Мишель Фуко с цитатами и комментариями

Изо: въезжаю на тракторе - надо помочь, а то ему не слишком удобно было путешествовать



Фуко

 "История сексуальности III: Забота о себе":
Похоже, это какой-то болтливый пидор... Он выступает против психиатров, это очень хорошо, но его мотивы обратные - в его годы пидоров, наркоманов и т.д. могли замести и по психиатрической линии... Кроме того, психиатрия была конкурентом психоанализа ("науки", с помощью которой любого можно отмазать - а значит, предоставляющей большие возможности для влиятельных извращенцев и психопатов; психоанализ - это их супер-адвокат....)

В его речах я узнаю современность, ее "тренды" - сейчас таких "философов" или журналюг уже миллионы....

П.С.2:
„Школы выполняют те же социальные функции, что и тюрьмы и сумасшедшие дома - они определяют, классифицируют, управляют и регулируют людей.“ - сказал бы просто "школы похожи на тюрьмы и дурдом" и я бы его понял, я бы с ним согласился. Вместо этого накрутил бессмысленный, но  наукообразный мусор! Иначе нельзя в нашем мире - отчего он и проклят, отчего и безнадёжен.... На баб же работает (и им подобных мужичков) - а, значит,   нужны антураж, цацки, побрякушки, модные штучки - и жеманные отсылки к науке как религии... Школа - это гос учреждение; все гос учреждения - это смердящие покойники по самой своей природе...

„Безумие — это всегда смысл, разбитый вдребезги.“ - или: смысл - это аккуратно склеенные осколки прошедшего безумия  (по-моему, у меня гораздо интереснее и  красивее получилось!) Или: в любом безумии есть смысл, а в любом смысле есть безумие - мы несовершенны ни в том, ни в другом...

„Написать книгу — это всегда в некотором смысле уничтожить предыдущую.“ - то смыслы якобы вдребезги бьёт, то книги якобы уничтожает. Яркие словесные жесты ради хайпа - абсолютно бессмысленные, но для баб так даже лучше...

„В наши дни мыслить можно лишь в пустом пространстве, где уже нет человека. Пустота эта не означает нехватки и не требует заполнить пробел. Это есть лишь развертывание пространства, где наконец-то можно снова начать мыслить.“ - их пустота до упора набита всякими цацками, болтовней, а теперь ещё и инетом... В пустоте уже поздно метаться - и мыслить начинать поздно. Жизни нет, есть лишь пустое техническое пространство... И все его якобы начинания - это имитация, жест, а не дело...

„…Работать — это значит решиться думать иначе, чем думал прежде.“ - решиться работать, понимая, что на деле будет иначе, чем думал (а он опять выдал сумбур вместо музыки)

„По большому счёту всё — только Безумие; по малому счёту само Всё — не более чем безумие.“ - западный мир провалился в безумие и никак не поймет почему, ведь вроде прёт шикарный "прогресс" - это прогресс городов, идиоты, а города - это фабрики по производству безумия, это заведомо безумное устройство жизни...

„Чего стоило бы познание со всем присущим ему упорством, если бы оно должно было обеспечить всего лишь количественное усвоение знаний и не предполагало бы освобождение — особого рода и в той мере, в какой это возможно, от автоматизма сознания для того, кто познаёт? Что же представляет собой сегодня философия — я хочу сказать, философская деятельность, если она не является критической работой мысли над самой собой?“ - хочет избавиться от автоматизма и зацикленности своих мыслей, не брезгуя даже самокритикой (опять развел, антураж добавил... - такие люди даже самокритикой будут заниматься чисто напоказ, в театральной манере. Начнет тонуть - и всё равно не поведёт себя просто и по-человечески?!)
Такие люди всё время вздрючивают себя - прогресс деградации должен идти не просто так, а с ускорением, с воодушевлением и совершенно сознательно. Коммунисты тоже, типа, любили самокритику, потому как она увеличивает "сознательность масс" (наш герой одно время был коммунистом, но они же пидоров не любят, а те, в свою очередь, не выносят усатых восточных сатрапов, кичащихся своим стальным характером...)

„… по своей функции власть наказывать в сущности не отличается от власти лечить или воспитывать.“ - ещё раз:  всё государственное (или корпоративное) мертво по определению. И они не лечат, а убивают, не учат, а вводят  в заблуждение и так далее. Даже если убеждены в обратном и изо всех сил стараются сделать обратное - против своей природы не попрешь...

„Социальные практики способны породить такие области знания, которые не только способствуют возникновению новых предметов исследования, новых понятий и новых техник, но и производят совершенно новые формы субъекта как такового и субъекта познания в частности.“ - 58 гендеров - это новые формы субъекта, да... Социальные практики в городах действительно от скуки постоянно меняются, но общий вектор этих причудливых изменений - постепенная деградация. Жизнь существует лишь по инерции и трение постепенно тормозит  её всё более и более - чтобы не случилось остановки (в ситуации, когда роботы и машины ещё не полностью нас подменили),  приходится завозить свежих и ещё здоровых мигрантов-варваров, раз и переходить в виртуальный мир, там, как и в снах, остатки жизни неубиваемы. Ещё диваны на колесиках  помогут - и прочие надувные шарики. Облегчился донельзя, снизил трение - и вроде бы ещё живёшь, пусть и в качестве  мусора...

„Существует интернациональный долг, создающий права и обязанности и состоящий в том, чтобы выступать против любого злоупотребления властью, независимо от того, кто его совершает и кто становится его жертвами. В конце концов, всеми нами управляют, а это значит, что все мы солидарны.“ - "интернациональный долг" - так-так, что-то знакомое.... Леваки любят интернационалы устраивать. Дружно товарищи маршируют;   - они такие... Уже который век маршируют, а поумнеть никак не могут... Протест на протесте, лозунг на лозунге... "Всеми вами управляют", потому что вы дурачки - и ваши протесты тоже будут управляемыми...

„Мы гораздо меньше греки, чем мы думаем. Мы находимся не на скамьях амфитеатра и не на сцене, а в паноптической машине, мы захвачены проявлениями власти, которые доводим до себя сами, поскольку служим колесиками этой машины.“ - Европа - это аналог древней Греции (США - Рима), но это издали Греция представляется раем, там были свои колесики и  машины, своё бездушие богатства и власти.  Только в амфитеатрах развлекаться хотели? Да ещё и чувствуя себя просвещенными гениями? А поработать в качестве винтиков не хотите?  Власть вас защищает? - но взамен забирает душу. Машины вас снабжают? - но взамен забирают душу. (Но отдушины вам будут оставлены, пусть и виртуальные...)

„Человек есть такой способ бытия, в котором находит своё обоснование постоянно открытое, заведомо не ограниченное, но, напротив, вновь и вновь преодолеваемое пространство между всем тем, что человек пока ещё не осмысливает в свете cogito, и тем мыслительным актом, которым, наконец, оно всё же постигается…“ - тут главное слово: "между ". Человек - это между. И это его попытка постигнуть Троицу! (второго члена её, душу, расположенную между телом и умом) На тройку с минусом попытка. Смутно что-то брезжит в головах таких троечников. Но за старание "преодолеть пространство" всё-таки зачёт. Пусть копеечные, но всё же мыслительные акты и жесты...

„Безумие — это самая чистая, самая главная и первичная форма процесса, благодаря которому истина человека переходит на уровень объекта и становится доступной научному восприятию. Человек становится природой для самого себя лишь в той мере, в какой он способен к безумию. Безумие как стихийный переход к объективности — конститутивный момент становления человека как объекта.“ - раз от безумия не избавиться, то его надо прославить. Логично. А где безумие, там и наркотики, например. А уж игромания - это норма. Мишель в гробу наверняка люто завидует нынешним игроманам... (Впрочем, я тоже говорю об "отчаянии" - где отчаяние, там и безумие... "Рабам нечего терять, кроме своих цепей" - эта фразочка меня ещё в школе впечатлила... Но отчаяние - это качество ещё живого человека, а безумие - это уже смерть... Живые находятся в отчаянном положении в безумном мире таких мишелей....)

„… «преступник» существовал еще до преступления и даже вне его.“ - ну уж понятно, что и до преступления преступник был не ангелом. На более мелком уровне. В мыслях...

 „По-моему, из идеи того, что Я не дано нам, есть только одно практическое следствие: мы должны творить себя как произведение искусства.“ -  типа, раз нельзя быть личностью, настоящим человеком, то лучший из оставшихся вариантов: художник. Или вернее искусный миф о художнике. Ведь без личности художник невозможен! Получится только наряженное чучело, продукт рекламы, хайпа и прочего бизнеса. Получится ремесленник или шоумен. Меня почему поразили Ван Гог, Бах, Достоевский и Толстой? - я в них увидел именно личностей; я душу Баха увидел (и она не геометрическая!)
...Абсолютно любой сделанный предмет, объект - это вещь, но изначально только за "полезные" вещи платят деньги... - однако, искусство абсолютно любой бесполезный объект (вещь), может объявить так называемым "искусством"! И в этом будет своя логика, ведь что бы человек ни делал, он всегда проявляет при этом какое-то искусство и мастерство... В целом, кошмарная, безумная ситуация: человек может делать что угодно, хоть полезные, хоть бесполезные вещи! Он может заставить ими всё до потолка! До крыши самого высокого небоскреба. Он может обожраться  вещами...

„Может быть, в наши дни, цель состоит не в том, чтобы узнавать, кто мы есть, а в том, чтобы отвергать то, чем мы являемся.“ - похоже, очередной левый "активистский" лозунг. Углубляться в себя не стоит (тем более, что внутри говно, смердяковщина, мусор), а вот борьба за права - это дело. И он  наполовину прав - надо только бороться за труд на себя... Говну,  мусору и смердякову , однако, это никогда не понять - хотя идея простейшая, лежит перед самым носом. Говно будет просто кипеть, смердяков - просто гадить, мусор - пытаться залететь в глаза... (Работать никто не хочет! Ни идей нет, ни мастерства, ни желания...)

„Власть вездесуща; не потому, что она охватывает все, но потому, что она исходит отовсюду.“ - звучит непонятно, но на самом деле речь идёт об обыкновенных амбициях и самолюбиях. Зачем выражаться так замысловато? - тоже амбиции!

„Философия — это совокупность положений и практик, которые можно иметь в своём распоряжении или предоставлять в распоряжение другим для того, чтобы заботиться о себе и о других так, как это следует делать.“ - философия - это вот такая пыль в глаза и бла-бла-бла. Заботливый, блин... Совокупился с совокупностью... (Наверное, решил, что для дураков сойдёт. Если ты знаменит, то что хошь прокатит)

„Первый моральный монстр был монстром политическим.“ - типа, каким бы ты праведником не был, но, живя среди хищных людишек, всё равно будешь вынужден политично лавировать. Ну да, апостолы точно лавировали - а, может, и сам Иисус. (Почему Иисус улетел с земли? - ответ прост: потому что стал, наконец, настолько сильным. А до тех пор какие-то граммы слабости в нем сохранялись... Все слабые вынуждены лавировать - а, имей силу, просто бы били всех ломом...)

„Вы знаете разницу между подлинной наукой и псевдонаукой? Настоящая наука признаёт и принимает собственную историю, не ощущая нападок. Когда вы говорите психиатру, что его институт возник из лепрозория, это приводит его в ярость.“ - вообще-то я разделяю его ненависть к психиатрам и много раз об этом писал. Это мрази гораздо хуже любых фашистов - те хоть честные убийцы и своей жизнью рискуют... Но псевдо-наук, конечно, гораздо больше - почти все они псевдо. Ситуация точно такая же как в искусствах или религиях... (Может, вам относительно повезёт с конкретным врачом, проповедником или художником, но, скорее всего, нет - впарят лапшу ядовитую; с их стороны и обманов будет полно и самообманов, то бишь заблуждений...)

 „…Начиная с восемнадцатого века одна из главных функций медицины, психической, психопатологической и неврологической медицины начинается там, где кончились полномочия религии, и заключается в том, чтобы преобразовать грех в заболевание… Это та медицина, которая определяет не только нормальное и ненормальное, но и, по большому счёту, законное и незаконное, преступное и не преступное…“ - любого можно объявить ненормальным... Хотя сейчас это уже не актуально, по-моему - слишком уж очевидно, что кругом сплошные психи и тихие шизофреники; так что, как раз нормальный будет выглядеть слишком необычно и подозрительно... (а кругом-то все ненормальные и очень нервные - они сразу на такого среагируют!)
В общем, не только закон что дышло -  понятия нормы и греха тоже...

„Карательная система — это форма, где власть в наиболее явном обличье показывает себя в качестве власти.“ - пишет как третьеклассник после порки. Ума нет на то, чтобы понимать очевидные вещи, вот ему и показывают, что будет бо-бо...

„…Вопрос идеологии, поставленный перед наукой, — это не вопрос ситуаций или практик, которые она более или менее сознательно отражает; это также и не вопрос её возможного использования или всех возможных злоупотреблений ею; это вопрос её существования в качестве дискурсивной практики и её функционирования среди других практик.“ - не знаю, как сейчас, но вот раньше точно такой же птичий язык процветал и в современном ("актуальном") искусстве. Незабвенный шикарный журнал "Художественная Жизнь", который я переводил как "Х.у.й и Жопа". Слово "дискурс" просто было паролем. (До сих пор его не понимаю... - видимо, каким-то другим заменяю, а?!)
В общем, хотят идеологию сделать таким же товаром и объектом для своих мертвечинных манипуляций, как и всё остальное - по-моему, в этом главная мысль. Оприходуют тебя, а скажут, что поработали с объектом - или дискурсом... Трупняков никакой идеологией не воскресишь, они и тут будут  выстраивать свои технарские конструкции, такова их, блин, "практика"...

„Марксизм внутри мышления XIX века всё равно что рыба в воде; во всяком другом месте ему нечем дышать.“ - все эти измы - бабочки-однодневки, дань конъюнктуре своего времени. Сотни измов давно сдохли, но студентов их изучать заставляют...  Любой изм - это искусственная  технарская конструкция, а в технике идёт  развитие и сменяется мода  - а также происходит деградация, раз в итоге мы все очутились в бетонных муравейниках... Для муравьев свои измы нужны, "пролетарии всех стран, соединяйтесь" для них уже не подходит, они уже почти на отдыхе муравьи, не очень-то пролетарии...

„…утешает и приносит глубокое успокоение мысль о том, что человек — всего лишь недавнее изобретение, образование, которому нет и двух веков, малый холмик в поле нашего знания, и что он исчезнет, как только оно примет новую форму.“ - долго не верил, но да, наш псих и шизоид дошёл и до этого, упразднения изобретения человека (понятно теперь, почему психиатры на него покусились? - но не на того напали, конечно, и он наверняка в отместку их сильно покусал...)
А что -  если в душу не веришь, то упразднение человека - это неизбежное следствие. И технари по сей день усердно его упраздняют... И гуманизм  - это, конечно, лишь наивное детство; технари всегда предпочитают жесткость, не мягкость. В конце концов, им ясность нужна, определенность - а где человек и душа, там расплывчатость и бесконечные изменения... Они хотят, чтобы мы в конце построили свою пирамиду - идеальную, строго научную вещь... Черные квадраты и треугольники уже второй век художники противоестественно, но  усердно ваяют... Гуманизм "Возрождения", который он имеет в виду, ведь тоже на самом деле абсолютно фиктивен, все эти голые натурщики тоже были техникой, а не душой, не людьми, но Фуко уже и этого мало… (опять же, моды и измы сменились...) По сути, ему хочется вернуться в темные века - но с техникой... (Танчики на экранах гонять, как это ни банально)

" В жизни бывают некие моменты, когда необходимо ставить вопрос о том, возможно ли мыслить иначе, чем мы мыслим, и видеть иначе, чем мы видим, если только мы хотим продолжать думать и смотреть.“ - ну да, ну да, иногда приходится искать новые себе оправдания. И вообще, время меняется, надо поспевать за модой и техникой. Какие-то горизонты приходят, какие-то уходят... Мир встал на уши? - ничего, придется привыкнуть, придется и такой мир оправдать - ты же хочешь продолжать думать и смотреть, стоя на голове?! ( Или хотя бы дышать...  Дыши, паскуда... покуда...)

„Не думаю, что так уже необходимо знать точно, кто я. Основной интерес жизни и труда состоит в том, что они позволяют вам стать совсем другим, таким, кто отличается от того, кем вы были вначале. Если бы, начиная писать какую-нибудь книгу, вы знали то, что скажете под конец, то думаете ли вы, что у вас хватило бы смелости писать ее? Что годится для письма и любовных отношений, пригодно и для жизни. Игра стоит свеч лишь тогда, когда мы не знаем, как она закончится.“ - полно наполеонов во всех сферах: "ввяжемся в битву, а там посмотрим". Танчики - или подобные им псевдонауки - это такая азартная вещь, что про себя забываешь...  (Как она закончится? - дядя усатый, мусульманин, придёт и за шкирку возьмёт, мол, хватит, заигрался, пора и баиньки...)
Если взять политиканов - там много игроков ("убеждения" - антураж для игры, амуниция...) Тоже и в искусстве, и где угодно. "Общество спектакля", карнавал, всё не всерьёз, но очень азартно. Всерьез только сама карьера делается и деньги зарабатываются... (Да и то не всегда?! Но хотя бы один серьезный пунктик   у каждого есть?! Даже у либерала? Иначе ведь в бабочку превратиться недолго... У консерваторов, кстати, полностью обратная ситуация...)

„Возможно, когда–нибудь нынешний век будет известен как век Делёза.“ - кажись, забыли вас всех, пидоры. Я только по временам молодости все ваши фамилии помню (и только их, разумеется)

„Безумие — это самая чистая, самая главная и первичная форма процесса, благодаря которому истина человека переходит на уровень объекта и становится доступной научному восприятию. Человек становится природой для самого себя лишь в той мере, в какой он способен к безумию.“ - прославляет безумие - думаете, это лучше, чем прославлять жестокость? Или глупость? Или ещё какую-нибудь хрень? И ведь действительно, сколько безумных и полубезумных картин и музык, религиозных практик и философий... - нам привычно, но потом, со стороны всё это будет выглядеть очень странно. Самовыражаются... (интересное слово, означающее "выражай, выдавай, что хочешь" - хоть высирай... Такие безумцы как животные или растения, поэтому они действительно сливаются с природой - а потом и с землёй... )
Да, но с другой стороны, безумие и бред - это логичная реакция на чугунные штампы, на шаблоны общественных официозов всех сортов. Так и живём! Нормальная жизнь всегда находится между молотом безумия леваков и наковальней  штампованных консерваторов...

"- Я не пророк. Моя работа - делать окна там, где когда-то были стены“ - и делать стены, где когда-то были окна. И делать туалеты в спальне и спальни в туалете. Или потолок  с  полом поменять местами - или ходить на голове... (Хотите на угол  дом поставить? - пожалуйста, если деньги есть, мы решим и такие технические проблемы...)


"- Слово кризис наводит Вас на какие-то мысли?
- Это лишь словечко, которое знаменует неспособность интеллектуалов уловить их настоящее или вскарабкаться на него! Только и всего!
- Так Вас смущает не само слово?
- Безусловно, нет! Меня даже смешит, что ещё находятся люди, которые его употребляют. Необходимо отдавать себе отчет в том, что и на этот раз кризис стал своего рода теоретической приправой, которой потчуют друг друга политики, экономисты, философы и все прочие, для того чтобы придать хоть какой-то статус настоящему, для анализа которого у них нет иных инструментов. Если хотите, кризис - это вечное настоящее. В современной западной истории не было ни одной эпохи, когда отсутствовало бы чрезвычайно тяжкое осознание глубоко переживаемого кризиса, такого кризиса, который люди не чувствовали бы своей собственной кожей." - типа, у нас вечный кризис и вечно мы ничего не понимаем, но это нормально, так что карабкайся , побеждай, не обращай внимания, играй в танчики или в искусство или в революцию. Активаж и похуизм - ни скучать, ни расстраиваться он не будет в любом случае... (Это характер, а не философия?! У каждого характера своя философия... - но о больших мозгах активистов по любому говорить не приходится...)
Он же был пидором (и наверняка наркоманом, раз помер от так называемого "СПИДа"), поэтому ему ли было каких-то "кризисов" пугаться. "Кризис - это я! Не видали вы ещё настоящих кризисов! - которые есть благо!" Уверен, что он любитель именно таких парадоксов и безумий...

"Преступление, не имеющее последствий, не требует наказания; так же как (по другой версии того же аполога) общество, находящееся на грани распада и исчезновения, не имеет права возводить эшафоты." - типа, и преступление так себе и судьи кто. Наверняка только защита пидоров и тому подобного заботила.  Мы распадаемся, а не совершаем преступления и мы не судим, потому что распадаемся. Л - логика...

"Путь от просто человека к человеку истинному лежит через человека безумного." - вспоминается "безумство креста " и т.п. места в Евангелиях. Но он о евангелиях не вспоминает, к сожалению, поэтому похож на наркомана, надеющегося обрести истину в своих оргазмах...
Кстати, тема безумия у него самая основная - но этого вы не прочтете в Википедии и прочих "приличных" местах...
20-ый век представляется безумно скучным, но сколько людей, помирая от удушья, рвали жилы... - тот же Высоцкий тоже был на этой волне.... Повторяю, безумие - к гибели, говорить надо только об отчаянии... (И Евангелия зря писали про безумие - если только перевод верен - дали оправдание последующим мракобесам)
Христианское "спасение" , как и любое настоящее спасение, это трудно, это отчаянный напряг - вот какой должна быть основная мысль. А безумие мертвецов в бетонных коробках - это попытка "жизни" с помощью сильнодействующих средств. Исправлять свою жизнь и свои понятия не хотят, но и совсем дохлым  мертвецом быть не каждому хочется (у этого Фуко, например, весьма энергичная рожа...)

"Голова превратится в череп, но пуста она уже сейчас" - только что поминал мертвецов!  Череп  обязательно нужно заполнить чем-то захватывающим - например, танчиками - и тогда он снова станет живой головой - хотя лишь на время игры...

"Часто говорится, что истерия исчезла или что она была болезнью XI X века. Но это была не болезнь XIX века, это был, если прибегнуть к медицинской терминологии, характерно больничный синдром — синдром, коррелятивный больничной власти, медицинской власти. Мне кажется неподходящим даже слово «синдром». Истерия была процессом, посредством которого больные пытались уклониться от психиатрической власти, феноменом борьбы, а вовсе не патологическим феноменом. Во всяком случае, именно в таком качестве ее следует рассматривать" - типа, мы истерим, потому что психиатры, твари такие, нас в больнички засовывают. Это такой, блин, "феномен борьбы " (хоть плачь, хоть смейся). Типа, мы всегда истерили и чего вы этих сук, психиатров развели по этому поводу, не дают поистерить спокойно... И я, опять-таки, согласен, истерики лучше психиатров - но ненамного; одни слишком холодные удавы, а другие кипятком ссут - ну, нет нормальных людей и всё тут... (Наверное, нет никакой "нормы" - есть только истина. И привычки...)

"психиатрическая власть есть та дополнительная власть, посредством которой реальное предписывается безумию в качестве истины, раз и навсегда подкрепленной этой властью, дающей психиатрии статус медицинской науки." - из биографии не совсем понятно, почему он  так ополчился на этих фашистов в белых халатах - ведь он сам был без пяти минут психиатром! Психологом!  Наверное, сильно на подозрении был у  коллег из-за своих философий... Из-за любых философий на подозрении будешь...
"реальное предписывается безумию в качестве истины" - вы поняли?! Не надо нам, безумцам, навязывать ваши жалкие реальности в качестве истины... 
Поэтому и приходится христианам быть безумными, отчаянными, что с другой стороны, на другом полюсе будь здоров отморозки и фанаты прогресса (Я не отчаянный? я ведь технику люблю?  А всяких фуко критикую от скуки и зависти - и для тренировки... На самом деле, и его ненавижу ни разу, ведь и он - по своему честный малый. Просто ума не хватило и заела среда - самая рядовая история...)

"Перестать быть безумцем — значит покориться, согласиться зарабатывать на свою жизнь, отождествиться с предложенной вам биографической идентичностью, прекратить наслаждаться своей болезнью." - всё-таки, непонятно, зачем его сделали великим философом, когда у него на уме всё время то безумие, то психиатры...

"Ведь что такое «инстинкт»? Это некая анархическая форма воли, заключающаяся в отказе согласоваться с волей других; это воля, не желающая повиноваться схеме монархической воли индивида и, как следствие, отвергающая всякий порядок и всякую интеграцию в какую угодно систему. Инстинкт — это воля, которая «хочет не хотеть» и упрямо не желает становиться взрослой волей, характеризующейся, по Сегюэну, способностью подчиняться. Инстинкт — это бесконечная серия мелких отказов, противопоставляемых всякой воле другого." - все безумцы - анархисты (а любого анархиста можно объявить безумцем)

"С XVI века считалось, что развитие форм и содержания знания служит одной из основных гарантий освобождения человечества. Это один из великих постулатов нашей цивилизации, распространившейся по всему миру. Но уже Франкфуртская школа признавала, что следствием и функцией образования крупных систем знания является также порабощение и подчинение. Что и заставило полностью пересмотреть постулат, согласно которому развитие знания гарантирует освобождение" - ещё бы им признать, что и знаний-то никаких у них нет. Один горький опыт неудачных попыток...
  Бесчисленные знания , не относящиеся к делу, к жизни конкретного человека - это хлам; и то, что нас с детства заставляют таскать этот хлам целыми огромными мешками - это, конечно, рабство, а не свобода. А потом мы и сами настолько привыкаем в нем рыться, что уже не можем избавиться от этой зависимости. Я сам тому пример - в перерывах этой писанины постоянно совершенно бесцельно роюсь в интернете, телеграме и ютубе - и не в силах оторваться, хотя ничего особенно интересного и не нахожу... (Хотя Фуко мои находки  и не хуже!)

"Когда власть характеризуется как неведение, как бессознательное, забвение, темнота, обновременно появляются, с одной стороны, провидец и философ, связанные с истиной, с вечными истинами божества и духа, а с другой стороны, народ, который,не имея власти, обладает памятью о ней и способен свидетельствовать об истине. Таким образом, за ставшей невыносимой слепой, подобно Эдипу, властью стоят пастухи, обладающие памятью, и провидцы, прорицающие истину." - ишь, как заговорил - оказывается, он в каких-то "провидцев" верит. Гордец, а не романтик? Да и народу он даёт шанс оценить себя, провидца, проклинающего власть и психиатров...  (Я никому не даю никаких шансов?! - А сколько можно обманывать себя? Ещё две тысячи лет? Десять тысяч? Не надоело?  В ближайшей, обозримой истории точно ни малейших шансов нет.  Этот мир обязательно погибнет...  И пидоры в качестве провидцев - это одна из бесчисленных примет гибели...)

"Мы хорошо знаем со времен Малларме, что слово есть проявленное несуществование того, что оно обозначает." - типа, слова и дела всегда существуют раздельно. Гораздо чаще, чем мы думаем, это действительно так... Но в их мире словесной пурги, лапши, абстрактных теорий и лицемерия такое ощущение гораздо сильнее... (сталкивался с такими "абстрактными" людьми...)
В виртуальный век интернета эта тема ещё сильнее, но по-прежнему почти никем не осознается... - слово стало делом! (А дело - словом, всего лишь словом. Или галочкой. Или денежным знаком...)  ...Эклектика и винегрет - это норма теперь; иначе и быть не может при такой силе информационных потоков - из него уже невозможно вычленить часть (чтобы объявить её, например, "теорией "...)

Ладно, он мне уже стал надоедать... Не хочу лишь через эту призму рассматривать современность. Да и ум за разум  потихоньку заходит (как бы самому не вляпаться в бред! Не записаться... Уже многократно такое случалось! И надо бы самого себя комментировать, критиковать, сокращать - и, дай бог, чтобы не вовсе выкидывать...)


Рецензии