Медвежонок Фомка

               
           Когда, работая на заводе в Брянске после окончания института, мы с моим другом, инженером Вадимом Костиным внедрили в производство своё рацпредложение и завод нам выплатил премии, мы купили себе мотоциклы ИЖ Планета, на которых стали путешествовать по области, изучая Брянский край.

           Однажды, тихонько двигаясь по лесной дорожке близ речушки Снежеть, мы услышали два приглушенных ружейных выстрела по курсу нашего движения. Подумали - браконьеры.А буквально через минуту мы увидели, как на дорогу выкатился тёмно -  рыжий маленький медвежонок с белой шейкой и такими же передними лапками и побежал прямо к нам.

           Остановив мотоциклы, мы взяли медвежонка на руки. Его шерстка была в крови, но ран не было. Зверёк был перепуган, в его глазах мы увидели ужас. Поразмыслив, мы решили, что браконьеры убили его мать и может быть еще одного или двух медвежат, а этот испугался и убежал, доверившись нам.

           Зверек дрожал и мы как могли успокаивали его, гладя отмытую в ручейке шерстку. Но вот он успокоился. Мы решили взять его с собой, повернули домой.
На наш взгляд медвежонку был всего месяц, от силу полтора. Вадим согласился с тем, что заберу зверька я, он жил в общежитии, а у меня уже была заводская квартира. В моей семье ожидалось прибавление и я благоустраивал жильё.

           В лесу я нашел упавшую тонкую березку, обрезал ветки, оставив 10 см сучки. Отметил высоту потолка и поставил березку на распорку в углу у окна. Получилось красиво. Когда же в доме появился медвежонок, он сразу облюбовал этот уголок. Там мы кормили его, там же поставили для него туалет - ящик с песком и что удивительно, он ни разу не напачкал дома.

           По березке он пытался лазить, оттачивая коготки. Мы игрались с ним, пытаясь научить его ходить на задних лапках и он делал это. Однажды даже прошел пару метров на передних...Кушал он сначала молочную смесь через соску, потом стали прикармливать кашами и уже к полу году он ел овощи, фрукты и даже мясо.

           Зверек рос и надо было подумать о его судьбе. В нашем районе был небольшой зверинец, где в вольерах содержались по паре животных из Брянского ареала. Были там пара оленей, пара рысей, пара медведей и еще несколько пар других животных. В отдельном вольере жила одинокая молодая медведица, к которой я и уговорил руководство зверинца подсадить нашего питомца.

           Когда мы с Фомкой (так мы назвали медвежонка) подошли к вольере с медведицей, она даже не шелохнулась, не обратила на него никакого внимания. Он же стал попискивать, рваться с поводка к ней, вероятно, ещё не забыл маму. Директор зоопарка приоткрыл вольер и наш медвежонок, которому я еле успел отстегнуть карабин с ошейника, рванул внутрь, к маме.

           Надо было видеть, как наш Фомка тыкался своей мордочкой в живот медведицы, лизал ее нос, ластился и попискивал. И медведица «растаяла», принялась облизывать «сыночка». Нас – троих мужиков до слёз тронуло это действо. Теперь за судьбу медвежонка мы были спокойны.

            С тех пор прошло два года. Изредка мы заходили в зоопарк и всегда Фомка узнавал нас, приветствуя ходьбой на задних лапах. Он вырос, стал огромным бурым зверем с белым шарфиком на шее и белыми передними лапками. Он веселил народ, смешно танцуя на задних лапах под музыку, звучащую в зоопарке. На него жители окрестных домов и посёлков водили детей. Да и зоопарк процветал. В каждой вольере поставили деревянные домики, в которых звери укрывались в непогоду, на зиму построили крытый вольер.

            Но пришло моё время уезжать из Брянска. Перед отъездом я пришел попрощаться с медведем. Фомка словно почувствовал разлуку. Не тронул принесенную мною вареную курочку и даже отвернулся, когда я протянул руку, чтобы погладить его по голове. Вадим оставался в Брянске и мы договорились, что он будет сообщать мне о жизни нашего питомца. С болью в душе я уехал в родной Сухум. А через пол – года получил от Вадима письмо, в котором он сообщал, что в Брянск приехал цирк Шапито и расположился на втором Брянске (наш район) недалеко от нашего зоопарка.
 
            Так как слухи об умном медведе дошли и до цирковых, они посетили зоопарк и увидели воочию артистизм Фомки. Директор зоопарка не смог отказать и наш мишка стал цирковым артистом. В цирке с ним отработали программу и даже напечатали афиши. Вадим прислал мне их фото. И я увидел, что на афише написано: «Медведь Фома Владимирович (хорошо хоть без фамилии) – гонки на мотоцикле по вертикальной стене».
              Когда цирк Шапито уехал, весь район с грустью вспоминал своего любимца медвежонка Фомку.
                Владимир Левинтас


Рецензии