притча. Братья

Однажды в стародавние времена пришёл на нашу землю вслед за небывалыми зимними морозами жестокий завоеватель. Встал под стенами города. Приказал сдать ему крепость со всеми богатствами. И тогда вышли защитники из-за стен: князь с конной дружиной и простые землепашцы. Вооружены последние были кто рогатиной, с которой на зверя ходили, кто копьём лёгким. Короткая это была сеча, потому как пришла с завоевателем тьма войска, заполонившая все окрестные поля. Кровавая это была сеча, потому как полегли почти все защитники. Только двоих раненых смогли захватить в плен враги: крепкого землепашца и совсем юного безусого отрока, которому уже не суждено было научиться владеть мечом.
Взял город завоеватель. Выгнали вражеские воины всех выживших жителей из-за стен. Стояли поникшие женщины, прижимавшие к себе малолетних детей. Стояли седые бессильные старики. Что их теперь ждёт? Сильных и молодых угонят в рабство. Стариков и слабых убьют. Стояли жители города и молча смотрели на завоевателя, который восседал на привезённом троне, кутаясь в меха. Согнали их, что бы смотрели и запоминали. Потому как знал завоеватель, что мало разбить войско противника. Для того чтобы поработить нужно уничтожить веру в себя, показать покорённому народу их собственное бессилие и низменность. Потому и придумал завоеватель одну подлость.
По знаку повелителя подтащили выживших защитников, у которых до того вырвали и прижгли языки. Это, чтобы своими криками и предсмертными проклятьями не оскорбляли его слуха. Силён был пленённый землепашец, без серьёзных увечий. Только русые кудри слиплись от удара на затылке в крови.  Юноша же едва стоял на ногах и пошатывался от раны на бедре. Ударили по ногам защитников и поставили на колени перед троном. Упёрли в спины острия хвостатых копий.
- Я подарю вам жизнь и отпущу на все четыре стороны. Только пусть каждый из вас снимет половину одежды. Верхнюю или нижнюю. Сами решайте! - усмехнулся завоеватель и подставил опустевшую чашу из оправленного в золото человеческого черепа под струю вина. Тут же поспешили послушные красавицы- рабыни с кувшинами. Налили и отступили безмолвными тенями.
Ухмыльнулся завоеватель, наблюдая, как стали разоблачаться побеждённые. На таком морозе как выжить полуголому человеку? Ясно, что сейчас сильный отнимет одежду у слабого. Отнимет и уйдёт. Бросит того, с кем ещё утром стоял плечом к плечу в одном строю.  А там и приготовленные повелителем слова упадут в истоптанный снег, словно семена в распаханную пашню. И прорастут. И дадут всходы. И разнесут эти слова по всей земле Русской выгнанные из города старики.
Переглянулись пленные. Сильный разделся до голого торса, а юноша со стоном снял сапоги и холщовые штаны. Стал босыми ногами на истоптанный снег, поёжился.
Вот сейчас отнимет полушубок сильный у слабого. Вот сейчас… сделал шаг к юноше землепашец и даже руку занёс.
Подался вперёд завоеватель, а потом вцепился в подлокотники в бессильной ярости: подхватил сильный на руки юношу. А тот успел снять и накинуть на голую спину товарища свой полушубок. Так и пошли они мимо расступившихся рядов вражеского войска, провожаемые упавшим безмолвием.
-Почему? Почему сильный не отнял у слабого? – закричал завоеватель в бессильной ярости отшвырнув кубок. Не мог он нарушить своего слова, данного при пленных и при войске своём. Не мог приказать пусть стрелу меткую в спину уходившего русича, - почему?
Опускали глаза его воны, избегали гневного взгляда повелителя. Только слышно стало, как громко бормочет что-то седой старик. Схватили его. Выволокли и бросили к ногам завоевателя.
-Что ты бормочешь там? Повтори!- приказал завоеватель.
-Я говорю, что все мы на русской земле- сородичи. Как мог он обобрать и бросить брата своего? Не мог. У нас принято помогать родичам, на выручку приходить в трудную минуту да в лихую годину.
Как говорил тот старик, так и случилось: пришло из соседнего города войско русское. Разбили и прогнали они завоевателя.      
   


Рецензии