Андрей Вознесенский. Ностальгия по Настоящему

Андрей Вознесенский. Ностальгия по Настоящему.


  «Ностальгия по «Настоящему». Именно так назвали музыкально-поэтический вечер к 90-летию Андрея Вознесенского организаторы - Театральный Салон «Сцена23» и Театр кукол им. Сергея Образцова.

Необыкновенный концерт памяти поэта прошел 12 мая, в день его рождения, на летней сцене Театра - в «Образцовпарке». Выбор места оказался не случайным. Ведь здесь, на основной сцене, когда-то состоялся другой «Необыкновенный концерт» - легендарный на всю страну спектакль, который по сей день радует и взрослых, и малышей.  Идея открытия парка на прилежащей территории Театра и проведения различных мероприятий под открытым небом была задумана Сергеем Образцовым еще в начале 70-х годов, но мечта нашла воплощение жизнь лишь в наши дни в преддверии 120-летия великого кукольника и к 90-летию созданного им Театра.

Юбилеи. Символы ушедшей эпохи. И ностальгия. Ностальгия по Настоящему… и по Будущему. Ностальгия по настоящим, искренним и человечным стихам Вознесенского, которые, как никогда, актуальны сейчас.
В этот памятный вечер собрались многочисленные участники концерта и поклонники творчества гениального поэта. А также люди, которым посчастливилось видеть, знать и с ним общаться. Люди, которые хранят память и по-прежнему несут эстафету в Настоящее и в наше Будущее.
Среди них были академик Александр Асмолов, Народная артистка России Елена Санаева, поэт Евгений Бунимович («Бу», которому посвящал свои строчки «Во» - Вознесенский), не "народный", но всеми любимый и почитаемый Вениамин Смехов, наш благородный Атос и мистический Воланд из «Мастера и Маргариты», знаменитого спектакля Театра на Таганке.
Звучали самые известные стихи и песни Андрея Вознесенского. И стихи, посвященные Ему… Их исполнили молодой поэт Ростислав Амелин («Андрей Андреевич, разрешите представиться») и ветеран сцены - Елена Санаева. Она настолько проникновенно прочитала стихотворения своего мужа Ролана Быкова, что зрители не удержались от слез. Голос актрисы дрожал и прерывался… Вспоминая, как у Быкова от нервного потрясения при чтении эпитафии впервые пошла носом кровь…, Елена Санаева сама едва сдерживала рыдания.

Вознесенского действительно почитали и любили не только в России, но и зарубежом. И чем больше любили, тем больше ненавидели и травили завистники на Родине – так называемые представители советской власти.
При исполнении актером Богданом Витряком стихотворения «Есть в русской интеллигенции…», зал разразился аплодисментами.  Русская интеллигенция есть! Еще есть! И это, в первую очередь, те творческие люди, которые смогли в тот день прийти и почтить память поэта.

В Америке и во Франции Андрея Вознесенского называли русским гением и уважали за любовь к своей стране и его гражданскую позицию. Вечер открылся стихотворением «Тишины хочу» в исполнении Алексея Гнилицкого. Продолжили поэтический марафон Даша Никулина («Мотогонки по вертикальной стене»), Заслуженная артистка РФ Ольга Гусилетова («Нас мало, может быть четверо»),  Вениамин Смехов («Провала прошу», «Ностальгия по-настоящему») и Любава Аристархова с пронзительным «Монологом Мерлин Монро», откликом на гибель актрисы, доведенной американскими чиновниками до самоубийства, одной из судьбоносных женщин, «судь-баб», с которой свела поэта переменчивая судьба:

Самоубийство — бороться с дрянью,

самоубийство — мириться с ними,

невыносимо, когда бездарен,

когда талантлив — невыносимей…,


Идет всемирная Хиросима

невыносимо,

невыносимо все ждать,

чтоб грянуло,

а главное —

необъяснимо невыносимо…

Эти строчки о Всемирной Хиросиме, написанные в 1963-м, в разгар холодной войны, звучат сейчас как страшное пророчество грядущим по поколениям.

Тема любви и бережного отношения к женщине занимает особое место в творчестве Вознесенского.  На суд зрителей были представлены малоизвестные, но невероятно глубокие стихотворения «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (в исполнении худрука Театрального Салона Вероники Вяткиной), «Сидишь беременная, бледная» (в исполнении актрисы Елены Захаровой)», «Мой моряк» ( в исполнении актрисы Ольги Грудяевой), «Противостояние очам», Ты поставила лучшие годы» (в исполнении заслуженного артиста РФ Максима Евсеева).

 Прозвучали песенные хиты девяностых, такие как «Плачет девочка в автомате» и «Не исчезай. Разве может кого-то оставить равнодушным история наивной девчонки… Вся в слезах и губной помаде…. Плачет от мужских обид… И страстно влюбленного мужчины, молящего - не исчезай из жизни моей… Музыкальные шедевры на стихи Вознесенского исполнили молодой актер Александр Сеппиус и певец Евгений Суслов. А бессмертный «Белый шиповник» из «Юноны» - Екатерина Лисицина.

И наконец… Гвоздем программы стал ансамбль «Непоседы». Маленькие ангелы в белых одеждах. Наше Настоящее и Будущее. Они читали стихи, пели и танцевали, заражая энергией весь зал. Настоящие и будущие звезды: Иван Басков, Василиса Кожемякина, Сухраб Хайлобеков. Солистка ансамбля Виктория Новикова пела «Миллион алых роз» на равных с примадонной Большого театра Ольгой Надеждиной.
 
Зрители с удовольствием подпевали великолепному юному вокалисту Давиду Хиникадзе, зажигательно исполнившему «Танец на барабанах»:

Барабан был плох, барабанщик – Бог,
Ну а ты была вся лучу под стать –
Так легка, что могла
Ты на барабане станцевать.

Ты, судьба, барабань на всю планету!
Каблучков твоих приметы
Должен слышать целый свет.
Ты, судьба, хоть ты далеко отсюда,
Но со мной осталось чудо,
Словно аккомпанемент.

Когда ты уйдёшь, барабанит дождь,
Барабанит грусть и погода дрянь.
Барабань, барабань!
Ты куда ушла в такую рань!

А когда концерт, барабанщик – Бог,
Вспоминает он пару звонких ног.
Барабань, барабань!
Даже если сердце пополам!

  Погода была чудесная… А сердце все равно – пополам… Оно барабанило на всю планету отчаянно хотелоь пуститься в пляс вместе с автором, Богом поэзии, главным «Барабанщиком» - Андреем Вознесенским.

А закончилось представление «Аллилуйей любви» в исполнении детей-непосед. Оставалось только удивляться, как эти только что озорные и задорные мальчики и девочки, оказывается, умеют чувствовать и совсем по-взрослому «любить» в столь юном возрасте. Трогательно. Без пафоса и фальши.

Кажется, никого не забыла… Нет, забыла… Вели вечер: Заслуженный артист России, как всегда блистательный и неотразимый Вадим Колганов и молодая помощница, будущая звезда Аксинья Гнилицкая, по совместительству дочь  Алексея Гнилицкого, замечательного актера и художника, открывавшего этот необыкновенный концерт.

 




Рецензии
Андрей Вознесенский “Ностальгия По-Настоящему”:
Обзор Лидии Гладышевской

*
*

Все обзоры замечательной писательницы Лидии Гладышевской приносят вдохновение и творческий подъем читателю, но этот обзор - самый лучший.

“Необыкновенный концерт памяти поэта прошел 12 мая, в день его рождения, на летней сцене Театра - в «Образцовпарке». Выбор места оказался не случайным. Ведь здесь, на основной сцене, когда-то состоялся другой «Необыкновенный концерт» - легендарный на всю страну спектакль, который по сей день радует и взрослых, и малышей.”

*
*

Своим творчеством Гладышевская может привнести лучезарность в самый хмурый день недели, но в этот раз погода была хорошая, так что ей осталось только передать это нам!
*
Проникновенное повествование о празднике обрамляется выяснением целесообразности того или иного действия - и оказывается, что нет, неправы были власти, травившие Вознесенского.
*
Судьба его с секретаря Ольги Ивицкой оказалась еще хуже. И все из-за чего? Из-за написанного романа. Подробности этой истории вы тоже можете узнать из произведений Лидии.
*
*
Недавно РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ одобрил произведения Лидии в Альманах "Фантастика 2022”. Ее роман “Время Собирать Камни” - это удивительное путешествие вглубь веков для выяснения вопросов настоящего.
*
Вдохновенный творческий порыв для Лидии - не редкий гость. Вместе с толковым определением ситуации Лидия вплетает в свои работы и страсть к жизни, и внутреннюю экспрессию и огромный жизненный опыт. Это дает ее работам особый, незабываемый вкус, делающий ее книги популярными.
*
Чувствуется, что Гладышевская умеет думать, анализировать, а также рационально тратить свои ресурсы (время, деньги и тд), и поэтому может кое-чему научить читателя!
*
Возвращаясь к Вознесенскому, так прекрасно описанному Лидией в “Переделкино и Его Обитатели”. История его жизни - это выбор талантливейшего, здравомыслящего человека в условиях, которые не всегда поддерживают здравомыслие. Поэтому считаю, что вывод вечера его памяти в том, что мы все-таки мы должны оставаться сбалансированными, и верными себе, несмотря ни на что.
*
“Среди них были академик Александр Асмолов, Народная артистка России Елена Санаева, поэт Евгений Бунимович («Бу», которому посвящал свои строчки «Во» - Вознесенский), не "народный", но всеми любимый и почитаемый Вениамин Смехов, наш благородный Атос и мистический Воланд из «Мастера и Маргариты», знаменитого спектакля Театра на Таганке. “
*
Прекрасная плеяда великолепнейших актеров! Вениамина Борисовича я знал лично - в начале 90х я работал на Таганке, и с удовольствием смотрел “Мастера и Маргариту” как минимум раз двадцать. После этого посчастливилось взять несколько интервью.

Там было много других замечательных актеров, также имел большую радость общаться с Юрием Любимовым.
*
Так что эта тема мне близка и знакома.
*
Работы и обзоры Гладышевской полны жизненной силы и экспрессии, взятые вместе с откровенностью и любовью к справедливости.
*
Лидия - человек работящий, эмоциональный, но главное - не умственно ленивый. Таким людям проще всего донести до широкого читателя идею верности убеждениям, сияние будущего, и надежду на лучшее!

Джеймс Келлспелл   30.07.2023 23:35     Заявить о нарушении
Дорогой Джеймс,
Спасибо огромное за столь лестный отзыв. Наконец появился интернет и я могу вас поблагодарить.
Я просто потрясена тем, что вы написали. Мне посчастливилось посмотреть спектакль "Мастер и Маргарита" (это мой любимый роман) лишь однажды в студенческие годы, билет у перекупщиков стоил 25 рублей, больше половины стипендии. Искренне завидую вашему общению со Смеховым. Где можно почитать ваши интервью?
В.Б. уже ходит с большим трудом, но слава Богу жив и здоров, и ясен умом. Вел концерт, посвященный Вознесенскому в день Вознесения в Доме литераторов, где мне тоже посчастливилось побывать (почитайте репортаж на Прозе).
С нетерпением буду ждать ваших новых произведений.
Лидия, сестра по перу.
Я видела ег


Лидия Гладышевская   01.08.2023 12:13   Заявить о нарушении
Дорогая Лидия!

Ой, Боже мой. Это было так давно. Значит, интервью с Любимовым было только про Дина Рида.

А вот когда я подъехал с этим к Смехову, я НЕ ПОМНЮ, чтобы он хоть слово вспомнил про Дина Рида. Он не привык, чтобы про это спрашивали - потому что все спрашивали всегда про ВЫСОЦКОГО...

Он говорил про Эраста Палыча Гарина, и кучу других людей, которых он знал. Помню его прикольные шутки на тему шекспировских произведений. У него всегда был очень острый ум.

Как я очутился в компании со Смеховым? Суть была в том, что в 80х Дин Рид (помните такого?) приезжал в СССР, и посетил Театра На Таганке. И там расписался на знаменитой Стене Подписей в кабинете Любимова.

В 1991-м лохматом году берлинская штаб-квартира фан-клуба Дина Рида(тогда менеджером был Норберт Динэр) послала меня в Театр На Таганке все это выяснить, и сфотографировать подпись Дина на стене.

И мне пришлось придумать план, по которому я проник на Таганку, и там пристроился у гардеробщиков работать бесплатно. Им это нравилось - они могли идти курить, пока я занимался посетителями, и потом на меня сваливали подметание полов и тд....

За это я мог ходить на все спектакли бесплатно. Продолжалось это 8 месяцев, пока я не достал Смехова (и Александра Трофимова, кстати! (Ришелье, Иешуа Га-Ноцри), и Марину Полицеймако... Огромными букетами цветов.

Рожа моя примелькалась, и в конце концов Смехов согласился со мной поговорить, но не про Дина Рида... :) Все равно получилось классно.

Любимова ловить было труднее, но по вечерам у заднего входа Таганки собиралась толпа фанаток, осаждавших Любимова просьбами попасть на репетиции разных спектаклей.

Среди них я затесался, и, как щас помню, на фоне криков этих безмозглых чаек без идеи и плана как попасть в СВЯТАЯ СВЯТЫХ, я таинственным полушепотом бубнил ему в затылок, когда он сбегал от фанаток - "Юрий Петрович... Немецкие коллеги просят вас рассказать про Дина Рида... Ну пожалуйста... Международная общественность хочет знать..."

Он отбивался от меня также, как и от безмозглых чаек...

Где-то пять месяцев спустя ЭТОГО рэпа я шел по подземному коридору на Таганке, который известен только своим.

И тут навстречу идет ЛЮБИМОВ! А, поскольку он увидел меня в этих полутемных катакомбах, он решил, что я - свой. В этом шах-мате отбиваться от меня он не стал.

И я бросился к нему и такой - Юрий Петрович! Вы помните, мы так просили вас поделиться вашей памятью? История ждет вашего веского слова! Одно слово про Дина Рида!

И он, значит, рассказал немного. Довольно скупо, потому что все спрашивали всегда про ВЫСОЦКОГО.

Интервью я записывал на магнитофон. Пленки с интервью Любимова о Дине Риде перевел на английский, и отослал рукописную версию матери Дина Рида в США. А сами пленки послал в Берлин на расшифровку и перевод. Копию тогда сделать не было возможности.

После смерти матери Дина Руфи (2001) я был в ее доме, и искал эти мои письма, но к тому времени почти все было вывезено - дом был выставлен на продажу...

Ну и вот. Не даю себе сбиться с мысли. Короче назад про Смехова. После этого я еще раз поймал его у его дома около Трехгорной Мануфактуры... И опять он говорил про своих вместо Дина Рида :)

Потом долго был на связи с фанатами Смехова, и посещал все его "концерты" - он раньше много выступал на сцене с МЕМУАРАМИ - и все это было классно. Пленки с ЕГО мемуарами у меня хранились до последнего, но три года назад второстепенное хранилище залило водой, и я потерял большую часть хранившегося там архива.

Поэтому-то очень уважаю ваше желание слушать ВЕЛИКИХ РУССКИХ ЛЮДЕЙ (которые еще живы), и собирать по крупицам их драгоценные воспоминания.

Вам любви и добра за всю вашу потрясающую работу по сохранению НАШЕГО НАСЛЕДИЯ!

У меня также сейчас не работает личка - так что не забываем про имейл.

Вам здоровья и вдохновения! Вы даже не представляете себе, как важна ваша работа по сохранению Российского Творческого Наследия. Дай Бог вам сил!

Джеймс Келлспелл   01.08.2023 14:06   Заявить о нарушении
Дорогой Джеймс,
Спасибо огромное за ваш интереснейший рассказ. Это почти готовая миниатюра, кладезь ваших воспоминаний. Почему бы вам не выложить это на своей странице.
Дина Рида очень любили в России. У меня даже где-то должна быть его пластинка.
Как жаль,что ваши письма не сохранились в архивах. Восстанавливайте по памяти, что возможно и публикуйте здесь на портале. Я помню, вы рассказывали, что ухаживаете за могилой Дина Риды. Пишите, пишите, восстанавливайте писательскую форму.

Лидия Гладышевская   01.08.2023 22:41   Заявить о нарушении
Лидия,

Ой, да кому это интересно... Просто вы горите желанием донести "искорки памяти" до российского читателя, а я уже (лично и тайно) разочаровался в этом.

Про Дина Рида в Америке никто не знает. Так что писать об этом бессмысленно... Я, к сожалению, за последние 25 лет рассорился с его братом, И С его другом детства по политическим мотивам (обидно - но не жалею. Десять лет мы пытались наладить отношения с обоими, потому что "нас осталось мало", но что не суждено - то не суждено). А его дочь от первого брака терпеть меня не могла с самого начала.

Его последняя жена ни слова не говорит по-английски, так что дружил я только с его матерью (она умерла давно).

Вчера, кстати, был на могиле, убрался, заметил, что ирисы скосили - хотел идти собачиться с руководством кладбища - что выкорчевали прекраснейшие ирисы, которые 30 лет назад посадила соседка его матери! Но решил не связываться, и наплевать на козлов. Настроение сразу же уехало к чертям, и без билета!!!

Вобщем, Лидия, для писанины нужно вдохновение, а его нет :)

Но, спасибо за то, что поддерживаете. Ваша дружба мне очень важна.

Джеймс Келлспелл   05.08.2023 14:47   Заявить о нарушении
Дорогой Джеймс,
Вы уникальный человек... Ухаживать за могилой Дина Рида, которого уже и в Америке не помнят... Искренне восхищаюсь вашими человеческими качествами. Если бы не вы, я бы наверное давно ушла с прозы. Спасибо за вашу поддержку. Очень дорожу вашей дружбой. И так рада. что вы вернулись, пусть и в таком качестве. Вдохновение придет позже. Нужно прийти в себя после болезни, нужно время, мир и покой в душе.
Редакция портала предлагает поучаствовать в премии "Наследие" под эгидой российского императорского дома. Учитывая состав жюри ( много деятелей русской православной церкви, председатель - наследница престола княгиня Мария Владимировна), хочу подработать и послать миниатюру "Брат в пятом времени года" о Цветаевой и Пастернаке, лауреат Фонда ВСМ (2 место) . Нужен ваш совет, в т.ч. по редактуре (технический минимум 3 страницы А5).

Лидия Гладышевская   08.08.2023 12:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.