Монгольский бросок в Европу и окончательное покоре

Из южнорусских земель орды Батыя разрушительным вихрем пронеслись через Галицкое и Волынское княжества, перевалили в 1241 г. через Карпаты, подвергли разорению Южную Польшу и взяли Краков, откуда часть войска была послана на Бреславль (в Силезии), а главные силы Батыя вторглись в Венгрию и Трансильванию. Официальным поводом для вторжения монголы выставляли то, что венгерский король Бела IV дал приют их давнему врагу — половецкому хану Котяну, который переселился в Венгрию с 40-тысячной ордой.

Монгольское войско, вторгшееся в Силезию, было встречено на реке Кацбах близ г. Лигниц (Легница) войском немецких (тевтонских) и польских рыцарей во главе с Генрихом II Кротким, великим герцогом Нижнесилезским и Польским. Силы противников были примерно равны — по 20—30 тысяч человек. 9 апреля 1241 г. произошло сражение. Был момент, когда рыцарская конница смяла ряды монголов, но те притворным отступлением заставили рыцарей сломать боевые порядки и в конце концов нанесли немецко-польскому войску жестокое поражение. Великий герцог пал в бою. Согласно польскому историку Матвею из Мичова, монголы отрезали одно ухо у каждого вражеского трупа, найденного ими на поле сражения; было собрано девять больших мешков ушей. Сражение у Легницы показало принципиальную возможность победы азиатского военного искусства над европейским. Однако тяжеловооружённая рыцарская конница нанесла монголам настолько чувствительный урон, что они не решились продолжить преследование и спустя три дня повернули на юго-запад, пойдя на соединение с главными силами Батыя, который в 1241 г. дошёл до Хорватии и Далмации, разгромив по пути объединённые силы венгерского короля Белы IV и хорватского герцога Коломана.

Впечатление, произведенное на Европу "татарами", как называли монголов ее народы, было ужасно. Нашествие их было относимо к величайшим бедствиям, когда-либо постигавшим человеческий род. В Париже, как и во всех городах Европы, служили молебны об отвращении страшной опасности.

У Матвея Парижского есть трогательный рассказ о том, с какой чисто христианской покорностью некоторые из западных владык готовы были принять это наказание свыше. «Когда сей ужасный Поток Гнева Господня господствовал над нами, — пишет этот монах, — королева Бланш (мать короля Франции) вскричала, слушая эти новости: "Король Людовик, сын мой, где вы?" Он, подойдя, спросил: "Мать моя, что вам угодно?" Тогда она, испуская глубокие вздохи и разражаясь потоками слез, сказала ему в рассуждение опасности сей как женщина, но с решительностью незаурядной дамы: "Что же делать, сын мой, при сем ужасном обстоятельстве, невыносимый шум от которого доносится до нас? Мы все, как и святая блаженная Церковь, осуждены на общую погибель от сих татар!" На эти слова король ответил печально, но не без божественного вдохновения: "Небесное утешение поддерживает нас! Ибо если эти татары, как они себя именуют, дойдут до нас или мы пойдём за ними в те места, где они живут, то всё равно — мы пойдём на небеса". Таким образом он сказал: побьём ли мы их, или сами будем побиты ими — мы все равно пойдём к Богу, как верующие ли, как мученики ли. И замечательное слово это ободрило и воодушевило не только дворян Франции, но и простых горожан всех городов».

Психология монголов, психология победителей, нашла отражение в обращении монгольского императора к французскому королю: «Именем Бога Вседержителя повелеваю тебе, королю Людовику, быть мне послушным и торжественно объявить, чего желаешь: мира или войны. Когда воля Небес исполнится и весь мир признает меня своим повелителем, тогда воцарится на земле блаженное спокойствие и счастливые народы увидят, что мы для них сделали! Но если дерзнёшь отвергнуть повеление божественное и скажешь, что земля твоя отдалённая, горы неприступные, моря глубокие и нас не боишься, то Всесильный, облегчая трудное и приближая отдалённое, покажет тебе, что мы можем сделать».

История сохранила нам ценное описание монгольских войск в Венгрии. Приведу свидетельство очевидца, учёного архидиакона Тома из Сплита: «Те люди малого роста, но груди у них широкие. Внешность их ужасная: лицо без бороды и плоское, нос тупой, а маленькие глаза далеко друг от друга отстоят. Одежда их, непроницаемая для холода и влаги, составлена из сложенных двух кож (шерстью наружу), так что похожа на чешую; шлемы из кожи или железа. Оружие их — кривая сабля, колчаны, лук и стрела с острым наконечником из железа или кости, которая на 4 пальца длиннее нашей. На чёрных или белых знамёнах своих имеют пучки из конских волос (бунчук). Их кони, на которых ездят без седла, малы, но крепки, привычны к усиленным переходам и голоду; кони, хотя не подкованные, взбираются и скачут по горам, как дикие козы, и после трёхдневной усиленной скачки они довольствуются коротким отдыхом и малым фуражом. И люди много не заботятся о своём продовольствии, как будто живут от самой суровости воспитания: не едят хлеба, пища их — мясо и питье — кобылье молоко (кумыс) и кровь. С собой ведут много пленных, в особенности много вооружённых куманов (половцев), гонят их перед собой в бой и убивают, как только видят, что они не идут слепо в бой. Сами монголы неохотно идут в бой. Если же кто из них будет убит, тут же его без гроба закапывают. Почти нет реки, которую они не переплыли бы на своих конях. Через большие реки все-таки приходится им переплывать на своих меховых бурдюках (надутых воздухом) и лодках (камышовых плотах). Шатры их из полотна или из кожи. Хотя их огромное полчище, но нет в их таборе ни ропота, ни раздоров, они стойко переносят страдания и упорно воюют».

Несмотря на победоносное в целом продвижение по Юго-Восточной Европе, Батый всё же не воспользовался плодами своих завоеваний (если не считать грабежа и разорения захваченных им территорий). Европу спас случай. Во время зимовки 1242 г. в Сербии Батый получил известие о смерти императора монголов Угэдэя, который умер в 51 год то ли от неумеренного пьянства, то ли от отравы. Батый  собрал совет из царевичей и старших чинов армии для обсуждения вопроса о судьбе завоёванных в Европе стран и об участи многочисленных пленных, которых монголы вели с собой, пользуясь ими, между прочим, при осадах и штурмах крепостей. На военном совете было признано необходимым личное участие Бату на будущем курултае для избрания нового императора. Поэтому решено было истребить всех пленных и вести войско в южнорусские степи, предоставив покорённые страны их судьбе. Батый повернул обратно, на восток, пройдя в Северное Причерноморье долиной Дуная.

С этого времени Русь была превращена в улус Золотой Орды — нового государства, созданного Батыем в междуречье Яика (Урала) и Днепра с центром на Нижней Волге, недалеко от нынешней Астрахани (ставка Батыя получила название Сарай — слово заимствовано тюрками из иранских языков и означает «дом, дворец»).

Таким образом,  «беспощадная война, которая велась монголо-татарскими полчищами с 1236 по 1241 г. на территории Древней Руси — от Волги до Карпат, закончилась без  всякого  заключения мира, без всякого подведения итогов и договорённостей; участвовавших в этой войне сторон, простым, автоматическим обращением большей части Руси в бесправное, вассальное, полностью подвластное Золотой Орде государство, связанное с Ордой данническими отношениями в фискальной и экономической области и полной политической зависимостью княжеской власти от власти ханов... Такое положение продолжалось для Руси в течение 240 лет — по 1481 г.» (В. Похлёбкин. Татары и Русь.)

В последние годы на прилавках книжных магазинов появились весьма странные исторические исследования. Их авторы, называющие себя евразийцами, пытаются убедить нас, что никакого монголо-татарского ига собственно и не было. Оказывается, монголы были верными союзниками Руси, которые помогли ей выстоять против натиска католического Запада. Однако так ли это? Сегодня мы подсчитаем, во что обошлось монголо-татарское иго Русской земле.

Во-первых, это – неисчислимые людские потери. Наши летописи завершают рассказ о взятии монголами русских городов стереотипным замечанием, вроде: «и не было никого, кто бы остался жив», или «а людей избили от старца до младенца». Многие древнерусские княжества, особенно в Южной Руси, на несколько столетий превратились в безлюдные пустыни.

Во-вторых, тяжелейшие утраты понесла русская культура. Десятки цветущих городов превратились в дымящиеся развалины. В огне погибли древние летописи и другие ценнейшие произведения древнерусской литературы. Тысячи мастеров-умельцев были уведены в Орду. С собой они унесли многие секреты древнерусского ремесла, которые не восстановлены и по сей день. На целое столетие заглохло каменное строительство. Только к середине 15 века московские архитекторы сумели превзойти лучшие образцы каменного зодчества Киевской Руси.

В-третьих, ханы Золотой Орды наложили на завоёванную Русь 14 видов тяжёлых податей и даней. В результате из страны ежегодно на протяжении более двух столетий выкачивались огромные суммы.

И наконец, в-четвертых, монголо-татарское иго было режимом систематического террора. Только в течение следующего полувека после страшного Батыева погрома монголы совершили ещё не менее двадцати опустошительных походов на Русь. Русских князей, подозреваемых в непокорности, вызывали в Орду и там убивали.

Зная все это, можно ли серьёзно рассуждать о какой-то небывалой русско-монгольской идиллии? Ну, а что касается агрессии Запада, то отражать её русским пришлось собственными силами, без чьей-либо помощи.

Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Вышла в свет моя новая книга "Суворов". Буду рад новым читателям!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)
https://sergeytsvetkov.livejournal.com/476612.html
Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru


Рецензии