Живые картины

Молодой художник приехал в столицу. В кармане у него были письма его учителя ко многим знатным и влиятельным людям, а потому приняли его радушно и благосклонно. Учитель - знаменитый мастер - расхваливал талант своего ученика, и заказчики понемногу потянулись к его скромной мастерской.
Первой заказчицей стала самая красивая и богатая дама города. Она позировала художнику в своем саду, полном диковинных цветов. Платье ее тоже было расшито золотыми и серебряными цветами, шелковые цветы колыхались на ее чудной шляпке, бриллиантовые цветы были приколоты к корсажу, и цветочный аромат ее духов соперничал с ароматом роз в ее саду. Никогда еще художник не видел женщины прекрасней и обворожительней!
Он писал ее со всем тщанием, передавая бело-розовый нежный цвет ее лица, богатство наряда, пышность прически и великлепие сада. Во всем блеске своей красоты и роскоши предстала она!
Целый вечер гости ее дома любовались потртетом.
- Смторите, как тонко выписаны кружева! - восхищались одни, - Да ведь они совсем прозрачные!
- Что кружева! Вы взгляните на бриллинтовое колье, ведь оно сверкает, ей- Богу, сверкает!
- А шелк? Как переливаются складки! Клянусь, я сама видела, как платье колыхнулось!
- Что и говорить, редкий талант у этого живописца!

Портрет прекрасной дамы произвел на всех невероятное впечатление. Теперь у художника не было отбоя от заказчиков. Его приглашали в самые изысканые и роскошные гостиные, дамы позировали ему в своих лучших туалетах и драгоценностях. Богатейшие и знатнейшие люди выстраивались в очередь, платили большие деньги и почитали за честь позировать ему.
Однажды к художнику пришла незнатная и небогатая дама с дочерью. Девушка не была красавицей, но лицо было таким одухотворенным и светящимся внутренним светом, что художник невольно залюбовался им. Дама хотела заказать портрет дочери, и спрашивала о цене. Чистое, умное лицо девушки так поразило художника, что первым его побуждением было тотчас же схватиться за кисти, но тут он бросил взгляд на свою мастерскую, на неоконченые портреты, за которые ему уплатили вперед, и на те, за которые еще не было уплачено, потом снова взглянул на скромно одетую даму, на некрасивую девушку, и отказался.
- Мое время дорого, - сказал он, - Мой талант - тоже дорог! Кто не может оценить его по достоинству, пусть заказывает портреты у бродячих художников на площади.

Слава о художнике росла и множилась. Цены на его работы поднимались все выше, и уже не каждый богач мог позволить себе заказать у него портрет.
Как-то художнику позировала жена одного такого богача. Она была так увешала драгоценностями, что от них рябило в глазах, и художник вместо пяти жемчужных нитей, написал все семь.
Дама посмотрела на портрет и восхищенно всплеснула руками:
- Ах, как это замечательно! Всегда мечтала добавить к этому колье еще две нити! А не могли бы вы быть так любезны, и нарисовать вот эту брошь чуть побольше? А сюда добавить еще одну подвеску, и... вот сюда тоже, и сюда?
Художник подумал и - согласился. Дама осталась очень довольна.
Следующая заказчица попросила добавить золотой вышивки на платье и смягчить цвет лица, еще одна попросила побольше кружев на накидку и убрать тени под глазами, третья уже сразу потребовала легкий бело-розовый румянец и бриллиантовую диадему.
Со временем художник так наловчился, что уже не спрашивая, одним взмахом добавлял и жемчуг, и золото, и бриллианты, и румянец, и густоту волос! Дамы щедро доплачивали за то, чтобы их наряд на портрете выглядел, как можно богаче, а сами они - как можно красивее и моложе, и соперничали друг с другом цветом лица и обилием драгоценностей.
Работы у художника все прибавлялось, состояние его росло, слава крепла. Теперь он водил дружбу с самыми знатными людьми, был приглашен к самому королю, и очаровал саму королеву тем, что выписал ее бело-розовой юной красавицей в короне размером в два раза больше настоящей.

В один из дней художник получил письмо от своего учителя. Он положил его на стол, чтобы прочесть позднее, потом передвинул на край стола, а потом оно так и затерялось где-то, и художник не мог найти его. Да и что же с того? Теперь он и сам был признаным мастером и учителем!
Работал он быстро. Золото, драгоценные камни, шелка и бархат, броши, диадемы - все это он мог написать с закрытыми глазами. Взбитые прически, увенчаные перьями и цветами, округлые розоватые лица - все дамы на его портретах выглядели царственно и величаво, как прихотливые садовые цветы.
Иногда, совсем редко, перед взором художника вставало бледное и чистое лицо небогатой некрасивой девушки, которую он некогда отказался писать. Как отличалась она от дам на его портретах!.. Только воспоминание о ней да потеряное письмо старого учителя вызывали в нем какую-то смутную тоску, будто что-то давно потеряное вдруг мелькнуло, показалось на миг, и снова исчезло.

Однажды по столице пронесся слух о выставке какого-то неизвестного художника из провинциального городка, который создает живые картины. Да-да, живые! На них веет настоящий ветер и доносит настоящие запахи, люди смеются и плачут, разговаривают, кричат, танцуют!..
Во всех гостиных заговорили о таком чуде: вот бы и нам увидеть эти живые картины!
- А вы что думаете об этих чудесах? - спросила художника одна дама.
- Уверен, что это какой-нибудь шарлатан, который морочит людям головы, - сердито ответил художник, - Надо посмотреть, что за трюки он применяет! Я выведу этого мошенника на чистую воду!
Вскоре неизвестного художника пригласили в столицу. Ему выделили большой зал, и он разместил там свои работы. На другой день народ валом повалил на живые картины.
Город всколыхнулся. Не только в богатых гостиных, но и в каждой хижине только и разговору было, что о чудесной выставке.
Художник слышал эти разговоры повсюду, и они приводили его в смятение.
- Что смыслят в искусстве эти люди? - думал он, - Любой балаган они готовы принять за чудо!
Чем больше люди говорили о живых картинах и их создателе, тем больше у художника портилось настроение. Он похудел, пожелтел лицом, сделался желчным и раздражительным.
Однажды ему показали этого мастера в окно. Художник ожидал увидеть жуликоватого типа с хитрым самодовольным лицом, а вместо этого увидел скромного, даже робкого человека, который смущался и чувствовал себя неловко от такого к себе внимания.
А столица все гудела! Нового мастера наперебой зазывали в лучшие дома, а он каждый раз отнекивался от приглашений и старался избегать их.
Все это казалось художнику подозрительным. Странные эти картины, которые всех свели с ума, и этот скрытный мастер, нагоняющий таинственности - наверное, это особый род проходимца, которого не распознаешь с первого взгляда!
Не выдержав, художник выбрал день, когда выставка была закрыта, и тайно проник в зал с живыми картинами. Он решился разобраться, в чем их секрет, чтобы на следующий день публично разоблачить их создателя.

Он остановился посреди зала и окинул все картины беглым взором. Здесь не было ни одной дамы в драгоценностях. Странный мастер писал простых людей, занятых своими простыми делами. Художник насмешливо засмеялся, приблизился к первой картине, и встал перед ней, как вкопаный.
Раннее утро. Первые лучи солнца. Девочка у двери дома. Солнце играет на ее волосах и смуглом личике, девочка щурится и смеется. Детская радость от встречи нового дня так искренна и беззаботна, что смех ее разносится по всему залу! Так все и было: художник смотрел на девочку и слышал ее счастливый смех!
Словно в оцепенении он подошел к следующей картине. Старый булочник за работой. Огонь печи подсвечивает его лицо, и этот жар, и аромат свежего горячего хлеба исходят от картины.
Художник бежал по залу от картины к картине. Девушка с прялкой. Мальчишки, бегущие к реке. Женщина с детьми. Крестьянин в поле. Нищий на площади. Дальше, дальше!..
От каждой картины исходило особое сияние! Звуки, запахи, дуновение ветра, жар, сырость - все передал кистью этот мастер! Все живое -жило на его полотнах.

В полном смятении вышел художник из зала. Он вернулся в свою мастерскую и остановился перед своими работами. Застывшие бело-розовые красавицы, осыпаные огромными драгоценностями. Безликие, безжизненные, бессмысленные. Да ведь ни одна заказчица даже не заметит, если ей отдать не ее портрет, а портрет ее соперницы и завистницы!
Художник собрал все работы и свалил их в углу. Он чувствовал себя пробужденным, словно только что открывшим глаза после долгого сна. Надо же, как крепко он спал! Но теперь все, все будет иначе!
В волнении он заходил по мастерской. Что это? Уголок конверта, письмо старого учителя, помятое, пожелтевшее от времени.
Он вскрыл конверт. Старый учитель писал, что до него дошла слава его ученика, что он рад и горд за него, и надеется, что тот приумножит свое мастерство и не растратит свой дар впустую. Ах, если бы тогда сразу прочесть это письмо и задуматься!..
Художник заперся в мастерской и велел никого не пускать к нему. Одухотворенное задумчивое лицо той некрасивой небогатой девушки снова возникло перед ним. Вот кого он будет писать! Да, да, по памяти - он помнит его так, как если бы видел вживую!..
Никогда в жизни он еще не испытывал такой одержимости, такой жажды работы! Несколько дней и ночей, без сна, без отдыха, с напряжением всех душевных сил трудился художник над портретом. Наконец, когда руки его уже почти не слушались от усталости, он положил последний штрих и отошел, чтобы взглянуть на свою работу.
На него смотрела с застывшей улыбкой бело-розовая красавица, осыпаная крупными драгоценностями.


Рецензии