Инфернальный накал шекспировских страстей Макбет,

 Инфернальный накал шекспировских страстей

"Макбет", опера Верди, историческая сцена Мариинского театра, 8 мая 2023 года

Дирижер – Гурген Петросян.
Макбет - Владислав Сулимский.
Леди Макбет – Татьяна Сержан.
Макдуф – Александр Михайлов.
Банко – Юрий Воробьёв.

Этот спектакль был одним из особенных, из тех, что надолго запоминаются и оставляют неизгладимое впечатление! И дело тут не только в великолепных артистах в главных ролях! Владислава Сулимского и Татьяну Сержан я множество раз слышала в этой опере. Они всегда создают очень сильные образы, их голоса великолепно передают мощную красоту и все зловещие тонкости вокальных партий оперы Верди, но иногда они превосходят самих себя и являют зрителям что-то совершенно экстраординарное! Видно, в атмосфере что-то магическое происходит и наполняет голоса этих артистов невероятной силой и выразительностью, усиливает их дар перевоплощения! Про их чету царственных душегубов Макбетов тогда хочется сказать: "Гениальное исполнение! Инфернальный ужас происходящего".
В этом спектакле 8 мая как раз бушевали настоящие шекспировские страсти. И чувствовалось дыхание мрачной эпохи, когда в Великобритании в борьбе за власть убивали целые семьи, не жалея даже малолетних детей.
И, слушая такое исполнение, понимаешь высказывание великого П.И.Чайковского: "Каждое произведение искусства неизбежно должно носить на себе печать своего времени".
Первоклассные певцы в полном расцвета своих вокальных возможностей - Владислав Сулимский и Татьяна Сержан - реализуют этот постулат во всей полноте.
Каждый звук и каждый жест у них наполнен смыслом, который легко передается публике и дарит действу захватывающую динамичность. И тогда уж ни вздохнуть, ни охнуть - лишь следить за происходящим.
В этом спектакле 8 мая леди Макбет у Татьяны Сержан -
роковая женщина, полная честолюбивых коварных идей и планов. Ее до поры до времени не смущают убийства, не мучает раскаяние, не преследуют страхи. Никаких сантиментов! Ей важен итог - королевкая власть и муж на троне! Как ярко это отражается в пении у Татьяны Сержан, сколько вокальных красок она дарит своей дерзкой героини: тут и полная радости и решимости выходная ария, и замешанная на нервной взволнованности, переходящей в ярость, застольная на пиру, и заговорщическая деловитость в сцене убийства короля Дункана, и растерянная нерешительность и испуганность в страдальческой арии сомнамбулических хождений со свечой по замку. Красивый голос, прекрасные модуляции, выразительный звук во всем регистре, полнозвучные верхи и густые низы. Никакого неоправданного пианиссимо на высоких нотах, никакого "затаенного" звука, там, где это не требуется, из-за чего оркестр снижает звучание почти до нуля. Напротив, прекрасное понимание вокальной сути роли, отличная фразировка, точное звуковое попадание в психологию момента во всей опере! Татьяна Сержан единственная исполнительница, у которой слышен яркий эмоциональный контраст, важный для понимания образа, в исполнении повторов в арии первого действия и в застольной на пиру: сначала ария звучит с деловитой энергией, но после получения известия о визите короля Дункана в замок Макбетов повтор той же мелодии отличает всепоглощающее нетерпение, в котором звучат вполне понятные кровожадные интонации. А уж в повторе застольной, которой хозяйка замка торжественно открывает пир, сквозит настоящая ярость: муж потерял рассудок, видит привидений, гости в ужасе, а лицо сохранять надо.
Макбет Владислава
Сулимского был вполне достойным мужем своей кровожадной и властолюбимой жены: энергичный, зловещий, амбициозный, но кишка у него оказалась тонка для убийственного кошмара, в который он вовлекся без особых колебаний, не то что у леди Макбет. Король Дункан, Банко, семья Макдуфа... - чего только ни сделаешь в борьбе за власть!
Как наглядно звучит в голосе Владислава Сулимского ужас теряющего разум человека, когда Макбет видит призрак убитого Банко. Но это лишь раззадоривает его властные амбиции. В этом убеждают кровожадные интонации в голосе певца в сцене на пиру и зловещая окраска всех вокальных высказываний в первом действии. И все это ярко дополняется пронзительной выразительностью в коронной арии Владислава Сулимского в этой опере - "Pieta, rispetto, onore". Сколько в ней разных сложных чувств, какую мощную эмоциональную палитру использует в ней певец! Сожаление, печаль, раскаяние, отчаяние, понимание близости трагического конца, стыд...
А в голосе Владислава Сулимского, баритона, для которого, кажется, не существует вокальных трудностей, который даже сложнейшие партии поет, словно дышит, - все богатство вокальных средств: и красота звучания, и бесконечная кантилена, и полетность, и смысловая наполненность каждой музыкальной фразы, и блестящая техника пения, и роскошь исполнения!
Венценосный правитель Макбет проиграл в кровавой схватке с судьбой, заплатив за это жизнью. Погибла и его жена. Вдохновенная семейка царственных убийц приказала долго жить. Прямо, по Пушкину: "Порок наказан, осужден и страшной смертию казнен".
Уже неделя прошла, а спектакль все не отпускает.
Вспоминаются и впечаляющие хоры, и замечательный Макдуф (Александр Михайлов), очень прочувствованно спевший трагическую арию, и безвинно убитый Банко (Юрий Воробьев), тоже порадовавший вокальным исполнением.
Иногда шекспировские страсти не только ужасают, но и захватывают. К счастью, только в театре.


Рецензии