400 метров памяти

               
       Отстояв целый час в очереди за пачкой гречки, карамельными подушечками с вареньем и  небольшим батончиком ливерной колбаски, Евдокия Матвеевна вышла на улицу.  Маленькое  помещение магазина,  всегда душное с грязным полом,  было выделено государством для обслуживания ветеранов ВОВ и пенсионеров, некоторые покупатели еле перемещались и плохо слышали.  Присесть было негде.Выходили присесть на урне  или на трехступенчатом приступке. Тротуар возле магазинчика значительно  уже его вывески, поэтому поставить скамейку было невозможно, а может об этом не сказано в  указании государством  о  повышении внимания к пенсионерам и ветеранам. В дни получения пенсии в магазине  всегда было много покупателей и вызовов скорой помощи.    Матвеевна, как ее все звали, направилась  к скамейкам Рождественского бульвара.  Переходя небольшую улочку, она вспомнила  рассказы  своей бабушки Вари В 1880-х годах через Трубную площадь по Бульварному кольцу прошла конка. Небольшой вагончик, переполненный пассажирами, тащили от Петровских ворот две клячи.   На Трубной площади к ним добавляли четверку таких же лошадей с мальчишками-форейторами верхом, и шестерка лошадей под гиканье мальчишек и звонок кучера вскачь тащила вагон на крутую Рождественскую гору.     В 1887 году по Бульварному кольцу открыли движение конки, а в 1911 заменила линия электрического трамвая, и Рождественский бульвар стал частью кольцевого трамвайного маршрута "А,"  прозванного москвичами "Аннушка", Он проходил вдоль всех бульваров и замыкался на Кремлевской набережной. В советские годы трамвайную линию сняли.
     Неожиданно прозвучал сигнал машины и Матвеевна увидела лицо водителя, но не услышала его речь. Только по губам поняла слово “мать”, а смысл поняла уже сев на скамейку бульвара.
Рождественский бульвар - шестой из 10 бульваров в цепочке Бульварного кольца Москвы, следующий от Трубной площади до площади Сретенские Ворота. Длина Рождественского бульвара - около 400 метров, он продолжает Петровский бульвар и предшествует Сретенскому.  Бульвар получил свое название по улице Рождественка, к которой он примыкает, и Богородице-Рождественскому монастырю.
Знаменитая картина «Тройка» , на которой «Ученики мастеровые везут воду» В. Г. Перова, написана как раз на Рождественском бульваре. Фоном для нее служат стена и угловая башня Рождественского монастыря.Бульвар довольно круто поднимается от Трубной площади.Такой подъем достался ему от крутого берега реки Неглинной, убранной в подземный коллектор.В центре бульвара одна широкая аллея,
Раньше  на аллее  стояло несколько лавочек. Вот как раз напротив Матвеевны и была любимая, на которой она часто сиживала читая книги из библиотеки – читальни имени Тургенева. Открытие «бесплатной библиотеки-читальни», которое  состоялось в 1885 году.  было   важным событием культурной жизни Москвы,   Тургеневская читальня открыла для пытливого юного ума и чувства свободный выход в необъятный простор мировой мысли и литературы.   Борисом Пастернаком в 1922 году была  заложена традиция «Тургеневских вторников» — литературно-музыкальных вечеров, в которых участвовал цвет литературной и театральной Москвы. На одном из вечеров  и познакомилась Дуняша  Фомина  и Леня Жильцов.   вместе попавшие    на рельсы  перед    паровозом “Пролеткульта”,  несущим меч унификации культурной жизни, признающий только марксизм и «революционное искусство» и уничтожающий проявления духовности  людей.
В 1917–1918 гг. были национализированы крупные частные книжные собрания, создана единая библиотечная система. Одновременно по инициативе Н.К. Крупской проводилась  «чистка» всех российских библиотек, из фондов которых изымались произведения мировых классиков, «чуждые пролетарскому сознанию». Часть книг была сожжена, часть – передана в отделы специального хранения. Надежда Константиновна резко высказалась об антиреволюционном смысле народной сказки  “Колобок”.
Были загнаны  в  тупик   истории    русская    культура   и духовность.   Паровоз  культурной революции  уничтожал   несогласных   творческих людей,   подбирая   зависимых   от   идеологии   и политики.Эмигрировали И.А. Бунин, А.И. Куприн, К.Д. Бальмонт, Е.И. Замятин, К.А. Коровин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова и другие.
  В новой    действительности   жизни   остались   в    основном представители   модернистских направлений,    подсевшие  на  крючок  революции, как   проявления «космических стихий» – поэты А.А. Блок, В.В. Маяковский, художники  К.С. Петров-Водкин, режиссеры С.М. Эйзенштейн, А.Я. Таиров, В.Э. Мейерхольд.   Проросли таланты  новой   советской   литературы ,  среди них Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, В.А. Каверин.  Центральной фигурой в советской литературе поставлен А.М. Горький
Произведениями  этих авторов зачитывались  Дуняша и Леонид сидя на Рождественском бульваре. Старались  попасть на встречи с ними в читальном зале.  Получившие гимназическое воспитание и выросшие  на классиках  отечественной и зарубежной литературы, они были бессильны  осознать  происходящее.
    Кипящий котел противоречий в понимании и в полном  непонимании происходящего с новой пеной “ крестьянской культуры” , выплескивал свое содержимое на молодое поколение страны.
 Футуристы предлагали  стратегию  искажения всех прежних форм, демонстрируя эпатаж , призванный вызвать шок  публики, с помощью которого окажется легче усвоить все новое. К примеру, било по устоям их знаменитое требовании «сбросить Пушкина с корабля современности». Такая практика не могла не вызвать восторженной реакции со стороны революционной молодежи, которая охотно поддержала футуристов.
 В то же время многие лидеры большевизма, в частности Ленин, скептически оценивали деятельность футуристов, считая ее излишне эпатажной и слишком уж радикальной. Троцкий громил Есенина, присосавшегося к революции  и прославляющего кабацкое распутство народа.  Луначарский увидел в марксизме «пятую великую религию, сформулированную иудейством».
  В это время активно действовала литературно-политическая группа «Скифы», которые считали, что Октябрьская революция есть попытка русского народа принести всему миру истинную религиозность, соединяющую духовность и социальную справедливость.
Солдаты пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров.
В 1920 г. в движении  пролеткульта  участвовали около 400 тыс. человек. Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Осмыслить происшедшие события пытались  и Дуня с Леонидом.
  Матвеевна встала и вздохнув, двинулась вниз по аллее. В ушах гудел сигнал машины, перед глазами мелькали  искаженные губы рта водителя. До следующей скамейки дошла  и села.
Мыльные пузыри марксизма наполнялись  ленинскими  догматами,   не подлежащими критике.  Ликвидировались многие общественные, профессиональные и творческие организации, не разделявшие революционную платформу большевизма. Им на смену приходили новые организации, призванные стать проводниками линии на создание новой социалистической культуры. Призрак коммунизма затаился во чреве     новой мистической идеи культуры социализма.            


          Матвеевна села на скамейку и посмотрела на  особняк  угла Рождественского бульвара и Малого Кисельного переулка, который  был богат историй судеб  и жизней великих людей России.Первыми хозяевами его были родственники знаменитого русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина - братья Иван Александрович и Михаил Александрович
 .В этом доме неоднократно проводились собрания декабристов, а в 1821 году здесь был распущен Союз благоденствия для последующего создания нового тайного общества.    
  Здесь часто жили декабристы Якушкин Иван Дмитриевич и Граббе Павел Христофорович. В 1826 году здесь были арестованы Фонвизин Иван Александрович и Норов Василий Сергеевич. Из этого же дома в 1828 году выехала в Сибирь к месту ссылки мужа Фонвизина Наталья Дмитриевна.
         Следующей владелицей особняка стала супруга крупного предпринимателя Надежда фон Мекк, которая вошла в историю как покровительница композитора Петра Ильича Чайковского, неоднократно гостившего у нее в этом доме.  В 1881 году в особняке фон Мекк проживал известный скрипач и композитор польского происхождения Генрих Венявский, в память о котором на фасаде дома установлена мемориальная доска.
   В 1881 году у владения появился новый хозяин – успешный чаеторговец Алексей Семенович Губкин, по наследству передавший его родному внуку А.Г. Кузнецову.В 1912 году особняк числился уже за Дворянским земельным банком, который владел им вплоть до 1917 года. После революции в особняке размещались Рабоче-крестьянская инспекция, районный исполнительный комитет и райком партии.
      Рассказы  бабушки  Вари  были всегда очень интересны, и на каждой прогулке она заставляла внучку  вспоминать и пересказывать  их.  Уставшие ноги  постепенно отдыхали после часового стояния в магазине. Подбежала бездомная ощенившаяся собака  и так смотрела на Матвеевну  так, что та отдала ей половину батончика ливерной колбасы.  Собака постояла, обливаясь слюной, и побежала с колбасой к своим где-то ожидающим ее щенкам. Смахнув слезу не то старости, не то жалости к собаке, не то к себе , и  убегающему времени, Евдокия размышляла.
         Вот и мы должны  своим внукам  дарить самоцветы памяти  о людях, которые  творили  историю  земли русской. Наши дети и внуки должны знать, что хранится в ларце памяти поколений государства, города, села, где, кем и когда было посажено древо рода семьи своей.   А главное научить их ценить и защищать память, не позволять касаться ларца  поганой нечисти.
  На выходе с аллеи  собралась небольшая компания  мужиков  и баб, ожидающая открытия палатки, торгующей разливным пивом.  Вид у них был неодухотворенный, фамилии неизвестны. Медицинское определение алкоголики, общественное пьяницы, а народное “ синюшки”.  Архитектура палатки  явно не вписывалась в возникшие воспоминания Евдокии Матвеевны, и была похожа на мышиный навоз, встречающийся в крупе. В воздухе качалось смрадное облако  с крутым запахом мочи и пива. Рядом располагался туалет, который был всегда закрыт.
  И так, Матвеевна у выхода на Трубную площадь.   
Именно  сюда и приводила  бабушка Варя  свою внучку  весной, в Благовещенье (25 марта старого стиля), многие приезжали на рынок  Трубной  площади, чтобы купить и выпустить на волю птиц. Таков был в этот день обычай.
   Ах !  Какая это площадь, о которой можно написать многотомный сборник  о ее жителях и их судьбах !
Птичий рынок на Трубной площади просуществовал до 1924 года. Постоянных палаток здесь не было, если не считать 5–6 палаток с рыболовными принадлежностями. Торговцы рано утром привозили и приносили сюда клетки с птицами и мелкими животными. Мальчишки-голубятники тащили сюда для продажи или обмена голубей. В трактирах собирались любители соловьиного пения и канареек. На Трубе был свой особый торг и обмен щеглов, перепелок, синиц, чижей, поющих и непоющих. На птичьем рынке продавали также кошек, щенят и водили в намордниках огромных догов и сенбернаров. В воскресные дни шум и гам птичьего рынка слышался издалека. Но было и то, что  оставило  незаживающие раны в памяти Евдокии Матвеевны."5 марта 1953 года. Тысячи граждан СССР захотели попрощаться с вождем в Колонном зале Дома Союзов, и это привело к катастрофе — люди массово гибли в страшных давках с 6 по 8 марта. Считается, что это произошло из-за перекрытия улиц в центре города и плохой работы милиции. Эпицентром давки стала Трубная площадь. Очевидцы рассказывали о том, что были сняты крышки с колодцев и снега сборников Изувеченных людей оттуда увозили машины скорой помощи, погибших отправляли в Лефортовский морг, из-за нехватки места трупы складывали прямо на снег. По воспоминаниям очевидцев, асфальт на площади был усеян сломанной обувью, одеждой и разорванными сумками. Точное количество жертв трагедии не установлено до сих пор. 
     Евдокия Матвеевна перекрестилась и обнаружила рядом  знакомую собаку.  Бока провалены, высосанная грудь достает почти до земли, а на “морде лица” улыбка благодарности и преданности, знакомая всем собачникам. Так вместе и дошли до дома.
     В отличии от всех бульваров на Рождественском не было памятников  но установлен поклонный крест преподобной Евфросинии (Великой княгине Московской Евдокии Дмитриевне).  Памятник был установлен в 2012 году.
     . На постаменте находится памятная надпись: “Поклонный крест сей установлен по благословению святейшего патриарха московского и всея Руси Кирилла в лето 2012 от рождества Христова в память о покровительнице Москвы преподобной Евфросинии – в миру великой княгине Московской Евдокии Дмитриевне (1353-1407), по воле которой в 1395 году в Москву была перенесена чудотворная Владимирская икона Божией матери, спасшая Русь от нашествия Тамерлана”.


2023  год           Вера Ольгина


Рецензии