Василевичи - Шатрашаны. Окончательная версия

"Василевичи - Шатрашаны". Короткометражный художественный фильм. 15-20 мин

В главных ролях:

Женя Василевич, 15 лет, мальчик из Ульяновска
Женя Боровичкова, 14 лет, девочка из Беларуси
Леся, 14 лет, подруга Жени Боровичковой
Юля, 14 лет, подруга Жени Боровичковой
Дима, 15 лет, друг Жени Василевича
Дэн, 15 лет, друг Жени Василевича
Ульяна, 15 лет, подруга Дэна

В ролях:

Софья, 11 лет, сестра Жени Боровичковой
Руководитель студии «Пересмешник» (Беларусь, Минск)
Руководитель «Кино-театральной школы Алексея Родькина» (Ульяновск)
Милана, 17 лет, помощник руководителя студии «Пересмешник»
Есаул Боровичков
Степан Разин
Телохранитель Степана Разина
Крестьянки:
Агафья
Марфа

В эпизодах:

Старший стрелец
Лера (четвёртый юный стрелец, со знаменем)
Первый юный стрелец
Второй юный стрелец
Третий юный стрелец
Девочка, нашедшая блокнот Жени Б.
Первая девочка, нашедшая ручку Жени Б.
Вторая девочка, нашедшая ручку Жени Б.
 
Массовка:

Стрельцы у пушки
Люди на вокзале
Прохожие на улице
Юные актёры «Кинотеатральной школы Алексея Родькина» (Ульяновск, Россия)



Сцена 1. 1670 год, где-то под Синбирском. Степан Разин, его телохранитель и есаул Боровичков.
Лес. Поздний вечер. Закат. Красивая природа, берег маленькой речки (перебивка кадров). Три человека в одежде «лихих людей» XVII века.
На берегу реки стоит, глядя вдаль, Степан Разин. Позади, чуть дальше, на коне сидит ещё один человек (телохранитель), рядом с ним стоит конь Степана Разина. Слышится конский топот, кто-то скачет. К телохранителю подъезжает третий человек, слезает с коня, отдаёт поводья всаднику и идёт пешком к Степану Разину. Тот оборачивается, человек подходит.
Степан Разин: – Ну что, есаул? Всё схоронил, справил?
Есаул (видя недоверчивый взгляд Разина): – Обижаешь, атаман!
Есаул достаёт из-за пазухи свёрток, разворачивает… Это карта. Он протягивает её атаману, тот берёт карту двумя руками и рассматривает.
Степан Разин: – Добро! (смотрит на есаула) Надёжное место, говоришь?
Есаул: – Лучше, атаман, не сыщешь!
Оба внимательно рассматривают карту.
В кадре карта (крупный план на весь экран, переход на сцену 2).

Сцена 2. Наше время. Поезд «Москва-Ульяновск». Купе. Три подружки (Женя Боровичкова, Леся и Юля).
В кадре карта (крупный план на весь экран), но она уже лежит на столике в купе. Над картой склонились три девочки… Все они сидят на нижних полках около столика, на котором лежит старинная карта с непонятными обозначениями. Леся (ближе к окну) и Юля сидят напротив Жени Б.
Юля: – Откуда это у тебя?
Женя Б.: – Долгая история.
Леся: – И насколько долгая?
Женя Б.: – Да лет на триста пятьдесят… (немного подумав) с лишним!
Юля: – Ни чё се!
Леся: – Колись давай, рассказывай!
Женя Б. (с едва заметной улыбкой): – Не хочу!
Юля и Леся (вместе, возмущённо, но тоже улыбаясь): – Эй! Не поняли! Кто обещал?! Хорош! Хватит уже!
Женя Б. (с довольным видом): – Ну, слушайте!

Сцена 2А. Наше время. Поезд «Москва-Ульяновск». Купе. Три подружки (Женя Боровичкова, Леся и Юля) и младшая сестра Жени – Софья.
Неожиданно дверь в купе открывается... Заходит младшая сестра Жени – Софья – со стаканом чая и уже «начатой» шоколадкой фабрики «Волжанка». Женя Б. быстро убирает карту со столика и прячет её под подушку.

Юля: – Соня, а нам?
Софья (сердито): – Я Софья! Садится рядом с сестрой.
Леся: – Софьюшка, не сердись, мы больше не будем!
Женя Б.: – Ну так где наш чай? Мы же тебя просили…
Софья (начинает есть шоколад): – Мне тяжело и горячо… (жуёт) Сами схОдите! Запивает шоколадку чаем.
Подружки переглядываются и молча выходят из купе. Софья ставит стакан на столик,  приподнимает подушку, под которой сестра спрятала от неё карту, и с интересом рассматривает непонятные слова и обозначения. Затем кладёт на столик и шоколадку, чтобы взять карту двумя руками.
Шоколадка, маркой и названием вверх, лежит на столике (крупный план на весь экран, переход на сцену 3).

Сцена 3. Наше время. Ульяновск. «Кинотеатральная школа Алексея Родькина». Руководитель, Женя Василевич, Дима, Дэн и Ульяна, плюс массовка.
В кадре точно такая же шоколадка (видимость, что та же самая, что и в сцене 2), но она уже лежит на стуле в Кинотеатральной школе Алексея Родькина.
Идёт собрание. Женя Василевич,  Дима, Дэн, Ульяна и другие ребята сидят на стульях напротив руководителя. У всех в руках либо телефоны, либо блокноты с шариковыми ручками.

Руководитель – Алексей Александрович Родькин (беспокойно): – Женя, почему именно Шатрашаны? Это же далеко!
Женя В. (улыбаясь): – Алексей Александрович, они сами это место выбрали! Я только рассказал, что там очень красиво: лес, речка, и уже в конце марта можно грибы собирать!
Все смеются.
Дима (Жене В., тихо): – Чего мозги пудришь, так уж и сами?!
Алексей Александрович (чуть смягчившись и тоже улыбаясь): – Но они же едут не грибы собирать, а фильм вместе с нами снимать!
Дима: – Алексей Саныч, одно другому не помешает, даже поможет!
Дэн: – А мне они писали, что едут за приключениями!
Ульяна (Дэну, тихо): – Это кто это тебе такое писал?!  Дэн осекается и краснеет.
Женя В.: – В общем, все гости согласны и очень рады!
Алексей Александрович (всё ещё немного сомневаясь): – Ладно, на месте решим с Татьяной Владимировной! (делает пометку в своём блокноте) Кто со мной встречать друзей из Минска?!
Женя В., Дима и Дэн сразу поднимают руки. Ульяна недовольно смотрит на Дэна и тоже поднимает руку.
Алексей Александрович: – Четверо? Отлично!
Берёт в руки букет цветов. Букет – крупным планом во весь экран, переход на сцену 4.

Сцена 4. Наше время. Ульяновск. Ж/д вокзал «Ульяновск центральный». Перрон. Женя Боровичкова, Леся, Юля, Софья, Татьяна Владимировна, Милана, Женя Василевич, Дима, Дэн, Ульяна и Алексей Александрович, плюс массовка.
Букет из сцены 3 крупным планом уже в руках у Татьяны Владимировны. Утро. Вокзал. Женя В., Дима, Дэн, Ульяна и Алексей Александрович встречают гостей из Минска (Женю Б., Лесю, Юлю, Софью, Татьяну Владимировну и её помощницу – Милану). Чемоданы стоят на перроне, Алексей Александрович дарит цветы также Милане и Софье. Женя В. –  Жене Б., Дима – Юле, а Дэн – Лесе.
Алексей Александрович: – С прибытием! Добро пожаловать в Ульяновск!
Татьяна Владимировна: – Большое спасибо!
Милана и Софья (вместе): – Спасибо!
Женя В. (берёт чемодан Жени Б.): – Как доехала, Женя?
Женя Б.: – Нормально, Женя!
Жени тихо смеются.
Дима (берёт чемодан Юли, протягивает руку): – Дмитрий!
Юля (протягивает руку в ответ, делает реверанс): – Юлия!
Дима и Юля улыбаются.
Дэн (протягивает руку Лесе): – Даниил! Можно просто Дэн…
Леся (подаёт руку Дэну): – Леся…
Оба смотрят друг на друга (крупный план!). Ульяна недовольно переводит взгляд с одного на другую. Дэн осторожно пытается взять чемодан Леси…
Ульяна (язвительно, Лесе): – Очень приятно! Берёт Дэна под руку и разворачивает.
Дима свободной рукой берёт чемодан Леси.
Алексей Александрович берёт чемоданы Татьяны Владимировны и Миланы, Ульяна – чемоданчик Софьи и передаёт его Дэну.
Алексей Александрович: – Ну что, селфи для истории и в гостиницу (название – спонсор)?
Все строятся фотографироваться, Алексей Александрович устанавливает телефон на палку для селфи.
Дэн снова пытается встать рядом с Лесей, Ульяна снова испепеляет его взглядом (крупный план!).
Женя В. (Жене Б., негромко, почти шёпотом): – Всё в силе? Девчонки согласны?
Женя Б. (Жене В., также негромко): – Да, долго уговаривать не пришлось.
Женя В. (ещё тише): – А на карте…
Хочет ещё что-то сказать, но подходит Соня и пристально смотрит на них. Женя В. замолкает. Все остальные уже готовы фотографироваться.
Алексей Александрович (строго): – Женя!
Женя В. (переводит взгляд на телефон Алексея Александровича): – Фи-и-ильм!
Все (с улыбкой): – Фи-и-и-ильм!!!
Стоп-кадр. Все на фото крупным планом во весь экран. Переход на сцену 5.

Сцена 5. Наше время. Ульяновск. Гостиница «???». Женя Б., Юля, Женя В., Дима, Дэн, Ульяна, Леся, Софья.
Гостиничный номер. Фото из сцены 4 крупным планом украшает обои ноутбука на журнальном столике, за которым на стуле сидит Дима. Рядом с ним, также на стуле, сидит Юля. Недалеко, на диване, сидят рядом Жени, дальше Ульяна (в кресле) и Дэн (на полу).
Дима (задумчиво): – Нет, что-то я снова ничего не понял… Женя и Женя
(показывает рукой на Женю Б. и Женю В. на фото), Ульяновск и Минск… (поднимает голову) Василевич и Василевичи… Стенька Разин и Шатрашаны…
Дэн: – И это всё при том, что фильм у нас совсем на другую тему! Разводит руками.
Женя В. (громко вздыхает): – Ну чего тут непонятного?!
Женя Б. (осторожно берёт Женю В. за руку): – Женя, можно я расскажу?
Женя В. смотрит на Женю Б., на её руку, молча кивает.
Женя Б. (мальчикам): – Помните, когда мы с вами узнали, что есть реальная возможность вместе снимать кино, вы все нам написали?
Ульяна: – Все???
Дэн с опаской смотрит на Ульяну.
Женя Б. (продолжает): – Женя написал мне. Я бы постеснялась ответить, но увидела, что мы не только тёзки, но у него такая же фамилия, как и название города, в котором жила моя бабушка.
Дима: – Василевич и Василевичи. Это понятно!
Юля (Диме): – Не перебивай, пожалуйста! Дима умолкает.
Женя Б.: – Короче, я ответила Жене, и выяснилось, что у нас есть и другие общие темы для разговора.
Ульяна: – И какие же?!
Женя Б. (спокойно): – Например, история России и Древней Руси. И здесь мы снова возвращаемся к моей бабушке. Точнее, к тому, что она успела передать мне перед смертью в прошлом году.
Пауза. Коридор гостиницы. У двери в номер, где сидят ребята, стоит Софья и подслушивает разговор сестры с друзьями. Подходит Леся с двумя стаканами кофе.
Леся (Софье): – Ты чего тут? Тебя же Милана ждёт!
Софья молча отходит от двери и идёт по коридору. Леся с подозрением провожает её взглядом и заходит в номер. Услышав шум закрывшейся двери, Софья останавливается и оборачивается.
В номере всё по-прежнему, только рядом с Юлей уже сидит Леся, обе пьют кофе. Все о чём-то серьёзно задумались.
Дэн встаёт с пола.
Дэн: – Ну что ж… Подходит к окну, открывает его, смотрит на небо.
Дэн: – Шатрашаны, так Шатрашаны!
В кадре вечернее небо (переход на сцену 6).

Сцена 6. 1670 год, где-то под Синбирском. Степан Разин, его телохранитель, есаул и две крестьянки, Агафья и Марфа.
Вечернее небо из сцены 5, камера спускается вниз…
 Лес. Поздний вечер. Две девушки-крестьянки собирают хворост. Уже готовы две большие вязанки. Одна из девушек очень похожа внешне на Женю Боровичкову. Вторая наклоняется к земле за сушняком и вдруг замечает что-то вдали. Она встаёт в полный рост и зовёт вторую.
Марфа: – Агафья, смотри! Агафья подходит.
Агафья: – Чего ты, Марфа?
Марфа: – Да вон! Кивает вдаль, Агафья смотрит туда же.
Два человека в одежде  XVII века стоят на берегу речки. Третий сидит в седле поодаль и держит на поводу ещё двух коней.
Голос Марфы: – Никак сам Стенька Разин – атаман?!
Голос Агафьи: – Да вроде он…
Марфа: – А с ним кто?
Агафья (осторожно): – Ну, одного я знаю.
Марфа (очень удивлена): – Да ладно? Откуда?!
Агафья (поворачивается к лесу): – Понесли хворост барину! И так ужо припозднились.
Берёт свою вязанку, закидывает за плечи, идёт дальше.
Марфа (тоже берёт свою вязанку): – Ты мне зубы-то не заговаривай! Закидывает свою вязанку за плечи, догоняет Агафью.
Кадр: вязанка хвороста за спиной Марфы крупным планом, во весь экран. Переход на сцену 7.

Сцена 7. Наше время. Лес недалеко от села Шатрашаны. Женя Боровичкова, Леся, Юля, Софья, Татьяна Владимировна, Милана, Женя Василевич, Дима, Дэн, Ульяна,  Алексей Александрович и другие юные актёры – участники совместного международного проекта.
Вязанка хвороста из сцены 6 скидывается на землю. Её принёс Дима. Вокруг лес, вечер. Ребята сидят у костра, рядом разбиты три палатки. Две девочки играют на гитаре, все поют песню. Алексей Александрович ходит вокруг с камерой и снимает фильм. Татьяна Владимировна – рядом с ним, всё время что-то подсказывает. Дима подсаживается к Жене В.
Алексей Александрович (громко): – Снято!
Татьяна Владимировна (торжественно): – Рабочая смена на сегодня окончена, спасибо всем!
Все громко хлопают в ладоши и кричат. Милана встаёт, подходит к руководителям, втроём они что-то обсуждают, глядя в камеру, и уходят в одну из палаток.
Песни у костра продолжаются.
Дэн сидит напротив Леси и всё время смотрит на неё, чем вызывает большое недовольство и ревность Ульяны, сидящей рядом с ним. Женя Б. сидит рядом с Юлей. Юля видит, как подруга переглядывается с Женей В., который сидит напротив.
Юля: – Ну что, мальчишки готовы?
Женя Б.: – Вроде да, как договорились.
Женя В. (Диме): – Девчонки не проспят?
Дима: – Кто как, а Юлька, например, и дремать не начнёт!
Песня заканчивается…

Леся (замечая на себе взгляды Дэна и Ульяны): – Ну всё, я устала (поднимается), третьи сутки уже толком не сплю. Идёт к своей палатке.
Дэн: – Спокойной ночи!
Леся (заходя в палатку): – Добрых снов!

Женя Б. (Юле): – Узнали, кто первым дежурит?
Юля: – Да, Алексей Александрович. Потом его мальчишки должны сменить.
Женя Б.: – Всё так, как нам и нужно. Юля кивает.
Женя Б. берёт сумку, которая на вид напоминает дорожную суму XII века, достаёт оттуда свою карту и оглядывается по сторонам. Заметив, что на неё пристально смотрит сестра Софья, поспешно убирает карту обратно в сумку.
Сумка – крупный план во весь экран, переход к сцене 8.

Сцена 8. 1670 год, где-то под Синбирском. Степан Разин, его телохранитель и есаул.
Сумка из сцены 7 – крупный план – висит  на плече Степана Разина. Лес. Поздний вечер. Закат. Красивая природа, берег маленькой речки (перебивка кадров).
На берегу реки стоят Степан Разин и есаул. Позади, чуть дальше, на коне сидит ещё один человек (телохронитель), рядом с ним стоят кони Степана Разина и Есаула.
Степан Разин (достаёт из сумы карту и протягивает её есаулу): – На, схорони!
Есаул (мотает головой): – Атаман!
Степан Разин: – Бери-бери! Это ты у нас мастер по схронам!
Есаул берёт карту, прячет её за пазуху, смотрит на речку.
    Вечер быстро сменяет ночь, речка становится всё темнее – план во весь экран, переход к сцене 9.

Сцена 9. Наше время. Лес недалеко от села Шатрашаны. Женя Василевич, Дима и Алексей Александрович.
Речка из сцены 8 совсем потемнела, ночь. Далее: лес, костёр, палатки. У костра сидит усталый Алексей Александрович, глаза у него слипаются. Он берёт палку, начинает перемешивать угольки в кострище. Из палатки мальчиков выходят Женя В. и Дима. Заговорщицки переглядываются. Дима набирает в руки поленьев, Женя В. садится рядом с руководителем.
Алексей Александрович (устало и немного сердито): – Чего не спите?!
Женя В.: – Не хотим! Это гости с дороги устали, а нам-то что? Улыбается.
Дима (подкладывает дров в костёр): – Идите, отдохните, Алексей Александрович! А мы вдвоём подежурим!
Женя В.: – А потом нас Дэн с Ульяной сменят!
Алексей Александрович (после небольшой паузы): – Ну, ладно, неугомонная молодёжь! Клевать друг другу не давайте, и если что – меня сразу будите!
Дима: – Да!
Женя В.: – Конечно!
Алексей Александрович устало направляется к палатке…
Женя и Дима (вместе, громко): – Спокойной ночи!
Алексей Александрович неожиданно резко оборачивается и сердито смотрит на мальчиков. Те в замешательстве быстро переглядываются. Алексей Александрович прикладывает указательный палец к губам. Мальчишки понимающе часто кивают. Руководитель тоже кивает один раз и заходит в палатку.
Женя В. и Дима переводят взгляд друг на друга, широко улыбаются и дают друг другу «пять». Женя берёт палку Алексея Александровича и начинает мешать угли в костре.
Костёр – крупный план во весь экран – переход к сцене 10.

Сцена 10. Наше время. Лес недалеко от села Шатрашаны. Женя Боровичкова, Леся, Юля, Женя Василевич, Дима, Дэн, Ульяна.
Тот же костёр, что и в сцене 9, та же палка, только угли мешает уже не Дима, а Дэн! Далее: лес, палатки, рядом с кострищем лежат три рюкзака и три сапёрные лопаты. Около Дэна стоит Ульяна (с надетым рюкзаком) и смотрит на часы.
Дэн (тихо): – Ну что, пора?
Ульяна (так же тихо): – Пора!
Ульяна идёт к палатке девочек, немножко приоткрывает её. Из палатки выходит (также с рюкзаком) Леся, не глядя на Ульяну, идёт дальше, к костру. Дэн старается ей улыбнуться, но ответа не получает.
Из палатки мальчиков осторожно выходит Дима и тоже направляется к костру.
Ульяна пытается заглянуть в палатку девочек, но тут кто-то резко кладёт ей руку на плечо. Ульяна вздрагивает в испуге и оборачивается назад.

Леся (Диме): – Где Жени?
Дэн (опережая Диму): – Где-то рядом, сейчас вернутся!

Ульяна смотрит на Женю В., который стоит прямо перед ней. Рядом с ним – Женя Б.
Ульяна (Жене В., возмущённо, но тихо): – Дурак!
Ульяна снова поворачивается к палатке, но напротив неё уже стоит Юля. Ульяна (снова вздрагивает, еле сдерживая крик): – Вы что, совсем того?! (Крутит пальцем у виска) Так и заикой остаться можно!
Женя В.: – Тихо ты!
Женя Б.: – Извини! Мы не хотели…
Все идут к костру, Юля и Женя Б. тоже с рюкзаками.
Дима (Женям): – Всё норм?
Женя Б. – Да, место, вроде, то! (Показывает рукой в сторону речки) Нам туда, как раз по тропинке!
Женя В. (поднимает с земли свой рюкзак и сапёрную лопату): – И Луна хорошо светит! Первое время даже без фонариков можно идти. (Пауза, все стоят молча) Ну, выдвигаемся?
Юля: – Ни пуха нам!
Дима и Дэн берут и надевают свои рюкзаки, подбирают сапёрные лопаты. Все уходят в лес. Палатка девочек подозрительно шевелится… Камера уходит вверх, в кадре тёмные макушки деревьев – переход к сцене 11.

Сцена 11. Наше время. Лесная тропинка недалеко от села Шатрашаны. Женя Боровичкова, Леся, Юля, Женя Василевич, Дима, Дэн, Ульяна и Софья.
В кадре тёмные макушки деревьев из сцены 10. Камера опускается вниз, дети идут по лесной тропинке. Темно. Жени идут рядом друг с другом, Юля – с Димой. Впереди втроём – Дэн, Леся и Ульяна (Дэн посередине, под руку с Ульяной).
Дэн (Лесе): – Женька сразу на старой карте слово Синбирск прочитал. Он у  нас молодец!
Леся: – Так ваш город, вроде, раньше СиМбирск назывался!
Дэн: – Нет! Сначала СиНбирск! СиМбирском он стал только 11 сентября 1780 года!
Леся (удивлённо): – А ты откуда знаешь?
Ульяна (с сарказмом): – От Женьки и знает! Своих-то знаний – нуль, вот Женькиными перед девушками и блистаем!
Дэн останавливается, сердито смотрит на Ульяну, освобождает руку. Леся идёт дальше вперёд.
Жени видят это, о чём-то быстро шепчутся.
Женя В. (не останавливаясь): – Дэн, темно стало, ты у нас лучше кошки в темноте видишь! Иди первым!
Дэн оставляет Ульяну и быстро идёт вперёд, догоняя Лесю. Леся оборачивается на Дэна, он уже рядом. Леся вновь переводит взгляд вперёд, на дорогу.
Дэн: – Леся?
Леся: – Что?
Дэн (хочет заговорить с Лесей, но не знает, что сказать): – А какая у вашей Жени фамилия?
Леся: – Боровичкова...
Леся резко останавливается, как и все остальные. На дороге кто-то стоит! Леся в страхе прижимается к Дэну. Юля и Дима одновременно достают свои фонарики и синхронно включают их.
Яркий свет во весь экран – переход на сцену 12.

Сцена 12. 1670 год. Берег Волги рядом с Синбирском. Степан Разин и есаул.
Ночь. Яркий свет из сцены 11 исходит от факела, который держит в руках есаул. Рядом стоит Степан Разин, оба глядят куда-то вдаль и чуть вверх.
Степан Разин: – Ну что, есаул Боровичков? Берём завтра Синбирск? 
Есаул: – Больно уж берег высоковат!
Степан Разин (присматривается): – Высоковат, говоришь? Ничего! В Царицыне нам и без боя ворота открыли, Саратов с Самарой сами сдались...
Пауза. В кадре только сапоги Степана Разина и есаула.
Голос Степана Разина: – Поднимай людей, есаул Боровичков!
Голос Есаула: – Твоя воля, атаман!
Сапоги Есаула «выходят из кадра», слышны удаляющиеся шаги Боровичкова, но в кадре остаётся только земля и трава на том месте, где он только что стоял – переход к сцене 13.

Сцена 13. Наше время.  Лесная тропинка недалеко от села Шатрашаны. Женя Боровичкова, Леся, Юля, Женя Василевич, Дима, Дэн, Ульяна и Софья.
Последний кадр из сцены 12. Камера чуть смещается в сторону, на земле видны кеды ребёнка 11 лет… Камера идёт вверх, на тропинке стоит девочка и закрывает лицо руками от яркого света.
Голос Жени Б.: – Соня???
Соня: – Я Софья! Не светите в глаза…
Дима выключает свой фонарик, Юля направляет свет вниз. Женя Б. подходит к младшей сестре.
Женя Б.: – Откуда ты здесь?
Софья (убирает руки с лица, но смотрит вниз): – Из леса!
К сёстрам подходят все остальные.
Дима: – Да, Жень, прикольная у тебя сестра!
Дэн: – Точно! Я давно заметил, что она за нами следит!
Женя В. (Жене Б.): – Что делать будем?
Женя Б.: – Боровичкова-младшая, быстро возвращайся в лагерь и ложись спать!
Софья: – Нет!
Женя Б.: – Это почему же?
Софья: – Мне страшно!
Юля: – Тебя проводить?!
Софья: – Я никуда не пойду! Или возьмёте меня с собой, или я сейчас заору!
Леся: – Это она хорошо умеет!
Все молчат.
Женя Б.: – Откуда узнала, что мы ночью уйдём?
Софья достаёт из кармана записку. Юля освещает её своим фонариком. Текст записки: «Пожалуйста, не волнуйтесь! Мы скоро вернёмся! Женя, Юля, Леся, Ульяна, Женя, Дима, Даниил»
Ульяна (испуганно): – Вторая тоже у тебя?!
Софья: – Нет. Я на ней приписала своё имя и оставила в нашей палатке…
Записка (имён уже не видно) – крупный план во весь экран – переход к сцене 14.
 
Сцена 14 (начало). Наше время. Лес недалеко от села Шатрашаны. Утро в лагере. Татьяна Владимировна, Алексей Александрович, Милана и юные актёры – участники совместного международного проекта.
Записка из сцены 13 – крупный план – теперь освещается дневным светом. Она в руках у Татьяны Владимировны. К именам больших ребят-беглецов корявым детским почерком добавлено имя «Софья». Татьяна Владимировна стоит около палаток и показывает эту записку Алексею Александровичу. Рядом стоит Милана и ещё несколько детей. Вид у всех обеспокоенный, напуганный и взволнованный.
Алексей Александрович: – Ну вот, понятно… А я под утро встал, смотрю: в костре дров – на неделю, а рядом – ни души! Я в палатку – там тоже пусто, связь у всех отключена, интернет не ловит! Фонарик схватил, до речки добежал, зовУ – никого! Всё вокруг облазил, бесполезно…
Милана: – Кажется, я знаю, где они.
Татьяна Владимировна и Алексей Александрович вопросительно поднимают на неё глаза.
Милана: – Софья мне всё жаловалась, что бабушка в прошлом году подарила Жене настоящую старинную карту на память, а ей – куклу и мишку. Так я никак не могла понять, чем красивая кукла и большой мишка хуже какой-то рваной бумажки, что достали из древнего зипуна, который весь давно моль съела? Софья сначала молчала, а недавно проговорилась, что тоже хочет искать клад, а сестра подругам про карту всё рассказала, а ей даже не показывает, всё время прячет.
Татьяна Владимировна: – И что за клад?
Милана: – Не знаю, больше Софа ни слова не проронила.
Алексей Александрович (вздыхая): – Я знаю! Клад Стеньки Разина! По легенде он зарыл его как раз где-то в этих местах… Одного не пойму: как карта сокровищ могла оказаться у бабушки в Белоруссии? Да ещё и вместе с зипуном тех времён?!
Подбегают две маленькие девочки. У одной в руках красивая авторучка.
Первая девочка: – Татьяна Владимировна, это вашей Жени ручка?
Татьяна Владимировна (удивлённо): – Да. Где взяли? Забирает ручку.
Вторая девочка (показывает в сторону тропинки, по которой ушли беглецы): – Вон там нашли!
Татьяна Владимировна: – А блокнота там не было?
Третья девочка (кричит с тропинки, поднимая над головой блокнот): – Вот этот?
Татьяна Владимировна, Алексей Александрович и Милана идут к девочке с блокнотом, та протягивает его Татьяне Владимировне.
Татьяна Владимировна (смотрит на обложку блокнота, останавливается): – Теперь я понимаю, почему они так просились именно в Ульяновск.
Обложка блокнота – крупный план во весь экран – переход к сцене 15.

Сцена 15. Наше время. Воспоминания Татьяны Владимировны. Наше время. 6 месяцев назад. Минск. Студия «Пересмешник». Татьяна Владимировна, Милана, Женя Боровичкова, Леся и Юля.
Обложка блокнота из сцены 14 – крупный план. Блокнот в одной руке у Жени Б., а та самая красивая авторучка – в другой. Идёт собрание. Девочки сидят напротив руководителя и что-то бурно обсуждают.
Женя Б. (громко и быстро): – Из тех же Москвы и Питера в Ульяновск приезжают снимать самые крутые сериалы!
Юля (поддакивая подруге): – «Морские дьяволы», «Пять минут тишины», «Великолепная пятёрка»…
Леся: – Там дешевле всё намного! А Москву мы сможем и проездом посмотреть!
Женя Б. (не останавливаясь): – В Ульяновске родились Ленин, Гончаров, Пластов, Языков… (Смотрит в свой блокнот) Аксаков, автор буквы Ё – Карамзин, Денис Давыдов!
Юля: – Только в городе около сорока музеев! А в области…
Леся (Татьяне Владимировне): – И Вы сами, говорили, Алексей Александрович нас готов принять хоть завтра!
Татьяна Владимировна: – Что-то подозрительно, как вы все за Ульяновск горой встали…
Милана (улыбаясь): – Да мальчишки им оттуда уже написали, вот и весь интерес!
Женя Б., Юля и Леся (громко, вместе): – Нееет!!!
Татьяна Владимировна и Милана смеются.
Татьяна Владимировна: – Хорошо! Выбираем Ульяновск!
Женя Б., Юля и Леся (громко, вместе): – Урааа!!!
Татьяна Владимировна: – Только, Женя, поедешь вместе с сестрой и будешь там за ней присматривать!
Женя Б. (расстроенно): – Ну почему?
Юля: – Дайте ей хоть в Ульяновске от Соньки отдохнуть!
Татьяна Владимировна (Жене Б.): – Так сказала твоя мама!
Милана (улыбаясь): – Ладно, Жень, я за Софой поухаживаю.
Женя Б., Юля и Леся (Милане): – Спасибо!!!
Леся (Жене Б., на ушко): – А с тебя обещанный крутой секрет!
Женя Б. обнимается с Лесей, не выпуская из рук авторучку и блокнот. Снова блокнот – крупный план во весь экран – возвращение к сцене 14.

Сцена 14 (окончание). Наше время. Лес недалеко от села Шатрашаны. Утро в лагере. Татьяна Владимировна, Алексей Александрович, Милана и юные актёры – участники совместного международного проекта.
Блокнот в руках у Татьяны Владимировны  – крупный план.
Алексей Александрович, осматривает место, где лежали блокнот с ручкой, приседает над тропинкой и смотрит вдаль.
Алексей Александрович: – А ещё мы теперь знаем, куда они пошли!
Смотрит на тропинку. Камера идёт вверх, над тропинкой летит какая-то птичка… Переход на сцену 16.

Сцена 16. Наше время. Лес недалеко от села Шатрашаны. Женя Боровичкова, Леся, Юля, Женя Василевич, Дима, Дэн, Ульяна, Софья, четыре юных и три взрослых воина «Дружины «Рысь», плюс массовка. 
Птичка из сцены 14 улетает, камера идёт вниз. Под широким деревом сидят Женя В. и Женя Б. с Софьей. Женя В. внимательно изучает карту под лупой, в другой руке у него мобильный телефон. Сёстры разговаривают друг с другом…
Софья (сестре): – Я знаю, что тебе Женя писал.
Женя В. резко отрывает взгляд от карты и смотрит на Софью.
Женя Б. (ошеломлённо): – Ты читала всю нашу переписку?!
Софья (потупив глаза): – Нет… Только то, что по легенде клад здесь, около села Шатрашаны спрятан!
Из-за дерева выходит Ульяна.
Ульяна: – Вот именно, по легенде! (сёстрам) А как могла карта к вашей бабушке в Белоруссию попасть – вообще сказка…
Садится рядом, достаёт из рюкзака бутылку с минералкой «Волжанка», пьёт.
Женя В. (спокойно): – Сказка. Но на карте название нашего города написано так, как в то время и писали, и год тысяча шестьсот семидесятый…
Софья: – Когда была Крестьянская война под предводительством Степана Разина!
Ульяна (допив воду): – Допустим. Ну а другие слова? (Жене В.) Не прочитал?
Женя В.: – Не успел… Сейчас вот пытаюсь.
Женя Б. (с надеждой): – Получается?
Женя В. (после паузы): – Интернет плохо ловит.
Подходят Дэн и Леся. Ульяна демонстративно поворачивается к ним спиной.
Дэн (другу): – Ничего похожего рядом! (Устало садится, Леся тоже) Женёк, это точно то место?
Женя В. (чётко и уверенно, но уверенность в его голосе пропадает с каждым словом): – Я сюда не раз за грибами ездил, поэтому даже на карте семнадцатого века эти места узнал! Но… Диман с Юлей сказали, что с той стороны (показывает рукой в сторону, противоположную той, откуда пришли Дэн с Лесей) всё перекопано, а раньше этого не было! Зато интернет, наоборот, был…
Леся (глядя в свой телефон): – И у меня интернета нет!
Софья: – Мы что, заблудились?!
Прибегают взмыленные Юля и Дима. Дима бросает на землю свой рюкзак, падает рядом и тяжело дышит. Юля садится около него, она тоже очень сильно устала и взволнована.
Юля: – Нет, Соня, не заблудились!
Софья: – Я Софья!
Юля: – Мы… в прошлое попали!
Ульяна:  – В смысле, в прошлое???

Переход. В лесу стоит пушка времён XVII века, рядом с ней три человека в одежде стрельцов. Пушка готова к выстрелу.
Старший стрелец: – Пли!
Другой стрелец подносит к пушке факел…

Обратный переход. Ребята сидят под деревом, все смотрят на Юлю в ожидании ответа… Раздаётся выстрел. Девочки испуганно кричат.
Софья: – Мама! (Прижимается к сестре) Женя, прости меня! Лучше бы я тогда, на дороге закричала! Плачет.
Из леса выбегают воины-стрельцы и с криком «Ура!» бегут на ребят. Кладоискатели бегут прятаться за дерево. У Ульяны падает рюкзак, Дэн быстро возвращается, хватает его и помогает Ульяне спрятаться.
Стрельцы пробегают мимо. Тишина. Внезапно раздаётся детский звонкий голос.
Детский голос: – Вы что здесь делаете?
Ребята оборачиваются назад и видят, что за ними стоят неизвестно откуда взявшиеся четверо детей, одетых точно так же, как и царские стрельцы, в руках у одного – флаг с непонятным изображением.
Дима (первым приходит в себя): – А вы кто?!
Первый ребёнок-стрелец: – Слоны в пальто!
Стрельцы смеются.
Второй ребёнок-стрелец: – И, вообще-то, мы первые спросили!
Кладоискатели переглядываются.
Женя В.: – Что-то я не уверен, чтобы дети в семнадцатом веке так разговаривали…
Стрельцы снова смеются.
Третий ребёнок-стрелец: – В каком веке?!
Дэн поднимается, уверенно подходит к стрельцу с флагом и расправляет этот флаг так, чтобы все увидели изображение на нём – голову рыси.
Дэн: – Разрешите представить: Клуб исторической реконструкции «Дружина «Рысь»!
Переход. В лесу стоит и дымится только что стрелявшая пушка времён XVII века. Пушка – крупный план во весь экран – переход к сцене 17.
 
Сцена 17. 1670 год. Лес рядом с Синбирском. Степан Разин, телохранитель, есаул и Агафья, плюс лошадь, везущая телегу.
Пушка из сцены 16 – крупный план – всё так же дымится и стоит у лесной дороги, по которой мимо проезжает лошадь, запряжённая в телегу. Лошадь погоняет телохранитель Степана Разина. В телеге лежит раненый Разин, рядом с ним сидит есаул. У дороги стоит и плачет Агафья.
Есаул: – Держись, атаман, я сейчас! Прыгает с телеги, подбегает к Агафье.
Есаул: – Всё, Агафья, уходи! Разбили нас, атамана три раза ранили, бежать надо!
Агафья: – Куда бежать, милый?
Есаул: – Покамест не ведаю!  Акай Боляев и Алёна-старица в Темниковский уезд, в Мордовию подались, с ними, верно, уйду.
Агафья: – Не ходи! Чует моё сердце, беда там!
Есаул: – Да куда ж мне ещё-то, Агафьюшка?! Нет у меня никого!
Агафья: – Я есть! В другую сторону побежим, к моим поближе! Туда, где жила, пока меня этому барину не продали!
Есаул: – Так найдут же!
Агафья: – Не найдут! А если и найдут, то не скоро, далеко это!
Оба догоняют телегу, прыгают на неё, едут дальше.
Колесо телеги – крупный план во весь экран – переход к сцене 18.

Сцена 18. Наши дни. Лесная дорога недалеко от села Шатрашаны. Женя Боровичкова, Леся, Юля, Женя Василевич, Дима, Дэн, Ульяна, Софья, старший стрелец и четвёртый ребёнок-стрелец «Дружины «Рысь», Алексей Александрович, Милана, плюс лошадь, везущая телегу.
Колесо телеги из  сцены 17 – крупным планом. Далее – сама телега, на которой едут все кладоискатели. Лошадь погоняет Старший стрелец-пушкарь, рядом с Софьей сидит один из маленьких стрельцов со знаменем Клуба «Рысь». Он без головного убора и теперь видно, что это – девочка!
Софья: – Мы подумали, что вы – мальчики!
Девочка-стрелец (смеётся): – Все так сначала думают!
Софья (тоже смеётся): – А как тебя зовут?
Девочка-стрелец (продолжает смеяться): – Никак не зовут, сами приходим, вы же видели! (Снова у обеих весёлый смех) Лера я!

Старший стрелец-пушкарь смотрит на сапёрные лопаты мальчиков.
Старший стрелец-пушкарь: – А вы что, клад сюда пришли искать?
Кладоискатели переглядываются, стрелец смеётся.
Женя В.: – Нет! С чего Вы взяли?
Старший стрелец-пушкарь: – Нет здесь ничего! И не было. Думаете, вы – первые? Кто только уже не искал, да вот найти – не находили! Сказки всё это, ребята.
Телега поворачивает. Неожиданно на дороге появляются Алексей Александрович и Милана, которые идут навстречу. Старший стрелец останавливает лошадь и прыгает с телеги.
Старший стрелец-пушкарь: – Алексей, ты, что ли?! ЗдорОво! (Протягивает Алексею Александровичу руку) Какими ветрами сюда занесло?
Алексей Александрович: – ЗдорОво, … ! (Глядит на телегу) Да вот за грибами приехал, а они сами ко мне в корзину катятся…
Старший стрелец-пушкарь (оборачивается на телегу): – Так это… твои?! Я уж подумал, очередные романтики в лес пришли клад искать, а тут, оказывается, новый фильм снимают! (Переводит взгляд на Алексея) Да?
Алексей Александрович: – Верно! Того, что они натворили, на сериал хватит. Криминальный! Смотрит на детей, те постепенно слезают с телеги, Милана о чём-то разговаривает с Софьей и Лерой.
Алексей Александрович: – Сейчас им Татьяна Владимировна новый сценарий, с лещами, пропишет, и сразу к съёмкам приступим!
Дети смотрят на Алексея Александровича грустно и с опаской.
Милана: – Чего смотрите? Это не шутка! Теперь будем снимать кино про вас и про ваш клад!
Алексей Александрович едва заметно улыбается, но дети это видят и тоже начинают улыбаться. В кадре лицо каждого ребёнка, включая Милану и Леру, по очереди, крупным планом! Последней в кадре «улыбающаяся» морда рыси на знамени.
Рысь – крупный план во весь экран – переход к сцене 19.

Сцена 19. Наши дни. Ульяновск. Ж/д вокзал «Ульяновск центральный». Перрон. Женя Боровичкова, Леся, Юля, Женя Василевич, Дима, Дэн, Ульяна, Софья, Милана, Лера, Татьяна Владимировна, Алексей Александрович, плюс массовка.
Рысь из сцены 19 – крупный план во весь экран – на знамени Клуба «Рысь», которое также держит в руках Лера. Только уже на перроне ж/д вокзала. Гости через пару минут уезжают, Алексей Александрович что-то говорит Татьяне Владимировне и Милане. Жени стоят вдвоём, Дима – с Юлей, Соня – с Лерой. Леся, в одиночестве, рядом с чемоданами.
Лера протягивает знамя с рысью Софье.
Лера: – Дарю!
Софья (в восторге): – Ух, ты! А тебя ругать не будут?
Лера: – Поругают и простят! Я же его сама делала… Новый сошью! Лера улыбается.
Софья: – Спасибо! Обнимает Леру.

Женя В.: – Это тебе!
Дарит Жене Б. Колобка.
Женя Б. (смеётся): – Кто это – Колобок?
Женя В.: – Да! И, между прочим, наш знаменитый земляк!
Женя Б. берёт в руки Колобка и, улыбаясь, рассматривает его.
Юля и Дима смотрят на них, тоже улыбаются. Дима достаёт что-то из-за спины и протягивает Юле.
Дима: – А это – Чебурашка! Кстати, по одной из последних версий, тоже наш земляк!
Все четверо смеются. Леся грустно смотрит на них, но тоже улыбается.

Алексей Александрович: – Надеюсь, всё получилось и всё понравилось?
Милана: – Конечно! Спасибо вам большое!
Татьяна Владимировна: – Благодарим! (Смотрит на детей) Ну всё, нам пора… Ждём вас в Минске!
Откуда ни возьмись, прибегают Дэн с Ульяной. Дэн подбегает к Лесе и дарит ей сувенир из симбирцита в виде сердца.
Дэн (Лесе): – Это тебе! Симбирцит! Его только в наших краях добывают, больше нигде в мире!
Леся смотрит на Ульяну, Дэн это видит.
Дэн (Лесе): – Да она сама покупала (улыбается)!
Леся смотрит на Ульяну, та тоже улыбается. Леся подбегает к ней, девочки обнимаются. Все остальные подходят к ним и присоединяются… Фоном звучит та же песня, которую друзья пели у костра.

Сцена 20. 1671 год. Территория современной Белоруссии. Есаул и Агафья.

Есаул и Агафья с тяжёлыми заплечными мешками поднимаются на пригорок и останавливаются. Оба смотрят вперёд, вдаль.
Агафья: – Вот оно, Минское воеводство Великого княжества Литовского. А по мне, так Русь Белая!
Есаул: – А что за село?
Агафья: – Да вроде как Василевичи…

Идут финальные титры…
Затемнение, титры заканчиваются.
В углу экрана появляются новые кадры…

Сцена 21. Эпилог. Наши дни. Лес недалеко от села Шатрашаны. Женя В., Дима и Дэн.
Дима со взмыленной головой сидит на пригорке и пьёт из бутылочки «Волжанку». На нём спортивное трико и майка, которая сильно вспотела. Прямо за его спиной, за пригорком, видно головы и плечи стоящих друг напротив друга, тоже в майках и тоже вспотевших, Жени В. и Дэна. Мальчики  что-то копают. Из-за пригорка периодически вылетают кучки земли, слышно звуки копающих лопат, одна из которых вдруг ударяется обо что-то металлическое. Женя В. и Дэн быстро переводят взгляд друг на друга. Дима бросает бутылку, падает на пригорок и смотрит туда, откуда вылетала земля.
Дима: – Пацаны, да ладно?!
Дэн (Жене В.): – Звони скорее Женьке!
Женя В. быстро достаёт телефон и звонит по «быстрой связи». Слышны два гудка, потом слышится голос Жени Б.
Голос Жени Б.: – Да!
Женя В.: – Женя, мы его нашли!

КОНЕЦ ФИЛЬМА

                Начало марта, 2023г.


Рецензии