35 диана акопян мне интересен человек

Все нужно пережить на этом свете,
Все нужно испытать и оценить...
Несчастье, боль, измену, горе, сплетни -
Все нужно через сердце пропустить.
Карасенко Алена

             Замечательную армянскую художницу Диану Акопян я впервые узнал, когда увидел в Ереване на выставке ее видео-арт. Это была тщательно смонтированная ритмичная картина, чем-то ассоциирующаяся с героиней фильма «Отсчет утопленников» Питера Гринвея: ритм, отсчет, прекрасный образ, четкий монтаж. Спустя некоторое время я познакомился и с Давидом Карояном, чудесным художником и изобретательным парнем. Дальше он был назначен директором Экспериментального центра и неоднократно организовывал выставки, в которых мы все принимали участие. Очень сожалею, что Давид на пике своего успеха попал в автокатастрофу и погиб, будучи еще совсем молодым. Мы всегда помним его.
-В каком городе Вы родились?
- Я родилась в Ереване, в Армении.
– Как бы Вы определите, чем для Вас является искусство?
 – В разные периоды жизни для меня определения были разными. Сейчас в первую очередь это терапия, возможность создавать свой мир, радикально отличающийся от того в котором мы живем.
– Как рано Вы начали рисовать?
 - Я много рисовала в раннем детстве, позже много читала и начала рисовать опять, когда решила поступать в художественный колледж.
– Где Вы учились?
- В Художественном колледже им. Терлемезяна и Художественной Академии в Ереване.               
– Вы помните свою первую выставку? Расскажите о ней.
 - Первый раз я выставила свою работу в 1993 г. на очередной молодежной выставке в экспозиционном зале Союза Художников. Было много участников и много воодушевления, тогда я сделала первую инсталляцию в своей жизни.
– Ваш супруг, Давид был большим художником. Расскажите о нем.
– Кроме своей творческой работы Давид активно курировал выставки и писал аналитические тексты. Он был лидером (можно сказать авангардистом). У него как-то получалось объединять вокруг идеи художников разных мировоззрений и разных поколений. Его творческая жизнь плавно переходила из одного этапа в другой: вначале пути ему был интересен текст, затем в его работах главной темой стал конфликт (человек – социум, человек – природа), после он пришел к концепции создания аффирмативного образа. Работы Давида, как правило влияли на формирование актуальной арт сцены в Армении. Он сделал многое за свою жизнь, но и не успел сделать много.
– Сотрудничали ли Вы с ним или конкурировали? Насколько успешна жизнь двух талантливых людей под одной крышей?
– Конкуренции не было, наверное, у меня не было больших амбиций. Давид старался пробудить во мне эти амбиции, но мне и так было хорошо. За всю совместную жизнь мы сделали лишь одну совместную работу, видео-инсталляцию, где один фильм снимала я, другой - он, получился интересный микс.  А обычно мы старались поддерживать друг друга советом, много разговаривали, обменивались идеями и считались с мнением другого, словом поддерживали креативный процесс.
– Что именно вызывает у Вас вдохновение к тому, чтобы творить?
 - Мне интересен человек, его внутренняя природа, его сотрудничество или конфликт как с внешним, так и с внутренним миром, эмоциональные и скрытые слои, нюансы отношения ко всему окружающему и к самому себе. Мне интересна я, и как многие художники всех времен, я пишу автопортрет своих эмоций, мыслей, переживаний.
– Назовите любимых художников.
- Их много, и они меняются. От Сандро Боттичелли до Дженни Хольцера и Пипилотти Риста. Очень люблю открывать для себя новые имена и затем изучать глубже их творчество.
– Какие этапы творчества у Вас были?
-  Я начинала с инсталляций, с объектов и с живописи, мне нравился стиль поп арта, и я делала разноцветные объекты, но иногда поверхность цвета была недостаточной, и я сооружала экзистенциальные инсталляции с черно белыми фотографиями. И в тех, и в других работах всегда присутствовал текст, со смыслом или без, как описание, как мессидж, как образ или как интересный шрифт. В конце 90-х я почувствовала необходимость движения в своих работах, и я стала заниматься видео-артом. Техника видео, видео-инсталляции позволяла не только передавать движение, но и расширяла тематику моих работ. Тема социального конфликта (мужчина–женщина, дети–родители, богатые–бедные) стала основной. Затем я решила попробовать передать ощущение движения на двухмерной плоскости и стала писать картины, изображая полет, падение, прыжок или бег. Пытаясь иллюстрировать настроение я пробовала в видео-инсталляциях объединить изображение и слово, текст вернулся в мои работы как музыка и поэзия.
– Какие фильмы Вы создаете?
 – Трудно ответить. Такие, которые могут получить сопереживание.
– Вы много раз побеждали в конкурсах и получали награды, не так ли?
– Я не часто принимала участие в конкурсах, но когда участвовала - мне везло. Моей первой наградой была Президентская молодежная награда, финансируемая фондом семьи Богосян. Кстати, награду получили, многие. Следующей стала награда, полученная в рамках кинофестиваля «Золотой Абрикос». В первый и последний раз у них была номинация за лучшую работу в сфере видео арта.
– Вы много раз удостаивались стипендии, как это получилось?
- Три раза я получала стипендию, первый был в Британии, в маленьком городе Свей, второй в Вене в Австрии, а последний в Германии, сначала в Дюссельдорфе, затем в городе под названием Гох, на границе с Нидерландами. Но не думаю, что это много, бывали и отказы.
– Какими рекомендациями Вы бы поделились с новичками в искусстве, исходя из собственного опыта?
 – Я помню себя довольно таки робкой, стеснительной, не в смысле креативности (креативности у молодых в особенности предостаточно), а в подношении своих работ, в общении, хотелось бы быть более твердой, уверенной в себе. Наверное, побольше путешествовать, смотреть, знакомиться с людьми и как говорят в народе: «Людей посмотреть, себя показать»
– Чем Вы согласны жертвовать во имя Искусства?
– Думаю, что большинство людей искусства уже пожертвовало финансовой стабильностью.
– Есть ли у Вас творческий лозунг?
- Нет, наверное, надо бы придумать.


Рецензии