О коммунизме как о былой мечте человества!

Левое социалистическое движение в Латинской Америке интересно тем, что оно не появилось, подобно европейскому течению, как наследие социалистов-утопистов Фурье и Сен-Симона и не питалось идеями «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса. Оно возникло раньше, чем в Европе. Точнее, оно было всегда – задолго до того, как возникли сами термины «социализм» и «коммунизм». 
 Латиноамериканский социализм непосредственно вырос из коммунизма первобытного. Произошло это буквально на глазах цивилизованного мира и было неоднократно описано свидетелями. Первые европейцы, прибывшие в Америку с Христофором Колумбом, застали там именно первобытный коммунизм. Подобный строй европейцы увидели и кое-где в Африке, в Австралии, на островах Океании, а русские землепроходцы – среди наименее развитых народов Северо-Восточной Азии (чукчей, коряков, юкагиров, ительменов, нганасанов).   Однако повсюду, где европейцы начинали соприкасаться с аборигенами, находившимися на стадии первобытнообщинного строя (первобытного коммунизма), этот строй разрушался – иногда очень быстро, иногда он деградировал и угасал столетиями (чукчи, папуасы, австралийские аборигены, бушмены и др.), и если сохранялся, то только в качестве архаичного уклада маленьких туземных групп.
В Европе одинм из основателей новейшего коммунизма стал ФУРЬЕ; (Fourier) Фран­суа Ма­ри Шарль (7.4.1772, Бе­зан­сон – 10.10.1837, Па­риж), франц. фи­ло­соф-уто­пист. Из ку­печ. се­мьи, за­ни­мал­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем. Во вре­мя Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. уча­ст­во­вал в ли­он­ском фе­де­ра­лист­ском вос­ста­нии (1793), был аре­сто­ван, мо­би­ли­зо­ван в ар­мию (1794). Свои со­ци­аль­ные идеи и про­ек­ты об­ществ. пе­ре­уст­рой­ст­ва из­ло­жил в со­чи­не­ни­ях «Тео­рия че­ты­рёх дви­же­ний и все­об­щих су­деб» («Th;orie des quatre mouvemens et des destin;es g;n;rales», 1808), «Трак­тат о до­маш­ней и зем­ле­дель­че­ской ас­социа­ции» («Sommaire de trait; de l’asso­cia­tion domestique-agricole», 1823). С 1826 жил в Па­ри­же.
Не­га­тив­но оце­нил Франц. ре­во­лю­цию. При жиз­ни ему не уда­лось ос­но­вать фа­лан­стер. По­сле смер­ти Ф. его по­сле­до­ва­те­ли пред­при­ня­ли неск. по­пы­ток ос­но­вать ком­му­ны во Фран­ции, Ал­жи­ре, Бель­гии, США, Бра­зи­лии, Мек­си­ке, но все фа­лан­сте­ры со вре­ме­нем рас­па­да­лись. Доль­ше все­го (1880–1968) про­су­ще­ст­во­ва­ли «фа­ми­ли­сте­ры» (фа­лан­сте­ры, объ­е­ди­няв­шие се­мьи ра­бо­чих) в ком­му­не Гиз (Фран­ция) и в Брюс­се­ле. В Рос­сии при­вер­жен­ца­ми Ф. бы­ли чле­ны круж­ка М. В. Пет­ра­шев­ско­го, Фёдор  Достоевский, ин­те­рес к его иде­ям про­яв­ля­ли Н. Г. Чер­ны­шев­ский, М. Е. Сал­ты­ков-Щед­рин.
Фаланстер состоит из трёх частей — центральной и двух крыльев. Центральная часть отведена для отдыха и интеллектуального труда. Там расположены столовые, гостиные, библиотеки и студии. В одном из крыльев размещаются мастерские и прочие помещения для шумных видов деятельности. Там же находятся и детские комнаты, ввиду того, что дети шумят во время игр. Другое крыло спроектировано как большая гостиница с бальными залами и холлами для встреч с гостями. Предполагается, что гости должны заплатить за возможность увидеться с членами фаланги. Эти взносы должны будут поступить в казну фаланги, чтобы поддержать её автаркическую экономику. Также в фаланстере есть множество частных квартир и общественных мест.
PS. В сущности, по принципам фалангиустоена вся жизнь кибуцев в Израиле, точнее так как она описана о жизни ессеев у древнееврейского писателя Иосифа Флавия!
В Техасе ( США), в 1847 г. тоже была коммунистическая колония.
.И от всего остался только книжный магазин  Фаланстер,
Тверская улица, 17, Москва, 12500...

     *****


Рецензии