Воспоминания бабы Любы 2. Детский дом

" Вот, читала как-то и фильмов много видела о Детских домах, в которых плохо ребятам жилось. Избивали их, издевались, не кормили опять же. А мне, значит, повезло," - так начала свой рассказ баба Люба.

Вспоминала она о годах, проведённых в Детском доме с каким-то воодушевлением. Часто улыбалась, покачивая головой, и морщинки на её лице разглаживались, а в глазах появлялись огоньки.

"Определили меня в Екатериновский детский дом, что был в райцентре. Я тогда уже во второй класс ходила. Много нас таких сирот там было, больше ста человек.

Да, конечно, сначала голодно было. Хлеба по маленькому кусочку давали. Бывало, чего греха таить, мальчишки иногда его отнимали. Но, издевательств и больших конфликтов не было. Потом, как-то незаметно, жизнь наладилась, стали лучше кормить. Я даже пополнела.

Так кормили, - засмеялась баба Люба, - что до сих пор сливочное масло не ем. Не думай - не объелась. Расскажу, как это было.

Нас по графику отправляли на кухню помогать поварам. Картошку там почистить, или посуду помыть. Как-то мне поручили принести растопленное сливочное масло из подсобки. Тащу я этот увесистый таз, а он тяжеленный. Я ведь маленькая росточком-то. Вот и споткнулась, и носом почти в масло. Пока поднималась, надышалась, наверное. В общем, масло принесла и побежала в уборную, рвало очень. Вот и не ем ни масло, ни какие-либо жиры.

В комнате нас, девчонок, много было, но друг-другу не мешали. Да и в комнатах-то не сидели. Всё по кружкам бегали.

И то сказать, слушай, сколько я кружков посещала: танцевальный, хоровой, акробатики, вышивки, да ещё музыкальный - на домре играла. Даже ноты знаю."

И баба Люба не без гордости начала показывать чудом сохранившиеся фотографии:

"Вот я на областных соревнованиях по акробатике. Меня даже тогда бюстом Сталина наградили. Это было очень почётно. А за вышивки, представленные на выставку, помню, три тома сочинений дали. Вот только не могу вспомнить писателя. Я ведь все свои награды у директора хранила. Потом, не знаю, затерялись как-то.

А это мы с преподавателем музыки, а это танцуем. А какие концерты мы ставили..."

Я перебирала черно-белые снимки и удивлялась. Нет, не тому, что баба Люба их сохранила, бережливость - это черта её характера. Меня удивляли красивые танцевальные костюмы на девочках, весёлые лица детей и их воспитателей. И я всё больше уверовала тому, что Детский дом бабы Любы, для того послевоенного времени, действительно, был не просто хороший, а очень хороший.

Удивляло так же количество фотографий. Ведь не для Любы же одной их делали. Сколько же было затрачено и средств, и времени добрых и внимательных воспитателей.

А баба Люба продолжала свой рассказ:

"Теперь понимаешь, почему мне не хотелось после окончания семилетки покидать Детский дом. А там как? Пятнадцать лет исполняется и определяют кого куда - дальше учиться или на работу. Я умудрилась остаться ещё на годик, но в начале девятого класса отправили меня всё же с другими воспитанниками на трудоустройство в город Калинин.

Определили меня и ещё двоих девочек обучаться портновскому делу. Профтехшкола находилась далеко от города в полуразрушенной деревне. Пятьдесят третий год это был. Понятно, какие условия были. Общежитие, типа сарая, с картонными перегородками. Во всех комнатах всё было слышно. Ничего выдержали. Не только учились, но и танцевали, и песни пели, и гуляли."

На мой вопрос о женихах, баба Люба рассмеялась:

"Были женихи, только не у меня. Меня с моим росточком парни не воспринимали. Был как-то случай: играли в бутылочку, и пары должны были выходить из комнаты, чтобы пообщаться. Вот вышла я с парнем, а он и говорит: "Дуй спать, малышка". Так и закончилась моя гулянка.

Училась я хорошо, шить мне нравилось. Три года пролетели - пожалуйста, отработайте два года по направлению. Так я и попала в Торжок, а вернее, в совхоз в пяти километрах от города. А там уже было не только хорошее, пришлось лиха хлебнуть.

См. начало Воспоминаний "Война", продолжение "Замужество"


Рецензии
Татьяна, здравствуйте!
Хорошее, спокойное и ровное повествование. Детские дома и сейчас по характеру такие и каждый по своему разный. Все от коллектива воспитателей зависит...

У меня мама в многодетной семье росла. Родилась после войны, последыш. Помнила про голод всегда рассказывала, как брат лет на пять старше ее обманул. Мама уходила на работу рано на совхозные поля. Оставила на столе каждому кусочек хлеба с маслом, посыпанным сахаром. Брат съел свой и говорит: "Нинка, смотри ворона. Закрывай глаза и загадывай желание, как ворона каркнет, открывай. Желание сбудется". Закрыла она глазки, ручками прикрыла и ждет. Ворона каркнула. Открывает глаза, хлебушка нет. Братишка дожевывает... Так день и проходила, питаясь водичкой.

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   27.05.2023 18:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!Спасибо за "ошибку". Исправлю. Не перестаю удивляться, Вашему внимательному прочтению. Редкий случай, по-моему.
Успехов Вам и здоровья, с уважением,
Да, между прочим, неплохой рассказ получился бы про Вашу маму. Подумайте, если ещё не написали.

Татьяна Головкова   27.05.2023 18:19   Заявить о нарушении