9. От противостояния к демократическому диалогу

Публицистическая статья «От противостояния к демократическому диалогу» и другие материалы, опубликованные в 2019-2021 гг.  в журнале OCA Magazine, Лондон, Издательство Silk Road Media Group



АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА
Страна : Узбекистан
 
Адель Абдурахмановна Чилякова, доктор философии, публицист, писатель. Амбассадор Евразийской творческой гильдии (Лондон). Лауреат международной премии «Gratias Agit» (Чехия 2013) и Приза зрительских симпатий (Узбекистан 2017).
Образование:
– Московский Государственный университет им. Ломоносова в Москве, факультет журналистики;
– Карлов университет в Праге: научная диссертация (философия искусства, научно-техническая революция, фотожурналистика)
Деятельность:
В Чехословакии:
* Публицистическая, преподавательская и научная деятельность. Проект и сборник к актуальным проблемам чехословацкой журналистики 70-80 гг., подготовка, проведение и главный доклад на Общегосударственном семинаре, проведенном Карловым университетом и Союзами журналистов Чехии и Словакии.
Возвращение на Родину, в Узбекистан, в связи с критической направленностью моей указанной выше деятельности и поддержкой необходимости демократических перемен в бывшей тоталитарной Чехословакии.
В Узбекистане –
* Работа и сотрудничество с Посольством Чешской Республики в Узбекистане в области культуры. Создание проекта «Планета – наша общая Родина» и малого театра-лаборатории «Арт-Студия-Свет». Концерты и спектакли, собственная публицистика, драматургия и поэзия, посвященные культуре и искусству разных стран мира, их демократическому диалогу, многонациональной и многоконфессиональной гармонизации. Режиссерская деятельность, связанная с их презентацией на сценах Ташкента.
* В 2013 г. чешский премьер-министр вручил мне государственную премию лауреата «Gratias Agit» за продвижение доброго имени Чешской Республики за рубежом, а в 2017 г. зрители Ташкента вручили мне Приз зрительских симпатий.

________________________________________
Country : Uzbekistan
Adel Abdurakhmanovna Chilyakova, Ph.D., publicist, writer. Ambassador of the Eurasian Creative Guild (London). Laureate of the international award “Gratias Agit” (Czech Republic 2013) and the Audience Award (Uzbekistan 2017).
Education:
– Moscow State University. Lomonosov Moscow, Faculty of Journalism;
– Charles University in Prague: scientific dissertation (philosophy of art, scientific and technological revolution, photojournalism)
Activity:
In Czechoslovakia:
* Journalistic, teaching and research activities. A project and a compendium of current problems of Czechoslovak journalism of the 70-80s, preparation, conduct and a keynote speech at a national seminar held by Charles University and the Czech and Slovak Journalists Unions.
Returning to my homeland, to Uzbekistan, in connection with the critical thrust of my above activities and support for the need for democratic change in the former totalitarian Czechoslovakia.
In Uzbekistan –
* Work and cooperation with the Embassy of the Czech Republic in Uzbekistan in the field of culture. Creation of the project “Planet is our common Motherland” and the small theater-laboratory “Art Studio-Light”. Concerts and performances, own journalism, drama and poetry, dedicated to the culture and art of different countries of the world, their democratic dialogue, multinational and multiconfessional harmonization. Directing activities related to their presentation on the stages of Tashkent.
* In 2013, the Czech Prime Minister awarded me the state prize of the Gratias Agit laureate for promoting the good name of the Czech Republic abroad, and in 2017, Tashkent spectators presented me with an Audience Award.
________________________________________
Отрывок из статьи “От противостояния к демократическому диалогу. Большая Евразия : Успехи и проблемы регионального сотрудничества”
Евразия, самый большой континент мира, включает сегодня  94 государства, отличающихся географией, историческим опытом, менталитетом, религией, экономическим, политическим и культурным развитием.  Новая волна интереса к евразийству появилась в 80-е гг. XX века в связи с творчеством русского ученого Льва Гумилева, который предпринял успешную попытку создать концепцию мировой, или Всемирной истории, объяснить механизм взаимодействия ее составляющих и их глобальную зависимость от законов развития органической природы и космоса.
Лев Гумилёв – сторонник русско-тюрко-монгольского братства, для него евразийство –  образ мысли. Он старался доказать, что Русь — это продолжение Золотой Орды, а многие русские люди — потомки крещёных татар (см. очерки «Эхо Куликовской битвы», «Чёрная легенда», популярная книга «От Руси до России», монография «Древняя Русь и Великая степь»).
Другой сторонник евразийской теории Н. Трубецкой  заявил, что русских и кочевников связывает особое умонастроение, основанное на идеях личной преданности, героизма, духовной иерархии и вере в высшее начало мира.
В развитии исторических, культурных, экономических, политических и дипломатических связей  между народами Востока и Запада большую роль сыграл Великий шёлковый путь (Great Silk Road), возникший во II в. до н. э. Он стал фактором быстрого и эффективного развития Центральной Азии и ее международной роли как накопителя информации, активности и технологий, передаваемых и в другие страны. О его роли в плане дальнейшего развития демократического диалога между странами Востока и +Запада свидетельствует также программа «Шёлковый путь – путь диалога», принятая ЮНЕСКО в 1987 году.
В своей пассионарной теории этногенеза  Лев Гумилев ввёл понятие «суперэтноса» как группы этносов, проживающих в разных климатических зонах, но объединённых в единое общественное целое посредством особой биохимической энергии, позволяющей делать сверхусилия.  Согласно его теории, пассионарии – люди с врождённой способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать ее в виде целенаправленной деятельности по видоизменению окружающей среды. Это творческие люди, изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни. Это люди, которые двигают историю и направляют ее развитие.
Большая Евразия, успехи и проблемы регионального сотрудничества наций, стран и конфессий на ее территории, представляют, по моему убеждению, уникальный контекст мирового разнообразия и противоречий мира. Объединённый в единое общественное целое программой и совместными целями  устойчивого развития этот евразийский союз может стать источником новых, инновационных форм, методов, идей, а также совместного решения назревших задач и проблем глобального характера. Здесь открывается путь к объединению усилий и пассионарных «сверхусилий» нового мирового «суперэтноса». В моем проекте это  связано с инновационным сочетанием образовательных методик и их практической апробацией, с творческим участием представителей разных социальных слоев разных стран в демократическом диалоге, направленном на совместное создание произведения мира.
 Энергия миростроительства, проходящая через разные стадии  оппозиционных дискуссий и диалога к демократическому диалогу, способна смягчить, «умиротворить», заменить  агрессивное и разрушительное противостояние наций, религий, социальных, политических, экономических и других группировок.
Как свидетельствует опыт с реализацией моего проекта, одобренного Министерством культуры и Министерством юстиции Узбекистана, но «замороженного» его  бюрократической системой, для осуществления идей демократического диалога, мультикультурализма, гармонизации многонациональных и многоконфессиональных отношений и необходимых для этого инноваций в системе образования (тем более в международном масштабе!) необходима поддержка со стороны демократических  государств, заинтересованных в глобальном миропорядке и располагающих соответствующими инструментами воздействия.
Этой проблематике я посвящаю свой проект «От противостояния к демократическому диалогу» и одноименную публицистическую статью.
Каковы особенности современного развития?
В современном мире с разрушенной симметрией отношений Человек и Природа, Человек и Бог, Человек и Планета, Человек и Человек, в противовес натуралистическим, потребительским подходам к общечеловеческим ценностям растет стремление к духовности и возрождению нравственных ценностей. Вместе с тем усиливается агрессия, геополитическая напряженность и противоборство в реальном и  в информационном пространстве, актуализируя проблематику неделимости и безопасности мира.
Современный мир стремительно молодеет в возрастном соотношении поколений.  За всю историю человечества сегодня молодежь – крупнейшее по численности поколение, насчитывающее 2 миллиарда человек. Если не обеспечить молодых людей достойным местом в жизни и возможностью реализовать свои способности, будет назревать проблема «потерянной молодежи», она может оказаться  объектом преступных и экстремистских
идей или предпочтет уход в мир виртуальный. 
Характерная черта последнего столетия – распад конгломератов имперского характера, образование и установление независимых и новых государств.
Устойчива ли тенденция обособления и разъединения в мире? Сама мысль  о новом возведении китайских и берлинских стен или железных занавесей кажется абсурдной, в особенности учитывая развитие современных информационных и производственных технологий.
Есть время разбрасывать камни и есть время собирать камни. Происходят изменения во взаимоотношениях наций и стран в сторону развития демократии и диалога, многовекторных экономических и культурных связей. Выразительную тенденцию, особенно в евразийской экономике, набирает   широкое использование энергии частной инициативы.
Жизнь сохраняет актуальность многих исторических документов, которые и поныне служат основой демократического развития в мире, начиная с Английской «Великой харты вольностей» (Magna carta). История распада Советского Союза преподала человечеству урок о том, как важно соответствие между провозглашенными свободами и правами человека и их соблюдением и к каким последствиям ведет атеистическая политика тоталитаризма, монополия одной партии, фактический запрет вероисповедания, жесткая плановая экономика и т.д.
Человечество к сегодняшнему дню осознало необходимость  взаимосвязанного бытия и выживания перед лицом экологических, экономических и военных катастроф. Какие системы объединяют людей в сообщества?
Этническая и религиозная общность в рамках этносов и религий  – это системы, формирующие исторический и культурный тип человека, они затрагивают все социальные, гуманитарные и многие другие сферы жизнедеятельности. Но эти же ценности зачастую людей разъединяют на уровне межэтническом и межконфессиональном. Искусство и культура в потенциале своем наднациональны и надконфессиональны, в связи с этим возникла философия и политика мультикультурализма в качестве инструмента, способствующего взаимообогащению культур и построению гармоничного общества.Принципы проницаемости, динамичности, изменчивости границ культуры как многоуровневой системы, развивающейся в непрерывном диалоге с другими национальными и религиозными культурами, позволяют построить  механизм комплексного взаимодействия, а мультимедийные формы культуры – формировать новый, комплексный тип мышления и новаций в системе образования. Британская политика по интеграции инокультурных и иноконфессиональных иммигрантов в общество на протяжении длительного времени считалась настолько успешной, что на нее  ориентировались и другие страны Евросоюза.










СТАТЬЯ

ОТ  ПРОТИВОСТОЯНИЯ  К  ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ ДИАЛОГУ

БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ: УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

                I

                АСПЕКТЫ  НОВОГО  ЕДИНЕНИЯ

Евразия, самый большой континент мира, включает сегодня  94 государства, отличающихся  географией,  историческим опытом, менталитетом, религией, экономическим, политическим и культурным развитием.  Новая волна интереса к евразийству появилась в 80-е гг. XX века в связи с творчеством русского ученого Льва Гумилева, который предпринял успешную попытку создать концепцию мировой, или Всемирной истории, объяснить механизм взаимодействия ее составляющих и их глобальную зависимость от законов развития органической природы и космоса.
Лев Гумилёв - сторонник русско-тюрко-монгольского братства, для него евразийство -  образ мысли. Он старался доказать, что Русь — это продолжение Золотой Орды, а многие русские люди — потомки крещёных татар (см. очерки «Эхо Куликовской битвы», «Чёрная легенда», популярная книга «От Руси до России», монография «Древняя Русь и Великая степь»).
Другой сторонник евразийской теории Н. Трубецкой  заявил, что русских и кочевников связывает особое умонастроение, основанное на идеях личной преданности, героизма, духовной иерархии и вере в высшее начало мира.
В развитии исторических, культурных, экономических, политических и дипломатических связей  между народа¬ми Востока и Запада большую роль сыграл Ве¬ликий шёлковый путь (Great Silk Road), воз¬никший во II в. до н. э. Он стал фактором быстрого и эффективного развития Центральной Азии и ее международной роли как накопителя информации, активности и технологий, передаваемых и в другие страны. О его роли в плане дальнейшего развития демократического диалога между странами Востока и Запада свидетельствует также программа «Шёлковый путь - путь диалога»,  принятая ЮНЕСКО в 1987 году.
В своей пассионарной теории этногенеза  Лев Гумилев ввёл понятие «суперэтноса» как группы этносов, проживающих в разных климатических зонах, но объединённых в единое общественное целое посредством особой биохимической энергии, позволяющей делать сверхусилия.  Согласно его теории, пассионарии – люди с врождённой способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать ее в виде целенаправленной деятельности по видоизменению окружающей среды. Это творческие люди, изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни. Это люди, которые двигают историю и направляют ее развитие.
Большая Евразия, успехи и проблемы регионального сотрудничества наций, стран и конфессий на ее территории, представляют, по моему убеждению, уникальный контекст мирового разнообразия и противоречий мира. Объединённый в единое общественное целое программой и совместными целями  устойчивого развития этот евразийский союз может стать источником новых, инновационных форм, методов, идей, а также совместного решения назревших задач и проблем глобального характера. Здесь открывается путь к объединению усилий и пассионарных «сверхусилий» нового мирового «суперэтноса». В моем проекте это  связано с инновационным сочетанием образовательных методик и их практической апробацией, с творческим участием представителей разных социальных слоев разных стран в демократическом диалоге, направленном на совместное создание произведения мира.
 Энергия миростроительства, проходящая через разные стадии  оппозиционных дискуссий и диалога к демократическому диалогу, способна смягчить, «умиротворить», заменить  агрессивное и разрушительное противостояние наций, религий, социальных, политических, экономических  и других группировок.
Осуществлению моего проекта противостоит устоявшаяся бюрократическая, наднациональная элитарная система, стремящаяся любой ценой  сохранить «status quo» и являющаяся наследием советской государственной системы.
Свидетельствует об этом судьба моего проекта, предлагающего методы и мероприятия в поддержку прогрессивных реформ Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева: проект получил одобрение Министерства культуры и Министерства юстиции Узбекистана, но был «заморожен» чиновниками бюрократической системы.  Результатом моего трехкратного обращения к Президенту было вручение мне заказной почтой 2 писем непонятного содержания, и на основании этой формы почтового вручения, связанной с моей подписью о получении сих писем, было администрации Президента сообщено, что мне даны разъяснения  и что мною разъяснения приняты. Странная форма диалога власти с народом!
Вместе с тем мои инновационные идеи и предложения появляются в разных директивных документах, изготовляемых чиновниками о поддержке прогрессивных реформ Президента и в отчетах об их выполнении.
28 января 2019 г. я послала Открытое письмо Президенту Республики Узбекистан, Организации Объединенных Наций, United States Agency for Development и Всемирной Организации интеллектуальной собственности.
Для реализации идей, содержащихся в моем проекте и связанных с прогрессивной мировой политикой демократического диалога, мультикультурализма,  гармонизации многонациональных и многоконфессиональных отношений и необходимых для этого инноваций в системе образования,  необходима поддержка со стороны демократических  государств, заинтересованных в глобальном миропорядке  и располагающих соответствующими инструментами воздействия.
Этой проблематике я посвящаю свой проект «От противостояния к демократическому диалогу» и одноименную публицистическую статью.


                II

                МИР  КАК  ЕДИНЫЙ  ЖИВОЙ  ОРГАНИЗМ

Человечество к сегодняшнему дню осознало необходимость  своего взаимосвязанного  бытия и выживания перед лицом экологических, экономических и военных катастроф. Многочисленные организации, научные конференции, форумы регионального и международного масштаба уделяют немало сил и ресурсов решению этих проблем. Мы нуждаемся в единой взаимосвязанной программе и механизме действий с одновременным участием социальных, национальных, религиозных и культурных представителей разных стран, в более последовательном  отношении к духовной и научной связи изучаемых процессов и в соединении образовательных методик с практической, творческой, всеобщей апробацией.
Сегодняшний мир – это не только революция в научных технологиях, но и совершенно новое отношение между наукой и религией. Если раньше пассионарные личности открывали тайны Вселенной и продвигали научную мысль вопреки гонениям общества и церкви, то сегодня именно церковь научно и духовно обосновывает возможность такой связи. Отвечая на вопрос о преследованиях инквизицией Галилео Галилея, отстаивавшего теорию множественности миров, Ватикан признаёт, что были допущены ошибки и что пришло время перевернуть страницу и обратить взгляд в будущее.
Например, лауреат Нобелевской премии итальяно-американский физик Энрико Ферми (Enrico Fermi), автор планетарной модели атома и один из создателей ядерной и нейтронной физики, пришёл к выводу, что в нашей Галактике должно быть много высокоразвитых цивилизаций, а значит, возможностей и форм общения и взаимодействия с ними.
Возможна ли жизнь на других планетах? Да, возможна, говорит католическая церковь. Господь - Творец всей Вселенной и всех форм жизни. Отрицая возможность жизни на других планетах, мы отрицаем Его вездесущность. В мае 2008 года была высказана официальная точка зрения Ватикана, опирающаяся на международную конференцию и научные астрономические исследования, включая те, которые проводила Астрономическая обсерватория  Specola Vaticana; она является научно-исследовательским институтом и одним из древнейших астрономических обсерваторий в мире.
После конференции  официальная ватиканская газета «L'Osservatore Romano» («Римский Обозреватель»), издаваемая на итальянском, английском, испанском, португальском, немецком, французском и  польском языках, опубликовала интервью  «Инопланетяне - братья мои», в котором Святой отец однозначно утверждает, что в космосе могут обитать иные разумные существа, сотворённые Богом. И возможно, что, не познав первое грехопадение Адама и Евы, они живут в Эдеме, зная одного Бога и не зная конфронтации по национальным и религиозным признакам.
Разве это не идеальный пример для нашей Планеты? И разве это не путь к единению материальных и духовных стимулов в решении Земных проблем?
Современные фундаментальные и прикладные науки и технологии, возникшие в XX и XXI веках в области математики, физики, биологии, электроники,  кибернетики и художественного творчества уже  не представляют собой чистую математику, физику, биологию, гуманитарные науки; они содержат элементы  других дисциплин и необходимый нам элемент междисциплинарности. С использованием принципов современных наук можно создать метод и механизм новаций и междисциплинарной методологии  для оптимального управления общественными, информационными, материальными и другими потоками в их коэволюционном развитии, а также стратегический механизм оптимального и экономичного использования ресурсов (логистика).
Оптимальное и устойчивое решение  задач  в различных сферах жизни и деятельности зависит от возможности  включить их в единый контекст многоэлементной структуры,  в рамках открытой,  многовариантной, нелинейной системы, которая не деградирует к стандартному для замкнутых систем состоянию и мышлению, но позволяет образовывать новые структуры и системы, в том числе более сложные, чем исходные. Речь идет о комплексном подходе к решению  с использованием принципов современной науки, религии, социальной психологии, структурированного диалога, демократических форм   управления и более жесткого утверждения законности. 
В 1969 г. был введен термин «синергетика» Германом  Хакеном (Hermann Haken, см.: Синергетика. М.: Мир, 1980), немецким физиком-теоретиком, ведущим исследования в Центре по изучению сложных систем в университете Флориды (Бока Рэтон, США).
Синергетический метод стал сегодня обозначением междисциплинарного направления науки, связанной с образованием и самоорганизацией моделей и структур в открытых системах эволюции и коэволюции, в процессах упорядоченного поведения сложных нелинейных систем. Метод рассматривается как современный этап идей кибернетики (Н.Винер, У.Р.Эшби) и системного анализа (Л. фон Берталанфи). В расширенном толковании наблюдается тенденция его применения в любых системах: биологических, экологических, социальных и других как единой основы для механизма возникновения новаций. Новации основаны на переменах в концептуальной сетке мышления и планирования, на переходе от категорий бытия к событию, от существования к становлению и сосуществованию в эволюционирующих структурах старого и нового, к быстрой эволюции через нелинейную обратную связь, в том числе информационную, от эволюции к коэволюции. Таким образом, в новой синергетической картине акцент падает на становление, когерентность, кооперативность элементов, нелинейность и открытость, позволяющую различные варианты. Такой подход придает новый импульс обсуждению и решению традиционных проблем, потенциального и актуального, части и целого, стратегического и сиюминутного и может  способствовать устойчивому развитию единого целого.
 Принцип единой совокупности теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов воспроизводства отдельных микроявлений и мероприятий, характерный для нанотехнологии,
целесообразно использовать в макромасштабах и других сочетаниях.
Методы математического моделирования из клиодинамики позволят  проводить подготовку долгосрочных социальных процессов,  систематизацию и анализ данных с использованием цифровых технологий и искусственного интеллекта.
                III

                ОТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ К ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ  ДИАЛОГУ

В современном мире с разрушенной симметрией отношений Человек и Природа, Человек и Бог, Человек и Планета, Человек и Человек, в противовес натуралистическим, потребительским подходам к общечеловеческим ценностям наблюдается стремление к духовности, возрождению нравственности и единению на основе общечеловеческих ценностей. Примечательно, что в специальной «Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям» II Ватиканского собора выделяется лишь то, что объединяет все религии (типа признания «коренной недостаточности этого меняющегося мира», как в буддизме, или потребности в «освобождении от тревог нашего существования», как в индуизме) или что сближает другие авраамические религии с христианством.
Современный мир стремительно молодеет в возрастном соотношении поколений.  За всю историю человечества сегодня молодежь - крупнейшее по численности поколение, насчитывающее 2 миллиарда человек; в Узбекистане их 63% от общего количества населения. Если не обеспечить молодых людей достойным местом в жизни и возможностью реализовать свои способности, будет назревать проблема «потерянной молодежи», она может оказаться  объектом преступных и экстремистских идей или предпочтет уход в мир виртуальный. 
Характерная черта последнего столетия - распад конгломератов имперского характера, образование и установление независимых и новых государств.
Устойчива ли тенденция обособления и разъединения в мире? Сама мысль  о новом возведении китайских и берлинских стен или железных занавесей кажется абсурдной, в особенности учитывая развитие современных информационных и производственных технологий.
Есть время разбрасывать камни и есть время собирать камни. Происходят изменения во взаимоотношениях наций и стран в сторону развития демократии и диалога, многовекторных экономических и культурных связей. Выразительную тенденцию, особенно в евразийской экономике, набирает   широкое использование энергии частной инициативы. Вместе с тем усиливается агрессия, геополитическая напряженность и противоборство в реальном и  в информационном пространстве, актуализируя проблематику  неделимости и безопасности мира, многонациональных и многоконфессиональных отношений и демократического диалога. 
Человечество к сегодняшнему дню осознало необходимость  взаимосвязанного  бытия и выживания перед лицом экологических, экономических и военных катастроф. Какие системы объединяют людей в сообщества?
Этническая и религиозная общность в рамках этносов и религий  - это системы, формирующие исторический и культурный тип человека, они затрагивают все социальные, гуманитарные и многие другие сферы жизнедеятельности. Но эти же ценности зачастую людей разъединяют на уровне межэтническом и межконфессиональном. Искусство и культура в потенциале своем наднациональны и надконфессиональны, в связи с этим возникла философия и политика мультикультурализма в качестве инструмента, способствующего взаимообогащению культур и построению гармоничного общества.
Принципы проницаемости, динамичности, изменчивости границ культуры как многоуровневой системы, развивающейся в непрерывном диалоге с другими национальными и религиозными культурами, позволяют построить  механизм комплексного взаимодействия, а мультимедийные формы культуры –  формировать новый, комплексный тип мышления и новаций в системе образования. Британская политика по интеграции инокультурных и иноконфессиональных иммигрантов в общество на протяжении длительного времени считалась настолько успешной, что на нее  ориентировались и другие страны Евросоюза. Проблемы, возникшие с ассимиляцией иммигрантов в европейских странах, уходят своими корнями не только в различия религиозного характера, но, пожалуй, еще больше – в различное понимание основ демократии. Тем не менее они не обозначают кризиса философии мультикультурализма.
Общечеловеческие ценности, присущие почти всем нациям, религиям и культурам, - это фундамент, на котором можно строить общее здание, если прийти к консенсусу, избегая факторов,  провоцирующих своими различиями. Для достижения консенсуса необходим цивилизованный, демократический диалог, согласование европейской и азиатской модели демократии, ведущее к гармонизации многонациональных и многоконфессиональных отношений, к формированию нового мышления в процессе образовательных практик в этом направлении.

Жизнь сохраняет актуальность многих исторических документов, которые и поныне служат основой демократического развития. Англию часто называют родиной современной демократии. Англичанам еще на заре XIII века удавалось успешно ограничивать власть своих королей - из века в век. Английская «Великая харта вольностей» (Magna carta) – один из основополагающих документов демократического развития мира, в ней нашли отражение такие идеи, как господство права, суд равных, равенство перед судом, защита прав человека.
Ее взяли на вооружение основатели Соединенных Штатов Америки, составляя Декларацию независимости, Билль о права и Конституцию США, в которой написано: Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью… Политическая система США выдержала более чем 200-летнее испытание на прочность.
Статья 2 Договора о Евросоюзе гласит, что его ценностями являются: уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, а в отношениях государств-членов - плюрализм, недискриминация, терпимость, справедливость, солидарность и равенство между женщинами и мужчинами.
В сентябре 2018г. Европейский Парламент Евросоюза, проводя конференцию, посвященную Международному дню демократии, провозглашенному ООН,  и практические семинары, уделил особое внимание темам технологических инноваций и  практик и их влиянию на развитие демократии, роли  лидерства женщин в укреплении демократии, уровню демократического развития в отдельных странах мира. Как сообщил  Economist Intelligence Unit, аналитический центр британской газеты «Экономист», среди стран бывшего советского блока наиболее близки к "идеалу" страны Прибалтики (Эстония), Чешская Республика и Словакия. Учитывая их долговременное пребывание в социалистическом лагере тоталитарного режима, было бы целесообразно и полезно для преодоления современных проблем, подробнее ознакомиться с опытом и методами их демократической  «перестройки».
История распада Советского Союза преподала человечеству урок о том, как важно соответствие между провозглашенными свободами и правами человека и их соблюдением и к каким последствиям ведет атеистическая политика тоталитаризма, монополия одной партии, фактический запрет вероисповедания, жесткая плановая экономика и т.д. Среди советского народа ходила поговорка: мы говорим одно, думаем другое, а делаем третье. Лучшим  из советских граждан хватало мужества противостать этой системе, в  результате миллионы  представителей ее творческого, пассионарного генофонда заканчивали свою жизнь в концлагерях и в эмиграции. Но, пожалуй,  еще страшнее огромного количества репрессированных оказалась та печать, которой отметила советская государственная система характеры людей, приспособившихся к демагогической потребительской философии, и ее наследие  в подобии коррумпированного механизма управления. Согласно статистическим данным, Россия сегодня находится в первых рядах стран по соотношению количества олигархов и бедствующей части населения. Нельзя отрицать и светлые стороны советской системы: бесплатное образование и медицину, право на труд и дружбу народов, которая не была пустым словом.
К сожалению, страны постсоветского пространства и после обретения ими независимости несут на себе ту печать советской идеологии и управления,  которая препятствует осуществлению новым реформ, указов и постановлений. Хотя власти в этих странах, согласно новой международной ориентации, и вынуждены давать некоторый простор идее демократизации и диалога, на деле чиновничья, бюрократическая машина боится политической активности сознательных граждан. Чиновникам, привыкшим к работе старыми методами,  тяжело дается отход от советской идеологической  и бюрократической матрицы. Пока большинство новых реформ и указов остаются на бумаге, на словах, повторяясь, однако, в представляемой властям отчетности.
Ощущается острый недостаток инновационной системы образования, способствующей формированию нового мышления и непосредственно связанной с практическими действиями в этом направлении.
Серьезный анализ сложившейся ситуации находим  в публикациях некоторых российских ученых-международников, экономистов и политологов, искренне озабоченных дальнейшей судьбой России и Евразии. Например, А.Рябов в статье «Постсоветское пространство: факторы и циклы развития» (Россия и новые государства Евразии, 2018, №3. стр.67-82), ссылаясь также на других авторов (В.Егоров, А.Крылов, авторы Аналитических докладов Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) 2011г. и др.) называет  факторы центростремительного и центробежного отношения постсоветских республик  к России.
К центростремительным, скрепляющим пространство бывшего СССР, относят распространение русского языка, миграцию рабочей силы, безвизовый режим, взаимное признание дипломов об образовании, семейно-родственные связи, сравнимость внутриполитических порядков и т.д.
В качестве центробежных и их причин называют: прочно сложившуюся систему коррупции, мощные криминальные сети, неудовлетворительное качество государственного управления, политическую пассивность граждан и в значительной мере неопределенность направления в развитии систем государственной власти. В качестве первопричины  авторы указывают доминирование института власти-собственности, как наследие советской эпохи, которое обусловливает «срастание или полное совпадение политических элит и олигархических групп, завладевших большей частью национального богатства». Господство этого института обусловливает концентрацию власти и собственности в руках узкого слоя элит, заинтересованных в сохранении внутриполитического status quo и потому стремящихся к маргинализации любых социальных и политических акторов, которые выдвигают альтернативные проекты развития, вне зависимости от их направленности. Стремление к сохранению status quo доминирует и среди массовых слоев населения, которые, находясь в сильной зависимости от государства и правительства, боятся перемен, полагая, что все они – к худшему.
Слабость формальных институтов компенсируется широким развитием неформальных практик, «ручным управлением» и уверенностью, что от «братьев по классу», в первую очередь из России как системообразующей страны региона, всегда можно рассчитывать на поддержку. Отмечая фактор этой солидарности, А.Крылов связывает его с глобализацией, ведущей к формированию транснациональных элит, частью которых и стремятся стать элиты ННГ.
Фактор «бегства» из постсоветского пространства  имеет сложную природу,  обусловленную комплексом причин, общим знаменателем которых выступает недовольство массовых слоев населения постсоветскими реалиями с их отсутствием перспектив и подчас вопиющей социальной несправедливостью. Это сопровождается намерениями – чаще всего непоследовательными –  части правящих элит, порвать с постсоветскими реалиями, или модифицировать их в соответствии с требованиями, предъявляемыми Евросоюзом.
После прихода к власти на Украине (февраль 2014 г.) прозападных политических сил, затяжного вооруженного конфликта на юго-востоке этой страны и резкого ухудшения отношений России с Западом, приведшего к введению США и Евросоюзом санкционного режима, центробежные тенденции на постсоветском пространстве снова усиливаются.
Центростремительные тенденции могли бы поддерживаться способностью России оставаться провайдером экономической помощи и безопасности (для некоторых ННГ) и при условии, что Россия выработает такую модель модернизации, которая стала бы эффективной для нее самой, привлекательной для других ННГ и приемлемой для других стран. В исторической перспективе такая позиция в силу указанных выше факторов затруднительна, отмечают авторы аналитической статьи.
Для успешного продвижения по пути европейских реформ у массовых слоев без поддержки тех или иных элитных групп не хватает знаний, опыта, финансово-экономических, административных и кадровых ресурсов. Однако в перспективе это соотношение между прошлым и будущим может измениться в пользу будущего.
С  анализом и выводами  российских ученых нельзя не согласиться.
Сегодня развитие форм демократического диалога, достижение консенсуса в вопросе европейской и азиатской модели демократии, а также формирование нового мышления и образовательных практик в этом направлении являются актуальным требованием времени.
                IV

             ОБРАЗОВАНИЕ,  ДИАЛОГ  И  ДЕЙСТВИЕ  КАК  ЕДИНЫЙ  ПРОЦЕСС

Единая концепция  устойчивого развития мира как единого живого организма, требует участия всех его акторов, учета их интересов и взаимосвязей, включая инфраструктурные связи Великого Шелкового пути и  многосторонний, многофакторный подход к взаимодействию США, Китая,  стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Европы и других. Важным условием является достижение консенсуса в едином понимании демократических ценностей, коллективных и личных прав и ответственности, в том числе со стороны иммигрантов, населивших европейские страны. Речь нередко идет о противоречивых интересах, в которых едва ли можно достичь полного согласия. Но едва ли это и нужно, ибо и противоречия, сдерживаемые определенными, цивилизованными рамками, тоже представляют собой стимулирующий, диалектический фактор развития в смысле теории «отрицание отрицания». Устойчивому развитию может способствовать совместное творческое участие в разработке и реализации  проекта,  использующего восточные и европейские, традиционные и новые формы диалога, с их одновременной апробацией на практике.
 
 Земля, которую мы знаем как Узбекистан, была на протяжении многих веков родиной людей разных религий, живущих в гармонии, включая зороастрийцев, буддистов, иудеев, христиан и мусульман. Вместе с тем узбекская земля - одна из древних колыбелей исламской науки и культуры. Уважение к национальному и религиозному разнообразию, исторический и современный опыт формирования культурного единства в полиэтническом обществе, укоренившиеся в истории и характере страны и людей - это ценность, которой народ Узбекистана может поделиться с остальным миром.
По официальным данным, сегодня здесь функционируют 16 религиозных конфессий, 2256 религиозных организаций, включая 175 христианских, 8 иудейских общин, 6 общин Бахаи, «Свидетели Иеговы», 1 общество Кришны, 1 буддийский храм, а также Библейское общество Узбекистана.
Преобладающей религией в Узбекистане является ислам суннитского толка, который исповедуют 93% населения страны, за исключением 1% мусульман-шиитов, которые проживают на территории Бухары и Самарканда. При этом
можно стать свидетелем разнообразных молельных домов, мечетей, церквей, синагог, расположенных  на одной улице в Республике. Это многовековой опыт толерантности и гармонии, который заслуживает изучения и распространения.
На уровне теологии существует дистанция между иудаизмом, христианством и мусульманством. С точки зрения бытовой существует опыт  совместного, дружного проживания представителей авраамической и других религий.  Бывшая первая леди США Хиллери Клинтон во время посещения  древнего Самарканда сказала: «… я приехала в Узбекистан еще и затем, чтобы изучить насколько дружно и в согласии живут в вашей стране представители различных национальностей и религий, Я убедилась, что в этом отношении нам стоит многому у вас научиться… мусульмане, христиане и евреи рядом отправляют обряды своей веры. И это тем более замечательно, что так продолжается уже в течение многих веков».
От слов к делу. Давайте проведем совместный анализ  международного опыта в этом плане, опыта положительного и негативного (ибо это тоже познание!), его научную обработку, совместные заключения, рекомендации, модели и включим их в программу действий «Сборник+Диалог+ Действие», в рамках проекта «От противостояния к демократическому диалогу», который уже находит немало сторонников. Большинство из них знакомы с опытом моего предыдущего проекта «Планета – наша общая Родина», Тогда, 10 лет назад, приходилось мне самой выступать в 10 ипостасях  - как научному работнику, писателю, публицисту, драматургу, режиссеру, продюсеру, искусствоведу, переводчику, модератору и актрисе. Сначала мой театр-лабораторию «Арт-Студия-Свет» называли «театром Адели Чиляковой» и «театром одного актера». Поддержка пришла со стороны Посольства Чешской Республики в Узбекистане и некоторых религиозных институтов. Сегодня «Арт-Студия-Свет» объединяет около 20 творческих личностей, хотя продолжает иметь характер волонтерский и благотворительный.
Наша деятельность, направленная на гармонизацию многонациональных и многоконфессиональных отношений, на демократизацию и утверждение идей мультикультурализма, находит моральную поддержку у творческих личностей Узбекистана, публикуемую в социальных сетях и в коллективных письмах, отправляемых государственным органам Узбекистана. А также помогает установлению сотрудничества с институтами духовного воспитания.
Гармонизации этнических и конфессиональных отношений и духовному воспитанию содействует деятельность Митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, который наряду с миссией священнослужителя оказывает поддержку презентации культуры  разных народов в Епархии православного Кафедра;льного собо;ра Успе;ния Бо;жией Ма;тери, и  на сценах театров.
Протестантская Евангелическая церковь «Вефиль» была первой, которая предоставила сцену для премьеры моего антивоенного спектакля «Добрый солдат Швейк», созданного как адаптация романа чешского классика Ярослава Гашека. Премьера состоялась также в независимом авангардном театре им.Марка Вайля «Ильхом» и  сопровождалась многочисленными вдохновляющими рецензиями в средствах информации. Одна из них, написанная известным актером и режиссером Суръатом Артыковым, озаглавлена: «Как солдат Швейк без оружия завоевывает нашу публику». В  церкви  «Вефиль» состоялись также первые презентации фрагментов из моей пьесы «Новая Саломея».
Несколько лет назад я выступала со своими стихами и в Римско-Католическом Храме Святейшего Сердца Иисуса в Ташкенте.
Иудейская синагога и культурный израильский центр «Хесед», представляющий также организацию американского еврейства «Joint» в Узбекистане, тоже открыты для творческого общения и презентации искусства разных народов и конфессий. Здесь я провела несколько творческих встреч, посвященных опальным советским поэтам О.Мандельштаму и И.Бродскому, лауреату Нобелевской премии,  представила свои поэтические  переводы из творчества философа просвещенного суфийского ислама Алишера Навои, а также поэзию и музыку Чехии.
Опыт совместной деятельности, в сотрудничестве с христианскими, мусульманскими, иудейскими и другими  духовными институтами и представителями,  может содействовать формированию международного опыта  демократической, многонациональной и многоконфессиональной гармонизации.
В годы независимости Узбекистан столкнулся с разными вызовами, включая международный терроризм, проникновение идеологий экстремизма и радикализма. Религиозная политика Узбекистана разделяет международные стандарты и договора, допускающие некоторые ограничения в религиозных вопросах, религиозные права не являются абсолютными, когда дело касается общественной безопасности, порядка, морали, прав других граждан. Например, миссионерство и прозелитизм, которые нередко ведут к конфликтам и агрессивным способам навязывания религии, запрещены законодательством Узбекистана.

                V
 
          МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ, ДЕМОКРАТИЯ  И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

 Великобритания была одной из первых европейских стран, выдвинувших идеологию мультикультурализма, на нее с успехом ориентировались и другие страны Евросоюза. Сегодня эта модель  с  широкой системой мер по поддержке национальных меньшинств и сохранению ими самобытности,   привела Великобританию и европейские страны к огромным проблемам сосуществования мигрантов и коренного населения. Иммигранты с Ближнего Востока навязывают коренным жителям религиозные дискуссии и в случае неприятия их позиции оскорбляют, унижают собеседника, развязывают драку. Многочисленные мигранты,  наводнившие Европу, не проявили готовности ассимилироваться. Они объединяются в различные этнические сообщества,  отстаивая права на сохранение собственной культуры, традиций и обычаев, и нарушая демократические ценности страны-хозяина.
Я убеждена, что феномен демократического гостеприимства стран Европейского Союза, в особенности со стороны Германии, надо записать в историю человечества. С их стороны это гуманный, христианский акт милосердия. Правда, огромное количество желающих воспользоваться гостеприимством многократно превысило возможности европейских стран, а готовность гостей к адаптации оказалась минимальной. Жаль, что странами ЕС не была своевременно разработана  единая программа согласованных действий  и более твердый механизм ее проведения. 
 Но ведь это  уникальный случай массового запланированного переселения наций, сплоченных этнически и религиозно, но не имеющих общего языка, идеологии, культуры с принимающей страной,  добровольно предоставившей им собственную территорию, материальные блага и безграничную лояльность в ущерб собственным интересам!
Важную причину проблемы доктор богословия протоиерей Александр Федосеев видит также в дехристианизации Европы, пассивности европейской культуры потребления перед натиском культуры и религии мигрантов с их жесткими социальными и религиозными рамками и крепко организованными общинами. Современное европейское общество, отмечает он, весьма подвержено духовным метаниям, в результате возникли многочисленные религиозные течения, учения, секты, оккультные движения, в том числе сатанизма. Возникло огромное количество разрозненных, часто противоположных по своей сути, носителей разнообразных культурных и религиозных традиций вместо единого европейского общества.
Мультикультуральный подход, называемый «американской моделью» и «плавильным котлом» (melting pot), дал толчок возникновению государства на основе единой гражданской идентичности, без точного понятия «нация». В то время, как Европа говорит об упадке или кризисе мультикультурализма, в западных моделях, что по ту сторону океана (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), поликультурность рассматривается в качестве движущей силы развития государств.
Мультимедийность – один из художественных творческих методов, позволяющий посредством синтеза в композиции, сюжете или артефакте использовать разные виды искусства в их многообразии, единстве и гармонии. Уже 10 лет я успешно пользуюсь ими в работе театра-лаборатории «Арт-Студия-Свет». Многоэлементность и многовариантность мультимедийной структуры позволяет полнее отразить исторический, философский и социальный подтекст, характер эпохи, создать  эмоциональную картину внутренних аналогий, необходимых для комплексного восприятия и системного мышления и аналогии с современностью. Мультимедийность открывает двери для симбиоза классической и авангардной форм, истории и актуальности, позволяет использованием художественных средств в их многообразии способствовать достижению гармонии и единства ценностей, хорошо сочетается с синергетическим подходом. Позволяет представить произведение в нескольких измерениях и оптимально приблизить единое действо также зарубежному адресату.               

Проблемы с ассимиляцией мигрантов в европейских странах связаны с разным отношением к роли индивидуального и коллективного в демократии. В отличие от европейской традиционной либеральной идеологии, которая делает акцент на защите прав и обязанностях каждой личности, индивидуума, иммигранты выступают от лица  коллективных индивидов в лице различных этнических и конфессиональных общин и их авторитарной идеологии и дисциплины. Однако их претензии на культурную и религиозную исключительность подрывают принцип автономии личности, предполагающий ее ответственность за результаты своей деятельности, и перекладывают права и ответственность  на этническую или религиозную группу. Разное понимание демократии отражается и в современных теориях ее европейской и азиатской модели, последней близка также советская идеология примата общественного и коллективного перед личным.

Формы демократического диалога, развитие консенсуса с учетом базовых, общих интересов этносов и религий, может стать тем общим языком, который поможет преодолеть феномен Вавилонского столпотворения. Общий консенсус в этом вопросе поможет достичь устойчивого развития и в смысле документа Организации Объединенных Наций «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030г.», на основании которого  были приняты странами Евразийского региона постановления о мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Для преобразования мира необходимо новое мышление, которое не формируется по указу или приказу; это перманентный процесс, затрагивающий все сферы жизни, в первую очередь сферу образования, культуры и работы с молодежью. Мышление  эффективно меняется в процессе собственных действий и участия в целенаправленном решении совместных задач.
Вовлечение молодежи в этот процесс может способствовать также:
- решению проблемы радикализации молодежи, одной из самых опасных и острых и связанной с  комплексом   социальных, экономических, культурных и нравственных вопросов;
- переоценке ценностных установок и осознанию преимущества конструктивной и творческой деятельности перед стремлением изменить мир посредством преступности, терроризма и экстремизма;
- преодолению опасной тенденции «ухода в виртуальную реальность», когда молодые люди, не найдя себе достойную нишу в реальной общественной жизни, создают собственный или коллективный иллюзорный мир ролевых игр, в нем находят применение их способности, таланты, идеи.  Это международная проблема и тенденция;  у нее все больше приверженцев, она ставит под угрозу здоровое, гармоническое развитие человеческой личности и ее полноценный вклад в реальное развитие общества.
-  ослаблению вероятности неконтролируемых кибер-войн, обращению деятельности хакеров в позитивное русло, в управляемое и контролируемое участие в реализации конструктивной глобальной программы устойчивого развития.
Предлагаемый в моем проекте междисциплинарный, синергетический подход можно использовать в разных сферах общественной жизни: социальной, экономической, политической и т.д. Глобальное и комплексное  решение в контексте многоэлементной структуры, в рамках открытой и нелинейной системы позволит избежать  стандартного для замкнутых систем мышления, образовывать новые структуры и системы образовательного процесса и форм диалога, в том числе более сложные, чем исходные.
Общая совместная деятельность по упорядочению мира, связанная с процессом перманентного повышения образованности, в которой примут участие самые разные представители разных стран, уже сама по себе явится формой демократического диалога. Ее результатом станет живое и далее развивающееся коллективное произведение мира.

               

                VI

                ПРОГРАММА  «Сборник+Диалог+Действие»
В качестве приложения предлагаю читателю методико-прикладную часть своего проекта «От противостояния к демократическому диалогу».
Сборник будет иметь 2 части, составляющие единое целое: научно-популярную и художественную, может издаваться  2 раза в год или чаще.
 Редакционная коллегия предложит авторам из разных стран, в том числе иммигрантам,  темы, проблемы и вопросы, согласно концепции проекта. Из присланных материалов будут выбраны и опубликованы статьи и предложения, представляющие интерес. Издание  теоретического материала будет сопровождаться их обсуждением на практических  семинарах, брифингах, мозговых штурмах, конференциях и т.д., региональных и международных. Наиболее ценные информации и материалы, почерпнутые из этих встреч, будут снова публиковаться в сборнике для дальнейших дискуссий и поисков решения и развития. Выбор и обработка данных будет осуществляться с использованием  аналитических возможностей передовых цифровых технологий, искусственного интеллекта и единой научной синергетической программы.
Вторая, мультимедийная художественная часть будет публиковать артефакты из разных видов искусства (стихи, малая проза, изобразительное искусство, фотография, электронные записи новых музыкальных композиций с новыми текстами и т.д.) в духе концепции проекта,  способствуя развитию нового, комплексного мышления и новациям в системе образования. Будет связана с фестивалями.
Обе части сборника будут предварять  вступительные, ориентирующие статьи, участие  будет предложено наряду с учеными, политиками, экономистами, также простым людям, коренным жителям и иммигрантам. Широкое участие представителей разных социальных слоев из разных стран даст возможность объединить аспекты научные, практические, проблему и опыт религиозной и этнической совместимости и гармонизации.
Вот несколько предварительных тем для научно-популярной части сборника:
• Как достичь консенсуса между европейской и азиатской моделью демократии? Как  использовать национальный опыта Востока («гап», «махалля» и др.) для повышения личной активности, личной ответственности и осознания личных прав индивидуума ?
• Что мешает возрождению духовности и нравственности,  гармонизации  многонациональных и многоконфессиональных отношений ? 
• Как может  развиваться сотрудничество представителей и институтов разных религий ?
• Предложения по составлению цифровых программ, работы искусственного интеллекта и коллективной работы над проектом.
• Опыт разных стран в области демократического управления и строительства
• и другие.

Для художественной части Сборника - несколько мультимедийных тем, способствующих  комплексному мышлению и новациям в системе образования, в работе музеев и культурных центров.
- Эпоха, философия и мастера Возрождения. Фактор Возрождения как условие обновления и устойчивого развития нации, страны, Евразийского союза, Планеты. Характерные черты: жажда познания мира в его красоте, разнообразии, тесной связи науки с искусством. Универсальность и разносторонность мастеров Возрождения. ( например, Леонардо да Винчи (1452-1519) - живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, военный инженер, изобретатель, математик, анатом, ботаник исследовал все сферы естествознания, предугадал многие открытия XIX века; Микеланджело (1475-1564) - скульптор, архитектор, художник, поэт (свыше 200 стихов, дошедших до нашего времени).
Какие из этих черт вы находите в современном развитии? Какие необходимо развивать? Как?

- Ренессанс в философии, живописи, скульптуре, музыке, театре, архитектуре  разных стран мира,-  общее и специфическое. Связь философии просвещенного ислама и  философии Ренессанса, их представители и творчество. Ваши взгляды на пути и способы многоконфессиональной и многонациональной гармонизации.

- Эпоха позднего Возрождения. Барокко в архитектуре, живописи, скульптуре, моде, интерьере,  его философия. Как вы относитесь к стремлению литературы барокко к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватности, энциклопедизме, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, к стремлению исследовать бытие в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность)?

- Что общего между творчеством живописцев Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Тициана Вечелло, Эль Греко, Донателло и Микеланджело, Иеронима Босха и Питера Брейгеля,  писателей  Франческо Петрарки, Мигеля де Сервантеса, Франсуа Рабле, Уильяма Шекспира, Лопе де Вега, Педро Кальдерона и композиторов И.С.Баха, Антонио Вивальди, Георга Генделя?
Влияние и печать  разных исторических стилей на современное искусство .

- Живопись, поэзия, архитектура, музыка XX века. Эпоха активного устремления искусств навстречу друг к другу в стремлении отобразить новый мир, соединяя разнородные черты: искусство временное, пространственное, визуальное.
Яркие мастера русского, советского авангарда в живописи, поэзии и музыке: А. Блока, В. Маяковского, И. Северянина,  А. Ахматовой, М. Цветаевой, художников В.Кандинского, К.Малевича и др.
Яркое слияние тенденций романтизма (Г.Малер, Р.Штраус, Я.Сибелиус), импрессионизма (К.Дебюсси, М.Равель), модернизма и т.д., неоклассицизма (И.Стравинский,  С.Прокофьев).
Чем вызвано устремление искусств разных стилей, жанров и наций навстречу друг к другу?
 
- Культура Востока в музеях Великобритании и других европейских стран. Европейская культура на Востоке и в Центральной Азии. Взаимопроникновение и взаимное обогащение культур разных народов и религий. О чем это свидетельствует? Как развивать эту тенденцию?

Примечание: Мой проект получил одобрение Министерства культуры и Министерства юстиции Узбекистана,  его дальнейшая реализация зависит от поддержки международных, государственных и других организаций и личностей.
Евразийская творческая гильдия (Лондон) опубликовала информацию о сборнике «Искусство гармонии и диалога» в качестве «пробного шара»; свое желание участвовать в проекте выразили  творческие личности из разных стран.




FROM CONFRONTATION TO DEMOCRATIC DIALOGUE

GREAT EURASIA: SUCCESSES AND PROBLEMS OF REGIONAL COOPERATION

                I
                ASPECTS OF THE NEW UNITY

Eurasia, the largest continent of the world, today includes 94 states that are distinguished by geography, historical experience, mentality, religion, economic, political and cultural development. A new wave of interest in Eurasianism appeared in the 80s. XX century in connection with the work of the Russian scientist Lev Gumilyov, who made a successful attempt to create the concept of world or World history, to explain the mechanism of interaction of its components and their global dependence on the laws of development of organic nature and space.
Lev Gumilyov is a supporter of the Russian-Turkic-Mongol brotherhood, for him Eurasianism is a way of thinking. He tried to prove that Russia is a continuation of the Golden Horde, and many Russian people are descendants of the baptized Tatars (see essays "Echo of the Kulikovo Battle", "Black Legend", the popular book "From Russia to Russia", the monograph "Ancient Russia and Great steppe").
Another supporter of the Eurasian theory, N. Trubetskoy, said that Russians and nomads are connected by a special mentality based on the ideas of personal devotion, heroism, spiritual hierarchy and faith in the highest principle of the world.
In the development of historical, cultural, economic, political and diplomatic relations between the peoples of the East and the West, the Great Silk Road, which arose in the second century, played a large role. It has become a factor in the rapid and effective development of Central Asia and its international role as a store of information, activity and technologies transferred to other countries. The program “Silk Road - the Way of Dialogue”, adopted by UNESCO in 1987, also testifies to its role in terms of further developing a democratic dialogue between East and West.
In his passionary theory of ethnogenesis, Lev Gumilyov introduced the concept of “superethnos” as a group of ethnic groups living in different climatic zones, but united into a single social whole through a special biochemical energy that makes it possible to exert super efforts. According to his theory, passionaries are people with the innate ability to absorb more energy from the external environment than is required only for personal and species self-preservation, and give it out in the form of purposeful activities to modify the environment. These are creative people, inventors, discoverers, creators who contribute to the accumulation and transformation of energy and rationalization of life. These are people who move history and direct its development.

Greater Eurasia, the successes and problems of regional cooperation of nations, countries and faiths on its territory, represent, in my opinion, the unique context of world diversity and world contradictions. United in a single social whole with a program and joint goals of sustainable development, this Eurasian Union can become a source of new, innovative forms, methods, ideas, as well as a joint solution of urgent tasks and problems of a global nature. This opens the way to the unification of efforts and passionate “super-efforts” of the new world “superethnos”. In my project, this is due to the innovative combination of educational methods and their practical testing, with the creative participation of representatives of different social sectors of different countries in a democratic dialogue aimed at the joint creation of a work of the world.
 The energy of peacebuilding, passing through different stages of opposition discussions and dialogue towards a democratic dialogue, can soften, "appease", replace the aggressive and destructive confrontation of nations, religions, social, political, economic and other groups.
The implementation of my project is opposed by the well-established bureaucratic, supranational elite system, which strives at all costs to maintain the “status quo” and is the legacy of the Soviet state system.
This is evidenced by the fate of my project, which proposes methods and measures in support of the progressive reforms of the President of Uzbekistan Sh.M. Mirziyoyev: the project was approved by the Ministry of Culture and the Ministry of Justice of Uzbekistan, but was "frozen" by officials of the bureaucratic system. The result of my three-time appeal to the President was the delivery of 2 letters of incomprehensible content to me by registered mail, and on the basis of this form of mail delivery associated with my signature on the receipt of these letters, the Presidential Administration was informed that explanations were given to me and that the explanations were accepted by me. A strange form of dialogue between the authorities and the people!
At the same time, my innovative ideas and proposals appear in various policy documents prepared by officials on supporting the progressive reforms of the President and in reports on their implementation.
On January 28, 2019, I sent an Open Letter to the President of the Republic of Uzbekistan, the United Nations, the United States Agency for Development and the World Intellectual Property Organization.
In order to realize the ideas contained in my project and related to the progressive world politics of democratic dialogue, multiculturalism, harmonization of multinational and multiconfessional relations and the necessary innovations in the education system, support is required from democratic states interested in the global world order and possessing appropriate instruments of influence.
I devote my project “From Confrontation to Democratic Dialogue” and the journalistic article of the same name to these issues.
               

                II

                WORLD AS A ONE LIVING ORGANISM

To this day, mankind has realized the need for its interconnected existence and survival in the face of environmental, economic and military disasters. Numerous organizations, scientific conferences, forums of regional and international scale devote a lot of strength and resources to solving these problems. We need a single interconnected program and mechanism of action with the simultaneous participation of social, national, religious and cultural representatives of different countries, a more consistent attitude to the spiritual and scientific connection of the processes under study, and the combination of educational methods with practical, creative, universal testing.
Today's world is not only a revolution in scientific technology, but also a completely new relationship between science and religion. If earlier passionate personalities discovered the secrets of the Universe and promoted scientific thought contrary to the persecution of society and the church, today it is the church that scientifically and spiritually substantiates the possibility of such a connection. When asked about the persecution by the Inquisition of Galileo Galilei, who defended the theory of the multiplicity of worlds, the Vatican admits that mistakes were made and that it was time to turn the page and look into the future.
For example, Nobel laureate Italian-American physicist Enrico Fermi, the author of the planetary model of the atom and one of the creators of nuclear and neutron physics, came to the conclusion that there must be many advanced civilizations in our Galaxy, which means opportunities and forms of communication and interactions with them.
Is life possible on other planets? Yes, it is possible, says the Catholic Church. The Lord is the Creator of the entire Universe and all life forms. Denying the possibility of life on other planets, we deny His omnipresence. In May 2008, the Vatican officially expressed its views based on an international conference and scientific astronomical research, including those conducted by the Specola Vaticana Astronomical Observatory; It is a research institute and one of the oldest astronomical observatories in the world.
After the conference, the official Vatican newspaper L'Osservatore Romano (Roman Observer), published in Italian, English, Spanish, Portuguese, German, French, and Polish, published an interview entitled “Aliens - My Brothers,” in which the Holy Father unequivocally states that other intelligent creatures created by God can inhabit in space. And it is possible that, not knowing the first fall of Adam and Eve, they live in Eden, knowing one God and not knowing the confrontation on national and religious grounds.
Is this not an ideal example for our Planet? And is this not the way to the unity of material and spiritual incentives in solving Earthly problems?
Modern fundamental and applied sciences and technologies that arose in the 20th and 21st centuries in the fields of mathematics, physics, biology, electronics, cybernetics, and art are no longer pure mathematics, physics, biology, and humanities; they contain elements of other disciplines and the necessary element of interdisciplinarity. Using the principles of modern sciences, it is possible to create a method and mechanism of innovations and an interdisciplinary methodology for the optimal management of social, informational, material and other flows in their co-evolutionary development, as well as a strategic mechanism for the optimal and economical use of resources (logistics).
An optimal and sustainable solution to problems in various spheres of life and activity depends on the ability to include them in a single context of a multi-element structure, within the framework of an open, multivariate, non-linear system that does not degrade to the state and thinking standard for closed systems, but allows the formation of new structures and systems , including more complex than the original ones. It is a comprehensive approach to the solution using the principles of modern science, religion, social psychology, structured dialogue, democratic forms of government and a more rigorous assertion of the rule of law.
In 1969, the term “synergetics” was introduced by Hermann Haken (Hermann Haken, see: Synergetics. M .: Mir, 1980), a German theoretical physicist who conducts research at the Center for the Study of Complex Systems at the University of Florida (Boca Raton, USA )
The synergetic method has become today the designation of the interdisciplinary direction of science related to the formation and self-organization of models and structures in open systems of evolution and co-evolution, in the processes of ordered behavior of complex non-linear systems. The method is considered as the modern stage of the ideas of cybernetics (N. Wiener, W.R. Ashby) and system analysis (L. von Bertalanffy). In an expanded interpretation, there is a tendency to apply it in any systems: biological, environmental, social, and others as a single basis for the mechanism of occurrence of innovations. Innovations are based on changes in the conceptual framework of thinking and planning, on the transition from the categories of being to an event, from existence to becoming and coexistence in the evolving structures of the old and new, to rapid evolution through non-linear feedback, including information, from evolution to co-evolution. Thus, in the new synergetic picture, the emphasis falls on the formation, coherence, cooperativity of elements, non-linearity and openness, allowing various options. Such an approach gives a new impetus to the discussion and solution of traditional problems, potential and actual, part and whole, strategic and momentary, and can contribute to the sustainable development of a single whole.
 The principle of a single set of theoretical justification, practical methods of research, analysis and synthesis, as well as methods of reproduction of individual micro-phenomena and events, characteristic of nanotechnology,
it is advisable to use in macroscales and other combinations.
Methods of mathematical modeling from cliodynamics will allow for the preparation of long-term social processes, systematization and analysis of data using digital technologies and artificial intelligence.

                III

       FROM CONFRONTATION TO DEMOCRATIC DIALOGUE

In the modern world with a broken symmetry of relations, Man and Nature, Man and God, Man and the Planet, Man and Man, in contrast to the naturalistic, consumerist approaches to universal values, there is a desire for spirituality, the revival of morality and unity on the basis of universal values. It is noteworthy that in the special “Declaration on the attitude of the Church towards non-Christian religions” of the Second Vatican Council, only that unites all religions (such as recognizing the “fundamental insufficiency of this changing world”, as in Buddhism, or the need for “liberation from the worries of our existence”) is highlighted as in Hinduism) or what brings other Abrahamic religions closer to Christianity.
The modern world is rapidly becoming younger in the age ratio of generations. In the entire history of mankind, today youth is the largest generation, numbering 2 billion people; in Uzbekistan there are 63% of the total population. If young people are not provided with a worthy place in life and an opportunity to realize their abilities, the problem of “lost youth” will be brewing, it may turn out to be the object of criminal and extremist ideas or prefer to leave for the virtual world.
A characteristic feature of the last century is the collapse of imperial conglomerates, the formation and establishment of independent and new states.
Is the tendency of isolation and separation in the world stable? The very idea of a new construction of Chinese and Berlin walls or iron curtains seems absurd, especially given the development of modern information and production technologies.
There is time to throw stones and there is time to collect stones. Changes are taking place in the relations between nations and countries towards the development of democracy and dialogue, multi-vector economic and cultural ties. A widespread use of the energy of private initiative is gaining momentum, especially in the Eurasian economy. At the same time, aggression, geopolitical tension and confrontation in real and in the information space are intensifying, actualizing the problems of the indivisibility and security of the world, multinational and multiconfessional relations and democratic dialogue.
To this day, mankind has realized the need for an interconnected existence and survival in the face of environmental, economic and military disasters. What systems bring people together in communities?
Ethnic and religious communities within the framework of ethnic groups and religions are systems that form the historical and cultural type of a person, they affect all social, humanitarian and many other spheres of life. But these same values are often separated by people at the level of interethnic and interfaith. In their potential, art and culture are supranational and supraconfessional; in this connection, the philosophy and politics of multiculturalism emerged as a tool that promotes the mutual enrichment of cultures and the construction of a harmonious society.
The principles of permeability, dynamism, and variability of the boundaries of culture as a multi-level system, developing in a continuous dialogue with other national and religious cultures, allow us to build a mechanism of complex interaction, and multimedia forms of culture - to form a new, complex type of thinking and innovation in the education system. The British policy for the integration of non-cultural and non-confessional immigrants into society has long been considered so successful that other EU countries have focused on it. The problems that have arisen with the assimilation of immigrants in European countries are rooted not only in differences of a religious nature, but perhaps even more in a different understanding of the foundations of democracy. Nevertheless, they do not indicate a crisis in the philosophy of multiculturalism. The universal values inherent in almost all nations, religions and cultures are the foundation on which to build a common building, if you come to a consensus, avoiding the factors provoking their differences. A consensus requires a civilized, democratic dialogue, harmonization of the European and Asian models of democracy, leading to the harmonization of multinational and multiconfessional relations, to the formation of new thinking in the process of educational practices in this direction.

Life remains relevant for many historical documents that still serve as the basis for democratic development. England is often called the birthplace of modern democracy. At the dawn of the XIII century, the British were able to successfully limit the power of their kings - from century to century. The English Magna Carta, one of the fundamental documents of the democratic development of the world, reflected such ideas as the rule of law, the court of equals, equality before the court, and protection of human rights.
It was adopted by the founders of the United States of America, preparing the Declaration of Independence, the Bill of Law and the US Constitution, which says: We proceed from the self-evident truth that all people are created equal and endowed with their Creator with certain inalienable rights, which include life, freedom and the pursuit of happiness ... The US political system has stood the test of more than 200 years of strength.
Article 2 of the Treaty on the European Union states that its values are: respect for human dignity, freedom, democracy, equality, the rule of law and human rights, including the rights of persons belonging to minorities, and in the relations of member states - pluralism, non-discrimination, tolerance, justice , solidarity and equality between women and men.
In September 2018 The European Parliament, conducting a conference on the International Day of Democracy proclaimed by the United Nations and practical seminars, paid special attention to the topics of technological innovations and practices and their impact on the development of democracy, the role of women's leadership in strengthening democracy, the level of democratic development in certain countries of the world. According to the Economist Intelligence Unit, the analytical center of the British newspaper Economist, among the countries of the former Soviet bloc, the Baltic countries (Estonia), the Czech Republic and Slovakia are closest to the "ideal". Given their long-term stay in the socialist camp of the totalitarian regime, it would be expedient and useful to overcome contemporary problems and get acquainted in more detail with the experience and methods of their democratic "perestroika".
The history of the collapse of the Soviet Union taught mankind a lesson about the importance of the correspondence between the proclaimed freedoms and human rights and their observance, and the consequences of the atheistic policy of totalitarianism, the monopoly of one party, the actual prohibition of religion, a strict planned economy, etc. There was a saying among the Soviet people: we say one thing, think another, and do the third. The best of Soviet citizens had the courage to oppose this system, as a result, millions of representatives of its creative, passionate gene pool ended their lives in concentration camps and in exile. But, perhaps, even worse than the huge number of repressed was that press, which the Soviet state system noted the characters of people who adapted to the demagogic consumer philosophy, and its legacy in the likeness of a corrupt management mechanism. According to statistics, today Russia is in the forefront of countries in terms of the ratio of the number of oligarchs and the poor. The bright sides of the Soviet system cannot be denied: free education and medicine, the right to work and friendship of peoples, which was not an empty word.
Unfortunately, the countries of the post-Soviet space, even after gaining independence, bear the stamp of Soviet ideology and governance that impedes the implementation of new reforms, decrees and decrees. Although the authorities in these countries, according to the new international orientation, are forced to give some scope to the idea of democratization and dialogue, in reality the bureaucratic machine is afraid of the political activity of conscious citizens. Officials who are accustomed to working with the old methods are hard given a departure from the Soviet ideological and bureaucratic matrix. So far, most of the new reforms and decrees remain on paper, in words, repeating, however, in the reporting submitted to the authorities.
There is an acute shortage of an innovative education system that promotes the formation of new thinking and is directly related to practical actions in this direction.
We find a serious analysis of the situation in the publications of some Russian international scientists, economists and political scientists who are sincerely concerned about the further fate of Russia and Eurasia. For example, A. Ryabov in the article “Post-Soviet space: factors and development cycles” (Russia and the new states of Eurasia, 2018, No. 3, p. 67-82), also citing other authors (V. Egorov, A. Krylov, authors The analytical reports of the Council on Foreign and Defense Policy (SWAP) 2011 and others) are called by the factors of the centripetal and centrifugal attitude of the post-Soviet republics towards Russia.
The centripetal fastening the space of the former USSR includes the spread of the Russian language, labor migration, a visa-free regime, mutual recognition of education diplomas, family-kinship relations, comparability of domestic political orders, etc.
As centrifugal and their reasons are called: a well-established system of corruption, powerful criminal networks, poor public administration, political passivity of citizens and, to a large extent, the uncertainty of the direction in the development of public authorities. As the root cause, the authors indicate the dominance of the institution of power-property, as the legacy of the Soviet era, which determines "the coalescence or complete coincidence of the political elites and oligarchic groups that took possession of most of the national wealth." The dominance of this institution determines the concentration of power and property in the hands of a narrow layer of elites interested in maintaining the domestic political status quo and therefore striving to marginalize any social and political actors who put forward alternative development projects, regardless of their focus. The desire to maintain the status quo also dominates among the masses of the population, who, being heavily dependent on the state and government, are afraid of change, believing that they are all for the worse.
The weakness of formal institutions is offset by the widespread development of informal practices, “manual control” and the belief that “brothers in the class”, primarily from Russia as a backbone country in the region, can always count on support. Noting the factor of this solidarity, A. Krylov connects it with globalization, leading to the formation of transnational elites, of which the elites of the NIS strive to become a part.
The factor of “escape” from the post-Soviet space has a complex nature, due to a complex of reasons, the common denominator of which is the discontent of the masses of the population with post-Soviet realities with their lack of prospects and sometimes glaring social injustice. This is accompanied by the intentions - most often inconsistent - of parts of the ruling elites to break with the post-Soviet realities, or to modify them in accordance with the requirements of the European Union.
After the coming to power in Ukraine (February 2014) of pro-Western political forces, the protracted armed conflict in the south-east of this country and the sharp deterioration of relations between Russia and the West, which led to the introduction of the sanctions regime by the United States and the European Union, centrifugal tendencies in the post-Soviet space intensify again.
Centripetal tendencies could be supported by Russia's ability to remain a provider of economic assistance and security (for some NIS), and provided that Russia develops a model of modernization that would be effective for itself, attractive to other NIS and acceptable to other countries. In the historical perspective, such a position is difficult due to the above factors, the authors of the analytical article note.
For successful advancement along the path of European reforms, the masses without the support of various elite groups lack knowledge, experience, financial, economic, administrative and human resources. However, in the future, this relationship between the past and the future may change in favor of the future.
One cannot but agree with the analysis and conclusions of Russian scientists.
Today, the development of forms of democratic dialogue, the achievement of consensus on the issue of a European and Asian model of democracy, as well as the formation of new thinking and educational practices in this direction are an urgent requirement of the time.

                IV

             EDUCATION, DIALOGUE AND ACTION AS A UNIFIED PROCESS

A single concept of sustainable development of the world as a single living organism requires the participation of all its actors, taking into account their interests and interconnections, including the infrastructure links of the Great Silk Road and a multilateral, multifactorial approach to the interaction of the USA, China, Asia, Africa, the Middle East, Europe and others . An important condition is the achievement of consensus in a common understanding of democratic values, collective and personal rights and responsibilities, including from immigrants who have lived in European countries. It is often a matter of conflicting interests in which full agreement can hardly be reached. But this is hardly necessary, for the contradictions, restrained by a certain, civilized framework, also represent a stimulating, dialectical factor of development in the sense of the theory of “negation of negation”. Sustainable development can be facilitated by joint creative participation in the development and implementation of a project using Eastern and European, traditional and new forms of dialogue, with their simultaneous testing in practice.
 
 The land that we know as Uzbekistan has been for many centuries the birthplace of people of different religions living in harmony, including Zoroastrians, Buddhists, Jews, Christians and Muslims. At the same time, the Uzbek land is one of the ancient cradles of Islamic science and culture. Respect for national and religious diversity, historical and modern experience of the formation of cultural unity in a multi-ethnic society, rooted in the history and character of the country and people is a value that the people of Uzbekistan can share with the rest of the world.
According to official figures, today there are 16 religious denominations, 2,256 religious organizations, including 175 Christian, 8 Jewish communities, 6 Bahai communities, Jehovah's Witnesses, 1 Krishna community, 1 Buddhist temple, as well as the Bible Society of Uzbekistan.
The prevailing religion in Uzbekistan is Sunni Islam, which is professed by 93% of the country's population, with the exception of 1% of Shiite Muslims who live in Bukhara and Samarkand. Wherein
You can witness a variety of houses of worship, mosques, churches, synagogues located on the same street in the Republic. This is a centuries-old experience of tolerance and harmony, which deserves to be studied and disseminated.
At the theological level, there is a distance between Judaism, Christianity and Islam. From the household point of view, there is an experience of joint, friendly living of representatives of the Abrahamic and other religions. The former first lady of the United States, Hillary Clinton, during a visit to ancient Samarkand, said: “... I also came to Uzbekistan to study how friendly and consensual representatives of different nationalities and religions live in your country. I made sure that it costs us a lot in this regard learn from you ... Muslims, Christians, and Jews are practicing their rites of faith nearby. And this is all the more remarkable since it has been going on for many centuries. ”
From words to deeds. Let us conduct a joint analysis of international experience in this regard, the experience of positive and negative (because it is also cognition!), Its scientific processing, joint conclusions, recommendations, models, and we will include them in the action program “Collection + Dialogue + Action”, as part of the project “ From Confrontation to Democratic Dialogue, ”which already finds many supporters. Most of them are familiar with the experience of my previous project “The Planet is Our Common Homeland”, then, 10 years ago, I myself had to perform in 10 roles - as a scientist, writer, publicist, playwright, director, producer, art critic, translator, moderator and actress. At first, my theater-laboratory "Art Studio-Light" was called the "Adelie Chilyakova Theater" and "The Theater of One Actor". Support came from the Embassy of the Czech Republic in Uzbekistan and some religious institutions. Today, "Art Studio-Light" unites about 20 creative personalities, although it continues to have a volunteer and charitable character.
Our activities aimed at harmonizing multinational and multiconfessional relations, at democratizing and upholding the ideas of multiculturalism, find moral support among the creative personalities of Uzbekistan, published on social networks and in collective letters sent to state bodies of Uzbekistan. It also helps to establish cooperation with institutions of spiritual education.
The harmonization of ethnic and religious relations and spiritual education is facilitated by the activities of the Metropolitan of Tashkent and Uzbekistan, Vincent, the head of the Central Asian Metropolitan District, who, along with the mission of the clergyman, supports the presentation of the culture of different peoples in the Diocese of the Orthodox Cathedral of the Assumption of the Mother of God, and on the stages of theaters. The Bethel Protestant Evangelical Church was the first to provide a stage for the premiere of my anti-war performance The Good Soldier Schweik, created as an adaptation of the novel by the Czech classic Yaroslav Hasek. The premiere also took place in the independent vanguard theater named after Mark Weil “Ilkhom” and was accompanied by numerous inspirational reviews in the media. One of them, written by the famous actor and director Surat Artykov, is entitled: “How a soldier Schweik without arms conquers our audience”. The first presentation of fragments from my play, New Salome, was also held at Bethel Church.
Several years ago, I spoke with my poems in the Roman Catholic Temple of the Sacred Heart of Jesus in Tashkent.
The Jewish synagogue and the Israeli cultural center "Hesed", which also represents the organization of American Jewry "Joint" in Uzbekistan, are also open for creative communication and presentation of art of different peoples and faiths. Here I held several creative meetings dedicated to the disgraced Soviet poets O. Mandelstam and I. Brodsky, Nobel Prize laureate, presented my poetic translations from the work of enlightened Sufi philosopher Alisher Navoi, as well as Czech poetry and music.
The experience of joint activities, in cooperation with Christian, Muslim, Jewish and other spiritual institutions and representatives, can contribute to the formation of an international experience of democratic, multinational and multiconfessional harmonization.
During the years of independence, Uzbekistan faced various challenges, including international terrorism, the penetration of the ideologies of extremism and radicalism. The religious policy of Uzbekistan shares international standards and treaties that allow some restrictions on religious issues; religious rights are not absolute when it comes to public safety, order, morality, and the rights of other citizens. For example, missionary work and proselytism, which often lead to conflicts and aggressive methods of imposing religion, are prohibited by the laws of Uzbekistan.

                V
 
          MULTICULTURALISM, DEMOCRACY AND EDUCATION SYSTEM

 Great Britain was one of the first European countries to put forward the ideology of multiculturalism, and other countries of the European Union have successfully oriented themselves to it. Today, this model, with a broad system of measures to support national minorities and preserve their identity, has led Great Britain and European countries to the enormous problems of the coexistence of migrants and the indigenous population. Immigrants from the Middle East impose religious discussions on the indigenous inhabitants and, if they are rejected, insult their positions, humiliate their interlocutor, and unleash a fight. Numerous migrants inundating Europe did not show willingness to assimilate. They unite in various ethnic communities, defending the right to preserve their own culture, traditions and customs, and violating the democratic values of the host country.
I am convinced that the phenomenon of democratic hospitality of the countries of the European Union, especially from Germany, should be written down in the history of mankind. On their part, this is a humane, Christian act of mercy. True, a huge number of people wishing to take advantage of hospitality many times exceeded the capabilities of European countries, and the willingness of guests to adapt was minimal. It is a pity that the EU countries did not timely develop a unified program of concerted actions and a firmer mechanism for its implementation.
But this is a unique case of a massive planned resettlement of nations united ethnically and religiously, but not having a common language, ideology, culture with a host country that voluntarily provided them with their own territory, material wealth and unlimited loyalty to the detriment of their own interests!
Archpriest Alexander Fedoseyev also sees an important cause of the problem in the de-Christianization of Europe and the passivity of the European consumer culture before the onslaught of the culture and religion of migrants with their tight social and religious frameworks and well-organized communities. Modern European society, he notes, is very susceptible to spiritual throwings, as a result of which numerous religious movements, teachings, sects, occult movements, including Satanism, arose. A huge number of disparate, often inherently opposite, carriers of diverse cultural and religious traditions arose instead of a single European society.
The multicultural approach, called the "American model" and the "melting pot" (melting pot), gave impetus to the emergence of the state on the basis of a single civic identity, without the exact concept of "nation." While Europe speaks of the decline or crisis of multiculturalism, in the Western models that are on the other side of the ocean (USA, Canada, Australia, New Zealand, etc.), multiculturalism is seen as a driving force for the development of states.
Multimedia is one of the artistic creative methods that allows using different types of art in their diversity, unity and harmony through synthesis in composition, plot or artifact. For 10 years I have been successfully using them in the work of the theater-laboratory "Art Studio-Light." The multielement and multivariance of the multimedia structure allows us to more fully reflect the historical, philosophical and social subtext, the nature of the era, to create an emotional picture of internal analogies necessary for integrated perception and systemic thinking and analogies with modernity. Multimedia opens the door to a symbiosis of classical and avant-garde forms, history and relevance, allows the use of artistic means in their diversity to contribute to the achievement of harmony and unity of values, goes well with the synergistic approach. It allows you to present a work in several dimensions and optimally bring a single action closer to a foreign addressee.

Problems with the assimilation of migrants in European countries are associated with different attitudes to the role of the individual and the collective in democracy. Unlike European traditional liberal ideology, which emphasizes the protection of the rights and duties of each individual, individual, immigrants act on behalf of collective individuals in the face of various ethnic and religious communities and their authoritarian ideology and discipline. However, their claims to cultural and religious exclusivity undermine the principle of personal autonomy, which assumes their responsibility for the results of their activities, and shift the rights and responsibilities to an ethnic or religious group. A different understanding of democracy is reflected in the modern theories of its European and Asian models, the latter also being close to the Soviet ideology of the primacy of the social and the collective before the personal.

Forms of democratic dialogue, the development of consensus, taking into account the basic, common interests of ethnic groups and religions, can become the common language that will help overcome the phenomenon of the Babylonian pandemonium. A common consensus on this issue will help achieve sustainable development in the sense of the United Nations document “Transforming our world: an agenda for sustainable development for the period up to 2030”, on the basis of which the countries of the Eurasian region adopted decisions on measures to implement national goals and tasks in the field of sustainable development for the period up to 2030.
To transform the world, new thinking is needed, which is not formed by decree or order; it is a permanent process affecting all spheres of life, primarily the sphere of education, culture and youth work. Thinking effectively changes in the process of one’s own actions and participation in the targeted solution of joint tasks.
The involvement of young people in this process can also contribute to:
- solving the problem of radicalization of youth, one of the most dangerous and acute and related to a complex of social, economic, cultural and moral issues;
- reassessment of value attitudes and awareness of the advantages of constructive and creative activity over the desire to change the world through crime, terrorism and extremism;
- overcoming the dangerous tendency of “going into virtual reality”, when young people, having not found a worthy niche in real public life, create their own or collective illusory world of role-playing games, their abilities, talents, ideas are used in it. This is an international issue and trend; she has more and more adherents, she jeopardizes the healthy, harmonious development of the human personality and her full contribution to the real development of society.
- weakening the likelihood of uncontrolled cyber wars, turning hackers in a positive direction, in a controlled and controlled participation in the implementation of a constructive global program for sustainable development.
The interdisciplinary, synergetic approach proposed in my project can be used in various areas of public life: social, economic, political, etc. A global and comprehensive solution in the context of a multi-element structure, within the framework of an open and non-linear system, will allow avoiding the standard for closed systems of thinking, form new structures and systems of the educational process and forms of dialogue, including more complex than the original ones.
A common joint effort to streamline the world, associated with the process of permanent education, in which the most diverse representatives of different countries will take part, will in itself be a form of democratic dialogue. Its result will be a living and further developing collective work of the world.

                VI

                PROGRAM “Collection + Dialog + Action”
As an application, I offer the reader the method-applied part of his project “From Confrontation to Democratic Dialogue”.

The collection will have 2 parts that make up a single whole: popular science and art, may be published 2 times a year or more.
 The editorial board will propose to authors from different countries, including immigrants, topics, problems and questions, according to the concept of the project. From the submitted materials will be selected and published articles and proposals of interest. The publication of theoretical material will be accompanied by their discussion at practical seminars, briefings, brainstorming sessions, conferences, etc., regional and international. The most valuable information and materials drawn from these meetings will be published again in the collection for further discussions and the search for solutions and development. The selection and processing of data will be carried out using the analytical capabilities of advanced digital technologies, artificial intelligence and a unified scientific synergistic program.
The second multimedia art piece will publish artifacts from different art forms (poems, small prose, visual arts, photography, electronic recordings of new musical compositions with new texts, etc.) in the spirit of the project concept, contributing to the development of new, integrated thinking and innovations in the education system. Will be associated with festivals.
Both parts of the collection will precede introductory, orienting articles, participation will be offered along with scientists, politicians, economists, as well as ordinary people, indigenous people and immigrants. The wide participation of representatives of different social strata from different countries will provide an opportunity to combine aspects of scientific, practical, problem and experience of religious and ethnic compatibility and harmonization.
Here are some preliminary topics for the popular science part of the collection:

• How to reach a consensus between the European and Asian model of democracy? How to use the national experience of the East (“gap”, “mahalla”, etc.) to increase personal activity, personal responsibility and awareness of the individual rights of the individual?
• What prevents the revival of spirituality and morality, the harmonization of multi-ethnic and multi-religious relations?
• How can cooperation between representatives and institutions of different religions develop?
• Proposals for the compilation of digital programs, the work of artificial intelligence and teamwork on the project.
• Experience of different countries in the field of democratic governance and construction
• other.

For the artistic part of the Collection, there are several multimedia themes promoting integrated thinking and innovations in the education system, in the work of museums and cultural centers.
- Epoch, philosophy and masters of the Renaissance. The Renaissance factor as a condition for renewal and sustainable development of the nation, country, Eurasian Union, Planet. Characteristics: thirst for knowledge of the world in its beauty, diversity, close connection of science with art. Universality and versatility of the Renaissance masters. (for example, Leonardo da Vinci (1452-1519) - painter, sculptor, architect, writer, musician, military engineer, inventor, mathematician, anatomist, botanist explored all spheres of natural science, predicted many discoveries of the XIX century; Michelangelo (1475-1564) - a sculptor, an architect, an artist, a poet (over 200 verses that have come down to our time).
Which of these features do you find in modern development? What needs to be developed? How?

- Renaissance in philosophy, painting, sculpture, music, theater, architecture of different countries of the world - the general and specific. The relationship of the philosophy of enlightened Islam and the philosophy of the Renaissance, their representatives and creativity. Your views on the ways and means of multi-religious and multinational harmonization.

- The era of the late Renaissance. Baroque in architecture, painting, sculpture, fashion, interior, its philosophy. How do you feel about the desire of Baroque literature for diversity, to the summation of knowledge about the world, inclusiveness, encyclopedism, which sometimes turns into chaos and collecting curiosities, to the desire to explore being in its contrasts (spirit and flesh, darkness and light, time and eternity)?

- What do the works of painters Leonardo da Vinci, Raphael Santi, Titian Vechello, El Greco, Donatello and Michelangelo, Hieronymus Bosch and Peter Bruegel, writers Francesco Petrarch, Miguel de Cervantes, Francois Rabelet, William Shakespeare, Lopeux,  composers of JS Bach, Antonio Vivaldi, Georg Handel?
Influence and printing of different historical styles on contemporary art.

- Painting, poetry, architecture, music of the XX century. The era of the active aspirations of the arts towards each other in an effort to reflect the new world, connecting diverse traits: temporary, spatial, visual art.
Bright masters of Russian, Soviet avant-garde in painting, poetry and music: A. Blok, V. Mayakovsky, I. Severyanin, A. Akhmatova, M. Tsvetaeva, artists V. Kandinsky, K. Malevich and others.
Bright merging of the trends of romanticism (G. Mahler, R. Strauss, J. Sibelius), impressionism (C. Debussy, M. Ravel), modernism, etc., neoclassicism (I. Stravinsky, S. Prokofyev).
What caused the aspiration of the arts of different styles, genres and nations towards each other?
 
- Culture of the East in the museums of Great Britain and other European countries. European culture in the East and Central Asia. Interpenetration and mutual enrichment of cultures of different peoples and religions. What does this indicate? How to develop this trend?

Note: My project was approved by the Ministry of Culture and the Ministry of Justice of Uzbekistan, its further implementation depends on the support of international, state and other organizations and individuals.
The Eurasian Creative Guild (London) published information on the collection “The Art of Harmony and Dialogue” as a “trial balloon”; creative people from different countries expressed their desire to participate in the project.


Рецензии