5. Рязанский край в составе Киевской Руси
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам?
В действительности Хазарский каганат был разгромлен не Олегом Вещим, а великим князем киевским Святославом Игоревичем (945 – 972). В 964 он во главе русских дружин предпринял поход на Хазарию через земли вятичей: «И иде на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи и рече им: «Кому дань даете?» Они же ркоша: «Козаром по щелягу от рала даем». В 966, после разгрома Хазарского каганата, как отмечает летопись, «Победи вятичь Святослав и дань на них възложи». С этого времени земли вятичей по верховьям рек Дона и Оки вошли в состав Киевской Руси, в числе данников великого князя киевского летопись отмечает и мордву.
Примечательно, что в 10 в. вятичи выплачивали дань Хазарии, а затем Руси уже не мехами, а серебром, и бралась она не с «дыма», а от «рала», т.е. от плуга. Это свидетельствует о дальнейшем развитии у них товарно-денежных отношений и превращении родовой общины в соседскую.
Разгром Святославом Игоревичем Хазарского каганата имел и ряд негативных последствий: исчезла сила, сдерживавшая натиск на Европу тюркоязычных кочевников печенегов, торков, берендеев и половцев, набеги которых в последующую эпоху стали настоящим бедствием для восточных славян. Это стало одной из причин массового переселения вятичей из степных районов в верховьях Дона на север, на земли Рязанского края. Археологи отмечают, что во второй полов. 10 в. финно-угорские городища и селища в бассейне среднего течения реки Оки внезапно и быстро пустеют, а на их месте возникают многочисленные поселения славян – вятичей. С севера, более медленно и постепенно, проникали на земли Рязанского края восточнославянские племена кривичей. Но, как свидетельствуют данные летописей, именно вятичи сыграли решающую роль в этногенезе современного населения Рязанщины: «А Вятко седе по Оце, от него же прозвашася вятичи, иже есть рязанци», или «…и седоша ту, и прозвашася рязаньци».
В процессе переселения восточные славяне двигались вдоль рек, селились на лесных опушках. Отношения с местными племенами мещеры, муромы и мордвы были у переселенцев вполне мирными. Археологи не нашли следов военных столкновений, летописец также не сообщает о них. Местные финно-угорские племена (мордва, мещера и мурома) оттеснялись восточными славянами за реки Оку и Цну, а отчасти ассимилировались. Славяне и финно-угорские племена учились друг у друга, заключали смешанные браки, чем дополняли свои собственные быт и культуру. В этом и состоял заложенный восточными славянами и переданный в наследство русскому народу принцип освоения исторического пространства – мирное сосуществование различных народов, дружба и обмен опытом. О прежних финно-угорских жителях нашего края свидетельствуют не только археология и топонимика, но и ряд характерных черт традиционной рязанской культуры, и фамилии, указывающие на происхождение (Мордовцевы, Муромцевы, Мещеряковы, Черемисины, Вотяковы и т.п.).
2. РЯЗАНСКИЙ КРАЙ В КОНЦЕ 10 – НАЧАЛЕ 11 ВВ. Живущие в дремучих лесах, в отрыве от остальных русских земель, вятичи были самым диким из восточнославянских племен, и долгое время не мирились с потерей своей самостоятельности. Уже при преемниках великого князя Святослава Игоревича они отпали от Киева, и перестали выплачивать дань великому князю киевскому. Косвенно об этом свидетельствуют и русские былины: богатырь Илья Муромец, решивший проехать из Мурома в Киев, обнаруживает, что
Прямоезжая дорожка заколодела,
(«прямоезжая», т. е. через землю вятичей – Авт.)
Заколодела дорожка, замуравела,
Ай по той ли по дорожке прямоезжею
Дай пехотою никто не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал…
Великому князю киевскому Владимиру Святославичу (980 – 1015) пришлось в 981 заново покорять вятичей: «Сем же лет и вятичи победи [Владимир] и възложи на ня дань от плуга, якоже отець его имал». Но этим дело не закончилось. Уже в 982 «Заратишася вятичи, и иде на ня Володимер и победи я второе». Как видим, великому князю Владимиру пришлось дважды воевать с вятичами, прежде чем он смог покорить их племена.
В 985, а также в 994 и 997 великий князь Владимир Святославич предпринял походы на Волжскую Болгарию, купечество которой, после падения Хазарского каганата, стало играть роль главных посредников в торговле Руси со странами Востока. Каждый раз при этом полки великого князя проходили по реке Оке через земли вятичей. Итогом этих походов стал русско-болгарский договор 1006, устанавливавший мир между обоими государствами. При этом фактически запрещалась розничная торговля болгарских купцов на Руси: «А по селам не ездить; тиуном, вирником, огневщине и смердине не продавать и от них не купить». Болгарам разрешалось торговать только в городах по Волге и Оке, оптом сбывая товар русским купцам. Этот договор, несомненно, способствовал быстрому росту Мурома, который превращается в крупный центр торговли с Волжской Болгарией. Закрепленное в договоре с болгарской стороны требование, чтобы русские купцы, приезжавшие в Волжскую Болгарию, имели верительные грамоты от своих посадников, свидетельствует о том, что уже в это время они частенько совмещали торговлю с разбоями, ушкуйничеством (речное пиратство, от «ушкуй» – плоскодонное речное судно, Авт.) по берегам Волги и Камы. Наконец, упоминание в договоре тиунов (приказчиков), огнищан (дворовых слуг) и смердов (феодально-зависимых крестьян) косвенно указывает на существование в Приокском крае уже в это время феодальных вотчин.
Великий князь Владимир Святославич наиболее популярен и известен среди всех князей Киевской Руси как просветитель и защитник родной земли: именно в годы его княжения Русь приняла христианство (в 988 – 989); именно он начал создавать на южных границах своего государства оборонительные рубежи и крепости («заставы богатырские») для защиты от набегов кочевников – печенегов. Недаром русские былины называют его «Красное Солнышко», а православная церковь почитает как святого равноапостольного князя. По свидетельству летописей, для обороны южных границ привлекались и вятичи. Не случайно именно с берегов Оки, из окрестностей Мурома, из села Карачарово, почувствовав в себе силу богатырскую, едет служить в Киев крестьянский сын Илья Муромец. Кстати, до сих пор несколько семей в современном Карачарове почитают этого богатыря как своего прародителя.
3. СВЯТОЙ ГЛЕБ МУРОМСКИЙ. ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ХРИСТИАНИЗАЦИИ. Население Рязанского края – вятичи, мещера и мурома – длительное время оставались язычниками и сопротивлялись распространению христианства на своих землях. Даже в 12 в., когда православие на Руси повсеместно победило язычество, летописец отмечал, что вятичи сохраняли свои языческие традиции и обряды.
Вероятно для укрепления своей власти и позиций новой религии в этом важном для Руси регионе, великий князь Владимир Святославич дает Муром с землею в удел одному из своих сыновей – Глебу (в крещении Давиду) Владимировичу. «Повесть временных лет» сообщает, что матерью Глеба и его старшего брата Бориса была некая «болгарыня», в то же время Тверская и Иоакимовская летописи называют их матерью византийскую принцессу Анну. Известный историк С.М.Соловьев, вслед за В.Н.Татищевым, согласует оба известия тем, что матерью Бориса и Глеба могла быть двоюродная сестра византийских императоров Василия II (976 – 1025) и Константина VIII (1025 – 1028), родная тетка которых была замужем за царем Болгарии.
Известие о том, что великий князь Владимир дал Муром в удел своему сыну Глебу, летописец помещает под 989. Но это маловероятно, так как в этом году Владимир вступил в брак с царевной Анной, а Глеб был младшим из двух ее сыновей. Скорее всего, князь Глеб был назначен в Муром ок. 1010, и его главной заботой в этом отдаленном уголке Руси было распространение христианства. Правда, в своей деятельности успеха он не достиг, горожане-язычники даже не пустили своего князя в город, вынудив жить вне крепостных стен: «Много покусився невозможе одолети его (Мурома – Авт.) и обратити во святое крещение; но поживе вдале его 2 поприща». По-преданию княжеский двор стоял выше города по реке Оке, на крутом, поросшем лесом берегу. Здесь князь Глеб Муромский построил первый в Приокском крае храм Преображения Господня, вокруг которого вскоре возникла древнейшая в современной России иноческая обитель – Спасо-Преображенский мужской монастырь города Мурома.
Судьба первого муромского князя была трагична. В 1015, после смерти Владимира Святославича, между его сыновьями вспыхнула усобица, зачинщиком которой стал пасынок умершего, великий князь Святополк Ярополчич (1015 – 1019), захвативший власть в Киеве. Одной из первых жертв этой распри пал юный князь Глеб Муромский. Как сообщает летописец, чтобы выманить его на юг, Святополк послал к нему гонца с известием, что его отец болен и зовет его к себе. Князь Глеб поспешил в Киев и, повредив ногу, плыл в ладьях у Смоленска близ устья реки Смядыни. Здесь его догнал вестник от старшего брата, новгородского князя Ярослава Мудрого, с известием, что его отец умер, а единоутробный брат, ростовский князь Борис, уже убит по приказу Святополка. В то время как князь Глеб молился и оплакивал смерть отца и брата, которых нежно любил, со стороны Киева по Днепру подплыла ладья с убийцами, посланными Святополком. Возглавлявший их боярин Горясер приказал слугам Глеба самим убить своего господина, и один из них, повар по имени Торчин, кухонным ножом зарезал его (5 сентября 1015). Убийцы вынесли тело князя Глеба из ладьи на берег и бросили в лесу между двумя колодами.
«Жития» сообщают, что на месте убийства князя Глеба Муромского местные жители впоследствии часто наблюдали огненный столп и слышали ангельское пение. В 1020 останки князя Глеба Владимировича были обретены (найдены) нетленными и перевезены в город Вышгород близ Киева, где их захоронили вместе с останками его брата, князя Бориса Ростовского, в церкви Святого Василия. Вскоре православная церковь канонизировала Бориса и Глеба Владимировичей, причислив их к лику святых благоверных князей-страстотерпцев.
4. МУРОМО-РЯЗАНСКАЯ ЗЕМЛЯ В 11 В. На протяжении 11-го столетия летописцы крайне редко упоминают о событиях, происходивших в Приокских землях – их внимание приковано к югу, к Киевской земле, где разворачивалась борьба князей за великокняжеский престол. В годы правления великого князя киевского Ярослава Владимировича Мудрого (1019 – 1054) Муром, наряду с Ростовом, играл роль места ссылки опальных бояр. Так под 1019 летопись сообщает, что великий князь Ярослав прогневался за что-то на новгородского посадника Коснятина Добрынича и заточил его в Ростов, а «на третие лето повеле его убити в Муроме на реце на Оце».
В 1054, после смерти Ярослава Мудрого, Чернигово-Северская земля, Тмутаракань, а также земля вятичей и Муром достались в удел его четвертому сыну князю Святославу Ярославичу (1054 – 1076), и впоследствии были закреплены за его потомками. Вероятно, в это время у вятичей быстрыми темпами шел процесс разложения родоплеменных и складывания феодальных отношений, косвенным свидетельством чего является и появление в их землях городов – Стародуба, Карачева, Дедославля и др.
Около середины 11 в., а может быть и ранее, на северо-восточной окраине вятичских земель, на высоком правом берегу Оки в 4 км от устья Прони был основан город Рязань (совр. село Старая Рязань). Впервые он упоминается в летописях под 1096, но возник намного раньше, ибо арабские путешественники 11 в. уже пишут о Рязани как о богатом и многолюдном городе, называя ее «третьим центром Русской земли» после Киева и Новгорода. Известный историк Д.И.Иловайский (1832+1920) писал: «У Черниговских князей, естественно, появилась потребность связать крайние пункты своих обширных владений, централизовать подчиненные рязанские племена и противопоставить укрепленные пункты напору кочевых варваров. Именно около этого времени на юго-восточные пределы (Руси) надвигаются половцы (тюркоязычные кочевники – Авт.), которые потеснили далее к северу рассеянную мещеру и раскинули свои вежи до самых берегов Прони. Основание города на Оке в том месте, где она достигает наибольшего юго-западного изгиба и, приняв Проню, поворачивает на север, без сомнения, удовлетворяло означенным потребностям времени». Название города Рязань ряд ученых связывает со словом «ряса» – топкое, болотистое место; другие с глаголом «резать», и отрезанностью Рязанского края от Киева. Наиболее вероятной мне кажется версия, выводящая название Рязани от самоназвания мордвы-эрзя (мурома – Муром; эрзя, эрзянь – Рязань), тем более что город возник на месте древнего мордовского поселения.
Что касается черниговского князя Святослава Ярославича, за его потомками Чернигово-Северская земля, Тмутаракань, земля вятичей и Муром закрепились не сразу. В 1076, после его смерти, Чернигов со всеми прилегавшими к нему землями перешел под власть его младшего брата, князя Всеволода Ярославича (1076 – 1078). А в 1078, став великим князем киевским, Всеволод отдал эти земли под управление своему старшему сыну князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1078 – 1094).
С вятичами Владимир Мономах впервые познакомился в 1068, когда его, тогда еще 15-летнего юношу, отец направил удельным князем в Ростов. Эта поездка «сквозь вятиче» была в ту пору настолько трудна, что сам Мономах впоследствии, в своем «Поучении детям», причислил ее к походу. Позднее, став черниговским князем, Владимир Мономах дважды, в 1082 и 1083, организовывал большие походы в земли вятичей. «А въ вятичи ходихомъ по 2 зимы на Ходоту и на сына его, и ко Кордьдну ходихъ первую зиму», – писал он в своем знаменитом «Поучении» (где располагался город Корьдно, и кто такой Ходота пока не установлено). Не случайно, по-видимому, что именно в земле вятичей локализуется и обиталище такого известного мифо-поэтического персонажа, как Соловей-Разбойник: Брянск – Дебрянск, Дебри, близ города Карачева река Смородинная – Смородинка, село Девятидубье.
Под 1088 летописец сообщает также о взятии и разорении города Мурома волжскими болгарами, вероятно, в отместку за разбойничьи набеги славянских ушкуйников на болгарские поселения и грабежи болгарских купцов на Волге. То, что при этом не упоминается о князе в Муроме, свидетельствует, что город в это время управлялся черниговскими посадниками.
Итак, во второй половине 11 в., в связи с начавшимися в Киевской Руси процессами децентрализации, Муромо-Рязанская земля, имевшая смешанное славяно-финское население, вошла в состав Черниговского княжества.
Свидетельство о публикации №223051400277