Часть первая Загадочная история

Реальные имена и место, где произошла эта история изменены.

«Твоя судьба не написана, пока ты не возьмёшь в руки перо». Дин Бохари
         Тихоокеанский Флот.
         Июль, 2020 год. Поселок Вилючинск.
- Павел Андреевич, да, совсем забыл. Вот штурмана к тебе на вакантную должность,- комдив протянул Комову бумагу с приказом.
Тот молча взял лист,  встал, понимая, что его время для доклада окончено, развернулся (как положено «разворачиваться»  при начальстве) и  направился к двери.
Еще не покинув кабинет,  он заглянул в текст приказа и прочел фамилию новенького члена экипажа подводного корабля, на которой он, Комов Павел Андреевич, был командиром.
- Зорев Игорь Сергеевич? — Комов резко повернулся и посмотрел на командира дивизии.
- Личное дело у Коврова. Можешь ознакомиться, - ответил адмирал, явно ожидая такой реакции у Комова.
- Я правильно понимаю?
- Правильно. - спокойно ответил адмирал, — С отличием  "Нахимовское", так же блестяще училище, мастер спорта по рукопашному бою, холост. На ТОФ  сам попросился. А у тебя, как раз,  вакансия есть инженера электронавигационной группы.
        Адмирал пристально посмотрел на стоящего перед ним Павла Андреевича.
- Имя матери - Елена Викторовна Хованская.  А про отца ничего не хочешь спросить? Там все четко — Зорев Сергей Константинович, 1977 года рождения, 5 марта, в городе Клин. Командир БЧ -1. Погиб при исполнении.
Комдив  встал из-за стола и налил из графина  стакан воды.
- Будешь? - предложил он Комову.
Тот отрицательно покачал головой.
 - Получается, что у Сергея был сын! И на момент его гибели ему было 5 лет!
- Я это уже понял. Но, такого не может быть! Этого реально не может быть!
- Но и таких совпадений, Паша, не бывает. Ты вот что, присмотрись к нему, лишнего ничего не спрашивай.
- Понял, - четко ответил Павел Андреевич.
Он  одел фуражку, отдал честь  и  вышел.
         Выйдя на улицу, Комов расстегнул китель.
«Ну, Сережка! Такая любовь с  Полиной была! Друг без друга никуда!» - думал Павел Андреевич, идя знакомой дорогой домой, — «Он же был лучшим моим другом все годы учебы в училище. Вместе попали на один флот. И ничего не сказал! Не понимаю. И женился он на третьем курсе. Самый первый из нас. Где взялся этот Игорь? И кто такая эта Хованская? Фамилия знакомая какая-то... Хованская... »...

2004 год.
Рыбачий.

         Подводная лодка возвращается из похода.
         Несколько ребят ведут беседу. Каждый выражает эмоции  услышанного от повествования  мичмана Соловьева.
- И стоит она, когда  мы даже еще не вошли в бухту. Стоит и смотрит вдаль. Ждет.
- Кто стоит?
- Молчи. Не мешай. Дай дослушать!
          Рассказчик, делает паузу, чтобы сосредоточиться и продолжить:
- Стоит, губами что-то про себя шепчет. А, лодка не приказам командира и боцманским рулям подчиняется, а ее заклинаниям. Ей Богу, говорю вам.
- И тишина...
- Да заткнись ты.
-  А, точно лодка поднимается, а не у боцмана кое-что другое?
- Может она ведьма?
- Знать бы. Кто проверял?
- Старпом идет! Разбегаемся.
           Все мигом расходятся по своим делам и отсекам.
- Саня, так я  ничего и не понял. Про кого это Соловьев рассказывал?
           Игорь наклоняется к другу, и тихо ему отвечает:
- Отвали. Сам ничего не понял. Вроде, как нашей лодкой управляет не боцман.
- А кто?
   Саня развел руками.
   На подходе к родным водам была назначена точка всплытии в указанное время и подводная лодка вынырнула.
           Командиры  всех кораблей и судов обязаны находиться на мостике при входе в Авачинскую бухту - от рубежа повышения готовности до постановки на якорь.
           И командир нашей лодки был на мостике.
           Мичман Соловьев Геннадий Васильевич и капитан-лейтенант,  помощник начальника РТС Игорь Шауров, стояли  над боевой рубкой.
Одеты они были в "канадки". Это такая  куртка из кожи с капюшоном, закрывающимся на молнию. Когда молния открыта, получается большой меховой воротник. Опоясывающий пожарный ремень цепью пристёгнут к лееру мостика, чтобы  волной не смыло.
           Море штормило, как Айвазовский "наляпал" -  мазками, мазками.... По холсту варить и сразу "девятый" вал, только это образно.
   Волны были не такими уже большими, но явно мешали ходу.
     Лодка врезалась в волну, замирала, а потом, при помощи винтов её тащило вверх,  потом резко вниз. Волна медленно подхватывала и поднимала её на гребень и потом  перекатывалась  через мостик. Хорошо в такой ситуации только дельфинам. Соловьев и Шауров держались стойко, потому, как несли ответственность за  безопасность швартовки.
           Скорость движения в Авачинской бухте и на подходах к ней должна быть наименьшая и безопасная, допускающая нормальное управление кораблем, и не должна  превышать девяти узлов.
           В темное время суток, да при шторме, подводная лодка должна иметь включенным специальный проблесковый огонь оранжевого цвета. Да еще, во избежания столкновения с другими судами,  она должна давать не менее пяти белых проблесков и пяти частых коротких звуковых сигналов.
           Вы это можете себе представить! Эту красоту! Эту фантастическую магию подводных кораблей! Это только  они так освещены по праву полных хозяев бухты ! А  надводные, при плавании в акватории  по вечерам, обязаны нести два огня, расположенных по вертикали, из них верхний - белый, нижний - красный. И все. Дай Бог, чтобы видать их было на расстоянии не менее трех миль.
- Геннадий Васильевич, берег уже наш виден! Дома скоро будем!
           Лодку опять подняло вверх и резко потянуло вниз.
- Игорь, 24 км красоты!  Смотри, на мысе Станицкого - Маяк нас встречает! Эх,  Никольской сопки не видно!
           Подводная лодка неспеша входила в базу.
   После  непродолжительных манипуляций, она  замерла у пирса.
   Уже в лодке, после выполненного задания, снимая намокшие вещи с себя,
           Шауров спросил у Соловьева:
- Геннадий Васильевич, а про кого это вы рассказывали ребятам? Что за дама на берегу нашей лодкой управляет?
- Это ты у старпома спроси.  Я сказал только то, что слышал. А, кто эта женщина, если честно, не знаю. Но, странная она какая-то. Ее отсюда не видать. Она у маяка всегда стоит.
- Так, если не видать, кто знает, что она лодку встречает там? Кто ее туда пускает?
- Кто-кто, раз говорят, значит знают и видели. Не знаю, может и брешут. Но дыма без огня не бывает.
   Не все сразу покинут лодку после швартовки: реактор нужно вывести из действия,  провести расхолаживание; оставить  дежурную смену на корабле, которая должна остаться на борту в Боевом дежурстве, и, кроме того, корабельную вахту  - список длинный.
   Шауров на борту долго не задерживается обычно. Даже, если командир, как бы случайно, забудет дать добро на сход, он придумает какой-нибудь предлог, чтобы смыться первым.
- Стоять, - Игоря, почти бегущего к трапу, остановил старпом Комов Павел Андреевич, - Вы мне нужны, Игорь Владимирович. Надо полный доклад по новой аппаратуре.
- Так он готов. Я...
-  С докладом ко мне. А, потом,  отдохнем на берегу, если получится.
   Суровый и спокойный взгляд старпома Комова, вызывал неоднозначную реакцию.
           Игорь Владимирович с горькой досадой посмотрел в сторону берега.
       Время тянулось медленно и мучительно. Уже ничего не хотелось , кроме одного - спать! Закончив последние исправления и замечания по докладу, Шауров тяжело выдохнул.
- Вот, теперь все, как должно быть, - произнес старпом, принимая документы, - Ты как, домой или останешься на лодке?
- Павел Андреевич, а можно один вопрос? - неожиданно оживился Игорь.
           Комов внимательно посмотрел на собеседника.
- Слушаю, вас, Игорь Владимирович.
- Павел Андреевич, а кто эта женщина, о которой рассказывал мичман Соловьев?
           Старпом ответил не сразу.
- Ее имя - Полина  Зорева. Жена моего лучшего друга  Сергея. Мы с ним с курсантов всегда были вместе. Пошли вместе на ТОФ, только на разные лодки.  Погиб  Серега при выполнении опасного задания в 27 лет. А Поля... Вот, осталась, работает санитарочкой при госпитале. Все думает, что лодка ее Сереженьки придет. Ждет.   Каждый по разному горе переживает. Ладно, время позднее. Пора отдохнуть. Ты домой?
- Нет, останусь здесь, - ответил Игорь и отправился к себе в каюту.

Санкт-Петербург. Военно- Морской институт. 2020 год. Сентябрь.
Приемная Начальника Училища.

   В кабинете, за своим столом, сидит Начальник института, контр - адмирал Вадим Петрович Суховой  и подписывает документы, которые ему принес адъютант. Подписав, закрывает папку, отдает ее стоящему перед ним офицеру.
- Все на сегодня?
- С документами - да. Вадим Петрович, там Вас ожидает Хованская Елена Викторовна.
   Адмирал резко встал и стал застегивать китель на все пуговицы.
- Так чего не зовешь? Давно ждет?
- Нет.
- Конфеты, кофе, чай, печенье. Все тащи. И салфетки положи.
   Через минут пять, в кабинет вошла очень красивая женщина среднего возраста.
- Елена Викторовна, если честно, даже и не ожидал Вас вновь увидеть, - произнес сразу адмирал, подойдя к женщине, отодвигая ей стул.
- Вадим Петрович, я Вам так надоела? - улыбаясь произнесла гостья.
- Ну, что Вы! Как Игорь?  Как устроился? Что говорит?
   Елена Викторовна правой рукой грациозно поправила волосы и положила ее на стол.
   Вадим Петрович не отводил от нее взгляд.
- У него все хорошо. Его приняли в экипаж. Все ему нравится. Привыкает. Я понимаю Вашу занятость, поэтому я ненадолго.
   Елена Викторовна открыла сумочку и достала оттуда конверт.
- Вот, это контрамарки для курсантов на этот месяц во все театры города.
- Елена Викторовна, не ожидал, если честно.
- Вы думали, что когда Игорек окончит учиться, я перестану приходить?
   Вадим Петрович ничего не ответил, потому, что  так и считал, но признаваться в этом было неприлично. В дверь постучали и дежурный принес поднос с кофе и вазочкой с конфетами.
   Когда чашечка  горячего напитка оказалась рядом с Еленой Викторовной, она сделала глоток и посмотрела на адмирала.
- Ничего не изменится, Вадим Петрович. Я буду приносить билеты, как это делала и раньше. После учебы разлетятся мальчишки по своим лодкам. Не до театров будет. Пусть сейчас, пока они учатся и живут в Петербурге, видят и наслаждаются  красотой.
   Вадим Петрович слушал внимательно и периодически его колючие и жесткие глаза становились  необыкновенно добрыми. Он всегда так смотрел на эту женщину: с восхищением и любопытством. Он бывал на всех ее спектаклях, никогда не говоря ей об этом.
- Елена Викторовна, все никак не осмелюсь задать Вам вопрос. Вы актриса такой величины. Перед Вами было столько возможностей. Почему Вы отклонили все предложения? Из-за Игоря? Из-за его решения стать морским офицером?
- Вадим Петрович, признайтесь, Вы не это хотели спросить. Вы хотели узнать больше о моей семье. Вы чувствуете, что в моей жизни, а в жизни Игоря есть какая-то тайна.
- Если честно, то "да". Елена Викторовна, я не вправе спрашивать такие вещи, но если Вы сочтете возможность мне ее рассказать, я буду благодарен. Но и не обижусь, если Вы ее мне не откроете. 
   Женщина замолчала, словно думала, как поступить ей дальше: рассказать или попрощаться и уйти. Но Вадима Петровича она давно знала и доверяла ему. Он был из тех мужчин, кто не делал глупых комплиментов, не показывал свое превосходство, всегда был при женщине подтянут и серьезен, отзывчив при любой просьбе.
- В 2003 году, погиб мой муж, Зорев Сергей Константинович, - начала Елена Викторовна, - При оформлении брака я фамилию не меняла.  Осталась  по документам Хованской. Родители меня назвали Полиной, в честь бабушки. Но  при крещении оказалось, что этого имени нет в святцах, и крестили меня именем Елена. В будущем, именно эти обстоятельства мне помогли в жизни. Мой отец, Хованский Виктор Георгиевич, капитан первого ранга,  преподавал в ВВМУПП им. Ленинского комсомола, где на танцах я и познакомилась с Сергеем. Я тогда училась на втором курсе Института театра и кино. Наверное, в этом возрасте все у всех одинаково: свидания, звонки, восторги... Боже мой, как давно это было.
   Елена Викторовна посмотрела на часы.
- А я Вас не задерживаю? - тихонько спросила она Вадима Петровича.
- Нет. Елена Викторовна, здесь рядом есть неплохой ресторанчик, давайте пойдем туда и продолжим разговор в более приятной обстановке, если Вы никуда не спешите.
- Идемте.


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Лидия Владимировна!
Ваше желание написать о подводниках в честь отца понятно и заслуживает уважения. Но, откровенно говоря, писать о нас надо профессионально. Для тех читателей, кто со службой и жизнью подводников не знаком и не знает ничего, может и любопытно, а вот у тех, кто знает, любая деталь, не совпадающая с реальной действительностью, вызывает неприятие и недоверие ко всему остальному. То есть создается определенное мнение обо всей книге или повести. Ну и об авторе, конечно.
Например, о самой теме в данной части Вашего произведения. Скажу честно: в какой-нибудь фантастической повести или книге выход жены погибшего подводника к маяку для встречи подводных лодок - для тех, кто любит фантастику или любовные романы. Если знать, где стоят маяки, как к ним можно добраться, что можно с них разглядеть и т.д.
Прошу Вас подумать над сказанным мной. Если Вы не разочаруетесь в подобной помощи, дайте знать. А я о том, какие уточнения внёс бы в данный отрывок из Вашей книги, перешлю Вам почтой. (Данную "рецензию" удалю).

Альберт Иванович Храптович   16.05.2023 06:01     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Альберт Иванович!
Я благодарю Вас, что Вы читаете мои произведения. Да, полностью с Вами согласна, что надо писать грамотно, точно и избегать описания того, в чем не специалист.
Да, я торопыга, мне хочется делиться с людьми своими мыслями и эмоциями.
Это мой недостаток. Я знаю о нем и работаю над ним.
Альберт Иванович, я писала Вам в личном письме, как раз за день до этой заметки, с просьбой помочь мне.
Я пишу о моряках-подводниках не только в память о отце.
Сегодня герои фильмов больше бизнесмены и следователи, а о профессиях связанных Родину защищать, обклеены только рекламные щиты на каждом углу.
Не буду долго развивать эту тему, она понятна для многих нормальных людей в нашей стране.
Предложенный рассказ Женщина в черном", который будет состоять из нескольких частей, интригующий. Его надо дочитать до конца, прежде чем делать выводы ( это я о том, была ли женщина у маяка или нет). В этом рассказе я поднимаю вопрос вдов. Это очень неудобная тема. Обычно люди, счастливые в браке стараются избегать ее ( мол, у меня же все хорошо). Но сегодня пришло суровое время. Потери на фронтах большие. Останутся молодые женщины, которым еще растить детей и работать за двоих. В этом рассказе, я хочу показать, что русская женщина, может очень многое, если она по- настоящему любит.
Альберт Иванович, я очень Вам благодарна за сделанные замечания. Иначе бы я никогда не узнала, что меня читают, и многим понятно , что я хочу донести людям и о чем пишу.
Я буду искренно рада и благодарна всем, кто поможет мне исправлять ошибки в сюжетах, в которых я не специалист, но я пишу литературные произведения, и есть моменты, когда без них не обойтись: ситуации, эмоции, состояния.
Если не учитывать эту особенность, тогда любая литература потеряет смысл, в которой важны характеры, психология, поступки.
Не думаю, что " Два капитана" или " Открытая книга" Каверина - это фантастика, в чем меня упрекаете, Альберт Иванович. Хотя, автор не был ни полярником ни биологом. А, сколько людей, после прочтения этих произведений, становились врачами, биологами, моряками, летчиками.
Сегодня мы наблюдаем "полученные плоды" перестройки на наших детях.
Без романтической литературы невозможно воспитать человека, любящего свою Родину, страну. Такая литература - таинство ! Именно она формирует душу!
Сколько бы не создавали организаций ( не спорю, они тоже нужны): "Юнармия", "Воин", "Наши" и тд., без литературы, в которых главные герои летчики, моряки, достойные врачи, шахтеры... нам не восстановить утраченное за эти тридцать лет.
Да, пусть мои шаги в литературе не профессиональны. Согласна. Но я понимаю, что и зачем я это делаю. А дорогу осилит идущий.
С уважением, Лидия Владимировна Сикорская

Лидия Сикорская   18.05.2023 10:39   Заявить о нарушении
Хорошо сказано, уважаемая Лидия Владимировна. От первого до последнего слова чувствуется глубоко продуманная позиция человека умного, выдержанного, знающего чего он хочет и соответственно соизмеряет свои силы и способности.
Полностью согласен с Вами. Буду рад помочь, чем смогу, если понадобится.
Ваш АИХ.

Альберт Иванович Храптович   18.05.2023 19:28   Заявить о нарушении
Понадобиться, Альберт Иванович! И буду очень рада Вашей поддержки!
Лидия

Лидия Сикорская   18.05.2023 20:25   Заявить о нарушении