предшественники... Он, конечно, в чем-то был и  романтиком - хотя весь склад мыслей его очень трезвый. Эпоха была романтичная, с  верой в просвещение... Какой-то одинокий герой, который мог только написать то, что думал и чувствовал - не было никакой иной политической деятельности...

"Гордитеся, тщеславные созидатели градов, гордитесь, основатели государств; мечтайте, что слава имени вашего будет вечна; столпите камень на камень до самых облаков; иссекайте изображения ваших подвигов и надписи, дела ваши возвещающие. Полагайте твердые основания правления законом непременным. Время с острым рядом зубов смеется вашему кичению." - с тех пор прошло больше 200 лет и хищное время всё так же постоянно смеётся...

"Кто чего не разумеет, тот в то да не мешается. Если хочешь благорастворенного воздуха, удали от себя коптильню; если хочешь света, удали затмевание; если хочешь, чтобы дитя не было застенчиво, то выгони лозу из училища." - хоть убейте, но меня восхищает эта необычная, корявая писанина (кстати, деревенские говоры тоже обожаю - в хорошем исполнении, от хорошего человека)


"Нет, мой друг! Я пью и ем не для того только, чтоб быть живу, но для того, что в том нахожу немалое услаждение чувств. И покаюся тебе, как отцу духовному, я лучше ночь просижу с пригоженькою девочкою и усну упоенный сладострастием в объятиях ее, нежели, зарывшись в еврейские или арабские буквы, в цыфири или египетские иероглифы, потщуся отделить дух мой от тела и рыскать в пространных полях бредоумствований, подобен древним и новым духовным витязям." - шикарно! С девочкой действительно лучше посидеть, чем с еврейскими буквами... (Но, кстати, тема сифилиса в его книге одна из основных - ничего смешного, она и в жизни была такой; трудно было ****овать и даже по честному влюбляться...)

"Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы." - обычно только первую фразу цитируют - и это характерно - но для Радищева, как настоящего человека, характерна и вторая...

"Не дивись, мой друг! на свете все колесом вертится. Сего дня умное, завтра глупое в моде." - да, но это он в утешение сказал; на самом деле, 99 раз будет глупое в моде и только один раз - умное. Не упусти его! Распознай...

"Но колико удалилися мы от первоначального общественного положения относительно владения. У нас тот, кто естественное имеет к оному право, не токмо от того исключен совершенно, но, работая ниву чуждую, зрит пропитание свое зависящее от власти другого!" - да, кто работает, тот и владеет - это самый естественный принцип, ведущий к упразднению большей части наёмного труда...

 Ладно, вроде бы новых тем уже не возникает...
Почему в России того времени так коряво писали? Только начинали практиковаться по настоящему! Тут уж ничего не поделаешь... Даже правил - правописания - ещё почти что и не было. На конях ещё скакали люди. Только немцы и немногие русские, побывавшие в европах, могли считаться образованными - но как же быстро и  сильно Радищев схватил всю суть - по настоящему "просветился", не как раб, слизавший чужую моду (чем грешил даже Тургенев, например). Он самих западников намного интересней и сильней ( на мой русский вкус)


Рецензии