Судьба и небо. Чистое небо капитана Бабака

**************** Отрывок из художественно-документального романа******

Май 1945 г.

До отъезда в Москву для участия в параде Победы у комдива  было еще одно важное дело – отыскать Ивана Бабака. Уже было известно, что он находится где-то в Чехословакии. Покрышкину, когда дивизия еще стояла в Ризе, об этом рассказали летчики из другой дивизии. Им встретилась колонна бывших военнопленных, освобожденных нашими войсками. Впрочем, освобожденными их было трудно назвать, потому что они шли под конвоем. Каждого теперь ждали длительные и тяжелые разбирательства, при каких обстоятельствах он оказался в плену, не изменил ли там Родине, а кому-то предстояло оказаться и в лагерях ГУЛАГа.  И вот один худой и оборванный человек, который шел в колонне, увидев летчиков, вдруг выкрикнул: «Передайте Покрышкину, что Бабак в Чехословакии!»

Капитан Бабак был Героем Советского Союза.  Этого звания он был удостоен 1 ноября 1943 года. На его счету 330 боевых вылетов, 103 воздушных боя, в которых он сбил 35 вражеских самолетов лично и 5 в составе группы. Это очень внушительный результат. На фронте он с мая 1942 года. Служил в 45-м ИАП, преобразованном затем в 100-й гвардейский истребительный авиаполк 9-й ГИАД. Его друзьями и боевыми товарищами были Дмитрий и Борис Глинка, Николай Лавицкий, Николай Кудря, Василий Шаренко и другие прославленные асы. Летал сперва на Як-1, потом на «Аэрокобре». В феврале 1945-го стал командиром 16-го ГИАП. И вдруг такая нелепость – за два месяца до окончания войны попал в плен, был сбит зениткой при выполнении боевого задания. Если бы не был сбит – быть ему дважды Героем Советского Союза. Комдив уже послал в Москву представление. Но в итоге он вторую Золотую Звезду не получил. Переживали все за него ужасно, и вот неожиданно через несколько рук пришло сообщение: Бабак жив и находится в Чехословакии. Покрышкин, взяв с собой Сухова и Трофимова, поехал на машине искать Ивана. Адреса пересыльных пунктов были известны, надо было объехать их один за другим. Где-то начальство не хотело отвечать на расспросы, но погоны Покрышкина и три Золотые Звезды  внушали им уважение, и они в конце концов отвечали, что летчика-капитана, который бы утверждал, что он Герой Советского Союза, среди их подопечных нет. Наконец, приехали в очередной пересыльный пункт. Хамоватый часовой не хотел их пропускать на территорию, но вызвал начальника, помятого майора. Тот, хмуро взглянув на приехавших, ответил:

- Да, есть у меня один такой летун, выдает себя за Героя Советского Союза. Знаю я эту публику…
- Ну вот что, товарищ майор, - не терпящим возражений тоном сказал Покрышкин, - мы ходим видеть этого летчика.

Майор пригласил гостей в свой кабинет, позвонил по телефону. Через четверть часа в дверях в сопровождении откормленного и румяного конвоира появился небритый и исхудавший, со следами ожогов на лице, Иван Бабак.   Увидав боевых товарищей, он бросился к ним.
- Стоять! – рявкнул конвоир, преграждая ему путь.
- Назад, гражданин, назад! – заорал и майор.

Бабак остановился. Покрышкин, Сухов и Трофимов сами подошли к нему, обняли. Майор притих и знаком отпустил конвоира.

- Я забираю капитана Бабака в свою дивизию! – сказал ему Покрышкин.
- Я не могу его отпустить! – возразил майор.
- А я вас и не спрашиваю, можете вы или не можете! – резко ответил Покрышкин. – Я просто его забираю, и все. Он не выдавал себя за Героя Советского Союза, он и есть Герой, у него 35 сбитых вражеских самолетов. Понятно вам? А по вам, товарищ майор, не скажешь, что вы воевали с автоматом в руках или на танке. Документы я вам подпишу, какие нужно, но капитан Бабак поедет с нами, это не обсуждается. Мы без него никуда отсюда не уедем.

Бабака забрали, по пути он рассказал, как попал в плен. Самолет загорелся в воздухе, он не прыгал, пытался дотянуть до линии фронта. Пламя обжигало руки и лицо. Капитан выпрыгнул, думая, что уже над нашей территории, но он ошибся. На земле его сразу же схватили немецкие солдаты, Бабак оказался в лагере для военнопленных. Покрышкин слушал его рассказ и думал о  том, что его боевому товарищу здорово повезло, что в Москве лежит представление его к званию дважды Героя, которое он заслужил своими воздушными победами, что теперь у Ивана будет все хорошо. У него и вправду все было хорошо. Представление, конечно, не утвердили, и даже ордена взамен не дали,  но уже имевшуюся у него Золотую Звезду не отняли, и все остальные награды тоже остались при нем – орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды. После войны Иван Бабак командовал 32-м гвардейским истребительным авиаполком потом ушел в запас, вернулся к педагогической деятельности, он был школьным учителем химии. Факты его биографии вдохновили сценаристов и режиссера на создание знаменитого художественного фильма «Чистое небо». Образ главного героя, одним из прототипов которого был Иван Бабак, воплотил на экране даже внешне немного похожий на него популярный актер Евгений Урбанский.


Рецензии