30. мери мун нет ничего невозможного
просто потому, что немного
отличается от окружающих
предметов.»
Энди Уорхол
Молодая художница Мери Амирханян, скрывающаяся под псевдонимом Мэри Мун, свою жизнь посвящает искусству, но она вовсе не забывает о такой столь важной сфере, как бизнес. Совокупить эти две, казалось бы, несочетаемые сферы, довольно не просто. Но ведь в свое время Энди Уорхол смог справиться с этой задачей. Мэри Мун, принявшая участие в бесчисленном количестве выставок, получившая отличное образование, обучаясь не только в Армении (около 10 лет), но и в Германии, считает, что нет ничего невозможного. Она, действительно, планомерно организовывает то одну, то другую галерею, и нынче намеревается построить недалеко от города Еревана, в небольшой деревушке «Карашен», находящуюся в области Сюник, центр печати, где намерена выпускать картинки своих друзей, их постеры и открытки.
- В каком городе Вы родились?
- Я родилась в Ереване. Школа, в которую я ходила, была очень успешной, и я получила там многое. Наша школа имела начертательное направление и в старших классах мы изображали очень сложные аксонометрические формы, что послужило причиной моего выбора профессии художника. У меня уже в старших классах начала складываться вся моя карьера. В нашей семье 5 детей, у меня 3 сестры и 1 брат, младший.
- Я полагаю, что вашему брату очень повезло, сестры всегда заботливее.
- Старшая сестра очень рано вышла замуж и все обязанности старшей в семье пали на меня. Родители мои всегда были заняты, и мы были предоставлены сами себе. Мама меня всю жизнь наставляла: «Выбери профессию дизайнера!». В школе я училась на отлично по всем предметам и могла выбрать любую специальность, но наставления мамы явно повлияли на меня, и я решила пойти по пути художника и это, несмотря на то, что я бы спокойно преуспевала и в любой другой области: я прекрасно знаю физику, математику, да и другие предметы: биологию, географию, историю. А здесь я должна была начинать всё с нуля. И когда я впервые обратилась к художнику Ашоту Ашоту, с которым мы познакомились в Доме культуры, он спросил у меня: «Чему Вы хотите научиться?», я ответила: «Хочу обучиться на дизайнера!», он ответил: «Тогда ты должна научиться рисованию!». Так и началась мое обучение. Через год, когда Ашот Ашот переезжал во Францию, он познакомил меня с ведущими представителями Художественной школы Себастаци с Гоар Санояном и Григор Хачатряном, у которых я проучилась год. Но за этот год, именно в этой школе для меня открылся новый мир. Это был мир абсолютно мне незнакомый, где я сразу влюбилась в искусство.
– Как Вы решили стать художником, в то время, как это не совсем женская профессия? Или Вы со мной не согласны?
- Я считаю, что женских профессий не существует. Если бы я занималась вышивкой – это было бы женской профессией?
- Знаете, когда в Москве в посольстве у меня была студия, где я преподавал лепку, преподавателем по вязанию спицами был один очень элегантный, утонченный мужчина, которого постоянно окружали миловидные женщины.
- В старших классах я ходила обучаться вязанию, что очень любила, ходила на уроки скрипки, училась также игре на фортепиано, то есть бессознательно занималась всем тем, что требует использования моторики пальцев.
- А сейчас на скрипке играете?
- Сейчас нет. Потому что у меня нет скрипки, играю по-прежнему на пианино. Была бы у меня скрипка – то, думаю, играла бы.
Когда я занималась музыкой, мои педагоги на каждом уроке на меня громко кричали. Когда я выросла, то задалась вопросом, по какой причине это происходило? Я поставила перед собою ноты, по которым играла в юные годы и стала играть. Один из моих друзей, музыкант, мне предложил: «Открой сольный ключ!», что я и сделала, мгновенно поняв, что значит «открыть сольный ключ». Я впала в оцепенение, неужто эти учителя не смогли мне объяснить, как просто это делается, чтобы мне не мучиться. Не исключено, что в этом случае, я могла бы выбрать профессию музыканта. Я считаю, что все профессии созданы для мужчин. Мужчины и женщины в творчестве используют совсем разные энергии. Энергия женщины – это та энергия, которая предназначена для рождения ребенка и его воспитания, это не такая чистая творческая энергия, как у мужчины.
- Так у Вас женская или мужская энергия?
- Несомненно, женская.
- Какое образование Вы получили?
- За время обучения в Себастаци, мне удалось познакомиться почти со всеми ведущими художниками Армении. Оттуда я отправилась учиться в училище Терлемезяна, где проучилась 4 года на дизайнера. А дальше я поступила в Художественную Академию, где проучилась еще 5 лет. После этого я отправилась в Германию, учиться в Художественном институте в Касселе. Именно там я и стала учиться шелкографии.
– Как Вы основали галерею и студию Vizual Gap Gallery?
- Идея создать галерею Vizual Gap возникла у меня после обучения в Касселе, когда я ознакомилась с тем, как успешно им удается представлять своих молодых художников. Вернувшись на Родину я поняла, что хочу создать онлайн галерею, такую же как в Касселе, где я буду демонстрировать произведения своих друзей. Создав вебсайт, я стала приглашать друзей в эту галерею художников, добиваясь, чтобы им писали CV, представляли бы снимки их работ, и выставки, которые мы проводили. Ознакомившись с нашим сайтом, многие галереи стали нас приглашать к участию в разных художественных мероприятиях и выставках. После этого на улице Терьяна я открыла реальную галерею, которая была расположена на 5–м этаже. Туда приходило бесчисленное количество людей. Я предлагала организовывать выставки, не взирая на то, какой имелся бюджет. В эти дни у нас появились спонсоры, которые нам очень помогали. Им хотелось, чтобы я стала их галеристом. Это неверный подход, когда организуется групповая выставка, необходимо, чтобы все работали, как один человек. И неважно кто автор идеи. А тут все было только на мне, и мне это очень скоро надоело. Закрыв галерею я отправилась в Стамбул. В Стамбуле я обнаружила, насколько сильное у них искусство и что там так много галерей, что за год невозможно будет обойти все. Потом я приняла участие в одном международном конкурсе, где завоевала звание лучшего художника . После этого передо мной вообще открылись все двери. Меня стали приглашать многие галереи. Не говорю о том, как это мне помогло установить связи в Германии. 2 года я прожила в Стамбуле, пока там не начались эти опасные массовые взрывы, уносящие жизни многих жителей и я снова вернулась в Армению.
– Чему Вы обучались в Германии, в Касселе?
- Я отправилась в Кассель учиться шелкографии. Там я очутилась, когда был представлен мой видео-арт, сделанный об инвалидах, в котором я задавалась вопросом: «Почему искусство так необходимо?», потом я встретила текст выставки современного искусства «Документы», проходившей в Касселе каждые 5 лет, которая тоже задавалась вопросом: «Почему искусство так важно?». В «Документе» меня пригласили принять участие и я осталась в Касселе учиться шелкографии . Когда я вернулась на родину в Армению снова, выяснилось, что здесь техника шелкографии никого не интересует. Находясь в Германии, я добивалась таких результатов, которых достичь в Армении было бы невозможно. Был один профессор, который предлагал мне остаться в Касселе и учиться еще 5 лет, но после 10 лет обучения продолжить учебу у меня не было ни малейшего желания. Теперь, конечно, я сожалею что не поучилась у них хотя бы еще год. Когда я рассказывала жителям Касселя, что этот профессор предлагал мне пожить у него, они были в шоке и заявили, что «Он никому другому такого предложения никогда не делал!».
– Расскажите о выставке в Москве в полиграф-маркете «Вкус бумаги», в которой Вы принимали участие?
- Это мероприятие организовывалось в «Гараже». Я впервые стала свидетелем того, что на такие мероприятия ходят люди в бесчисленном количестве. Мы там работали с 10 утра до 10 вечера и там я многому научилась. Я увидела, как необходимо представлять работы по шелкографии, научилась как обращаются с графикой, ведь я по образованию дизайнер, и не имела опыта, увидела какое многообразие техник существует в искусстве и как представлять работы, выполненные в этих техниках.
– В художественной школе Себастаци Вы даете мастер-классы по шелкографии. Как это осуществляется?
- Да, в Художественной школе Себастаци я провела несколько мастер-классов по обучению шелкографии.
– Есть ли у Вас хобби и какое?
- Если игру на пианино можно назвать хобби, то есть. Я люблю играть по нотам.
– Есть ли у Вас мечты?
- Совсем недавно около полугода я жила в селе «Карашен», которое находится очень недалеко от города Еревана, где я поняла, что мне хочется переселиться в эту прекрасную местность, и жить там. Хочу построить там мастерскую, пригласить туда талантливых специалистов, которые блестяще владеют высокой печатью, купить печатные станки, и построить место, где будем хранить и представлять результаты нашего производства и искусства. Такова моя мечта и программа в будущем, которую я намерена осуществить.
Свидетельство о публикации №223051300361