Протоиерей Сергей Павлович Лебедев

Моя мать Ольга Ильинична Подобедова (1912–1999) была духовной дочерью протоиерея Сергея Павловича Лебедева и оставила письменные воспоминания [1] о своем духовном отце, которые я постараюсь пересказать.

Священномученику Сергею Лебедеву посвящена книга «Блаженны кроткие…» [2]. Краткие сведения о нем есть в базе данных «За Христа пострадавшие», которая ведется в Православном Свято-Тихоновском Государственном Университете [3] и в других интернет-ресурсах.

Будущий священномученик Сергей родился 16 июня 1875 г. в семье диакона Павла Ивановича Лебедева , служившего в церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье, и его супруги Марии Павловны.

Сергей Лебедев учился в Донском духовном училище, а потом в Московской духовной семинарии, которую окончил в 1896 г. по первому разряду со званием студента и был определен учителем закона Божьего в приходской школе при церкви Марона Пустынника в Старых Панех.

27 апреля 1898 г. Сергей Павлович Лебедев обвенчался с дочерью дьякона Софьей Дмитриевной Вишняковой, которая рано осиротела и воспитывалась в доме священника Смоленской церкви Новодевичьего монастыря Николая Ивановича Скворцова.

6 мая 1898 г. Сергей Павлович Лебедев был рукоположен во священника и направлен для служения в храм Смоленской иконы Божьей Матери в Новодевичьем монастыре, где должен был, помимо монастырского священнослужения, окормлять многочисленные клиники, расположенные невдалеке от монастыря: причащать, напутствовать умирающих, утешать болящих, нуждавшихся в духовной помощи, а также преподавать закон Божий в одноклассной церковной школе при монастыре.

Духовничество в столь молодом возрасте требовало непрестанной подготовки: о. Сергий много читал, а главное, сам обращался к одному из замечательных подвижников благочестия о. Алексею Зосимовскому , с которым была близка его семья.

Жизненный путь о. Сергия сложился весьма необычно.
Весной 1904 г. маленький Боренька, сын о. Сергия, сильно обварился кипятком из самовара. Родители немедленно отвезли ребенка в клинику. Мать оставалась дежурить около сына. Ожоги оказались настолько сильны, что потребовалась пересадка кожи. Когда наконец врачи разрешили взять ребенка домой, то выяснилось, что мать сильно простудилась, ухаживая за сыном, и от всех скрыла недомогание. Жену о. Сергия отвезли в клинику, где она через сутки скончалась от запущенного тяжелого почечного заболевания. О. Сергий был оглушен случившимся. Перенести горе помогла любовь его матери и сестер (они полностью взяли на себя заботы о маленьком сиротке).

После смерти жены отец Сергий советовался с своим духовным отцом старцем Алексеем Зосимовским, остаться ли духовником в женской обители или перейти в другое место. Старец Алексий сказал ему: «Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков».

Однажды старец Алексей предложил о. Сергию встретиться в Троицком соборе Лавры. После вечерней службы они остались в храме на ночь. Беседовали, молились, вновь беседовали. Наконец о. Алексей подвел о. Сергия к мощам преп. Сергия, предварительно сняв покровы, и предложил приложиться. О. Сергий после долгой молитвы приник к мощам, а потом в сосредоточенном безмолвии стоял долго у изголовья преподобного. Спустя некоторое время о. Алексей подошел, положил руку на плечо и сказал:
– Что почувствовал ты, Сережа, прикладываясь?
– Мне показалось, что я опустил лицо в цветущий куст роз... и радость пришла в душу.
– Счастлив ты, Сережа, не каждому дано было пережить такое.
С этого времени начался новый период духовной жизни о. Сергия.

Мать (Мария Павловна), овдовевшая вслед за сыном и переехавшая к нему, просила при ее жизни не принимать монашества.
Тогда личный подвиг о. Сергия стал подлинным монашеством в миру: келейная молитва, чтение святых отцов, священнослужение и проповедь, сменяя одно другое, заполняли день (молитва не прерывалась, после краткого сна она возобновлялась и ночью).

26 сентября 1920 г. священник Сергий Лебедев был возведен в сан протоиерея.
В 1922 г. о. Сергий вступил на путь исповедничества. Он был арестован в марте по второму этапу московского процесса об изъятии церковных ценностей. Следствие закончилось в декабре 1922 г., и дело было передано суду Московского ревтрибунала под председательством Н. Крыленко.

Из обвинительного заключения 32 клириков, проходивших по делу:
«а) усиленно распространяли <...> воззвание (Патриарха Тихона), заведомо ложно <...> указывающее, что церковные ценности являются неприкосновенными и не подлежащими изъятию, <...> что всякое посягательство на них есть святотатство;
б) тайно и явно призывали верующих к массовому и открытому противодействию постановлению ВЦИК, <...> последствием чего при фактическом изъятии произошли во многих местах республики <...> эксцессы, приведшие к кровавым событиям и пролитию крови <...>;
в) <...> с амвона <...> и в беседах с прихожанами распространяли заведомо ложные о деятельности должностных лиц, администрации Советской власти и отдельных членов местных комиссий Помгола сведения, возбуждающие в населении враждебное к ней отношение, что предусмотрено 69, 62, 73 и 119-й статьями УК РСФСР».
Отец Сергий был осужден на полтора года тюремного заключения и один год поражения в правах. Заключение он отбывал в Сретенском арестантском доме в Москве. По амнистии освобожден 11 июля 1923 г.

21 сентября 1928 г. о. Сергий участвовал в отпевании своего духовного отца – старца Алексия Зосимовского [4].
После освобождения и до 14 апреля 1931 г. о. Сергий служил в Москве в не сохранившейся Троицкой церкви в Зубове.
О. Сергия снова арестовали в пасхальные дни 1931 г. в связи с публикацией его фотографии в газете «Нью-Йорк Таймс».
 
 На фотографии запечатлен момент, когда о. Сергий идет по двору Новодевичьего монастыря на службу и благословляет прихожан. Под фотографией подпись: «Знаменитый отец Сергий Лебедев, один из немногих священников, уцелевших при большевизме». Сам о. Сергий ничего не знал ни о факте съемки, ни о публикации. Несмотря на это, он был обвинен в связи с Америкой. На следствии в 1931 г. о. Сергий показал: «В каноническом общении состою с митрополитом Сергием. Никакой антисоветской агитацией не занимался и собраний нелегальных не устраивал. В 1929 г. мой портрет появился с какой-то статьей в иностранной газете. Я совершенно никакого участия в этом не принимал и факта не знал, когда меня засняли».
Протоиерей Сергий проходил по «следственному делу Алексинского Ф.Н. и др.». 30 апреля 1931 г. его осудили Особым совещанием при Коллегии ОГПУ за «активную антисоветская контрреволюционную деятельность, выражающуюся в организации нелегальных “сестричеств” и “братств”, оказание помощи ссыльному духовенству» на три года ссылки в Северный Край.

О. Сергий находился в ссылке в районе г. Котлас и г. Великий Устюг, д. Макарово близ Кичменского городка, колхоз им. Калинина, д. Сорокино. Каждый свой поход в районное село для отметки в ОГПУ он использовал, чтобы побывать на богослужении в храме. В остальное же время молился дома вместе с другим ссыльным священником, с которым о. Сергий поселился в одном доме.

У них были почти все богослужебные книги, и они имели возможность править все положенное по церковному уставу у себя дома. В ссылку к нему приезжали духовные дети. В декабре 1933 г. о. Сергия освободили «за отбытием полного срока», и он вернулся в Москву в первых числах января 1934 г.

После отбытия ссылки о. Сергий не мог занять место на московском приходе. А на руках у него были больные и престарелые сестры и старуха мать. Тогда ради материальной поддержки митрополит Сергий (Страгородский) «придумал» о. Сергию должность своего личного секретаря.

В бытность о. Сергия секретарем проездом из северного лагеря во Владимир (куда он переводился по хлопотам сестры) архиепископ Филипп (Гумилевский) зашел в здание канцелярии в Бауманском переулке, надеясь увидеть высокопреосвященного Сергия. Тот был в отъезде. Тогда архиепископ Филипп оставил письмо к митрополиту, в котором содержались следующие строки: «Дорогой Владыко, когда я думаю о Вас, стоящим на ночных молитвах, я думаю о Вас, как о святом праведнике, когда же я размышляю о Вашей повседневной деятельности, то думаю о Вас, как о святом мученике». На следующий день митрополит вернулся, о. Сергий подал ему это письмо. Тот прочел, растроганно прижал к груди и сказал: «С таким письмом, Сережа, и на Страшный суд предстать не страшно». Потом помолчал и подал письмо о. Сергию со словами: «Подшей-ка, Сережа, в мое личное дело. Много будут судить обо мне, пусть хоть эти добрые слова прочтет кто-нибудь». Все это о. Сергий пересказал моей матери, а она дословно запомнила.

В 1936 г. о. Сергий получил место священника в Троицком храме в селе Наташино недалеко от города Люберцы Московской области, где прослужил до января 1938 г.
После службы на Богоявление о. Сергий был арестован в ночь на 21 января. Во время следствия виновным себя не признал, лжесвидетельских показаний ни на кого не дал. Протоиерей Сергий проходил по «делу благочинного, протоиерея Владимира Воздвиженского и др. священнослужителей Ухтомского благочиния».

15 марта 1938 г. решением Тройки при УНКВД СССР по Московской области о. Сергий за «участие в контрреволюционной группировке духовенства, ставившей целью свержение Советской власти с помощью капиталистических стран и контрреволюционную деятельность» был приговорен к расстрелу.

22 марта 1938 г. протоиерея Сергия Лебедева расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и захоронили в одном из могильных рвов.

Родным сообщили, что он осужден на «10 лет без права переписки».

Сергей Павлович Лебедев был реабилитирован Московским областным судом 22.08.1958 по 1938 г. репрессий и Прокуратурой г. Москвы 11.10.1991 по 1931 г. репрессий.
По представлению Московской епархии Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определением от 6 октября 2001 г. причислил протоиерея Сергия Лебедева к лику новомучеников и исповедников российских.
 
Священномученика Сергия Лебедева поминают 7 февраля в праздновании Собора новомучеников и исповедников российских, в день его мученической кончины 22 марта, а также в четвертую субботу по Пасхе в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших. Отца Сергия поминают и в субботу перед неделей святых жен-мироносиц, когда празднуется Собор новомучеников Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря.

Примечания:

1. Подобедова О.И. Из истории ближайших лет существования и деятельности Русской Православной Церкви. Наставники и «исповедники» – мученики. Машинопись.

2. Менькова И.Г. Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки. М.: ПСТГУ, 2013. ISBN 978-5-91244-110-3.

3. Лебедев Сергей Павлович ПСТГУ. База данных «За Христа пострадавшие».

4. Преподобный Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни: жизнеописание, воспоминания духовных чад, наставления старца / сост. С. И. Четверухин. 3-е изд., испр. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2013.


Рецензии