44. рубен григорян любить искусство

«Как ни странно,
но умение быть одному
является условием
 способности любить»
Эрих Фромм

Рубен Григорян -  армянский живописец, график, художник театра. Родился и живет в Ереване. Учился в Ереванском художественном училище им. П.Терлемезяна (1971-1977) и Ереванской государственной академии изобразительных искусств (1978-1984). С 1985 иллюстрировал 25 детских книг. Художник-постановщик Ереванского молодежного театра (1983-1988). Член Союза художников Армении (1985). С 1982 участник республиканских, всесоюзных и международных групповых выставок («Армянский авангард», Кассель; «Современное искусство из Армении», Лондон; «10 армянских художников», Люблин; «Армянские художники», Кассель; «20 армянских художников», Детройт; «5 армянских художников», Берлин; «Выставка армянского искусства», Бохум), в Музее современного искусства (Ереван) и Национальной галерее Армении (Ереван). Его картины находятся в Национальной галерее Армении (Ереван), Музее современного искусства (Ереван), в частных коллекциях в России, Армении и за рубежом.

- В каком городе Вы родились?
- Я родился в Ереване.
- Наверняка Вы очень рано начали рисовать, когда?
- Рисовать я начал с 8-ого класса. Папа водил меня на выставки, проходившие в Доме Союза художников. Мне это очень нравилось, нравился запах краски, удивительные изображения, богатая фантазия художников. С тех пор мне захотелось самому рисовать.  Я ходил на предварительные курсы обучения рисованию в Педагогическом институте, когда закончил в школу, поступил в Художественное училище Терлемезяна, а потом учился в Театрально-художественном институте. 
- Что по-вашему означает быть художником?
- Для меня – это самая соответствующая моему характеру профессия. По профессии я должен был стать или футболистом, или художником, или фокусником. В детстве это были три занятия, которые мне нравились. Я был в восторге от показываемых фокусов в цирке.
- А соединить никак нельзя?  Пикассо считал, что его фантасмагории, несомненно, имеют нечто общее с трюками иллюзиониста, фокусами, игрой.
- Я тоже в своих полотнах порой создаю фокусы.
- Почему Вы выбрали сюрреализм?
- Думаю, в моих картинах есть некая нарративность, как в сюрреализме. Некая загадочность, связь со снами, таинственность и психологизм мне интересны. 
- Расскажите об участии в художественной группе «3-ий ЭТАЖ».
- В этой выставке приняли участие многие художники. Мы были вдохновлены, был энтузиазм. Эта выставка нам дала большой подъем. Она нас снабжала уверенностью, собирало нас. В эти годы художники научились общаться друг с другом, группироваться.
- Какие направления Вы пробовали в своем искусстве?
- В годы учебы меня очень вдохновлял импрессионизм. Присущая импрессионизму легкость цвета и воздуха мне очень нравились. Но потом меня завлек Рене Магритт своими фантасмагориями. И мне очень нравится Анри Руссо, которого я тоже считаю сюрреалистом. Кроме них мне очень нравился Эндрю Ньюэлл Уайет – один из наиболее выдающихся художников США, работавший в 20 веке. Настолько же выдающийся, насколько недооценённый. Его работы насыщенны легкостью атмосферы,  искренностью. Из армянских художников очень люблю художников Мартироса Сарьяна и Акопа Акопяна. И в последнее время начал очень любить Акопа Овнатаняна, которого можно назвать «армянским Энгром». Но отношение к восприятию работ художников у меня часто меняется в течение жизни.   
- А какие у Вас есть хобби?
- Сейчас хобби нет. Но в юности я коллекционировал марки и картинки футболистов, я ведь сказал, что думал стать футболистом.   
-Вы к тому же иллюстрировали огромное количество книг, в основном детские. Какие?
- Я оформил почти все армянские сказки, сказки Ованесса Туманяна, Газароса Ахаяна, все народные сказки. Я оформил несколько книг детской писательницы Нунэ Саркисян. Еще я делал художественные театральные афиши.
- Вы помните свою первую выставку?
- У меня было немного персональных выставок, в основном были групповые.
Персональными были только три выставки: Personal exhibition in Sao-Paulo, Brazil, Gallery Caribe, 1999
Terra Nove personal exhibition, Academy gallery, Yerevan 2004
Personal exhibition, Gabone Art Gallery, Yerevan 2006

- Вы являлись главным художником Экспериментального молодежного театра, ем Вы занимались?
- Этот театр был интересен тем, что не предъявлял академических требований и был намного свободнее.
- Вы принимали участие на Пекинской китайской биеннале. Насколько они успешны?
- Куратором был Ара Айтаян. Это, конечно же, была важная для ознакомления встреча. Это была единственная биеннале за рубежом, в котором я принимал участие. 
- Расскажите о совместной выставке с москвичами на выставке «Закрытый город»
- Это была интересная выставка. Мы познакомились с московскими художниками: Натальей Абалаковой, Анатолием Жигаловым и скульптором-поэтом Игорем Иогансоном. С ними велись интересные продолжительные беседы. 
- У Вас есть совместные проекты с супругой художником Аревик Аревшатян. Насколько успешно они проходили?
- Мы выставляли наши инсталляции, первая была представлена в галерее «In vitro» Чарли Хачатуряна и Назарета Карояна. Зрителям наши работы очень нравились. Они делались параллельно с нашей основной деятельностью и вливали в нашу жизнь новую струю.
- В каких музеях выставляются Ваши произведения?
- Мои картины находятся в Национальной галерее Армении (Ереван), Музее современного искусства (Ереван). Много работ в частных коллекциях в разных странах: России, Армении и за рубежом.
- Есть ли принципы, которые бы Вы порекомендовали начинающим художникам?
- Конечно, трудно что-либо советовать, ведь это индивидуальный вопрос. Он, как художник, должен любить искусство, должен быть наблюдательным, видеть и чувствовать метко, и главное, должен в конце- концов обладать талантом.
- Какие у Вас мечты?
- Я мечтаю иметь небольшой домик в тихом местечке на берегу далеко от всего мира, чтобы никто ко мне не имел доступ…  Кроме друзей-художников, конечно.


Рецензии