Спектакль В. Сухорукова Счастливые дни

Посмотрела я моноспектакль Сухорукова « Счастливые дни» и хочется сказать каждому: «иди и смотри», потому,что этот спектакль не «Счастливые дни», а счастливые два часа со счастливым человеком,что делиться с вами самиым дорогим в своей жизни, встречами с талантливыми и знаменитыми людьми нашей страны.
Это не спектакль- это выплеск счастья,от того, какие причудливые кружева  плетёт судьба, буд- то подслушивая наши мысли и сводит с теми, кто станет для нас полубогом - путеводной звездой.
Воистину «подобное к подобному». Всякая творческая, талантливая личность ищет и находит подобного себе.
Сухоруков считает себя  богатым на эти встречи, пусть  приносили и творческие взлёты, и разочарования, и неизбежные разлуки.
Спектакль- коллекция  людей,что поверили в него, поддержалии- разожгли  искру божью.
Спектакль- исповедь, где  звучит тема веры.
Веры в человека и веры в Бога, что обретается в испытании,останавливает на краю пропасти и поднимает призывом «иди».
 Спектакль о счастливом воплошении детской мечты – стать актёром- рыцарем святого ордена театра и кино «Щита и меча», с лёгкой руки Любшина.
Много ли найдётся среди нас таких, что не отступил, не изменил своей детской мечте? Сухоруков не отступил.Он был верен своей мечте, а вера и верность - слова одного корня.
Моноспектакль  вызывает множество асоцциаций и тонких паралелий.
С  Островским например.Ну чем актёр Сухоруков не Счастливцев, вечно кочюющий из Петербурга в Москву и обратно.
Ну чем его рассказ с меткими шаржами – портретами разных людей в театре и около театра не «Театральный роман» Булгакова?
Но Сухоруков счастливее Булгакова, у него  есть ещё  роман и с кино.
И мы грешные,узнали, и если не полюбили, то запомнили  этого актёра именно, по фильмам.
Актёр с подкупающей детской искренностью хвастает, как  однажды,сам ироничный Гафт назвал его «космосом»
А после его двухчасового монолога, я бы сравнила его и с Моцартом, исполнившим спектакль искромётное скерцо на скрипке. Поёт, танцует, читает свои собственные стихи и всё не сбавляя темпа, взахлёб.
Так ребёнок способен рассказывать о чём –то поразившем его воображение.
Сухоруков навсегда поражён мыслью, как сульба даровала ему подняться из фабричного подмосковного барака Орехово – Зуево до вершин искусства театра и кино, объездить весь мир, и даже  пережить предложение Голливуда.
И чем не Булгаковская  тема коня из «Театрального романа», песня о белом коне, что звучит в спектакле?
Сам актёр, как тот белый конь  носится по сцене в своей  кипельно белой рубашке.
Э-э, думаешь, если белый  конь - это один из коней Апокалипсиса, а белая лошадь- это символ смерти, то до нашего героя она ещё не скоро доскачет.
А его страстный, стремительный монолог с внезапными перемещениями и взлётами на стулья напомнил мне ещё один замечательный моноспектакль другого  выдающегося питерского актёра Юрия Борисова в « Кроткой» БДТ.
Поистине все таланты чем - то схожи.Им свойственен полёт, стремительность и разноплановость дарований.
И если остряк Говорюхин подарил ему рисунок его персонажа с авосько сухофруктов,
То Валя Гафт посмотрев его « Счастливые дни» мог бы написать примерно так:
Талантлив Витя, просто космос.
Он сбросил вес и скинул возраст.
По стульям скачет, яко зайчик,
Хоть далеко уже не мальчик!
Свои стихи взахлёб читает,
Листы по ветру развевает.
Витийствуй Витя, хвастай, пой!
Веди нас к счастью за собой.
Я – Несчастливцев. Ты - Счастливцев.
Но не считаем мы ревнивцев.
Завидуйте младая смена,
Как нас любила Мельпомена!
Роман с кино у Сухорукова вышел неоспоримо.
Его эесеклюзивные рассказы о встречах  с легендами советского и российского кино заслуживают того, чтобы призвать всех, кто любит кино, кто работает в нём, кто изучает его историю  « иди и смотри» на живого свидетеля страниц  истории отечественного кинемотографа .
Он маг, и волшебник . Делая свои зарисовки,  способен переплавить свой череп в череп Говорухина, а голос перековать в голос Меньшикова.
Он может  сыграть даже,  пишущую машинку фирмы «Зингер» из деканата ГИТИса прошлого века. И на мгновение вырастить усы, как у матёрого околотеатрального профессора.
Он- космос, он – Моцарт.
«Мечта» и «если бы» - две отправные и опорные точки судьбы и спектакля.
Сухоруков рыцарем театра и кино. Он-  Дон- Кихот и Санчо -  Пансо в одном лице.
И  вот,  ещё одна удивительная параллель его судьбы. Он был влюблён в Доронину, как  Дон- Кихот в Дульсинею. А ведь, Доронина сыграла Дульсинею и так же отвергла любовь какого-то Сухорукова.
Совсем, как в той песне поколения середины 20 века « Мечты сбываются и не сбываются»
Но главное- главное сбылось .Актёр состоялся, он признан, он любим.
Он купается на сцене и чувствует себя, как рыба в воде.
Он из тех, что вливается в образ, как вино в сосуд.
Давно трезвенник, он пьянеет на сцене, как Нина  Чехова.
Он - луч света на затемнённой  сцене. То тут, то там мерцает его белая сорочка, от встрече, к встрече ,от эпизода к эпизоду, от вазы с конфетами Говорухина, до лакированных ботинок Меньшикова.
Он истинно русский человек, готов служить до самозабвения, и всю жизнь помнить добро людей. За расставание себя винить, а не другого.
Одним словом о спектакле « Счастливые дни»  хочется сказать по-говорухински  «сердешно»
P.S.  Вышла после спектакля из театра Ермоловой, и улыбаюсь, вспоминаю, то один эпизод, то другой.
Поистине,  « Счастливые дни» В. Сухорукова дарят счастливые часы прикосновения к чуду  таланта и актёрского, и человеческого.


Рецензии