Цирк в Шаговой доступности
Уж молодость мне машет вслед платком.
Пусть жизнь несется колесницей счастья,
А я теперь хочу пройтись пешком…
А. Шаг-Новожилов
ЗНАКОМСТВО С ИЛЛЮЗИОНИСТОМ
Зеленая ветка метро на северо-западе столицы знакома мне очень хорошо.
На «Соколе» прошла моя студенческая жизнь. Общежития студгородка МАИ и территория института занимают целый квартал за зданием Гидропроекта, которое как гигантский волнорез разделяет сплошной транспортный поток Ленинградского проспекта на два шоссе – Ленинградское и Волоколамское.
На «Динамо» – мой любимый стадион в Петровском парке и ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, в которой мне тоже довелось учиться…
Метро «Аэропорт» как раз посередине между двумя этими станциями, так что этот район я тоже знал очень хорошо. Нужная пятиэтажка, адрес которой накануне продиктовал мне Шаг, оказалась в пяти минутах ходьбы от метро.
Шаг - это сценический псевдоним уникального циркового артиста, иллюзиониста, режиссера, изобретателя оригинальных иллюзионных трюков…
Дверь открыл сам хозяин – Анатолий Сергеевич Шаг-Новожилов. Приветливая улыбка, теплая вязаная кофта, мягкие домашние тапки – такой пушистый его образ никак не вязался у меня с тем жестким, энергичным и непререкаемым режиссером-постановщиком, которого я видел до этого лишь однажды, в работе на генеральной репетиции новогоднего представления в спорткомплексе Олимпийский.
В квартире вкусно пахло выпечкой, это колдовала на кухне у плиты Нина Григорьевна, супруга, приветливая обаятельная женщина, нас первым делом познакомил Анатолий Сергеевич. Они оба были чем-то неуловимо схожи, как часто бывает с супругами, проживающими совместную жизнь в гармонии и согласии.
За душистый чай с румяными пирожками Нина Григорьевна усадила нас сразу: «Пока горячие!», поэтому дела мы обсудили тут же, совмещая приятное с полезным! Анатолий Сергеевич принес из своей комнаты-кабинета объемную пачку машинописных листов с заголовком:
БЫЛОЕ НЕ ИСЧЕЗАЕТ
Записки иллюзиониста.
- Ну вот что мы с Нинулькой натворили, она на машинке печатала! Теперь надо, чтобы кто-то привел это в божеский вид, подправил, подредактировал… Ну, в общем для издания подготовил. А печатать отдам в нашу, цирковую типографию. Возьметесь? – с хитринкой в глазах прищурился он.
Я полистал рукопись…
- Конечно, для меня это очень интересно! Я с цирком знаком лишь в качестве зрителя, а здесь такая возможность заглянуть за кулисы!
- Ну и замечательно! – Анатолий Сергеевич с удовлетворением потер руки. – Если для работы чего-то не хватает, вы скажите, может, я помогу?
- Русским языком, компьютером и необходимыми программами – владею, пользуюсь и распоряжаюсь! Корректирование и верстку выполнить не проблема… Не хватает мне одного: опыта редактирования! Писать мне доводилось, правда, на научно-техническую тематику. А здесь несколько другое – редактирование автобиографической повести… Я никогда подобной работой не занимался…
- Вот и займетесь! – весело рассмеялся Шаг. – Я тоже многое делал в первый раз!
Нина Григорьевна принесла очередную партию горячих пирожков.
- Это моя книга, - с ударением на «моя» уже серьезно сказал он, - о моей жизни, и я хочу, чтобы она осталась моей и после редактирования… С профессиональным литератором чихнуть не успеешь, а уж от твоей книги ничего не осталось! Пробовал уже…
С этой встречи весной 1997 года и началась наша совместная работа. Мы уже встречались регулярно, обязательно с чаепитием, к которому Нина Григорьевна каждый раз выпекала что-то новенькое!
Лишь только приступив к чтению рукописи, я понял, насколько мне самому интересно работать над этой книгой! Динамичный сюжет, эмоциональное повествование, калейдоскоп удивительных событий на столь длительном историческом периоде, в котором читатель сразу оказывается вместе с автором!
Пройдусь очень кратко по содержанию повести "Былое не исчезает".
ФИНСКИЙ ВЫБОРГ
Родился Анатолий Новожилов в 1910 году в Финляндии, в городе Выборг, в рабочей семье. В свое время еще император Александр I выделил территорию Выборга и окружающие его земли и присоединил их к Великому княжеству Финляндскому. Да, вот прямо так: выделил и присоединил! Ну как Хрущев Крым…
Моё представление о наших северных соседях ограничивалось в основном рассказами туристов, хорошо отдохнувших в Финляндии, а также полюбившимся героем Вилле Хаапасало из фильмов «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки».
Да, была еще зимняя война, недолгая, но жестокая и страшная, но то была война, две воюющих стороны, поэтому я не соотносил то, что творили отдельные военные преступники, на весь финский народ.
Лишь из материалов книги и рассказов Шага, живого свидетеля тех далеких событий, я осознал, что творилось в Финляндии как страшное следствие революции 1917 года. Особенно жутко было в Выборге, где творимые зверства «горячих финских парней» приобрели такой масштаб и размах, что в истории заслужили специфическое название «Выборгская резня».
А творилось там ужасное – зверские убийства всех русских вне зависимости от возраста, пола и классовой принадлежности! Это был самый настоящий геноцид, параллельно которому велись массовые расстрелы финских красногвардейцев, попавших в плен.
Русские ополченцы, среди которых был и отец Толи Новожилова, пытались оказать сопротивление. Тогда по всему Выборгу расклеили приказ: «За каждого убитого финна расстреливать десять человек из заложников, включая женщин и детей». В ту же ночь начались повальные аресты.
Забрали и Толю Новожилова вместе с матерью и сестрой. Их поместили в огромную камеру смертников Выборгской крепости. Выводили каждый час по 10, по 20, даже по 30 человек. Их расстреливали у окровавленной стены из пулемета, а оставшиеся видели происходящее через решетку тюремного окошка.
Новожиловым повезло: их арестовали в числе последних, очередь не успела подойти, так как ополченцы прекратили сопротивление и расстрелы остановили.
- Нас, недобитых, - рассказывает Шаг, - провели этапом к станции Белоостров. Открыли шлагбаум и выдворили с территории Финляндии.
ЧУХНА
В Петрограде беженцев разместили на корабле, пришвартованном у набережной Невы. Неизвестно откуда появился отец, сообщил, что отправляется на фронт. Мать на скорую руку впихнула детей в Питерский детский распределитель и умчалась за мужем. Больше о них Анатолий Новожилов никогда не слышал…
В детраспреде он получил кличку Чухна, поскольку плохо владел русским языком. К тому же он оказался самым младшим, поэтому с первых дней ему пришлось учиться постоять за себя.
В те страшные послереволюционные годы стаи одичавших, оборванных подростков и детей наводняли вокзалы и подвалы больших городов. Лишенные родителей, детства, злобные, как волчата, они наводили ужас на обывателей.
Надо было что-то делать. Советская власть срочно стала организовывать детские дома для морально-дефективных детей (да, таково тогда было официальное название подобных учреждений), куда свозили беспризорников. Во главе одного из них встал педагог Макаренко.
Чухну перевели из детраспреда именно в такой детский дом, но ему не повезло: там не было Макаренко! Теперь над ним измывались не только «дефективные», но и воспитатели…
Спасение было одно: побег, что он ловко и очень скоро исполнил. А далее – бродяжничество, воровская среда, даже ограбление попробовал. Словно черная воронка закрутила его и быстро потянула ко дну…
Спасла его тетя Поля, сестра матери. Она чудом успела его найти и вытащить из детской исправительной трудовой колонии.
При участии соседа - Василия Ивановича, работавшего мастером-наставником в фабрично-заводском училище при заводе «Красный судостроитель», тетя Поля устроила племянника на учебу. Специальность модельщика, полученная в ФЗУ, очень пригодилась впоследствии иллюзионисту Шагу при проектировании его удивительных превращений.
ДОРОГА В ЦИРК
В свободное от учебы время он начал заниматься спортом в петроградском Центральном доме физической культуры ЦДФК. Перепробовал все: бокс, фехтование, греблю академическую, плавание, прыжки в воду, но больше всего увлекла акробатика. Видимо, благодаря замечательному тренеру – Владимиру Владимировичу Ротальскому, который увидел наилучшие задатки у отчаянного паренька Толи Новожилова. Но и без способностей ребят он никогда не выгонял, говорил откровенно:
- Циркового артиста из тебя не получится, но эти занятия помогут укрепить здоровье и сделают из тебя полноценного человека…
Ротальский дружил с именитым ленинградским режиссером Радловым. Когда Радлов ставил в Мариинском театре оперу «Любовь к трем апельсинам», где потребовался акробат-прыгун, Ротальский предложил ему своего лучшего ученика. В дальнейшем Радлов занимал Анатолия Новожилова в других своих спектаклях, и даже в короткометражных фильмах, которые он ставил. Однажды Радлов предложил устроить его в Ленинградскую киностудию:
- Твое место не в цирке, а в кино! Ты акробат, знаешь приемы бокса, фехтования, да и артистические данные у тебя есть! Попробуй…
Посоветовавшись с Ротальским, Новожилов в свои 16 лет на всю жизнь выбрал цирк. Да и как иначе, ведь пристрастие к цирку уже давно поселилось в его душе! Анатолий все свободное время проводил на галерке Ленинградского цирка, где тетя Поля работала билетершей!
С занятий у Ротальского начинали многие цирковые артисты. Вот и Толю Новожилова он однажды привел к своему близкому другу Швецову Алексею Григорьевичу, когда тому понадобился партнер в группу акробатов-эксцентриков. Швецов предложил ему псевдоним «ШАГ» по своим инициалам и название их аттракциона «2 ШАГ 2», под которым они и выступали долгое время.
ЧАСТНЫЕ ЦИРКИ
26 августа 1919 года В. И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров "Об объединении театрального дела", согласно которому цирки России стали государственными.
Однако катастрофическое экономическое положение уже через два года вынудило государство перейти от военного коммунизма к новой экономической политике. Одним из проявлений такой смены курса в 20-е годы стало бурное размножение частных цирков.
Когда в Нижнем Новгороде открывалась ежегодная ярмарка, на ней обязательно работали балаганы.
Цирковые артисты старались попасть в программу балагана и заработать за 10 дней больше, чем за полгода в государственном цирке! Конкуренция была очень высокая, но акробаты-эксцентрики «2 ШАГ 2» неизменно включались в программу.
Отработав в Нижнем Новгороде, они отправлялись по циркам шапито в Рыбинск, Днепропетровск, на Донбасс в Енакиево, в Винницу, Николаев. Принадлежали эти цирки совершенно разношерстным Карабасам-Барабасам, в большинстве своем не очень порядочным и жестоким эксплуататорам.
В двадцатые годы Шаг уже прослыл в цирковой среде поистине «многостаночником», работал в самых различных жанрах: он выступал акробатом-прыгуном и акробатом-эксцентриком со Швецовым, музыкальным эксцентриком с Виктором Михалини, коверным клоуном, был конферансье, танцором и даже прошел жокейскую школу у Александрова-Сержа.
Кроме того, на гастролях в Николаеве и Виннице ему довелось ассистировать знаменитому Бен-Бахару (в миру Николай Пуц) в иллюзионных аттракционах!
КАК СТАТЬ ИЛЛЮЗИОНИСТОМ
Очень успешными оказались гастроли в Николаеве, где Шаг работал музыкальный номер с Михалини, номер «акробаты-эксцентрики» со Швецовым, а также был коверным клоуном и ассистировал Бен-Бахару вместе с его женой в иллюзионном аттракционе, занимающем целиком третье отделение.
Шаг легко усваивал секреты фокусов, его настолько увлек этот жанр, что рано или поздно он неизбежно стал бы работать в нем самостоятельно, но случай предоставил ему такую возможность очень скоро…
Бен-Бахар набрал труппу для гастролей в Бердичеве. Артисты вскладчину собрали деньги на дорогу и заказали афиши представления, в которых «гвоздем программы» рекламировался иллюзионный аттракцион. Ажиотаж в городе был большой, билеты на три субботних и три воскресных представления были распроданы за два дня!
Бен-Бахар решил воспользоваться моментом, собрал труппу и потребовал себе половину сбора, а вторую половину он "великодушно" предложил для оплаты расходов и раздела между всеми остальными артистами труппы.
Артисты возмутились столь наглым ультиматумом, после чего "гвоздь программы" собрал весь свой реквизит и уехал со своей ассистенткой, уверенный, что представления сорвутся.
Он ошибся: все представления состоялись, зрители были в восторге от трюков Бен-Бахара, даже не заметив, что он не настоящий!
Выручил труппу 19-летний Шаг. Будучи ассистентом Бен-Бахара, он хорошо изучил не только принципы работы его аппаратуры, но и актерское поведение иллюзиониста на манеже, словно предвидел ситуацию!
Вот где пригодились и его навыки моделиста 5-го разряда, полученные в ФЗУ! Сутками работал он в кустарных мастерских на базаре Бердичева, копируя по памяти аппаратуру, но к первому утреннему представлению в субботу все было готово.
Швецов загримировал Шага жженой пробкой под индуса, приклеил черные усики, как у Бен-Бахара на афише. На голову нашли чалму с блестящей диадемой и восточный халат.
Михалини объявил:
- Всемирно известный индийский иллюзионист Бен-Бахар!
Все трюки, в особенности финальный – «Отсечение головы живому человеку», были приняты публикой с небывалым восторгом на всех шести представлениях.
Гастроли в Бердичеве явились определяющими в становлении Шага в жанре иллюзии, которому он посвятил всю жизнь и в котором наиболее полно раскрылся его талант. Этот жанр потребовал от Шага всех знаний и навыков, приобретенных в юности, таланта режиссера, изобретателя, сценариста и драматического актера.
КАК СТАТЬ РЕЖИССЕРОМ, ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА
Еще один важнейший аспект творчества Новожилова – его режиссерская деятельность. В тридцатые годы он всерьез занялся режиссурой и изобретательством. Первой его большой работой стал созданный в 1934 году иллюзионно-трансформационный аттракцион «У нас и у них», образно представивший два мира, социализма и капитализма, с помощью иллюзионных трюков.
Спустя четыре года Шаг показал новый аттракцион «Ось Берлин-Рим-Токио», а перед самой войной – «Если завтра война». С последним молодой автор принял участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1941 году.
Успешно прошел два тура в Ростове, завершающий третий должен был пройти в Москве. В числе других артистов он сидел на балконе театра Вахтангова, когда вышел представитель Наркомата культуры и объявил об отмене конкурса в связи с начавшейся войной.
На шестой ее день Анатолий Новожилов с пулеметом на плечах уже совершал свой первый марш-бросок…
Три его ранения получены в тяжелейших сражениях - Севастополь, Керчь, Новороссийск, Сталинград. Из пулеметчика первого номера стал командиром огневого взвода, командиром стрелковой роты. Интересно, что на всех должностях его сопровождала кличка «Циркач»!
Закончил войну уже капитаном, инструктором культмассовой работы 51-ой армии. Награжден орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Севастополя","За оборону Сталинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.", золотыми именными часами.
Едва демобилизовавшись, Шаг стал работать в системе «Цирк на сцене». Создав новый аттракцион «Победа», он объездил с ним воинские части Дальнего Востока: Камчатка, Чукотка, Южный и Северный Сахалин, Курильские острова.
Однако любимым его детищем стал новый и, пожалуй, первый неполитический аттракцион «Чудодей Егорыч», сценарий которого он написал экспромтом в 1956 году. Этот спектакль шел сплошными аншлагами в Москве, Ленинграде, Ташкенте и других городах. Сам автор исполнял сразу три роли, но зрители об этом не догадывались до самого финала спектакля.
На счету Шага столько сотворенных им чудес и праздников, что их, пожалуй, хватило бы на несколько жизней. Именно ему было доверено оформить цирковой блок во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году, гала-концерт «Ярмарка» на XII фестивале в 1985 г. В этих творческих работах выдумка и изобретательность Шага поражала самых искушенных зрителей.
В 1960 году по просьбе Белорусского правительства Союзгосцирк поручил ему создать и возглавить Белорусский цирковой коллектив.
Для его программы Шаг подготовил новый аттракцион «Будьте здоровы!», состоявший из ряда лирических, комических миниатюр и грандиозного иллюзионно-трансформационного «чуда» - мгновенного появления на всем манеже колосистого поля ржи, которое на глазах зрителя превращалось в цветущий яблоневый сад. Семь лет этот спектакль шел аншлагами в нашей стране и за рубежом.
За свою работу Анатолий Сергеевич Шаг-Новожилов был удостоен звания Заслуженный артист Белорусской ССР.
В 1964 году Шаг по предложению Белорусского телевидения поставил и провел из Минска новогодний «Голубой огонек», который был очень хорошо принят миллионами телезрителей.
ЦИРК-АКВАРИУМ
В том же, 1964 году, Анатолий Сергеевич приступает к реализации своей давней мечты – созданию в Ялте «Цирка-аквариума».
Он вынашивал эту идею долгие 8 лет, все свои отпуска проводил с аквалангом, изучая поведение морских животных. Наконец он собственноручно изготовил макет будущего цирка и представил его всюду, включая Союзгосцирк и Министерство культуры.
Этот проект с энтузиазмом поддержали крымские власти, выделили земельный участок на берегу моря.
Когда Совет министров СССР утвердил строительство, Шаг покинул манеж, чтобы сосредоточиться на своем новом проекте. При этом он лишился персональной ставки, а аттракцион «Будьте здоровы!» передал артисту Авьерино, который успешно объездил с ним многие страны и стал заслуженным артистом республики.
А тем временем поменялась власть в стране, а следом, соответственно, и на местах. Первый секретарь горкома Ялты построил на отведенной для «Цирка-аквариума» земле… ресторан.
НОВЫЙ ЭТАП
Новый этап в творческой жизни Шага ознаменовала работа в Большом театре СССР. Он был приглашен Главным режиссером театра Б. А. Покровским для создания иллюзионных превращений в опере «Руслан и Людмила».
Афишу тех лет, где режиссером иллюзионных эпизодов значится заслуженный артист Белорусской ССР А. С. Шаг-Новожилов, Анатолий Сергеевич показывал мне в своем домашнем кабинете.
Успешная работа в Большом театре породила творческую идею перенести действие волшебной сказки А. С. Пушкина в цирк.
В 1978 году Шаг совместно со студией циркового искусства сформировал коллектив и на базе Ленинградского цирка с сорежиссером А. Сониным поставил цирковую пантомиму «Руслан и Людмила». После успешных гастролей в московском цирке пантомима в течение семи лет путешествовала по городам страны и дважды выезжала за рубеж.
БЫЛОЕ НЕ ИСЧЕЗАЕТ
Шаг находил удивительно разностороннее применение накопленному опыту. Так он поставил множество детских спектаклей (среди самых известных «Хоттабыч в цирке», «Олимпийский сувенир», «Дед Мороз-кудесник», «Проделки Бармалея», «Всезнайкин»), а кроме того – восемь елочных сценариев, поставил их 24 раза, в том числе дважды – в спорткомплексе Олимпийский в Москве.
По приглашению кинорежиссера Марка Захарова много «натворил» в телевизионном фильме «Формула любви». Такие эпизоды, как говорящая голова графа Калиостро на блюде, прикуривание трубки от загоревшегося пальца, загорающиеся и гаснущие свечи, изображение в дымящемся шаре и другие чудеса графа Калиостро были осуществлены Шагом.
Ему же принадлежат и все иллюзионные трюки и эффекты в художественном фильме «Человек-невидимка» режиссера Александра Захарова.
В 1990 году Шага пригласил руководитель Театра кошек Юрий Куклачев на должность главного режиссера. Вместе они поставили две веселые и очень добрые программы: «Кошачьи фокусы» и «Кошачьи забавы», где главными героями этих фокусов и забав были, конечно, кошки.
Юрий Куклачев помог Шагу и с финансированием издания его книг, первая из которых «Былое не исчезает» увидела свет в 1998 году.
Удивительную творческую работоспособность и оптимизм сохранял Анатолий Сергеевич в свои без малого 90 лет! Беззаботно подтрунивая над своими болячками, он показывал мне маленькие гантели, которые включил в свой комплекс утренней физзарядки. Однажды с загадочным видом он пригласил меня в свой кабинет:
- Вот какую штуку американцам делаю, заказали…
Это был маленький макет аттракциона «говорящая голова», склеенный из картона и кусочков зеркала, с детской пластмассовой куклой в центре композиции. Для зрителей видимой остается только голова артиста, туловище за счет ряда зеркальных отражений «исчезает»!
Никогда не забывал Анатолий Сергеевич и годы войны. Накануне Дня Победы он с друзьями – тоже цирковыми фронтовиками, среди которых обязательно бывал Юрий Владимирович Никулин, собирались в тесном кругу.
Видимо, неплохо сложилась наша совместная работа по подготовке к изданию первой его книги, если через некоторое время Шаг пригласил меня снова! Всего с 1997 по 2003 год мы с Анатолием Сергеевичем выпустили три книги.
После «Былое не исчезает» вышли еще «Меченый циркач» и «Цирк, война и любовь». В последней из них – большое количество авторских стихов! Это еще одно увлечение мэтра, которое он называл стихоплетством. Первым серьезным опытом он считает свое стихотворение 1930 года на смерть Маяковского, стихи которого он любил и многие знал наизусть.
Своими воспоминаниями Анатолий Сергеевич Шаг-Новожилов подвел итог прожитой жизни. Он ушел 18 мая 2007 года, видимо, сочтя все свои дела в этом мире законченными. Экземпляры его книг (кроме «Былое не исчезает») хранятся в Российской Государственной библиотеке, которую мы знаем как Ленинка. Они еще не оцифрованы, но в читальном зале их может почитать любой желающий…
Свидетельство о публикации №223051501401