Музыкальная группа Спейс

Вчера на Ютубе совершенно случайно наткнулся на видео под названием «Группа Спейс. Лучшее». Включил и понял, что это запись сделана на концерте этой группы в Москве,  во дворце спорта «Олимпийский», построенного к Олимпиаде 1980 года.  Концерты проходили именно в этом дворце и были в конце мая-начале июня 1983 года. И на одном из этих концертов я присутствовал, и после него в фойе купил огромный диск с записями этой группы.

Видео хорошее, и звучание прекрасное, и световые эффекты, лазерное шоу, которое сопровождало эти концерты, и даже хорошо передана атмосфера массового помешательства зрителей, с которыми плохо справлялись наши милиционеры, не привыкшие к такому проявлению восторга.

На этот концерт я попал совершенно случайно. Приехал в Москву на курсы повышения квалификации в НИИ имени Склифоссовского. Это был не первый мой приезд в столицу, но до этого я был в ней летом проездом, а два месяца был в холодное время года — в ноябре-декабре. А тут такая поездка в теплое время года, и я решил немного повыпендриваться. Незадолго до отъезда из Хабаровска по блату купил белый вельветовый костюм японского производства, вот и взял его с собой в поездку. В Москве в это время училась в аспирантуре по фармакологии моя кузина, очень красивая молодая женщина на 3 года младше меня. Училась уже почти год, и имела в знакомых парня, который торговал билетами на спектакли и концерты  с наценкой около 50%.  Но для меня в то время это уже не было проблемой. Я был заведующим отделением крупной городской больницы и главным рентгенологом г.Хабаровска, много совмещал, и получал в месяц больше 400 рублей, что для средней полосы России в те годы были огромные деньги. Поэтому я мог себе позволить покупать билеты с наценкой и на себя, и на кузину. С ней мы ходили вместе на спектакли в театры, в том числе в Большой, театр музыкальной комедии. А вот на концерт группы «Спейс», афиши о которой были на всех тумбах, я ходил один. Не пошла кузина и на сборный праздничный концерт  9 мая в том же дворце спорта «Олимпийский», где я первые услышал в исполнении Михаила Ножкина его песню про Ржев, которая потрясла меня.  А так как мы были постоянные клиенты у парня с билетами, то он продал мне и билет на концерт группы «Спейс», правда, наценкой в 200%. И я не разочаровался, что переплатил, оно того стоило.

Вообще я не меломан, ни в классической, ни в инструментальной музыке не разбираюсь. Мне медведь на ухо наступил, так что слух у меня абсолютно не музыкальный. Но если попадается красивая мелодия, я люблю слушать, правда, не часами, как некоторые. А после концерта группы «Спейс» я оценил новое, космическое звучание красивых музыкальных композиции, и у меня в домашней дискотеке появились и диски с красивой инструментальной музыкой.

Название группы Space полностью отражает глубину их музыки, которую сложно перепутать со звучанием другого коллектива. Фирменный звук с использованием синтезаторов стал визитной карточкой французского ансамбля. Во время турне по советским городам, а это было в 1983 году, цена на концертный билет с рук доходила до $100. На стадионах Москвы, Ленинграда и Киева не было свободных мест. Музыка действительно вознесла творчество Space выше земной стратосферы. Их альбом Space Opera отправился на космическую станцию «Мир» летом 1987 года, как символ единения и надежды.

История создания коллектива началась в 1977 году, когда возник творческий союз продюсера Жан-Филиппа Илиеско де Гримальди и композитора Дидье Маруани. К участию также привлекли профессиональных музыкантов: за клавиши встал Ролан Романелли, за ударной установкой находится барабанщик Пьер-Ален Даан. В группу пригласили солистку из США Мадлин Белл.

К моменту образования коллектива Дидье Маруани уже прославился как исполнитель. После появления композиции Magic Fly, которая была написана для астрологической программы, он решает сосредоточиться на новом проекте. Его музыку часто сравнивали со звуками из космоса, поэтому название приходит сразу – Space.

В тот момент Маруани был связан контрактом со звукозаписывающей студией Polydor, поэтому не мог использовать свое имя. Музыкант придумал одеть участников группы в скафандры, а себе взял сценический псевдоним Ecama. В таком виде французы уезжают в Лондон на съемки клипа.

Между тем альбом Magic Fly бьет рекорды по продажам, а композиции становятся хитами на радиостанциях в нескольких странах. После завершения контракта с фирмой Polydor в редакции газеты Mourousi Дидье вместе с другими участниками снимают скафандры. Появление Маруани вызвало у публики растерянность, так как альбом уже ассоциировался с другим человеком. По словам Дидье, это был Жан-Мишель Жарр, творчество которого также связано с «космической» электронной музыкой.

Сразу за удачным дебютным альбомом группа выпускает в 1977 году второй сборник Deliverance, а в следующем году – Just Blue. Общее количество проданных дисков достигает 12 млн копий. В этот период в составе коллектива произошли изменения – приходят Джо Хаммер и Джон Рино Эдвардс.

Между продюсером Жан-Филиппом Илиеско и лидером Дидье Маруани назревает конфликт. Все выступления группы проходят исключительно в телевизионном формате, ни одного живого концерта. Маруани получает разрешение на шоу под Эйфелевой башней, договаривается о поддержке с радиостанцией Europe-1 и с другими средствами массовой информации. Но продюсер принимает решение все отменить.

По мнению Дидье, группа, которая не работает на сцене, обречена на провал, и тогда он решает покинуть Space. В тот момент Дидье еще не знал, что Илиеско оставил себе право на название коллектива.

Группу возглавил Ролан Романелли. Space выпускает в 1980 году альбом Deeper Zone, а в 1981-м команда распадается. Романелли выпускает сольный диск в стиле звездного Space, позже увлекается другим вокальным проектом.

Маруани не сидит сложа руки и создает новый коллектив Paris France Transit, вместе с которым приезжает в 1983 году в Советский Союз. Во избежание юридических разбирательств с Илиеско тур организовывается под лейблом Didier Marouani-Space-Paris France Transit.

На подготовку гастролей тратится полгода. Помимо согласования маршрута и программы, команде необходимо решать техническую часть поездки. С самых первых шагов на территории Союза все музыканты и персонал находились под неусыпным вниманием КГБ и Министерства культуры.

До сих пор в архиве ЦК КПСС хранятся бумаги (справки и докладные), в которых задокументированы действия французов на концертах и после них. Возмущение чиновников вызывало, что Маруани призывал милицию не мешать зрителям выходить на сцену и выражать свои чувства. После выступления музыканты раздавали фотографии со своим изображением.
«Это вызвало нездоровый ажиотаж и привело к нарушениям общественного порядка», - пишется в служебной записке.

По завершении гастролей Министерство культуры получило указание на необходимость более тщательной подготовки и организации выступлений зарубежных коллективов. Сам Маруани вспоминает о том периоде с ностальгией. Открытие такой страны, как Советский Союз, он сравнивает с прибытием на новую планету. Зрителям нравится музыка и сам образ Дидье на сцене, его даже называют «маленьким принцем синтезатора».

В 1987 году он снова приезжает в Советский Союз, чтобы осуществить свою мечту и записать Хор Красной армии имени Александрова для альбома Space Opera. Через посольство музыкант отправляет сообщение Михаилу Горбачеву, в ответ глава государства желает музыканту успеха. Тогда Дидье просит о встрече с министрами культуры и обороны. И только после этого задуманное осуществляется – диск вместе с космонавтами отправляется на станцию «Мир».

В 1992 году мечта Маруани осуществилась – он устроил концерт на Красной площади в Москве. Французский коллектив стал первым зарубежным исполнителем, выступившим в самом сердце столицы. Численность аудитории составила 360 тыс. человек.

До 1997 года коллектив выступает под именем Didier Marouani & Space, а затем через суд солист и лидер группы получает право на использование названия spAce. С 2001 по 2006 годы французы проехались с большим турне по городам России и Украины.

В честь 50-летия полета Юрия Гагарина в космос в 2011 году коллектив дает эксклюзивный концерт в Доме космонавтов в Звездном городке и в Государственном Кремлевском дворце. Мероприятие поддержали российские исполнители, а песня «Ура, Гагарин, ура!» исполнялась при участии космонавтов из других стран.

В начале 2019 года коллектив проехал с туром по десяти российским городам в честь 40-летнего юбилея команды. Выступления прошли во Владивостоке, в Воронеже, Иркутске, Москве, Санкт-Петербурге. SpAce подготовили новое лазерное и световое шоу, а зрители вспомнили старые любимые хиты Magic Fly, Running In The City, Symphony и другие.
Сейчас в составе группы 13 человек. «Я работаю с новой французской командой. Они — настоящие мастера своего дела и следят за тем, как развивается музыкальная индустрия», - оценивает коллег по сцене Дидье Маурани

С выходом каждого альбома известность коллектива только возрастает. После яркого успеха первых трех сборников министр внешней торговли Франции Андре Росси вручает Дидье золотые диски в качестве награды. В записи сборника Deliverance участие принимает Рэй Купер, который работает вместе с Элтоном Джоном. На студии в Англии заказывают скрипку, которая участвовала в записях с Pink Floyd.

В тот период группа начинает активно гастролировать с концертами по Европе. Их музыка звучит из радио и телевизоров, популярности добавляет композиция для первой научной передачи Temps Х, которая транслируется по всем европейским странам.

Тема космоса становится для Дидье и его группы ключевой. После записи Space opera команду в 1990 году приглашают провести концерт европейские космические организации в честь 10-летия создания ракеты Ariane. Мероприятие проходит в гвианском Кайенне при скоплении народа в 40 тыс. человек.

В 1992 году коллектив гастролирует по республикам СССР: дает концерт в Алма-Ате, через 2 года в Севастополе.

Группа продвигается в Южную Азию, где в 1995 году в Таиланде и Тайване выходит альбом Space magic concerts. А в следующем году во всех республиках Советского Союза появляются диски с записями Space и Paris France Transit. Коллекция представляет собой 8 компакт-дисков.

Лидер коллектива продолжает привлекать к работе российских музыкантов, и в 2000 году Санкт-Петербургский симфонический оркестр в количестве 150 человек принимает участие в записи альбома Symphonic Space Dream.

Дискография группы достаточно обширна, с учетом того, что коллектив постоянно переиздает старые песни, приводя их в соответствие современному звучанию. К примеру, в альбоме Space In A Trance (1996 год) представлены ремиксы старых песен, при этом знаменитый Magic Fly присутствует на диске дважды. В одном варианте она звучит как club mix.

В альбоме From Earth to Mars (2011) использован тот же принцип – новые композиции вместе с классикой создают так называемую петлю времени, которая связывает творчество раннего и современного Spaсe.

У музыкантов есть официальный сайт, на котором можно видеть график тура или планируемые выступления. На странице в «Инстаграме» выложены видео и фотоматериалы с гастролей по городам России.

Сейчас Дидье Маруани вынужден заниматься судебными исками, которые он предъявляет к певцу Филиппу Киркорову, композитору Олегу Попкову и компаниям за нарушение его авторских прав. По словам музыканта, в композиции «Жестокая любовь» имеется заимствование материала с его песни A Symphonic Space Dream. Поэтому он требует выплатить ему 272 млн руб.
Маруани подчеркнул, что каждая его песня как дитя, и ему важно «вернуть отцовство».

На заставке фото Дидье Маруани примерно в тот период, когда группа впервые приехала в Советский Союз.


Рецензии