Поездка к Диасу, или Хочу быть понят своей страной

  Дорога в столицу Татарстана выдалась долгой: из Абрикосовки в Феодосию на машине, затем автобусом по Крымскому мосту в Краснодар, а потом на поезде. Июль 2021 года жарил и припекал, согрелись даже теплолюбивые. На улице температура под сорок, а в вагоне комфортные двадцать четыре градуса. Проехали станции Лихая, Морозовская, Волгоград. За окном -  седая зелень травы с жёлтыми вкраплениями, дымчато-изумрудные шапки кустов и деревьев. Небо, словно застиранная,  линялая, некогда голубая рубаха, уже не радовало яркостью. Солнце садилось, размазывая оранжевую краску по облакам.   Петров вал отсчитал вторые сутки моего пути, но предстояли ещё и третьи.

  Казань встретила гостеприимно величественным железнодорожным вокзалом, охраняемым двумя белоснежными мраморными барсами. Организатор конкурса "Литературная премия ДИАС" Галина Булатова ждала на перроне, сделала несколько снимков  на фоне исторического здания из красного кирпича. Пока шли к месту моего временного проживания на улицу Джалиля, увлечённо рассказывала о мостиках, скульптурах, домах.
  К моему стыду, о Диасе Валееве я узнала, наткнувшись на объявление о конкурсе. Тогда и прочитала несколько его рассказов в интернете.
  В литературном кафе "Калитка", что при Центральной библиотеке, собрались лауреаты. Булатова Галина, член Союза российских писателей,  Хисамова Дина Диасовна, искусствовед, дочь писателя, друзья и единомышленники делились воспоминаниями о неординарном человеке, драматурге, философе. Чёрно-белый пятнадцатиминутный фильм "Сокровенное о Диасе", снятый в 2006 году  режиссёром Аделем Хаировым, показался мне мрачным, пессимистичным и диссонировал с душевной атмосферой в библиотеке, солнечной июльской погодой на улице. В выступлениях чётко прослеживалась мысль: литературно-философские труды писателя не нашли широкого отклика у современников. "Драматург не вписывался в своё время, он в нём попросту не умещался", - говорил историк театра, заместитель главного редактора журнала"Аргамак. Казань"  А. Г. Воронин. Теперь понятно, почему в двух книжных магазинах в центре столицы мне сказали, что книг Диаса Валеева у них нет, но есть брошюра депутата Валиева.

  Мой рассказ "Сычиха", победивший в номинации "Имя", повествует о судьбе женщины-вдовы, которая вместе с другими односельчанами выезжает из Чувашии по переселению в Крым в 1950 году, чтобы избавиться от нищеты. Это история моей бабушки по материнской линии. Немногое она рассказывала о своей жизни на родине, но помню, что из Порецкого района она возила в Казань махорку на продажу. И вот я стараюсь как можно больше узнать об этом городе, увидеть его красоты, ощутить его дыхание.
  Сбор экскурсантов назначен у памятника вальяжному коту казанскому.  Автобус высаживает нас у причала, далее на теплоходе по широкой и полноводной в тот год Волге мы плывём на остров-град Свияжск. Гид рассказывает интересные факты из жизни бурлаков, а я хочу запомнить величие этой реки. Посетили Иоанно-Предтеченский и Успенский монастыри, Ленивый торжок и Рождественскую площадь. Следующая остановка -  озеро Раифа -  запомнилась не только красотой Троицкого и Грузинского соборов с чудотворной иконой Грузинской Божией Матери, но и пением монахов, целебной водой, старым хвойным лесом и молчаливыми лягушками. Да,  да, я не шучу. Очень давно,  на заре строительства  монастыря, служители обратились к Богу с просьбой избавить их от громкого кваканья лягушек, которое мешает молиться. И лягушки замолчали, хотя по-прежнему водятся в этих местах. Уже в наше время привозили сюда французских и японских квакушек, но на территории монастыря они замолкали. Чудо!

  Книги, подаренные на встрече, я открыла лишь в поезде, возвращаясь домой в Крым. Не ложилось на душу учение о новой планетарной религии, кратко изложенное в ста параграфах книжечки "Сокровенное от Диаса".  Не читалось. По ту сторону вагона зеркальные полотна воды сменялись жёлтыми головками подсолнухов, нереальной красоты и белизны ветряками, сочной зелени лесами.
Зато фолиант "Окно, горящее в ночи" в добротном переплёте, оформленном внучкой Д.Валеева, художницей Диной Терских,  и  с фотографиями  я "проглотила" на одном дыхании. Ни переполненный вагон, ни боковая полка не отвлекали меня от чтения сборника  воспоминаний о писателе. Здесь же последнее творение автора - статья "Быть или не быть", пронизанная тревогой и болью за судьбу человечества.
       
  Диас Назихович Валеев (1938-2010) - татарский писатель, драматург, философ, заслуженный деятель искусств Татарстана и России, лауреат республиканской премии имени Тукая. Окончил геологический факультет Казанского университета, Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М.Горького. Первые рассказы опубликованы в журналах "Молодая гвардия", "Смена", "Сельская молодежь" в 1959 году. Именно в это время он взял в университете академотпуск и уехал на несколько месяцев в Темиртау на всесоюзную стройку, чтобы узнать настоящую жизнь."Во всех своих произведениях я развиваю одну тему: как поведёт себя человек в критической ситуации, можно сломать его или нельзя?" - писал Д.Валеев.
В 1970 - 1980-е годы пьесы драматурга шли в Московском театре им.Ермоловой, на сценах Казани, Минска, Ташкента. Его произведения переведены на татарский язык (Диас писал на русском), украинский, белорусский, азербайджанский, чешский. Именно как драматург Д.Валеев достиг пика популярности. Он получал премии, звания, славу.  "До тридцати восьми лет я чувствовал себя своим среди своих. Потом наступили годы, когда внешние силы сделали меня изгоем, чужим для власти и "братьям" по перу," - цитирует автора его друг Матвеичев А.В., писатель, переводчик, журналист.
  "Для татарских собратьев он являлся русским, и потому они его не принимали, а для Москвы он был татарином и тоже чужим... Это стало нескончаемой драмой его судьбы, - повествует в статье "Мой одинокий волк" жена Д.Валеева Дина Каримовна. - Несмотря на пьесы, шедшие когда-то по стране, на книги, выходившие в печати, на запоминающиеся публицистические выступления - он остался неизвестным, неузнанным, не понятым, не принятым своим народом и страной." Более десяти лет Д.Валеев руководил литературным объединением при газете «Комсомолец Татарии», пестовал творческую молодёжь. Его статьи живо обсуждалось читателями.
  Последние годы жизни Диас Назихович болел, средств к существованию практически не было. Литературным трудом на хлеб не заработаешь. Из пяти изданных книг в это время гонорар он получил только за одну. В 1995 г. писатель зарегистрировался на бирже труда, но на работу по специальности геолога и журналиста его не брали, отказывая в витиевато - уклончивой форме. Выдержал и выиграл два судебных процесса в защиту чести и достоинства. Газета "Вечерняя Казань" писала: "Говорят, мастера культуры в экстремальных условиях творят лучше. Видимо, у нас в республике очень заботятся о подходящих условиях для творчества писателей." Теперь документальный фильм о Д.Валееве я оценила иначе: подорванное здоровье, тяжёлое финансовое состояние, неизвестное будущее - всё мрачно и тревожно.
Диас Назихович создал собственное философско-религиозное учение, апостолом которого он себя считал (роман-эссе "Третий человек, или Небожитель", проповеди "Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу", философские записи "Мысли о Едином")
"Он по-своему любил людей и хотел для них изменить мир, сделать его счастливым. Он звал людей к добру и справедливости. Чем же он не пророк?" - спрашивает А.Осипов, ученик Д.Валеева, прозаик.

  В ранней юности Диас прочитал и запомнил  стихи В.Маяковского: Хочу быть понят                своей страной, А не буду понят - Что ж? По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь...
                                                Эти строчки больно пронзили его душу, и он подумал - не о его ли будущей судьбе написал поэт.

  Прошло более полутора лет со дня моей поездки в Татарию, а я всё мысленно брожу по улицам и скверам Казани. Вспоминаю, как фотографировалась у кареты Екатерины II, сидела на лавочке рядом со скульптурой татарской бабушки, гуляла по берегу Чёрного озера, как с Галиной Булатовой шли смотреть бронзового Г.Р.Державина с непокрытой головой и в сандалиях и увидели лежащую на земле женщину. Наши опасения, что у неё инфаркт, не подтвердились. У бедолаги, которую мы еле усадили на скамейку, оказалось алкогольное опьянение.

  Меня очень поразил Храм всех религий, построенный удивительным человеком - скульптором, художником, философом, врачевателем Ильдаром Хановым.  Мысль о создании Вселенского храма (другое название) появилась у автора ещё в студенческие годы,  он обсуждал проект со Святославом Рерихом и президентом Индии Д.Неру, но благословение свыше явилось только ночью 19 апреля 1994 года, когда скульптору было за пятьдесят. Утром И.Ханов стал копать во дворе фундамент и возводил храм до самой своей смерти в 2013 г. Помогал ему в этом зодчий Мансур Зиннатов. Работы продолжаются по сей день его родными, друзьями, неравнодушными людьми.
  Размышляя о судьбе самобытного скульптора, я заметила, как много общего у них с Д.Валеевым. Жили в одно время (Диас Назихович на два года старше) в Татарстане и умерли в возрасте семидесяти двух лет. Оба учились сначала в Казани, потом в Москве каждый по своему профилю. Неординарные творческие личности, не все современники их понимали. "При жизни Ханову было нелегко с признанием и пониманием. Он не столько опередил своё время, сколько поднялся на более высокий уровень творческой свободы" (Максимова А.Б. - руководитель  объединения "Прометей").  У обоих сгорели работы во время пожара. Я не очень дружу с цифрами, но в данном очерке без них не обойтись. Сарай, где были спрятаны рукописи Д.Валеева, сгорел, когда автору было за тридцать. Вселенский храм полыхал после смерти И.Ханова. Огонь уничтожил библиотеку, ранние работы художника, повреждён Буддийский зал, сгорел деревянный родительский дом. Оба умели сочувствовать, помогали тем, кто нуждался. "Если у кого-то плохо было с одеждой или совсем не было денег (в 90-е годы) - Диас снимал пиджак со своего плеча или вынимал из кармана хоть сколько-нибудь рублей, если они у нас в то время были, и отдавал ему." (Д.Валеева "Мой одинокий волк").  В  Манифесте И. Ханова записано: "Отданная любовь людям возвращается мощной энергией через творчество". Любили творить ночами: к писателю приходило озарение в предрассветные часы, а художнику хватало трёх часов сна. Оба считали, что искусство - "не украшательство, не развлечение, а божественное откровение" (И.Ханов "Творческий манифест"). Д.Валеев представлял  Храм будущего в виде трёх полусфер. В первой полусфере могут проводиться встречи с проповедниками, учёными, бизнесменами, общественными деятелями. Вторая - место встречи с душой Кришны, Заратустры, Моисея, Будды, Иисуса, Мухаммеда. Третья полусфера - постижение человеком своей собственной сущности, Сверхбога. Прогноз, сделанный  Д.Валеевым на 21 век, неутешительный: современный сатанизм стремится к установлению мирового господства. "И тогда вместо братства людей ты, ищущий истины и справедливости, построишь общепланетарное фашистское государство..., получишь полное закабаление". ("Сокровенное от Диаса", параграф 63)
  Вселенский Храм И.Ханова - это международный центр духовного единения, он не предназначен для церковных служб, обрядов. Планировалось объединить в комплексе шестнадцать разных религий, в том числе и исчезнувших. Сейчас, кроме Египетского, Католического залов, созданы Театральный зал, Картинная галерея, зал Иисуса Христа, Чайная комната. Планировалось построить детскую консерваторию, художественную школу, экологическую, мемориал павших и даже реабилитационный центр для наркозависимых. "Для меня Бог един", - говорил И.Ханов. Художник всё воспринимал близко к сердцу. Его волновали последствия войн в Афганистане и Чечне. Он с болью смотрел, как рушатся семьи, люди не находят общего языка. Татарстан – толерантная республика – дом для жителей ста семидесяти трёх национальностей, почти как у нас в Крыму. Поэтому в Казани возник Вселенский храм – символ единения. Сейчас им занимается брат Ильдара Ильгиз Ханов, написавший восемьдесят семь иконостасов от Камчатки до Соловков. Многие удивляются, почему татарин пишет иконы. «Если Русь пропадёт, не будет ни татар, ни башкир, ни удмуртов», - отвечает Ильдар.
  Есть ещё общие моменты в жизни этих неординарных людей:  Д.Валеев и И.Ханов являются заслуженными деятелями искусств Татарстана, лауреатами премии имени Г.Тукая.
  Изучая биографии Ильдара Мансавеевича и Диаса Назиховича, я нигде не встретила информацию о том, что они были лично знакомы друг с другом, чтобы кто-то из литераторов провёл параллель между ними. Странно. Уже находясь в литературной резиденции на Алтае (Борзовая Заимка), я связалась с Г.Булатовой, организатором премии ДИАС, она задала вопрос А.Воронину, который близко знал писателя, и, ура! Ильдар Ханов и Диас Валеев не только встречались, но и дружили. Об этом – в другом очерке.

  Вот закончилось и виртуальное моё путешествие в Казань.  Широка, необъятна, красива наша Родина, всей жизни не хватит, чтобы её обойти, объехать. А какие у нас Люди! Ощущаешь гордость, произнося фамилии Д.Валеева и Ханова И., ярких представителей татарского народа. А сколько таких самородков в разных уголках нашей страны!


Рецензии
Богата наша страна талантами. Может поэтому и преступно небрежная к ним? Мы так привыкли, что куда не кинь - наткнёшься на неординарную, а то и легендарную личность, что и со счёту сбились. И мало ценим. И мало интересуемся. Всё ищем чего-то в "чужих палестинах".
Спасибо Вам за эту статью- рассказ о талантливых людях.
С уважением,

Фаина Вельге   02.11.2023 21:03     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик.

Татьяна Шахлевич   03.11.2023 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.