Пушкин и Гоголь Литературная дружба-дуэль

Амфитеатров А. в эмигрантской (китайской волны) ст. «Пушкин в жизни Гоголя», которой открывается сборник, подготовленный Мехтиевым В.Г. (2019),  отметил у исследователей отношений Пушкина и Гоголя  термин «литературная дружба», подчеркнув тем , что житейской то между ними не было и быть не могло
Мне представляется, что Пушкин использовал  Гоголя  для реализации своих планов описания, «что (в России - moi)  действительно достойно осмеяния всеобщего».
 
По исповедальному выражению Гоголя Пушкин:
а) заставил (!) меня взглянуть на дело сурьезно
б) и обставил (!) дело это так, что «я решился собрать в одну кучу все дурное в России»

***
План проекта анализа и оценки сношений  Проектировщика ( научного руководителя)  Пушкина  и Исполнителя (диссертанта) Гоголя- Яновского:
1. Царский подарок Пушкина – идея Ревизора и Мертвых душ

2. Гоголь у барьера дружбы-дуэли 
2.1. При жизни Гения:
2.2. После гибели Учителя и Кумира
3. Творения Гоголя до и после гибели Пушкина

***
Проектные мат-лы:
 
                (1)

Показания Гоголя ИЗ «АВТОРСКОЙ ИСПОВЕДИ» (*):

<<<

Пушкин заставил меня взглянуть на дело сурьезно. 
Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и наконец, один раз, после того как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал:
«Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!»
Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, *** , и, в заключенье всего,

отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ».

(Мысль «Ревизора» принадлежит также ему 1.)

На этот раз и я сам уже задумался сурьезно, — тем более что стали приближаться такие года, когда сам собой приходит запрос всякому поступку: зачем и для чего его делаешь? Я увидел, что в сочинениях моих смеюсь даром, напрасно, сам не зная зачем. Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего.

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие. Сквозь смех, который никогда еще во мне не появлялся в такой силе, читатель услышал грусть. Я сам почувствовал, что уже смех мой не тот, какой был прежде, что уже не могу быть в сочиненьях моих тем, чем был дотоле, и что самая потребность развлекать себя невинными, беззаботными сценами окончилась вместе с молодыми моими летами.
После «Ревизора» я почувствовал, более нежели когда-нибудь прежде, потребность сочинения полного, где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться.

>>>

(*) О проблемах авторства Авторской исповеди  см. Гоголь Николай. Авторская исповедь - 1847-2012 - royallib.com; Балакшина Ю. «Авторская исповедь» - к истории названия и жанра – 2009; Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем._1890 – 1960; Гиппиус В. Литературное общение Гоголя с Пушкинымж. Уч. зап. Пермского ГУ», вып. 2, 1931;  Михед П. В. Место «Авторской исповеди» в творческой судьбе Гоголя // Гоголевский сборник. СПб., 1994. С. 154-158
***
Справка от <<<АВТОРСКАЯ ИСПОВЕДЬ. Печатается по ЛБ2 — беловому автографу (ЛБ, М. 3217).
В рукописи — единственном источнике текста — заглавия нет. Озаглавлено С. П. Шевыревым, редактировавшим «Сочинения Н. В. Гоголя, найденные после его смерти». М., 1855. В приложении к этому изданию, содержащему вторую часть «Мертвых душ», и была впервые опубликована данная статья.
Работа над «Авторской исповедью» относится к концу мая—июлю 1847 г. В письмах Гоголь называл свое произведение «повестью моего авторства» или «повестью моего писательства». Не будучи напечатана при жизни Гоголя, «Авторская исповедь» получила распространение в списках.
Статья была откликом на полемику вокруг «Выбранных мест из переписки с друзьями», прежде всего на статью Белинского в «Современнике».
В рецензии на «Сочинения Гоголя» 1855 г., предназначенной для «Современника», Н. Г. Чернышевский писал: «Статья эта написана по поводу неблагоприятных для автора отзывов о „Переписке с друзьями“ с целью служить ему оправданием, объяснением происхождения его книги и органической связи, соединяющей это странное явление с его прежними произведениями, которых отрицание видела критика во многих письмах» (Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. III. M., 1947, стр. 774).
Стремясь к самооправданию и к тому, чтобы сгладить тяжелое впечатление, произведенное «Выбранными местами», Гоголь, однако, не смог здесь отказаться от основных положений своей книги.
«Авторская исповедь» — документ, дающий яркое представление о личности писателя, о противоречиях его мировоззрения, о творческом методе Гоголя. Исключительный интерес представляют содержащиеся в «Авторской исповеди» высказывания Гоголя о художественном творчестве; писатель раскрывает здесь принципы своего реалистического искусства.
В «Авторской исповеди» Гоголь сообщает ценнейшие сведения о роли Пушкина в создании «Ревизора» и «Мертвых душ».
…Явились у нас очень замечательные критики, которые навсегда останутся памятниками любви к искусству… Речь идет о Белинском; на протяжении всей статьи Гоголь полемизирует с Белинским и вместе с тем ищет примирения с ним.
Под небом Африки моей… — пушкинские строки из «Евгения Онегина» (глава первая, строфа L).>>>

***
Балакшина Ю. в ст.  «Авторская исповедь» - к истории названия и жанра (https://www.domgogolya.ru/science/researches/689/#01  2009 ) отметила:
- текст, написанный Гоголем в 1847 г., в его письмах получил наименование «повести моего писательства» (письмо П. А. Плетневу от 29 мая (10 июня) 1847 г. ) или «книжечки», что подчеркивало контрастное единство нового текста с «книгой» «Выбранных мест»

- из предисловия к первому изданию «Авторской исповеди» в томе «Сочинения Гоголя, найденные после его смерти» (1855 г.) известно, что этот текст был найден в уцелевших от сожжения бумагах покойного писателя и озаглавлен С. П. Шевыревым при подготовке его к публикации

- от момента написания до момента печатной канонизации в 1855 году и жанр, и название, и даже статус «Авторской исповеди» как самостоятельного текста постоянно менялись

- мы наблюдаем процесс эволюции жанрового статуса «Авторской исповеди», включающий пять жанровых определений: «повесть», часть «Выбранных мест...» («межтекстовое единство»), автобиография, исповедь как церковный и исповедь как литературный жанр

Выводы:

(I)  Об истинно царском подарке  Пушкина нас уведомил сам  автор Ревизора и Мертвых душ = Н.В. Гоголь (ур. малоросс Яновский)

(II) Об истинном замысле дарственной Гоголь не догадывался и не догадался даже когда, направляясь к Папе Римскому  замысле, фактически отрекся от Дарителя  и скинул его с пьедестала в «Поэты и больше НИЧЕГО»

(III)


                (2)

Дружба двух гениев словесности была  литературной и никогда житейской.  Гоголь , к примеру , звал жену учителя, вдохновителя, наставника  и дарителя идей и  сюжетов Надеждой и по фамилии …  Пушкинская. 

Однако тихим хохляцким сапом  эта такая цеховая дружба превратилась со временем в дружбу –дуэль:

- Пушкин имел на хохла Яновского вполне прагматичные виды  - иметь под  руками управляемого сатирика, который  блестяще реализует проект  собирания всего самого дурного о (в) Руси и осмеяния оной всеобщего самым язвительным желчным образом на который был способен и отважился бы этот хохол. Самому уже Нашему, но еще не совсем Всему, этого делать было нельзя из-за принятых обязательств чести по Сговору с царем-самовластцем


- Гоголь же «выстрелил (вербально)  в Кумира-Дарителя  трижды:

; - в 1832-1836 в   Несколько Слов О Пушкине., в которой возвел своего наставника и поводыря к богам на Олимп и в  нац. лидеры и идеалы

; - в 1845 в ст. «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-369-.htm (см. Выбранные места из переписки с друзьями В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность)

<<<
На Пушкине оборвались все вопросы, которые дотоле не задавались никому из наших поэтов и в которых виден дух просыпающегося времени. Зачем, к чему была его поэзия? Какое новое направленье мысленному миру дал Пушкин? Что сказал он нужное своему веку? Подействовал ли на него, если не спасительно, то разрушительно? Произвел ли влиянье на других, хотя личностью собственного характера, гениальными заблужденьями, как Байрон и как даже многие второстепенные и низшие поэты? Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт, и ничего больше,;—;что такое поэт, взятый не под влиянием какого-нибудь времени или обстоятельств и не под условьем также собственного, личного характера, как человека, но в независимости ото всего
>>>

Пушкин  - поэт.  И ничего больше.  Идеальный поэт.  И ничего больше… Гоголя стало удручать, что его Учитель и гуру …  не моралист. Он всего лишь  поэт.   Как у Христа его паства это всего лишь люди…
Пушкин уже не Бог …

; В 1847 мнение Гоголя двоится :
- «В Авторской Исповеди» Гоголь утверждает, что он обязан Пушкину: 1) сюжетами двух главных своих произведений — «Ревизора» и «Мертвых душ»; 2) изменением направления всего своего творчества (из праздного зубоскальства оно становится служением человечеству); 3) самым фактом своего писательства (без Пушкина «оно, может быть, исчезнуло бы»)
 - а в письме к Жуковскому (29 декабря 1847 г), изображая тот же перелом и переписывая дословно целые фрагменты из «Исповеди», Гоголь о Пушкине не упоминает вовсе. Там он, казалось, был обязан ему всем, здесь — ничем»


                (3)
 
Посмотрим творения Гоголя до и после гибели Пушкина :
Хронология произведений  Н. В.  Гоголя:

(I) Пушкинской поры и влияния кумира-наставника

1809, 20 марта (1 апреля) – родился Н. В. Гоголь.
1829 – стихотворение «Италия» (без подписи).
поэма «Ганц Кюхельгартен», вышла под псевдонимом В. Алов.
1830 – повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» (вышла в «Отечественных записках» без подписи).
1831 – 1-я часть повести  «Вечера на хуторе близ Диканьки»;  «Майская  ночь,  или Утопленница»,  повесть;   «Сорочинская ярмарка», повесть; «Глава из исторического романа»; «Учитель» из малороссийской повести «Страшный кабан»;  «Женщина»,  первое произведение, вышедшее под настоящей фамилией автора.
1832 –  2-я часть повести «Вечера на хуторе близ Диканьки»;  «Страшная месть»,  повесть.
1834 – «Невский проспект», повесть; «Портрет», повесть; «Записки сумасшедшего», повесть;  «Женитьба»,  комедия.
1835 –  «Арабески» (сборник статей); «Миргород» ( «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»); написан «Нос»,  повесть; написан «Ревизор»,  комедия;  начаты «Мертвые души»,  поэма.
1836 – выход в свет первого номера «Современника», где напечатаны «Коляска»,  «Утро делового человека» и статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году».

II – После ухода Пушкина:

1841 –  «Шинель», повесть.
1842 –  вышли «Мертвые души»; Издание сочинений Н. В. Гоголя, где впервые напечатаны «Шинель» и «Театральный разъезд».
1843 –  «Сочинения Николая Гоголя» в 4-х томах,
1846 – написаны «Развязка Ревизора» и предисловие ко вт. изданию «Мертвых душ».
1847 – «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь».
1852, ночь с 11 на 12 февраля (по ст. ст.) – сожжение вт. тома «Мертвых душ».
1852, 21 февраля в 8 часов утра Н. В. Гоголь умер.

Итак, очевидно следующее как Голая Правда :

После смерти Пушкина и без его заботы дарителя и поставщика сюжетов  Гоголь написал одну великую вещь ШИНЕЛЬ  - образ  обмундированной замордованной чиновничьей крепостной Руси
Всё!
Он писал коллегам по цеху, обращаясь с просьбой и моля : СЮЖЕТОВ!
Но более  никто ничего этому хохлу (по Розанову) не дал
И писателя-сатирика и юмориста Гоголя не стало
Гоголь исчез из цеха …  А было ему всего 28 лет …


Рецензии