Как дядя Саша делал из меня провидца

     НА ДЯДЮ САШУ ПОДАЛИ В СУД

    Мой сосед, дядя Саша  из соседней квартиры зауважал  меня с той поры, когда он пришел ко мне, чтобы помог ему написать исковое заявление. У него случилась большая  неприятность. По своей работе он как слесарь   Горгаза  работал на кухне у  одного предпринимателя-юриста. Ни с того ни с сего у того что-то пропало там и хозяин заподозрил  дядю Сашу. Мало того, он подал в суд. На дяде Саше не было лица : воровать на кухне – это не про него.
    По-соседки я написал встречное исковое заявление. Раз просят, надо помочь.   Как редактор отдела писем и  жалоб населения  мне доводилось разбираться с прошениями обиженных. Заявление в суд я написал по основным правилам юридических документов. Ну,  и результат – с дяди Саши сняли на суде все обвинения. Справедливость восторжествовала.
   С той поры, как только по телевизору покажут какое-либо судьбоносное событие в стране, дядя Саша тут как тут появлялся  в дверях нашей квартиры. Так случилось и 21 сентября 1993 года, Очень возбужденный  увиденным и услышанным по телевизору дядя Саша спросил:
- Смотрел по телевизору, что сегодня  Борис Ельцин разогнал Верховный Совет РСФСР?
- Да, конечно,-  что-то небывалое происходи.т
- Что теперь будет?-с таким вопросом пришел дядя Саша, считая, что могу предвидеть дальнейшие события события в Москве.
   Разочаровывать его не хотелось, поэтому пришлось серьезно задуматься.

       ДЯДЯ САША -  СВИДЕТЕЛЬ ВЗРЫВА
       «КУЗЬКИНОЙ МАТЕРИ»

    Политикой он стал интересоваться еще со времени армейской службы. Тогда он попал на Северную землю, о событиях на которой в тот год говорил весь мир.  А как не обсуждать, если дядя Саша оказался свидетелем испытания Царь-бомбы, которая тремя волнами прошла по земному шару.
    30 октября 1961 г., Советский Союз испытал на полигоне Новая Земля (Архангельская область) самое мощное в мире термоядерное устройство - экспериментальную авиационную водородную бомбу мощностью около 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте В народе эту бомбу назвали «Кузькина мать». Термоядерный заряд был сброшен с переоборудованного стратегического бомбардировщика Ту-95 и подорван на высоте 3,7 тыс. м над землей.
   Для дяди Саши, пожалуй, это было главное событие в жизни. Временами он рассказывал о деталях того испытания. Таких людей, которые были на испытаниях "Кузькина мать", мне не доводилось встречать, поэтому с почтением и вниманием слушал его. Еще он интересен был тем, что 16 лет назад раз и навсегда бросил пить. Значит, у человека большая сила воли. Не каждый так может, а потому заслуживает уважения. Казалось бы простой мужик с Горгаза, а задумывается над политическими процессами в стране.

      ДЯДЯ САША ЖДАЛ ОТВЕТА

    Я задумался и встал вспоминать, что бывает, когда случается острая борьба за президентский пост в странах мира. Выборная тематика меня всегда интересовала, поэтому я, как политтетехнолог-имиджмейкер,  небезуспешно занимался выборами не только в своей области, но и Республике Башкортостан.
    Дядя Саша ждал ответа на свой животрепещущий вопрос.
Я задумался  и ошарашил соседа своим прогнозом.
- Во-первых, к  утру у нас будет два президента страны.
- Не может быть,- сразу возразил дядя Саша.- Ельцин не уйдет. Он власть любит.
- А его и спрашивать не будут.- возразил я.- По школьной истории помнишь, сколько было  «Лжедмитриев» после убийства сына царя Дмитрия? Тоже  самое,  будет и на этот раз?
- А кто будет вторым  президентом?
- Думаю, что Александр Руцкой. Он же вице-президент, заместитель Ельцина. Тоже власть. А него давно споры с Ельциным. Это мой второй прогноз.
- А как же выборы? – спросил дядя Саша и добавил: Президента полагается выбирать.
- Тут всё просто: старый и новый президенты в газетах назначат сроки выборов президента, причем на разное время. Тут всё по закону и выборах.  Оба президента нарушать его не станут.
- Не может быть, -  возразил собеседник.
- Все может быть, когда борьба за власть обостряется до предела.
- А что еще будет?
- Скорее всего, всю ночь у Белого Дома, где заседает Верховный совет РСФСР   будут гореть костры сторонников Руслана Хасбулатова. Ночами уже стало холодно.
- В-четвертых, первая кровь прольется в течение трех суток.
- Откуда ты всё это знаешь?- спросил дядя Саша.- А вдруг всё не так?
- Я же научную диссертацию 4 июня 1991 года защищал по теме «Демократия, перестройка, гласность, выборы». С 1989 года занимался выборами руководителей предприятий, а потом и губернатора нашей области, депутатов сверху донизу.
- И все-таки я не верю, что всё так и будет,- усомнился сосед с Горгаза.
- А что надо, чтобы ты поверил?
- Если бы ты сам ночью у Белого дома был.
- Хочешь, чтобы я поехал в Москву и посмотрел, как  там все будет?
- А почему бы нет? Заодно проверил бы свои прогнозы.
- Ну, ты, дядя Саша, даешь. Ни с того ни с сего в столицу ехать.
- Как это ни с того ни сего? - возразил дядя Саша.- Верховный совет РСФСР  разгоняют не каждый день. Такое раз в жизни бывает.
   Я задумался, взял паузу и подумал, что в 1991 году, когда начали свергать Горбачева, я  был отпуске,  и меня в Москве не было, поэтому не видел своими глазами те бурные дни: ГКЧП, Ельцина на танке.
- Неужели и разгон Верховного совета РСФСР пройдет мимо меня?- мысленно спросил себя.- Так не должно быть.
- Так и быть, дядя Саша, ночным поездом поеду в Москву, на метро отправлюсь до Белого Дома и посмотрю, что так происходит. Ты прав: такое надо видеть своими глазами.
- Приедешь, расскажешь,- сказал дядя Саша.
  Он ушел, а я стал собираться в дорогу.


     ГОРЯТ КОСТРЫ У ЗДАНИЯ
     ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

     Еще в темное время суток я прибыл в Москву, дождался, когда начнет работать метро, и на нем отправился к Белому Дому, Еще на подходе к величественному  белому зданию увидел, что мое четвертое предсказание сбылось -  перед ним горели костры, где грелись  защитники Верховного Совета. Я подошел к  ближайшему огню и прислушался к разговору собравшихся  там.
- Отстоим народную власть. Долой власть олигархов, расходится не будем, будем бороться до конца.
   Потом я пошел к другому костру.
- Надо держаться,- такую фразу не раз я слышал от собравшихся.
   Так я прошел несколько костров, пока не встретил у одного из них Виктора Ивановича Анпилова. Это человека я  знал, потому что он закончил тот же журфак МГУ, что  и я. Мы них пересекались на факультете. Наша преподавательница испанского языка  Чернышова  рассказывала, что  Анпилов  учился у неё, после окончания факультета поехал работать на Кубу переводчиком и журналистом.
   С самого начал учебы я был избран секретарем комсомольской организации курса и был членом комитета комсомола нашего факультета. На заседаниях этой организации мне довелось неоднократно встречаться с  Виктором Анпиловым.  Он произвел на меня впечатление энергичного человека, со своим взглядом на все вопросы.
    И вот новая встреча с ним. Он уже  руководитель «Трудовой России», которая собирала на Манежной площади Москвы сотни тысяч сторонников и сочувствующих.
Мне показалось, что он узнал меня, поэтому  протянул свернутый попопал лист бумаги и сказал:
- У нас теперь свой президент - Александр Руцкой. Ельцин отправлен в отставку.
   
   При свете костра я развернул  сложенный лист и стал читать текст.


         ПОСТАНОВЛЕНИЕ
      Верховного Совета Российской Федерации
      О прекращении полномочий
      Президента  Российской Федерации Ельцина Б. Н.

   В связи с грубейшим нарушением Президентом Российской Федерации Ельциным Б.Н. Конституции Российской Федерации- России 1400 о поэтапной конституционной реформе Российской Федерации, приостанавливающего действие законно избранных органов государственной власти, Верховный Совет Российской Федерации постановляет.
  В соответствии со статьей 126-1 Конституции Российской Федерации – России полномочия Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н. прекращаются с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 года.

  Председатель Верховного Совета Российской Федерации
                Р.И. Хасбулатов,
   Москва. Дом Советов России, 22 сентября, № 57-80 -1

        ЕЛЬЦИН - НЕ КЕРЕНСКИЙ...
 
    Когда дочитал этот документ, сказал Виктору Ивановичу:
- Все очень серьезно. Только в Постановлении  о втором президенте здесь ни слова.
- Сегодня  днем 23 сентября  Александр Руцкой будет приведен к присяге,-ответил мне Анпилов.
- Это же назначение, а как же выборы президента?- допытывался я.
- В сегодняшних газетах будет написано, что Верховный Совет определил дату президентских выборов, так что демократические нормы будут соблюдены.
    Услышав это, я понял, что мое предположение, что к утру 22 сентября  будет  два президента  страны,  оправдывалось.  Но это не вызвало во мне радости. Я мысленно заглянул в возможный сценарий развития событий и сказал:
- Ельцин не Керенский, чтобы в женском платье бежать из Кремля.
- А куда ему деваться? -возразил Анпилов.- Постановление Верховного Совета есть.
- Я ходил от костра к костру и часто слышал, что главное сейчас держаться и держатся. Мне кажется, так революции не делаются.
- Почему так говоришь?- спросил Виктор Анпилов.
- За вами ходит человек с ружьем,- ответил я.- Куда у него смотрит дуло оружия? Вниз на землю. Оно не готово к применению.
- Мы рассчитываем на мирный переход власти от Ельцина к Руцкому.
- Это в лучшем случае, но Ельцин не такой, чтобы сделать так. Думаю, что скоро и кровь прольется.
- Посмотрим,- неопределенно подвел итог Виктор Иванович нашему разговору.
   Похоже, что ход нашей беседы ему не очень-то  нравился, тем более при защитниках Верховного Совета у костра.
   Ну, и я понимал, что присутствующие  мало представляют, чем это всё может кончиться. У меня было предчувствие, что никакого мирного исхода не будет. Ельцин сначала попытается подкупить депутатов, отказаться от мандатов  Верховного Совета, а когда они откажутся, тогда бескровный мирный период  перехода власти закончится.

    Я стал думать о том, как я буду рассказывать дяде Саше о событиях этой ночи, что встретился с Виктором Анпиловым,  выпускником нашего факультета, о нашем с ним разговоре.

   P.S. Мое первое предвидение, что к утру 22 сентября в стране будет два президента сбылось, и второе тоже реализовалось: старый и новый президенты каждый назначил свои сроки новых выборов президента.
   Что касается костров со сторонниками  Верховного совета тоже были. Остался четвертый прогноз - о первой крови. Я полагал, что это произойдет в течение   трех суток, но оказалось иначе.
    Вечером того же дня, между 20 и 21 часами, вооруженные люди нападают на здание Объединенного командования Вооруженных сил СНГ (бывший Минобороны СССР). Им удалось частично разоружить охрану, но другие открыли огонь. В результате стрельбы погибли два человека — милиционер и мирная жительница, местная пенсионерка, наблюдавшая за происшествием из окна. Потом такое  будет повторяться много раз. Бескровных революций не бывает.

    СПАСИБО ДЯДЕ САШЕ

   Вот так дядя Саша подтолкнул меня поехать в Москву и своими глазами увидеть, как начиналось противостояние между Верховным Советом РСФСР и президентом Б.Н. Ельциным.
 Дядя Саша  после показанных по телевизору будоражащих  событий в странем ного раз  заходил у нам  и спрашивал:
   - Что теперь будет?
   Мне приходилось отвечать на этот вопрос.
   Спасибо дяде Саше за то, что надоумил делать политические прогнозы. Это пригодилось мне  в работе политтехнолога-имиджмейкера на многочисленных выборах губернаторов:  в Костромской, Ивановской, Нижегородской, Ярославской  областях, а также в Белоруссии на президентских выборах, Государственного собрания-Курултая Республики Башкортостан, а так же на местных выборах.
    Умение предвидеть ход событий на выборах –
    это необходимое качество политтехнолога.


Рецензии