Недостающее звено
человеком – это, вероятнее всего, мы с вами.
Конрад Лоренц
Конрад Захариас Лоренц (1903 – 1989). Выдающийся австрийский зоолог и зоопсихолог, один из основоположников этологии – науки о поведении животных, лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине. Он знает, о чём говорит.
В 2012 году, 7 декабря, сделал запись в дневнике, сформулировал тезис, что всё человечество – один человек. Запись озаглавил "Кредо".
«Человечество переживает подростковый период; повзрослеет и пена юношеской агрессивности, дурь, жадность, непонимание других – всё уйдёт в прошлое, станет предметом исследований историков и поводом для глубокого изумления тех, кого этот период заинтересует. Верю в это, как другие верят в рай или в ад.
И не я один, Тейярд де Шарден о том же, или почти о том же: "Настанет день, когда, освоив космическое пространство, подчинив себе силу ветра, морских приливов и земного тяготения, мы похитим у богов огонь любви. И этот день станет для человечества вторым открытием огня".
Если видишь другого человека странно действующего, правильно думать, – отчего мы так поступаем? – ошибка, – почему он такой плохой? Хочешь понять, – помни, что другой – это ты в иных условиях; удивляйся, поражайся, но не осуждай – что проку осуждать самого себя?
В русском языке алфавит начинается с "Аз", завершается "Я" – возвращение к исходной точке, но на другом уровне. От себя никуда не деться, и никуда не деться от того, что все мы одно. Литература способствует пониманию этого парадокса.
Все неурядицы человечества, разногласия и войны – песок в глаза, когда вспыльчивые и неумные дети соседствуют в одной песочнице. Дети вырастут, простят друг друга, посмеются над собой.
Посмеяться бы с ними…»
Через пять лет, 11 декабря 2017 года, снял с полки изрядно потраченную временем книгу Эриха Фромма "Искусство любить" (издательство "Азбука-классика", Санкт-Петербург, 2004), раскрыл на странице 215-й и с удивлением прочитал:
«Я верю, что каждый человек – представитель всего человечества. Мы различаемся по уровню интеллекта, здоровью и талантам. И все же мы все – одно. Мы все – святые и грешники, взрослые и дети, и никто из нас не возвышается над другими и не судья ему. Мы все разбужены вместе с Буддой, мы все распяты вместе с Христом и мы все убиты и обездолены Чингисханом, Сталиным и Гитлером».
Продолжил от себя, что все мы также деспоты и диктаторы. Похоже, уже читал эту книгу, кредо моё оказалось подозрительно схоже с кредо Эриха Фромма. Заимствовал? – Похоже, что так. Не первый раз присваиваю, отчёта себе не давая.
Какая удобная вещь плохая память: сначала читаешь, слышишь, смотришь; потом забываешь прочитанное, услышанное, увиденное; потом обнаруживаешь в себе идею, мысль, догадку, кажущуюся собственной, ищешь ей форму, переиначиваешь так и эдак то, что совсем не ново. Образовательный процесс.
В 2016-м, 14-го июля, прочитал "Яйцо" Энди Веира (Andy Weir "The Egg"). Замечательный рассказ. В переводе назван "Ты умер по пути домой". Идея Веира заключается в том, что всё человечество, на всём промежутке его существования, это один человек.
Между гипотезой Фейнмана о том, что все электроны это один электрон (была такая), и тем, что сказано по поводу идентичности людей у Веира есть что-то общее. Все люди – один человек… Фейнмана с электронами зарегистрировал в эссе 12-го года ("Решётка на странице и одинокий электрон", раздел "Простая математика и чёрно-белые поля").
На сайте есть автор, Татьяна Бурдина, последовательно раскрывающая тему инкарнации. У Татьяны другой подход – человек словно прошивает ниткой ряд персонажей, некогда существовавших и ему предстоит воплощаться, довершая линию развития… похоже на курс обучения. Такого рода эволюционная гипотеза мне не очень нравится, она слишком прямолинейна… что-то вроде кредита по грехам – сначала берёшь (грешишь), потом возвращаешь (каешься). Только процентов не хватает. Но психотерапевтический эффект идеи инкарнации возможен.
А ещё есть расстановки по Хелингеру, в них разыгрываются сцены, в них роли значимых для клиента людей исполняют те, кого назначает психотерапевт. Один человек заменяет другого. Для того, кто в центре проблемы, этот заменяющий тот, кого заменяет… и вдруг заменяющий говорит о том, о чём может знать только тот, кого он заменяет. Два человека – один.
Мне человечество представляется скорее организмом, чем одним лицом. Но когда все оказываются вдруг одним человеком… да, сюжет Веира выразительнее абстрактных рассуждений, театр лучше нудной лекции.
Свидетельство о публикации №223051400021
Все дело здесь заключается в том, что каждый человек в ходе всей своей земной жизни существует одновременно не в одной, а в двух сферах своего собственного бытия-сознания: в понятийно-чувственной и в морально-нравственной.
И вот если в понятийно-чувственной сфере бытия-сознания все человечество, в конечном счете, и может быть уподоблено одному единственному человеку, то вот с морально-нравственной его сферой такой фокус уже не пройдет! Ибо в нем все человечество никак не может быть уподоблено одному единственному человеку, но сразу двум!
Причиной же тому служит следующий фактор. Единого человечества в морально-нравственной сфере бытия-сознания не существует! Ибо оно извечно разделено на два таких лагеря, как лагерь тех, кто мыслит себя в парадигме служения (и неважно кому: своему ли ближнему или же самому себе), и на лагерь тех, кто мыслит себя в парадигме властвования (также неважно над кем: над своим ли ближним или же над самим собой)!
P.S. Кстати, именно в этом и заключается главная ошибка наших горе-глобалистов, мечтающих построить общечеловеческий дом. Он не может быть построен в принципе по той самой причине, что единого человечества в морально-нравственной сфере бытия-сознания не существует, от слова совсем. А что есть, так это минимум два человечества: человечество служителей, что созвучно природе Господа Бога и человечество властителей, что созвучно природе Господина Дьявола! И контуры его на сей день уже вполне четко обозначились в границах стран блока БРИКС и стран блока НАТО и АУКУС!
Владимир Баталов 15.04.2024 12:34 Заявить о нарушении
Уже построило.
Но человека в нём поискать надо.
Ищем...
Владимир Каев 15.04.2024 19:56 Заявить о нарушении
А вот насчет человека, то сперва необходимо определиться с тем, что мы хотим иметь под этим брендом (как, впрочем, определиться и с тем, кто, собственно, должен это определение делать). Ибо если, например, господа из дворца подразумевают под ним властителя, имеющего право на всякого другого человека, то чернь и «недочеловеки» подразумевают под этим уже служителя, которому обязаны все другие люди. А вот как я полагаю, что должно на самом деле скрываться за человеческим брендом, так это то, что имеет в виду Господь Бог! А именно служитель, который сам обязан всем другим людям!
Беда философов, пишущих о человеке, заключается в том, что им совершенно неведома первопричина всех существующих у того мотивировок. А их всего четыре.
1. Служение человека самому себе (естественный эгоизм и национализм).
2. Служение человека ближнему своему (естественный альтруизм и интернационализм).
3. Властвование человека над ближним своим (противоестественный эгоизм и нацизм).
4. Властвование человека над самим собой (противоестественный альтруизм и толерантизм).
И, кстати, если разберетесь с этими вышеприведенными мной азами, то Вам станет понятна абсолютно вся геополитическая ситуация современного мира со всеми его статус-кво и текущими процессами.
Владимир Баталов 16.04.2024 10:29 Заявить о нарушении
http://proza.ru/2024/04/16/1362
Вам благодарен за повод. Тянуло написать что-то, а нового в голове не было. Прежнему придаю форму, позволяю себе ))
Владимир Каев 16.04.2024 18:51 Заявить о нарушении