Дом в книжном шкафу. Литература и метод. материалы

Исследовательский научно-популярный проект интеграции знаний и универсальной методологии К. Миры

Проект развития, обучения, образования и воспитания детей
с художественной и научной литературой
«Дом в книжном шкафу»


Заметка
О методических материалах, сопровождающих процесс развития детей с художественной и научной литературой

в помощь родителям и детям, учителям и ученикам


Поскольку в проекте речь изначально идет о методологии развития детей с художественной и научной литературой, продолжим рассмотрение затронутой в природных основах темы методических материалов, сопровождающих литературу и процесс развития детей на ее основе.

В настоящее время в области методических материалов для воспитания детей с литературой авторами избран подход к написанию книг не только для преподавателей, учителей, но и для самых близких к ребенку воспитателей – для родителей. Когда ребенок взрослеет и овладевает методикой сам, методические издания адресуются самому обучающемуся. Но начнем все же как всегда с начала…

Многие произведения для детей переиздаются, и многие снабжаются методическими рекомендациями, и получаются целые комплексы для развития детей на основе литературных произведений. Здесь, следует упомянуть издания, в которых собраны сказки детских писателей для чтения родителями детям, и задания и вопросы к произведениями для совместного рассмотрения. Например, это книга «О плохих и хороших словах» со сказками С. Прокофьевой, С. Михалкова, М. Пляцковского, Г. Остера и других писателей (1). Так, из данного сборника отрывки «Зарядки для хвоста» Г. Остера позволит совместить рассказ с настоящей физкультминуткой, а сказка Сергея Михалкова «Зеркало» поможет ребенку взглянуть на себя и анализировать свои поступки. Поскольку составление данных сборников осуществляется по тематикам, то необходимы тогда и целые серии, чтобы познакомить детей с творчеством тех замечательных авторов, которые писали именно для них. У С. Михалкова, о чем напоминает в своей статье С.Э. Алдонин о Сергее Михалкове как детском поэте (2), это еще и освещение для детей темы войны, патриотизма, защиты Родины, и автор напоминает нам о том, что и герой стихотворений дядя Степа отправлялся поэтом на военную службу, а не только запомнился нам милиционером, и была написана иллюстрированная книга о Красной армии, и эти издания в своей общности уже являются методическими материалами для воспитания с литературой.

Наработки материалов на основе литературных произведений для воспитания детей продолжаются. Под редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина вышло несколько книг для развития речи детей, и одна из этих книг «Сказочное слово» (3). В данном издании предлагается развивать речь, например, на основе образов-иллюстраций – ассоциаций с живописным словом сказок А.С. Пушкина, народными сказками, стихотворениями, и к каждому произведению для развития речевых навыков ребенка предлагается словесная игра и беседа – обучение детей выстраиванию диалогов, не просто «вопрос-ответ», а обсуждение с родителем прочитанного.

Для родителей есть множество изданий, в которых литературные произведения снабжены методическими рекомендациями. Но не каждый родитель - педагог и воспитатель, хотя природа здесь и говорит свое слово. Но методологом, грамотно направляющим процесс воспитания, действительно родителям быть трудно. А вот рассмотрение наработок для учителей и преподавателей самой литературы может помочь. Да еще если эти методические пособия в такой форме, как сочетание литературных произведений с музыкой, как, например, в книге «Уроки литературы и сценарии литературно-музыкальных композиций» М.В. Амфилохиевой (4).

И конечно же в проекте, посвященном методологии развития детей с художественной и научной литературой, вместе взятыми, для охвата многообразия сфер жизни и мира, я задалась целью поиска детских книг по данным направлениям. Так, в краткой и емкой форме о направлениях искусства и начала знакомства с ними самым маленьким детям обзорно и в примерах излагается в издании «Моя первая книга об искусстве» (5). Поскольку изданий множество, а время идет - и с его ходом растет и количество изданий, это всего лишь пример, иллюстрирующий подход к обучению, тогда как в самой методологии акцент делается на изложении самих методов, которые можно было бы использовать в разные времена с учетом развития мысли и технологий, изменений языка и форм обучения.

Именно поэтому огромное внимание уделяется обучающей литературе и методическим материалам с объединенной силой этих направлений художественной и научной литературы. Одной из современных книг на основе подхода к науке через художественную форму, которой я искренне восхитилась и нашла близкую мне по духу и уму идею, является издание Д.В. Шутылева (6) с изложением школьного курса по таким предметам как математика и информатика, астрономия и физика, химия, биология, история в виде стихов-запоминалок. Это меня и обрадовало – находка книги, сочетающей обучение детей научной литературе через форму художественной литературы. Еще не зная об этой книге, ранее я создала проект и цикл стихотворений «Наука в стихах», и вот, разрабатывая методологию развития детей с художественной и научной литературой встретила замечательное издание в формате, похожем на публикации заметок на страницах в соцсетях с комментариями. И о научной и художественной литературе в развитии детей - в дальнейших публикациях.

Подводя краткий итог, что можно сделать для совершенствования обучения и воспитания детей с литературой. Есть прекрасные литературные произведения, художественная и научная литература, есть читатели и слушатели, и нужна методология для сопровождения данного процесса.

2023, Ксения Мира, Исследовательский научно-популярный проект интеграции знаний и универсальной методологии

Литература

(1) Сказки и плохих и хороших словах: [сказки] / авт. доп. Текста И Терентьева; худож. А. Савченко, Д. Лапшина, Е. Запесочная и др. – Москва: Издательство АСТ, 2-23. – 61, [3] с.: ил. – (Сказки в помощь родителям). С. 10-16.
(2) Алдонин С.Э. Детский поэт в офицерской тужурке: к 110-летию со дня рождения Сергея Михалкова // Газета «Культура», февральский номер журнала Никиты Михалкова «Свой». Режим доступа:  (дата обращения: 24.03.2023).
(3) Сказочное слово. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (6-8) лет. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2023. – 32 с.
(4) Амфилохиева М.В. Уроки литературы и сценарии литературно-музыкальных композиций. Книга для учтеля.- СПб.: КАРО, 2008. – 240 с. С. 78–112.
(5) В.В. Аристова. Моя первая книга об искусстве: науч.-поп. изд. для детей / Ил. М.В. Воронцовой; Оформл. Серии Л.Д. Андреева. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 95 с. – (Моя первая книга).
(6) Шутылев Д.В. «Звёздные УМКи. Школьный курс в стихах-запоминалках в двух томах, 1-11 кл.: математика, информатика, астрономия, физика, химия, биология, окружающий мир, история». Учебно-методическое пособие. – М.:  КнигИздат, 2023. – 434 с.


Рецензии