Студент Победа над окружающей тьмой

            Рубрика "Студенты Гайковой Н.Н." Охрименко Алексей Александрович
                Победа над окружающей тьмой.
 Спала ночь с померкшей вышины.
В небе сумрак, над землёю тени,
И под кровом тёмной тишины      
Ходит сонм обманчивых видений 
 В этих строках А.С. Хомякова показана ночь – так и само произведение называется. Тьма, окутала землю…
Природа, Мироздание… Это не только лес, сад, поле весной или осенью. Это ещё – и вековечный цикл времени.   
  А ночь в литературе очень многопланова – но в этом произведении она символ недобрый – кругом обман, пытающийся в сети заманить…
А дальше начинается «борьба» со злом, нечестью, безрассудством. Вернее даже – противостояние светлых и тёмных сил. И, конечно,  победа света над тьмою.
Свет словно «спрятан», покрыт  мраком -  но мрак рассеется! Не может не рассеяться – иначе все мы погибнем! Неслучайно Отцы Церкви говорили, что человек во тьме греха, как во тьме ночи, «натыкается на все предметы», не в состоянии видеть, что хорошо, что – нет.
 Ты вставай во мраке, спящий брат!
Освяти молитвой час полночи!
Божьи духи землю сторожат;
Звёзды светят, словно божьи очи.
 «Ты вставай во мраке, спящий брат»! Этот призыв о духовном  пробуждении звучит              в произведении трижды.
 Первый раз звучит призыв «освятить молитвой час полночи» - потому что                без молитвы мрака не разогнать!
 Ты вставай во мраке, спящий брат!
Разорви ночных обманов сети!
В городах к заутрене звонят:
В божью церковь идут божьи дети.
 Второй раз «разорвать ночных обманов сети!»- не попасть в сети отца лжи.
    А к кому вообще  обращается лирический герой?! К человеку, даже к незнакомому, ко всем людям – потому что все мы  -  «Божьи дети».  За всех нас Христос принял смерть на Кресте! И все «Божьи дети» идут «в Церковь Божью» - в Дом Отца Своего. Идут с наступлением утра.
   Мир лежит во зле  - зло, обман, ненависть словно сетью опутали весь мир. В «сетях» ночи  таятся грехи людей, которые самому человеку часто не видны,  которые всюду «подстерегают» человека, чтобы погубить. И только покаянием, только молитвой можно  разорвать эти опутавшие мир и человека сети, можно освободиться от их «рабства».
И вот приходит утро, звонят колокола, призывающие на Раннюю Литургию - и мрак отступает. «В городах к заутрене звонят: в божью церковь идут божьи дети»! Идут ради духовного просвещения, ради молитв, ради победы над злом, чтобы  разорвать «сети» греха. Чтобы одолеть нечисть, обманом закравшуюся в нашу жизнь.
      Только соборным единством можно победить зло и мрак!  Оттого и обращается лирический герой – а, по сути,  сам поэт, философ славянофил ко всем братьям                во Христе, ко всем нам с надеждой: «Пусть зажжётся дух твой пробуждённый»!   
Звучит призыв к тому, чтобы весь народ  сплотился ради Имени Господа, чтобы собрались русские люди как дети Одного Отца в доме Его. Ведь именно А.С.Хомякову принадлежит такое истинно русское слово «Соборность». Оно вне времени!
И здесь уже «время суток» никакой роли не играет...
Победа  Света над тьмою! И вот перед читателем изба в селе…
 Бродит темень по избе,
 Спотыкается спросонок,
 Балалайкою в трубе
 Заливается бесенок:
тере-рень..."
Да "Трынь да брынь,
Чу! Заутренние звоны...
Богородицына тень,
 Просияв, сошла  с иконы.
 В дымовище сгинул бес,
 Печь, как старица, вздохнула.
 За окном бугор  и лес
 Зорька в сыту окунула.
   Ночь, когда словно «оживают» силы зла – пусть и небольшого – бесёнок всё-таки, а не бес. Мы не будем сейчас рассуждать о природе зла, которому противостоит Святость – это в объяснениях не нуждается.   
«Богородицына тень,  просияв, сошла  с иконы», когда утром колокольный звон стал собирать всех на молитву, когда над бугром и лесом взошла утренняя заря. Заря,                в которой виден образ «Пламенного Егория»  - Святого Воина Георгия, вышедшего с силами зла сражаться.
И вот в финале…
 
На задворки вышел Влас
С вербой, в венчике сусальном.
Золотой, воскресный час,
Просиявший в безначальном.
 Воскресное весеннее, что за неделю до Главного Дня, когда запоют во всех храмах «Христос Воскресе».
И  русский крестьянин воспринимает это всей душою – из глубины веков, от предков благочестивых унаследовав. Как и русскую вербу, пальму «заменившую».
Русский крестьянин, русская природа и Святость, что и над Россией и над временем!
Вот и всё, наверное, но вспоминаются невольно строки А.А.Фета, тоже о рассвете говорящие…
  Плавно у ночи с чела
Мягкая падает мгла;
С поля широкого тень
Жмется под ближнюю сень;
Жаждою света горя,
Выйти стыдится заря;
Холодно, ясно, бело,
Дрогнуло птицы крыло…
Солнца еще не видать,
А на душе благодать.
 Всего десять строк «отражают» восход солнца, в душе запечатлённый. Борьбу света                с тьмою, когда тьма отступает перед восходящим солнцем, перед светом, перед благодатью.
Русский мыслитель И.А.Ильин сказал, что человек «должен духом одухотворить и себя, и природу». И вся русская литература, все истинно русские писатели мысль эту так или иначе воплощают, создавая духовной глубины преисполненные произведения.
Потому что «Се Жених грядет В Полунощи»…


Рецензии