Старообрядцы села Сотниковского

В 1870 году старообрядцы общины Белокриницкой иерархии из Черниговской губернии прибыли на Северный Кавказ и расселились по селам Ставропольской губернии. Центром общины они избрали село Благодарное Новогригорьевского уезда. Часть старообрядцев нашла приют в селе Сотниковском.

Вновь прибывших поселенцев в сельскую общину не приняли, земли не дали. Если принимать новичков в общину и нарезать им наделы, то свои наделы надо уменьшать. С этим сход не согласился. Так что, старообрядцам под статусом «иногородних» пришлось заниматься промыслами, торговлей, извозом, а землю арендовать у местных крестьян и кочевников в Туркменском приставстве.

В 1897 году в отношении священника Агапия Затонского по доносу было возбуждено следственное дело. Якобы он разрешал старообрядцам села Сотниковского совершать обряды и моления в доме, стоящем на территории Михайло-Архангельской церкви.

Следователь, священник села Овощи Николай Яковлев, в присутствии волостного старшины Правоторова и его помощника, депутата Юрченко, допросил проходивших по делу свидетелей: Сунева Алексея, Загребельную Анну, Носикова Никанора, Гончарова Андрея и других. Старообрядец Комаров Иосиф показал: «…Мы молились в доме Попова Григория Лазаревича».

Попов Иван Лазаревич, брат Григория Лазаревича, разъяснил сложившуюся ситуацию:
- Нас собиралось на моления в доме брата человек двадцать, иногда больше. Приближался Великий Пост, на моления ожидался большой сход единоверцев. В доме Поповых будет тесно! Стали думать, где же собраться? Господин Новиков, снимавший квартиру у священника Агапия Затонского, предложил собраться у него. Разрешал ли моления хозяин дома? Не знаю!

21 мая 1897 года священник Затонский следствию заявил:
- Что касается того, что будто бы я свой дом сдал под раскольничью молельню, то это для меня ни с чем несуразная новость. Дом, при нем лавка с подвалом для склада, два амбара, сарай и двор приспособлены мною для торговли. Для этой цели я и сдал все в годовую аренду купцу Новикову, который стоит у меня на квартире три года. И я никогда, ни ему, ни кому другому, не отдавал своего дома под молельню. По своему долгу я не мог этого сделать и об этой молельне ни с кем и никогда не было у меня речи. Прошу следователя осмотреть мою усадьбу и допросить Новикова.

Вопросы купцу Новикову в присутствии депутата Юрченко задавал старшина Правоторов. Новиков отвечал:
- Я, Новиков Иван Трофимович, мещанин, 24-х лет от роду. Грамотен. Жительство имею в селе Сотниковском. Веры старообрядческой, Австрийского священства. Бывал у исповеди и Святого причастия. Под судом и следствием не был.

Задали вопрос об отношениях Новикова со священником Затонским. На что он ответил:
- Священник Агапий Затонский мне хорошо известен. В родстве с ним, в дружбе и во вражде не состою, а живу с ним хладнокровно. Дом у священника Затонского нанимаю под торговое помещение с 1 июня 1894 года. Первый год платил ему 100 рублей, затем занял больше комнат и амбар, стал платить 300 рублей. Письменного договора у нас не было, и нет. В доме, в котором мы живем, занимаем все комнаты и коридоры.

- Где Вы проводили свои моления?
- Кроме арендуемого нами дома, других комнат не нанимали для моления, и на это не испрашивали особого разрешения у священника Затонского. Моления проводили в доме Затонского пять или шесть раз. Кроме того, проводили моления в доме Попова.
В конце допроса Новиков заявил:
- На все вопросы ответы я давал по долгу совести и при напоминании мне о присяге.

 По показаниям свидетелей священник Затонский знал о предстоящих молениях, но переживал, что в дом может зайти начальство. Новиков его успокоил:
- Закроем окна и будем молиться. Никто нас не увидит.

Следователь Николай Яковлев разобрался в обвинениях священника и в заключительном отзыве написал: «…Священник Агапий Затонский по своей безупречной жизни и ревностному пастырскому 45-ти летнему служению является примером для многих священников. Таким священником можно только гордиться! Его вина заключается только в том, что он слишком снисходителен, добр и гуманен по отношению к отступникам православия. Преступлений с его стороны не было».

Старооб¬рядческая община Белокриницкой епархии, члены которой проживали и селе Сотниковском, в 1897 году была зарегистрирована в Ставропольской губернии. Председатель церковного Совета Кудрявцев Дмитрий Григорьевич и члены Совета: Белов Терентий Васильевич и Потемкин Савелий Илларионович организовали сбор средств на строительство храма.

 Спасо-Преображенский старообрядческий каменный храм возвели в селе Благодарном на улице Сретенской (ныне на этом месте магазин по адресу: улица Комсомольская, 36). Освятили храм 18 декабря 1901 года при стечении большого числа старообрядцев Благодарненского и соседних уездов. Первыми священниками старообрядческой церкви стали братья Киприан, Аверкий и Ефимий Карнышевы. Через пять лет к храму с правой стороны пристроили придел во имя Святителя Николая. С тех пор храм стали на¬зывать и Никольским. В селе Бла¬годарном уездная власть разрешила открыть старооб¬рядческое кладбище.

Раскол в России юридически был преодолен 17 апреля 1905 года, когда в Царском Селе Николай II подписал Именной Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости».

Из Указа: «…Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной Веры, порождаемой благодатею Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, Повелеваем: 1) Признать, что отпадение от Православной Веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию… 5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке».

По этому Указу общины старообрядцев и сектантов могли для отправления духовных треб избирать «настоятелей и наставников», которые утверждались в должностях правительственной властью, исключались из мещан или сельских обывателей, освобождались от призыва на действительную военную службу.

Легальная деятельность раскольников и сектантов привела к увеличению числа их последователей в селе Сотниковском.
1902 г. В селе 185 сектантов обоего пола.
1914 г. В приходе Михайло-Архангельской церкви баптистов 40 душ, раскольников австрийского типа 35, хлыстов 134 души. Всего 209 чел. В приходе Николаевской церкви в 17-ти дворах 97 сектантов. [25]

С 1913 года председателем Со¬вета общины и духовным наставником старообрядцев состоял священ¬ник Ефимий Карны¬шев.
В селе Сотниковском проживали старообрядцы:
Безстужевы, мещане из города Новозыбкова Черниговской губернии, старообрядцы, в 1913 году крестили ребенка в селе Благодарном в Никольском храме.

Бесчастнов Петр Прокопьевич, уроженец посада Воронок Стародубского уезда Черниговской губернии, 19 марта 1913 года в Никольском храме села Благодарного участвовал в обряде крещения новорожденного Комарова Алексея, уроженца села Сотниковского.

Заворотнев Илья Антонович, старообрядец, 22 января 1913 года в селе Благодарном в Никольском храме участвовал в крещении новорожденного Чмелева Якова из села Спасского.
Заворотнева Н. П., мещанка из посада Шаламова Черниговской губернии, старообрядка, в 1913 году в селе Благодарном в Никольском храме участвовала в крещении ребенка Новиковых.

Ковалевы, старообрядцы, в 1913 году крестили ребенка в селе Благодарном в Никольском храме.

Комаров Иосиф Илларионович, купец, владелец мельницы. Его дочь Комарова Любовь Иосифовна в 1913 году в Никольском храме села Благодарного крестила ребенка старообрядцев Ковалевых.
Комарова Зинаида Иосифовна, дочь купца И. И. Комарова, 19 марта 1913 года в Никольском храме села Благодарного участвовала в обряде крещения Комарова Алексея.

Копаницины, старообрядцы села Сотниковского, в 1913 году в селе Благодарном в Никольском храме крестили своего ребенка.

Куликов Лев, родился в селе Сотниковском в старообрядческой семье Куликовых, крещен 7 марта 1913 года в селе Благодарном в Никольском храме. Восприемники, жители села Сотниковского Бесчастнов П. П. и Комарова З. И. Куликов М. П. и его жена Куликова Н. П., старообрядцы села Сотниковского. Их дочь Куликова Зинаида была крещена 15 октября 1913 года в селе Благодарном в Никольском храме. Восприемники, жители села Сотниковского Куликов И. П. и Комарова А. Е.

Новиковы, старообрядцы, в 1913 году крестили ребенка в селе Благодарном в Никольском храме.

Поповы Григорий Лазаревич и Попов Иван Лазаревич из слободы Огородня Гомельского уезда Могилевской губернии. 20 марта 1907 года Г. Л. Попов в Никольском храме села Благодарного участвовал в обряде погребения крестьянина села Спасского Волкова Киприана Егоровича.
Потемкина Ф. И., старообрядка, 15 октября 1913 года участвовала в селе Благодарном в Никольском храме в обряде крещения новорожденного ребенка семьи Копаницыных.

Смекалин А. Я., мещанин посада Лужков Стародубского уезда Черниговской губернии, в 1913 году участвовал в крещении ребенка старообрядцев Новиковых. Смекалкин К. М. старообрядец, увлекался театром. На масленицу 30 января 1915 года он в составе группы любителей драматического искусства в селе Сотниковском выступал в спектакле, превосходно сыграл роль Дяденьки в водевиле А. П. Чехова «Голубой бант». [51]

Смолянкин Т. П., старообрядец, в 1913 году проживал в селе Сотниковском.
Тамилин Иосиф Иосифович, уроженец посада Лужков Черниговской губернии, проживал в селе Сотниковском, где и похоронен 28 декабря 1908 года в возрасте 55 лет. [24]

В 1918 году исполнительный комитет Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Благодарненского уезда старообрядческую общину не ликвиди¬ровал, действовала она и в 1919 году, когда уезд заняла Доброволь¬ческая Армия.

В 1920 году по решению советской Межведомственной комиссии у зажиточных старообрядцев дома изъяли под советские учреждения, а их выселили на окраины села или позволили переселиться в другие регионы. В 1931 году Спасо-Преображенский (Никольский) храм в селе Благодарном закрыли, в 1934 году разрушили.


Рецензии