Понять нельзя принять. Часть шестая

МОИ НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ
(Фото автора)


ВАРАНАСИ - ПЕРЕВОРОТ СОЗНАНИЯ


Эта часть моих путевых заметок для тех, кто в ближайшее время не планирует посещение Варанаси, не мечтает окунуться в мутные воды Ганга. Кто не знает, что делать в этой странной Индии, как понять быт её жителей. Или как принять обычаи, традиции, кастовые иерархии. Мы рискнули и попытались проложить маршрут в Неизвестность. Заглянуть за кулисы. Подсмотреть. Сравнить. Познать. Смириться. Взбунтовать. Увидеть себя в Зазеркалье. Робко так попытались, осторожно. Без крайностей. «Да» и «Нет» не говорить. Чёрное с белым не носить! - помните детские игры? Вот так и здесь – без крайностей! Поиск Истины продолжаем. Вместе.

                ХХХ


Пять часов утра. Соскочили с кроватей, как по сирене. Быстрый кофе с чем-то и пулей в фойе, где нас должен ждать лодочник. Опять прокол - в Индии никто никому ничего не должен! Ни лодочника в фойе, ни портье, ни охранника. Минут сорок бесполезного поиска, а ведь могли бы поспать ещё. Но наступающий день нас ждать не намерен - мы принимаем решение бежать на пирс, искать там другого гида. И сразу поняли, что решение здесь принимаем не мы, а неведомые нам силы. Заскрипела дверь, появился сонный, но уже набриолиненный портье «Шпион», а с ним мальчик лет пятнадцати, лодочник. Молча, галопом, досыпая на ходу, мы помчались по каким-то грязным закоулкам сами не знаем куда. Очень холодно. То ли туман, то ли утренняя темнота: а может, полусон. На пирсе нас всё же ждали два индуса в лодке. Тот, который вёл неведомыми тропами, оказался просто проводником. Помните здешнее правило обязательной занятости каждого? Похоже, оно работает и на этой святой земле. Один ищет исполнителя, другой провожает, третий помогает зайти в лодку, четвертый - на вёслах. И все они – кровные родственники, даже если в 48-м поколении. Лодка наша такая неглубокая, узкая, не внушает доверия. Но без вариантов!



Поплыли. В обзоре кроме нас никого. Воздух странный какой-то, осязаемый. Цвета аквамарина. Как пелена. Хочется смахнуть его с лица рукой. Аномальная тишина. Ни Луны, ни Солнца, ни людей, ни птиц. Вода и небо сливаются в бесконечность. Тишина будто искусственно созданная. Всплеска воды от вёсел не слышно. Плывем очень медленно. Так же медленно, почти невидимо, течёт мутный Ганг – река, сошедшая с Небес. Не договариваясь заранее, мы тоже как-то странно молчим. Даже голову повернуть страшно: кажется, чуть пошевелишься - разрушится эта необъяснимая тишина. Кто-то свыше отключил все звуки. Даже птицы летают и плещутся в реке бесшумно. Непонятное состояние - внутри тебя будто желеобразное вещество дрожит. Сквозь дымку видим другой берег. Неужели по сценарию плывём туда? Там нет никаких построек, берег не обжитой. Совсем туда не хочется.



Вдруг серый горизонт слегка посветлел, появились розовые проталинки. В густые стаи сбились чайки, едва касаясь воды своими тоненькими лапками. Что-то начинает происходить на небе. Обозначился горизонт. Лодка остановилась, лодочник очень быстро и непонятно начал говорить. Лично я испугалась конкретно: неужели здесь, посередине грязной реки, мы должны совершить обряд омовения святой водой, нырнуть в Ганг и, конечно, вынырнуть, но уже в иной, осветлённой, субстанции? Холодно, глубоко, страшно.



Оказалось, что нырять мы здесь не будем. В этом месте особенно чистая вода, ею прямо с лодки надо умыться, руки до плеч ополоснуть, волосы намочить, корзиночки с цветами на воду опустить. Конечно, всё с чистыми мыслями. И тогда будет вам счастье.



На небе будто анонимные осветители начали включать софиты. Воздух стал прозрачным. На горизонте появилась слабая подсветка. Чайки сгруппировались отдельными кланами, плотно прижимаясь друг к другу. Будто рассказывают романтические сны. Из ниоткуда появились парусники, маленькие лодочки: тихо-тихо передвигаются по зеркальной глади. Небо неожиданно раскрасилось розовым цветом - не заметили, откуда он взялся. Может, банку с краской кто-то наверху опрокинул? Вдруг из пелены рядом с нами появился продавец сувениров в длинной лодке. Что же это происходит? Никого вокруг не было, никаких лодок и звуков. А тут вот раз - и целый магазин к нам подплыл. С множеством сувениров, в числе которых латунные крошечные кувшинчики для воды - на память.



А над нами началось настоящее световое шоу: розовые, золотистые, голубые мазкИ раскрасили небесный свод. Очень быстро всплыл абрикосового цвета полукруг, как магнитик приклеился к кромке неба. Вмиг полукруг превратился в круг, а абрикосовый цвет стал мандариновым. Вышло Солнце! Не жёлтое, не золотое- мандариновое. На работу пришло. Мир освещать. Лодочники подняли вёсла, чайки умолкли. Ни звука, ни ветерка. Всё замерло! Так с минуты мудрого молчания начался новый день на святой земле.


Уже в вольном режиме поплыли вдоль берега. Здесь часов с пяти утра кипит жизнь. В специальных местах стирается белье. Да-да, прямо в Ганге. В огромном количестве. Причём, не только личное, но и из отелей. Огромные простыни сотни полотенец пододеяльников - вручную! Сначала белье натирают мылом, затем скручивают в тугой жгут и потом, раскручивая, лупят им по плоским камням. В случае особого загрязнения отбивают белье деревянными колотушками. Затем очень плотно белоснежные полотна ровно натягиваются на раскалённые камни здесь же, на набережной. Так сушат белье. Обычно этим занимаются мужчины - работа сверхтяжелая. Но вы бы видели это бельё! Белое-белое, с запахом солнца. И гладить не надо. Конечно, если турист хочет, чтобы постирали его личные вещи, есть привычный, цивилизованный вариант - machine wash, машинная стирка. Впрочем, как и для стирки постельного белья. Сразу скажу - в каком бы отеле мы ни останавливались, везде бельё было исключительно чистое. Так что не переживайте по этому поводу.


В Индии вся жизнь проходит на улице. В Варанаси это особенно заметно. Поскольку здесь мы пробыли недолго, по самому городу погулять не пришлось. В основном время провели на набережной. Даже трудно себе представить, что в городе проживает более миллиона человек. Где они все помещаются? Кстати, имя города произошло от слияния названий двух рек - Варуна и Асси, которые вливаются в Гангу (или Ганг - верно и так, и так).


А мы плывём по реке. Похоже, уже какие-то другие - умиротворённые что ли.  Ощущение необычной лёгкости, невесомости. Полный штиль внутри. А всего-то встретили рассвет на Ганге!



Теперь представим, что и вы с нами пришли на набережную часиков в пять. Да-да, а как же вы хотели? Не в 10 же, когда уже совсем не утро, а разгар дня. И жара нестерпимая. Именно в пять! У воды уже великое множество индусов. Мужчины и женщины - отдельно. Разделись. Мужчины в трусах, женщины в широких рубахах. Моют головы, купают детей, стирают белье, совершают утреннее омовение всего тела. Долго, не торопясь, тщательно. Мылятся, пока не собьют пышную мыльную пену. Смешно так выглядят с этой пеной на темном теле. Но это нам смешно. А для них - важный ежедневный ритуал. Тут же на камнях разложено постиранное индусами нижнее белье и прочие одежды. Тоже сохнет на солнце. Чтобы после омовения быть надетым на своих чистых хозяев.



Потом начинается особый этап - чистка зубов. Я уже писала ранее про мисвак - специальные палочки для чистки зубов. Так вот, лучше этого способа, как говорят индусы, в мире ничего не придумали. Не нужны паста, щётка и даже вода. Надо просто жевать край этой волокнистой палочки, тщательно обрабатывая таким образом зубы, дёсны и всю полость рта. Размочалился краешек - обрЕзали его острым ножом и жуйте дальше новую кисточку. Этому способу больше 2000 лет. И никакой прогресс ему не конкурент! Дерево называется Сальвадора персидская. Так что, если в ваших краях растёт эта самая Сальвадора - флаг вам в руки: ищите способ заиметь его волшебную палочку. Белоснежная улыбка вам обеспечена! Но кроме шуток: чистка зубов у индусов занимает много времени. Видели таких «чистильщиков» в поездах, в отелях и просто на улицах. Ходят себе по часу с зубными щетками и пеной во рту- на своё здоровье работают. А ещё вместо жвачки индусы после еды едят зиру: и вкус приятный, и свежесть во рту.



Здесь какой-то особый культ чистоты: ходят босиком, а ноги чистые. Спят на земле, а одежды белые. Даже если один зуб в наличии, непременно цвета белого фарфора. У бродяги, владельца ресторана, служащего офиса, попрошайки белоснежные улыбки. А дёсны красные! Потому что большинство мужчин постоянно жуёт пластинки из местного разрешённого легкого наркотика. Продаётся на каждом шагу в ярких пакетиках по очень доступной цене. Возможно, именно из-за этой кайфовой жвачки индусы такие спокойные, неконфликтные, улыбчивые. Так ли это - знает только ветер.



А ещё в Индии есть чистильщики ушей - очень популярная услуга. И процесс происходит тоже прямо на улице: чистильщик ловко орудует инструментами - палочками разных размеров, деревянными крючками и ещё чем-то непонятным. Ну, где ещё такое увидишь?



Что-то я тоже поддалась легкому кайфу, рассказывая про индийские зубы и другие причуды. Пора бы и ложечку дёгтя добавить. Добавлю.



Особо чувствительные, простите мои следующие откровения. Речь пойдет об индийских туалетах. В отелях, на пляжах, в офисах с этим всё в порядке. Но есть множество других мест, для рассказа о которых надо очень тщательно подбирать слова. Первый шок мы испытали на вокзале в Агре, когда после трёх часов пути в жутком сквозняке вышли на перрон и решили освежиться. В туалете два варианта кабинок, как мы уже видели в поезде. Индийский вариант - отверстие в полу. В туалетной бумаге индусы не нуждаются - ну, такое у них представление о личной гигиене. Другие кабинки - цивилизованный стандарт, о них и говорить не будем. Помещение заставлено множеством кувшинчиков, пластмассовых кружек, других ёмкостей всевозможных размеров и сомнительной чистоты. Установлены краны для воды на уровне стоп, живота, груди, лица. Непривычно для нас, но вполне понятно - национальные религиозные традиции постоянного омовения тела.



Во время путешествия по стране мы везде на улице видели водопроводные трубы, установленные горизонтально на уровне ног - в центре и на окраинах Дели, во всех городах, в посёлках на Гоа. Индусы много раз в день моют стопы ног, босиком они ходят или в обуви. В туалетах тоже такой ножной сервис присутствует везде. Наряду с тем, что полы в этих самых туалетах откровенно демонстрируют вопиющую анти-санитарию.



Но есть варианты и похлеще. Когда вовсе без туалетов. Когда очень хочется, а туалета рядом нет, да и не нужен он вовсе. Захотелось - исполни желание. В любом месте, где бы желающий облегчения ни был. Но только если это мужчина. Главный человек в жизни не должен терпеть и испытывать дискомфорт от этого. В данное мгновение он один на всей планете - никакие соглядатаи для него не существуют. Много раз нам попадались длинные бетонные стены, даже в центре Дели, предназначение которых вполне конкретное - место для исполнения мужчинами естественных физиологических испражнений. Прямо на открытом воздухе. Без каких-либо условностей. Не нравится - не смотри. В сельской местности с этим делом совсем просто: всё можно делать везде. Особенно такие сюжеты шокировали, когда мы передвигались в поездах - всюду в окна можно было увидеть сидящих на корточках индианок в компании своих детей, занятых важным физиологическим процессом. То есть, где захотелось, там и туалет. Главное, отвернуться от народа. Потому что, если отвернулся — значит, не видит. А если участник процесса никого не видит, то и его не видит никто. Нормальная философия, да?



Конечно, проще всего заклеймить позором этот непонятный народ. Но мы то пытаемся понять. И тогда узнаЁм, что такой обычай в Индии существует долгие тысячелетия. В индуизме запрещено пользоваться туалетом в доме, где готовится пища. А пища готовится в каждом доме, вот и делайте выводы сами.



Эта тема довольна странная в рассказе о стране высоких технологий, в том числе и цифровых. Мой индийский друг Шрест, с которым мы познакомились в поезде, рассказывал, что правительство серьезно занимается проблемой туалетов в стране. В каких-то штатах каждому, кто заходит в общественный туалет, выдаётся денежное вознаграждение. В других местное правительство организует размещение рисунков Богов на уровне глаз, чтобы у местных жителей и мысли не было присесть по нужде под их зорким оком. А ещё туалетная тема присутствует при сватовстве. Даже лозунг существует: «Нет туалета- нет невесты!» А на свадьбах в некоторых регионах страны гости на полном серьезе могут подарить молодожёнам фаянсовый… унитаз. Хм, любовь зла! Без цивильного туалета никуда!


Во время поездки по Индии я, как человек пытливый и общительный, часто беседовала с разными людьми на самые простые житейские темы, узнавала много нового, о чем никогда не знала. И по щекотливой теме про туалеты собрала большой объём информации. Но стОит ли дальше раскрывать здесь эту тему? Думаю, не стОит. Общую картину читатель может себе представить. Завершу это повествование такой информацией. Индийцы в основной массе очень деликатные люди. Ну, мне так показалось. У них не принято вслух говорить, что кто-то, например, хочет в туалет. И знаете, что они придумали? Поднимают мизинец вверх или одновременно указательный и средний пальцы в виде латинской буквы V, в зависимости от того, какая нужда требует отлучиться. Такие вот в Индии большие и малые дела.



Урааа, кажется, я справилась с этой деликатной темой. Пора возвращаться в лодку - мы всё ещё плывем по Гангу, вдоль набережной в Варанаси.


Теперь я расскажу про гхаты. Это каменные ступени-площадки, которые ведут к набережной Ганга. Они и есть основа города Варанаси. Но всё в этой стране непросто. И ступени (гхаты)  - это не только архитектурные сооружения для спуска с пригорков к реке. Здесь идёт активная жизнь, о чем я рассказывала ранее. Обязательное омовение, торговля, гулянья туристов, коров и собак, Буддийские обряды, выполнение разных ритуалов в соответствии с обычаями индуистов. В моей пятой части путевых заметок об Индии есть фото, которое сделано с лодки. Там видны эти ГХАТЫ во всей своей красе. Их более 80-ти. Панорама, которая предстала перед нами ранним утром, вызвала разные чувства - интерес к необычной архитектуре, любопытство, лёгкий ужас. Гхаты тянутся на расстоянии 5-6 километров по береговой линии. Когда мы сошли с лодки на берег и стали разглядывать необычные строения, обнаружили там множество отелей, отельчиков, храмов, приютов, домов доживания, магазинов, дворцов. Целый город в городе, типа Ватикана в Риме. У каждого гхата своя история. Они перестраиваются тысячелетиями, имеют разные статусы. Индусы всю жизнь живут с мечтой поселиться здесь в старости, здесь же умереть, быть сожженным, и чтобы прах развеяли над святым Гангом. Ничего себе мечты, правда?



На берегу нас окружила толпа гидов - откровенная борьба за клиентов и возможность заработать. Но хотелось самостоятельно пройтись вверх-вниз, посмотреть и даже подсмотреть что-нибудь в этом странном месте. Пока крутили головами по сторонам, нас окликнул индус и эмоционально объяснил цель своего обращения. Размахивая бурно руками, применяя витиеватые обороты речи, он очень вежливо попросил нас… сфотографироваться с его дочками. Четыре пухленькие нарядные девочки вместе с мамой вежливо стояли в тенёчке, надеясь на положительный результат важных переговоров. Мы были сильно переполнены утренними эмоциями и впечатлениями с тех пор, как встретили рассвет на Ганге. Одним больше- одним меньше: «А давайте, фотографируйте!» Женская половина индийской семьи засуетилась, стала прихорашиваться. И вот началась грандиозная фото сессия. Совсем не смешно - ведь здешний добродушный народ свято верит: встреча утром с белокожей женщиной, тем более, сфотографироваться с ней - к огромной удаче! А если белокожих дамочек целых три… Представляете, какая безразмерная удача индийской семье гарантирована. И нам приятно, что индусам приятно.



А потом на каменных ступенях мы увидели европейской внешности мужчину лет сорока в длинной тазобедренной повязке. Взгляд внутрь себя. Причёска - спутанные космы типа дредов. В руках огромные тряпки, рядом баки с водой. Европеец, перемещаясь по ступеням на коленях, с огромным старанием драил грязные ступени, при этом бормотал что-то себе под нос типа молитвы или заклинания. Позже мы узнали, что этот человек владел большим бизнесом в одной европейской стране, попал в серьезную жизненную ситуацию, когда стало рушиться всё: дела, семья, здоровье, репутация. Был загнан в тупик, долго искал причины своего краха, в результате чего оказался на святой земле Варанаси. Несколько лет здесь чистит свою карму, живет в суровых условиях, помогает бедным старикам, усмиряет свою плоть и гордыню. Уже отдыхая на Гоа, я встречала подобные истории не раз, подолгу общаясь с россиянами, приехавшими в Индию по аналогичным причинам. Но это уже другие истории.



А пока… пока мы прибываем в некоем смятении: такое красивое утро, сентиментальные чайки, мандариновое солнце. Кувшинчики из латуни для священной воды, веночки из шафрана. И гхаты с запахом горького пепла, нищие старики, без движения сутками лежащие прямо на каменных ступенях в состоянии нирваны. Липучие гиды, палящее солнце и много всего непонятного.



Мы неестественно смеялись, странно шутили, суетились. Прятали усталость друг от друга? Сомневались в правильности своих действий? Чего-то боялись? Может, передозировка впечатлений? Или не справляемся с мощной энергетикой этих мест? Кому задать свои вопросы? От кого ждать ответа? Может, полегче надо «на поворотах», не пытаться понять, не копаться в философии этой страны. Не умничать, не притворяться перед самим собой. Просто смотреть по сторонам, наслаждаться свободой, дегустировать неизвестную еду. Просто… Да ничего здесь не может быть «Просто»! И вскоре мы вновь убедимся в этом.


Рецензии
очень интересно! классно получается передавать атмосферу

Надежда Рогожникова   02.06.2023 19:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.