Священники Николаевской церкви. 1915-2021 гг

С августа 1915 года в Николаевской церкви диаконом служил Щеглов Дмитрий. Он бывший воспитанник Ставропольской духовной семинарии. 13 ноября 1913 года в городе Ставрополе во время Божественной литургии в Андреевской Архирейской церкви Епископ Агафодор посвятил его в стихарь. Проповедь произнес священник Кафедрального собора Владимир Досычев. После окончания курса духовной семинарии Щеглов Дмитрий служил псаломщиком в церкви села Никольского, 3 января 1915 года перемещен к Казанской церкви села Спасского Благодарненского уезда. 10 августа 1915 года Епископ Александровский Михаил в Кресто-Воздвиженской церкви рукоположил его в сан диакона, назначив на должность в село Сотниковское.

Голубинский Павел Андреевич, священник церкви села Круглолесского Ставропольской губернии, 9 ноября 1917 года Епархией перемещен к Николаевской церкви села Сотниковского. Он окончил духовную семинарию, 16 июля 1891 года определен диаконо-учителем к Георгиевской церкви села Крымгиреевского, а 10 июля 1893 года на священническое место к церкви села Кистинского. С 29 апреля 1895 года он состоял заведующим и законоучителем школы грамоты в селе Солдато-Александровском, а затем священником станицы Кущевской, 11 января 1901 года перемещен к церкви села Круглолесского. 11 ноября 1906 года его утвердили законоучителем Круглолесского одноклассного училища. В 1908 году он награжден бархатной фиолетовой скуфьей, а 16 мая 1914 года – камилавкою.

Состав причта Николаевской церкви в 1917-1918 годах:

Нефедьев Михаил, окончивший курс духовной семинарии, 5 сентября 1917 года определен на псаломщическое место к церкви села Сотниковского. 

Федотов Иван Терентьевич, сын псаломщика, служил псаломщиком в станице Челбасской Кубанской области, затем до 28 февраля 1906 года в поселке Темнолесском Ставропольской губернии. С 1906 года служил в хуторе Ильинском при Казанской церкви станицы Дербентской. В 1908 году ему назначалось пособие в 30 рублей от Кубанского казачьего войска. 5 мая 1909 года он был уволен от должности псаломщика Казанской церкви. Затем до 29 декабря 1914 года служил псаломщиком при церкви села Унароково, в 1918 году исполнял обязанности псаломщика Николаевской церкви с. Сотниковского. За 1918 год священник Голубинский и псаломщик Федотов в приходе Николаевской церкви совершили обряды погребения 201 человека, в том числе: 111 мужского пола и 90 женского пола. Высокая смертность в селе наблюдалась в ноябре-декабре 1918 года. За два месяца умерло 90 человек, в основном от брюшного тифа, легочных и  кишечных инфекций. С января 1919 года священник Павел Голубинский служил в Михайло-Архангельской церкви, а священником Николаевской церкви состоял Прохор Романов.

Романов Прохор Евтихеевич родился в 1891 году в Могилевской области Белоруссии. С 4 января 1919 года священник Прохор Романов совершал обряды в Николаевской церкви села Сотниковского. Ему и псаломщику Ивану Федотову довелось служить обряды погребения жертв гражданской войны. 13 января 1919 год в селе были убиты, а 14 января 1919 года похоронены:

Скворцов Василий Михайлович, 1892 г. р., в 1914-1919 годах заведующий 2-м Сотниковским министерским училищем, член Сотниковского волостного исполкома, расстрелян белогвардейцами 13 января 1919 года в южной части села, у школы.

Стачинский Георгий Григорьевич, 1894 г. р., уроженец села Сотниковского. Его отец Стачинский Григорий активный участник революционных событий 1905-1906 годов. Георгий служил срочную службу на флоте, матрос. В 1918 году избран военным комиссаром Сотниковского волостного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, расстрелян в селе Сотниковском 13 января 1919 года у дома Валешнего Федора Антоновича в 8-м переулке.

14 января 1919 года в селе Сотниковском убиты, а 15 января похоронены: Лыхман Яков Прохорович, 1889 г. р., и Вишняков Семен Иванович, 1875 г. р. Рачков Михаил Михайлович, член президиума, казначей и кассир Сотниковского волостного Совета, расстрелян в январе у здания волостного правления.

В течение всего 1919 года в приходе Николаевской церкви имела место высокая смертность от брюшного тифа, оспы, легочных и кишечных инфекций. Жителям старших возрастов, как правило, ставился диагноз смерти: «от старческой слабости».

В Метрической книге Николаевской церкви за 1919 год учтено 607 смертей, в том числе: 308 – мужского и 299 женского пола.

Священник Прохор Романов в 1930 году состоял благочинным 8-го Благочиннического округа Ставропольского округа Северо-Кавказского края, служил в Казанском храме города Прикумска, который 29 апреля 1935 года переименовали в город Буденновск. Затем он служил в одном из приходов города Орджоникидзе (ныне город Владикавказ), в 1933 году проживал в городе Пятигорске Северо-Кавказского края. 13 мая 1933 года П. Е. Романов был арестован органами Северо-Кавказского краевого ОГПУ, обвинен в контрреволюционной, антисоветской пропаганде, приговорен к 10-ти годам исправительно-трудовых лагерей.

В селе Сотниковском Николаевский храм закрыли в начале 30-х годов ХХ века. В то время уже существовала практика закрытия, а потом и разрушения храмов. Собрания граждан, трудовых коллективов, колхозников принимали решение о закрытии церкви. Это решение направлялось в исполком районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, который принимал постановление в поддержку граждан и пересылал его в Ставропольский Крайисполком, который принимал решение о закрытии церквей.

Николаевский храм после закрытия использовался колхозом «Сельмаш» Сотниковского сельсовета как зернохранилище. В 1937 году была попытка местных советских органов храм разрушить, но православные сотниковчане не допустили поругания святыни.

В ходе Великой Отечественной войны отношение советской власти и партии ВКП(б) к церкви после длительного гонения коренным образом изменилось. Патриотическая деятельность духовенства, православных граждан стала жизненно необходимой. Церковь воспитывала в верующих мужество и самоотверженность, призывала к сопротивле¬нию на оккупированных территориях, к ударному труду на заводах, фабриках, совхозах и колхозах, оказывала посильную помощь фронту, проявляла заботу о раненых и инвалидах, вдовах и сиротах.

К началу войны в Орджоникидзевском (с 12 января 1943 года Ставропольском) крае действовало всего 14 храмов. Поэтому в 1941-1942 годах пожертвования от верующих были не значительными.

После освобождения Ставрополья от немецко-фашистских захватчиков Красной Армией в январе 1943 года, для контроля и координации деятельности духовенства и религиозных общин на должность Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю был назначен ставропольский писатель Чудин Никита Антонович. Он известен в Благодарненском районе тем, что в конце 1945 года в Ставропольском краевом книжном издательстве вышла его книга о благодарненских партизанах «Михаил Коробко».

В сентябре 1943 года решением Священного Синода при Патриархе Московском и всея Руси Сергии (Староградском) был возведен в сан архиепископа и назначен Архиепископом Ставропольским и Пятигорским Антоний (Романовский Василий Антонович), 1886 года рождения, уроженец села Савинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, переживший гонения и прошедший сталинские лагеря.

2 октября 1943 года он прибыл в город Ставрополь, затем выехал в Тбилиси по поручению новоизбранного Патриарха Сергия для проведения переговоров о восстановлении связей между Русской и Грузинской автокефалиями.

В это же время многие приходы церквей Благодарненского, Рождественского, Преградненского и других районов Ставропольского края заявили о переходе в Патриаршую юрисдикцию и потребовали заменить обновленческих священников на канонических.

С мая 1945 года Архиепископ Антоний (Романовский) возглавлял Ставропольскую и Бакинскую Епархию. С начала 1943 года и до конца войны в Фонд обороны страны от ставропольских церквей поступило 16,3 миллиона рублей.

В Николаевскую церковь села Сотниковского был назначен священник Андрей Михайлов. Его отец служил на Кубани диаконом. Андрей в юном возрасте 9 сентября 1904 года был определен на псаломщическое место к Успенской церкви хутора Придорожного, а 12 января 1909 года Епархиальным начальством назначен псаломщиком церкви станицы Шкуринской Кубанской области.

Священник Андрей Михайлов в Николаевской церкви служил молебны о даровании Победы нашему доблестному воинству, зачитывал прихожанам воззвания и обращения к верующим с призывом всеми силами помогать родной Красной Армии в борьбе с фашистскими захватчиками.

Причт и церковный Совет занимались сбором пожертвований в пользу сражающихся воинов, их семей и раненых бойцов, находящихся в госпиталях. Принимались взносы от организаций и частных лиц деньгами, одеждой и обувью, продуктами питания.

Особый патриотический подъем был вызван у жителей села Сотниковского молитвой и призывом духовенства жертвовать средства на танковую колонну имени Дмитрия Донского.

Сборы денежных средств по приходам Благодарненского благочиния составили:
Грузиненко Василий, протоиерей. Село Бурлацкое. 30000 руб.
Михайлов Андрей, священник. Село Сотниковское. 50000 руб.
Недрыгайлов Петр, протоиерей. Село Высоцкое. 145000 руб.
Панин Павел Борисович, протоирей, диакон Михайло-Архангельской церкви села Сотниковского с октября 1913 года по август 1915 года. С. Донская Балка Гофицкого района. 30187 руб.
Панченко Сергий, священник. Село Петровское. 327982 руб.
Тихов Александр, протоиерей, благочинный. Село Благодарное Благодарненского района. 145723 руб. [109]

5 марта 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление, а Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР утвердил инструкцию, согласно которой, «…школы, клубы, театры, детсады и другие государственные учреждения, которые в период немецкой оккупации были заняты под молитвенные дома, подлежат освобождению».

На основании этих документов заместитель председателя Ставропольского крайисполкома Л. Я. Борохов и уполномоченный Совета по делам русской православной церкви Н. А. Чудин направили председателям исполкомов областного, районных и городских Советов депутатов трудящихся письмо с указанием:
«…Предложить общинам верующих, зани¬мающим указанные здания, немедленно освободить таковые. Если общи¬ны в месячный срок не получат путем аренды других помещений для куль¬товых целей, они подлежат роспуску. В последнем случае нами будет дано особое указание. О выполнении данного распоряжения срочно сообщите».

Это распоряжение властей не коснулось православных жителей села Сотниковского, так как 18 марта 1944 года уполномоченный Совета по делам русской православной церкви Н. А. Чудин зарегистрировал под № 33 приходскую православную общину Николаевской церкви села Сотниковского Бурлацкого района Ставропольского края. При регистрации предусматривалась передача православной общине имеющегося в селе Николаевского храма. В сентябре 1944 года исполнительный комитет Бурлацкого районного Совета депутатов трудящихся передал здание Николаевской церкви гражданам села в бессрочное и бесплатное пользование. Договор об этом подписали 24 жителя села Сотниковского, в том числе: Бородай О., Валешний, Гаранжа Н., Гладков Ф. Г., Загребельнова И., Кущ Н., Правоторова М., Руденко, Рыбас А., Сенькин К. С., Скрипченко Вера П., Тупоногов, Чернова А. И., Чернышов А. А.

Священник Николаевской церкви Андрей Михайлов в 1946 году убыл в город Ессентуки. В селе Сотниковском в начале 50-х годов служил священник Евгений Вадбольский.

Вадбольский Евгений Владимирович, 1888 года рождения, из княжеского рода, получившего фамилию по Вадбольской волости Белозерского уезда Новгородской губернии.

Его родители: отец Вадбольский Владимир Александрович, 1847 г. р.; мать Клитина Анна Евгеньевна. Их дети: Елизавета, 1876 г. р.; Александр, 1881 г. р.; Николай (1886-1917 гг.), в 1916 году исправник Богородского уезда; Евгений (1888), Мария (1893).

Евгений Вадбольский женился на Евгении Устиновне. В начале ХХ века семья проживала в Польше. Их сын Вадбольский Сергей Евгеньевич в возрасте 3-х лет сфотографирован в польском городе Лодзь. После революции 1917 года Евгений Вадбольский принял сан священника. [110]

Во время войны священник Евгений Вадбольский служил в церкви села Приютного Апанасенковского района, собрал пожертвований в Фонд обороны страны 172 тысячи рублей.

26 октября 1951 года священник Николаевской церкви Евгений Вадбольский передал по акту церковное имущество вновь назначенному священнику Иосипу Богуславскому.

Священник Богуславский принял: денег 274 рубля 43 копейки; свечи: 143 штуки по 3 рубля, 306 штук по 5 рублей, 12 штук по 10 рублей; крестики 14 штук по 3 рубля; венчиков 8 штук; разрешительных молитв 10 штук.

Приняты церковные книги: Типикон (Богослужебный устав); Октоих (Богослужебная книга Православной церкви), не полная, рваная; Минея общая (Служба святым на каждый день года), Минея на декабрь, Триодь цветная (Богослужебная книга, содержащая трехпесенные каноны. Название происходит от Недели Ваий – праздника Входа Господня во Иерусалим), Триодь постовая (Песнопения от недели Пасхи до недели Всех святых, т. е. до следующего воскресения после Пятидесятницы).

Кроме того, священник Богуславский принял: Служебник, Требник, Апостол, Евангелие, Евангелие требное, Напрестольник.

При передаче имущества присутствовал член Совета Николаевской церкви Н. Гаранжа.

В 50-е годы в церкви действовал церковный хор. Фотография священника о. Владимира и участников хора представлена в иллюстрациях книги.

В 1957 г. на пороге Николаевского храма сфотографировались выпускники 4-го класса НШ № 21 со своим учителем Нестеренко Еленой Архиповной.

Эта фотография хранится в семейном альбоме Долговой (Савченко) Валентины Ивановны, уроженки села Сотниковского.

10 мая 1966 года было утверждено Постановление Совета Министров СССР «Положение о Совете по делам религий при Совете Министров СССР». От Уполномоченных Совета дела перешли в Советы по делам религий, которые занимались разработкой проектов законодательных актов в отношении религии, контролем соблюдения законодательства, рассматривали ходатайства верующих о передаче им церковных зданий и молитвенных домов, регистрировали религиозные объединения.

Документы о деятельности Николаевской церкви за период с 1944 по 1986 годы хранятся в городе Ставрополе в Ставропольском архиве ГКАУ «ГАСК», Фонд Р-5171, опись 1, дело 50.
В 1986 году проводился ремонт храма.
В 2021 году во время ремонта под штукатуркой обнаружены фамилии строителей-ремонтников: «1986. Елизаров, Труфанов, Николаев, Чижиков. Ставрополь».
В 1994 году в храме совершил богослужение митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин).

В 1995 году Николаевскому храму присвоен статус памятника градостроительства и архитектуры регионального значения.

В 2002 году в городе Воронеже были изготовлены колокола для  Николаевского храма. Установили их работники ЦРМ колхоза «Гигант» под руководством  Пескова Анатолия. Устанавливали колокола: Гаранжа Александр, Икрянов Александр, Кирпилев Иван, Коропов Евгений, Кучеренко Иван, Середа Сергей, Суслов Александр, Фролов Денис.

В 2006 году Николаевский храм села Сотниковского посетил епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков).

7 июня 2012 года из состава Ставропольской епархии путем выделения была образована Георгиевская епархия и включена в состав Ставропольской митрополии. Синод постановил Правящему Архирею иметь титул Георгиевский и Прасковейский.

Георгиевская епархия объединила приходы 11-ти районов Ставропольского края: Александровского, Арзгирского, Благодарненского, Буденновского, Георгиевского, Курского, Левокумского, Нефтекумского, Новоселицкого, Советского и Степновского. Сотниковский Николаевский храм в составе Благодарненского Благочиннического округа вошел в Георгиевскую епархию Русской Православной Церкви.

Епископом Георгиевским и Прасковейским 4 октября 2012 года избран насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Гедеон (Губка). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении семнадцати архиереев епархий Юга России 13 декабря 2012 года в Казанском соборе города Ставрополя возвел его в сан епископа.

Епископ Гедеон посетил Николаевский храм 28 декабря 2014 года. Его сопровождал благочинный округа митрофорный протоиерей Тимофей Гриценко. Высоких гостей встретил настоятель храма иерей Игорь Дудко, который ознакомил Правящего архиерея с историей храма и его иконами.
Епископ Гедеон познакомился с условиями быта настоятеля, с удовлетворением отметил произведенные ремонтные работы во вспомогательных храмовых постройках. Владыка выразил надежду на более активное участие приходского священника в повседневной жизни села.

22 мая 2015 года в храме святителя Николая Чудотворца села Сотниковского отметили престольный праздник. Божественную литургию возглавил благочинный 1-го Ставропольского округа (Ставропольская епархия) архимандрит Василий (Лукьянов).

Ему сослужили благочинный Благодарненского округа митрофорный протоиерей Тимофей Гриценко, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Спасского протоиерей Александр Гребенюк, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского села Бурлацкого протоиерей Ириней Лукьянов и настоятель храма Святого Николая Чудотворца иерей Николай Лукьянов.

После Крестного хода, в котором участвовало более 1200 прихожан села Сотниковского и паломников из соседних сёл, а также городов Благодарного и Будённовска, перед участниками праздника выступили воспитанники Воскресной школы. Вместе с преподавателем Анной Зозуля они подготовили небольшой концерт. Самых добрых слов заслужил хор храма, возглавляемый В. Гречановым. Своими чудными голосами певчие славили Бога во время Литургии, а в течение праздничного обеда в их исполнении звучали народные песни и многолетия».

В марте 2015 года началась реконструкция Николаевского храма. Работы производила строительная организация под руководством Голушко Владимира Стефановича. Был выполнен большой объем строительных работ со снятием старой штукатурки до камня, оштукатуриванием здания и покраской.

4 августа 2015 года Валентина Ефименко через социальные сети обратилась к жителям села: «…Уважаемые односельчане, нашему храму более 100 лет. Его строили наши прадеды, как могли, поддерживали его состояние наши  деды. Сегодня проводится его ремонт, нужна помощь, организован сбор средств. Мы все крестили в этом месте своих детей, нас крестили здесь наши родители. Давайте не будем равнодушны к состоянию теперь уже памятника архитектуры, внесем посильную помощь».

Иерей Николаевской церкви Игорь Дудко ответил:
«…Желаю всем вам помощи Божьей в реставрации нашего замечательного храма! Господь сторицей вознаградит тех, кто примет участие в столь благом и долгожданном начинании!»


О следующем визите епископа Гедеона в село Сотниковское информация размещена на сайте Георгиевской епархии в рубрике: «Видео, Служение архиерея, Визиты архипастыря».

…15 октября 2016 года, в ходе архипастырской поездки в Благодарненский благочиннический округ, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон возглавил всенощное бдение в Никольском храме села Сотниковского.

У входа в храм архиерея встречали глава села Валерий Ефименко и атаман местного казачьего общества Николай Рыбас. Коллектив сельского Дома культуры преподнес Владыке хлеб-соль.

В притворе храма настоятель иерей Николай Лукьянов произнёс краткое приветственное слово. Его Преосвященству сослужили благочинный Благодарненского округа протоиерей Тимофей Гриценко, благочинный Свято-Крестовского округа протоиерей Ириней Лукьянов, клирик Александро-Невского храма города Благодарного иерей Сергий Алтухов, иерей Николай Лукьянов, диаконы Захария Мирзоев и Алексий Калядин.

После полиелея и чтения положенного по уставу отрывка из Евангелия епископ Гедеон совершил помазание духовенства и прихожан освященным елеем.

По окончании всенощного бдения архиерей обратился к участникам богослужения с архипастырским словом.

Настоятель храма иерей Николай Лукьянов и прихожанка Елена Кулешова произнесли ответные слова и преподнесли Владыке букеты цветов.

Затем епископа Гедеона приветствовали воспитанники воскресной школы Никольского храма вместе со своим преподавателем Анной Зозуля.

Владыка сердечно поблагодарил взрослых и маленьких прихожан за теплые слова и выступление, а затем преподал всем собравшимся архипастырское благословение.

Иерей Игорь Дудко служил в селе Сотниковском в 2007-2015 годы. В настоящее время он служит в храме Святого благоверного князя Дмитрия Донского в городе Ставрополе.
В Николаевской церкви служит священник Алтухов Сергий.


Рецензии