Метод Сократа

 
    Есть у меня знакомый. Он тоже, подобно Сократу, обходит  людные места в городе и задаёт свои неудобные вопросы. Среди горожан он пользуется репутацией энциклопедиста и умнейшего человека. И то сказать: легко прослыть мудрецом, закидывая простодушных обывателей вопросами. А каково отвечать? Правда, есть у меня предположение, что Сократ иногда задавал вопросы, на которые не обязательно отвечать, а важнее просто подумать. Античный мудрец побуждал человека мыслить и не закрывал ему рот.  Мой знакомый, добродушный, в общем, человек, имеет один  недостаток: ему кажется, что один он знает ответы. И ещё: ему нравится ставить людей в тупик.
Обывателей его вопросы туда и загоняют, некоторых вообще сбивают с ног. Он задаёт их с такой напористостью, что люди теряются. Слушать собеседника он не умеет. Монологист по природе, диктатор по складу ума. Он не даёт человеку дышать, закрывает ему рот, лишает внутреннего голоса.
Сократ был мудрее. И всё же, надо полагать, и он порядком надоедал гражданам Афин. Метод его, скажем прямо, метод  провокационный. Некоторые его вопросы, без сомнения, раздражали собеседников. Кому приятно чувствовать себя глупее  рыночного мудреца? Интересно, на сколько вопросов из ста он ответил бы сам? Ведь задавать вопросы ;одно, а отвечать -  другое. Всякий Сократ может задать вопрос, на который не найдут ответа десять мудрецов.
Относительно же моего знакомого я, может быть, не совсем прав. Что если он просто радуется сделанным им открытиям и хочет поделиться радостью с гражданами? Правда, делает это так,  что вызывает оторопь и даже обижает, намекая на невежество, а то и глупость собеседника. Вопросы его иногда похожи на допросы. Но ведь нельзя знать всё и вряд ли нужно. Мудр не тот, кто всё знает, а тот, кто понимает то, что знает, и понимает, что всё знать невозможно. Мудрость в том, чтобы, спрашивая, споря, не обидеть, не задеть достоинство человека. 

   


Рецензии
Хорошо обрисован характер и назван "Монологист и диктатор"...Но метод Сократа диалогичен и даёт свободу собеседнику самому прийти к истине.И всё же Ваш собеседник начинает с метода Сократа, заканчивая эгоцентризмом... Многое у нас вот так обрезано. При всех благих намерениях. Даже о себе я как-то подумала, представляя себя не в реальности, а в воображении: "Руки коротки".До чего, до какого счастья или мысли или дела не дотягиваются руки, короче всего лишь на полсантиметра? До чего не дотянулась моя душа? До чего не дотягивается душа Вашего собеседника? Или, может, мы не дотянулись, чтоб её простить,принять такой, как есть, как природу, растения,звуки, о которых Вы пишете глубоко и проникновенно? Я, кажется, знаю этого человека. Я надолго не останавливаюсь с ним, иногда с добром выслушиваю. Он не молодой, хотя хочет таким представиться, у него потребность в общении взаимодействии. Он никогда не обижается, если я говорю, что занята или не могу его слушать. Это он?

Ольга Сокова   18.05.2023 10:20     Заявить о нарушении
Да, Оля, это он. И Он вас знает. О Сократе. Если он ставит своим вопросом слушателя в тупик, какой же это диалог?

Валерий Протасов   18.05.2023 15:29   Заявить о нарушении