Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте

 "Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники,
 исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте;
 смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль.
 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас".(Иак.4)





   Говорят, что Бог есть Любовь и Свет. Что такое любовь каждый имеет некоторое представление. Размышляя о любви, девяносто процентов из ста, представляют себе доброе чувство направленное на него. И когда этого чувства в окружающих его людях человек не находит, понимает, что его никто не любит. О том, что любить окружающих должен он сам, никто не думает.

   В контексте этого мне жаль людей, которые не знают или не хотят ничего знать о Боге, потому что именно Он любит всех и каждого без исключения. Говоря, что Бог есть любовь, как раз и подразумевается любовь совершенная, не взирающая на лица, объемлющая не только хороших, но и плохих.

   Но почему Бог- это Свет? Зачем нам ещё какой-то свет, если днем у нас светит Солнце, а вечером Луна, которая по мнению Козьмы Пруткова, важнее Солнца, ибо Солнце светит днем, когда и без того светло…

   Итак, зачем нам ещё один источник света, если у нас уже есть два?

   Дело в том, что человек - не только существо телесное, но и духовное. Для познания этого материального мира у нас есть глаза. Их достаточно для того, чтобы жить здесь худо-бедно. Но чтобы спастись, у нас должно открыться зрение духовное. А для этого нам нужен Бог.


   Как понимали это изречение "Бог есть свет" наши святые?

"Бог-свет есть совокупность и полнота Его Божеских совершенств - святости, премудрости, всеведения, благодати и др., по которым Бог все в мире озаряет, просвещает, оживотворяет, приводит к блаженству".
 
   Чтобы видеть всё в истинном свете мы должны прийти к Богу.
 
 «Я – свет миру. Тот, кто пойдет за Мной, не будет блуждать во тьме – с ним будет свет жизни» (Иоанна 8:12) и  "Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме". (Ин.12:46).

   Своим приходом к Богу мы снимаем шоры, которыми закрыты наши духовные очи. Об это я уже писала, но повторюсь. Примером может служить такая ситуация. Вы ходите по лесу. Ваше платье испачкалось, но вы этого не видите, потому что в лесу достаточно темно. И только когда вы выходите на поляну, залитую солнцем, замечаете все пятна на вашей одежде.

   Так и здесь. Чтобы увидеть себя в истинном свете, понять, что мы тратим годы жизни на всякую чепуху; находясь в рабстве, постоянно твердим о свободе; пишем трактаты на темы, которые выеденного яйца не стоят; хвалимся и гордимся тем, чему грош цена  в базарный день, нужно прийти к Богу.
   Только Господь в состоянии открыть нам глаза на то, что мы утопаем в собственных нечистотах.

   То, что это так, хочу показать на примере наших артистов, ставших верующими и пришедшими к Богу уже в середине или на закате жизни.

   Иеромонах Василий (Мозговой) был профессиональным музыкантом, прекрасным художником и талантливым пианистом.
   До того как прийти в монастырь отец Василий вместе со своим другом выступал с концертами. Пел старинный казацкие песни. Широкой публике известен не был, но если бы он попал на телевидение, думаю, был бы в рядах первых наравне с Магомаевым, Ободзинским и другими артистами первой величины.

   Однажды вместе со своим другом съездили в Дивеево на праздник Серафима Саровского, а по дороге оттуда заехали к Санаксарскому старцу ныне почившему схиигумену Иерониму. Опоздали на свой концерт, но сильно не расстроились, потому что безоговорочно решили уйти в монастырь. Так в девяносто четвёртом году в возрасте двадцати девяти лет о. Василий (Мозговой) прибыл в Оптину Пустынь, где и подвизается до сего дня.

   После ухода в монастырь отец Василий Мозговой пел на клиросе каждый день. А затем стал вторым регентом правого хора.

   Сейчас иеромонах Василий (Мозговой) известен многим по исполнению псалмов и песнопений "Благословенная Оптина". Настоятельно советую вам послушать, записи есть в интернете. В 2002 году он замолчал- принял на себя обет безмолвия. Почему? Вопрос риторический: все мы знаем разгульную жизнь гастролирующих музыкантов, артистов и певцов. Видимо, посчитал, что удаление от мира недостаточно для того, чтобы загладить все грехи, которые приобрёл колеся по стране.

      Елену Укращенок, возможно, немногие знают по фамилии, но  её роль секретарши мэтра Роше в картине "Ищите женщину" помнят все. Её партнёрами в фильме, который сняла Алла Сурикова в 1982 году, были такие знаменитости как А. Абдулов, Л. Ярмольник, Елена Соловей, С. Юрский, Л. Куравлёв. Участие в этой картине, думаю, было для молодой актрисы прекрасным стартом для будущих ролей. Но, уверовав в Бога, она в 1986 году оставила актёрскую карьеру и полностью изменила стиль своей жизни. По собственному признанию актрисы, значимой в её жизни стала и состоявшаяся позже беседа с о. Александром Менем.

   Ныне Елена занимается реабилитацией алко- и наркозависимых по христианской программе «12 шагов», проводя встречи с группами анонимных алкоголиков в храме Космы и Дамиана в Столешниковом переулке Москвы, навещает осуждённых к пожизненному заключению, устраивает благотворительные обеды для неимущих. В своей книге «Мы все из одной глины» описывает опыт работы с аутистами. Кроме того,  читает на радио свои стихи на библейские темы.

   
    Думаю, что старшее поколение ещё не забыло поэта с очень редким именем Онегин. Поэт-песенник Онегин Гаджикасимов из Азербайджана был одним из самых популярных на протяжении двадцати лет. Его песни, которые любили все без исключения, пели: Аида Ведищева, Владимир Трошин, Валерий Ободзинский, Юрий Антонов, Евгений Мартынов, Самоцветы, Весёлые ребята, Магомаев. А его песню "Алёшкина любовь" кто только не пел, всех и не перечислишь.

   Редактор студии грамзаписи «Мелодия» Анна Качалина, которую Онегин называл крёстной матерью, вспоминала: Однажды позвонил Гаджикасимов и пожаловался на неурядицы. Оказалось, что ему негде жить. Я предложила ему комнату отца, который недавно умер. Там-то поэт впервые взял в руки Библию. И не мог оторваться от неё три дня, читая и днём, и ночью.
   «Я тогда на несколько дней полностью ослеп, но, потеряв зрение внешнее, обрёл внутреннее», — делился он с Качалиной.

   В 1985 году в сорок восемь лет, потомственный мусульманин Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов принимает крещение с именем Олег. Потом целый год занимется изучением религиозных книг.
   А в 1989 году  пришёл в возрождающийся монастырь Оптина пустынь, где начал послушание с привратника. В журнале дежурств расписывался «Гакасимов», скрывая от всех свою прежнюю мирскую славу.
  В том же году был пострижен в рясофор с именем Афанасий в честь Афанасия Афонского. А в 1991 году уже принял малую схиму с именем Силуан. А затем и великую схиму с именем Симон.
 
    Что значит малая схима? Малую схиму ещё называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом.

   Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт три монашеских (аскетических) обета:
— Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);
— Безбрачия (или целомудрия);
— Нестяжания (нищета, или отказ от владения личной собственностью).

   Рассказывает отец Александр Трушин, который исповедовал и причащал отца Симона в последние годы его жизни: Одно время ему пришлось жить вне монастыря. Первое время он жил в моей московской квартире. При мне его навещал известный старец и, глядя, как живёт отец Силуан, сказал, что тот „взял монастырь с собой“.

   Он, и правда, не давал себе послаблений. Год за годом на Великий пост, который длится 48 дней, просил запирать его в квартире. Отключал телефон. Как-то я не смог приехать к нему в день Пасхи, а только на следующий. „Что же ты не приехал? Мне так хотелось разговеться!“ Оказалось, он не рассчитал скромный запас сухих продуктов и последнюю неделю пил только воду. Носил сапоги, хотя у него были больные ноги. Порой снимал сапог и выливал оттуда кровь. Когда заболел раком, не принимал никаких препаратов вплоть до последнего дня, а ведь боли были адские. За три дня до кончины, зная о её приближении, беседовал со своими духовными чадами, давал наставления».
   Его разыскивали коллеги из прошлой жизни, но он избегал встреч с ними. Всю ту свою славу и богатство он поменял на монашескую одежду и кирзовые сапоги.


   О своем актерском прошлом не хочет вспоминать и актриса Наталья Климова, которая сыграла Снежную Королеву в одноименном фильме. О своей жизни она пишет так:

   "Я очень много грешила. Столько неправильных поступков совершала. Сейчас стараюсь замолить свои грехи перед Всевышним. Я каждый день благодарю Бога, что он меня вразумил и указал путь. Поймите, Бог есть свет и доброта. Когда вы впустите его в свое сердце, ваша жизнь изменится. Беды уйдут, и останутся только счастье и радость. Как у меня и мужа".

   Закончить хочу ещё одной актрисой, которую знают многие, если не все.
   Екатерина Васильева приняла монашеский постриг в семьдесят семь лет. В своём интервью, которое она дала своему сыну, о переменах в жизни говорит так:

   "О том, какой видится сейчас прожитая жизнь. «Я ничего не могу тут придумать лучше, чем сказал Александр Пушкин, хотя он был человек не очень церковный. «И с отвращением читая жизнь свою, я трепещу и проклинаю. И горько жалуюсь, и горько слезы лью, но строк печальных не смываю». Это кошмар, я ничего не могу сделать.

Я бы рада сейчас это как-то смягчить. Ничего ужаснее моей жизни не придумаешь, и я ничего не могу с этим сделать, прости меня Господи".

  В интервью, которое напечатано на православном сайте Азбука.ру она более откровенна и всё называет своими именами :

  "Убеждена, жизнь сложилась бы иначе, если бы у меня не отняли Бога. Сколько бы детей нарожала, от мужа не ушла, не предавала, не изменяла, водку не пила, матом не крыла. В молодости трудно избежать соблазнов, а мудрого человека, который остановил бы, предостерег, рядом не оказалось. ВГИК вспоминаю — тихий ужас! Кто больше выпьет или забористее ругнется, тот и круче. Хорошо, хоть наркотиков не было, а то со своим максимализмом и горячностью я и здесь вышла бы в лидеры. Спасибо Господу, вырвалась.

   Нет, на Руси жить без Бога нельзя. Православие заложено у нас в генах, надо лишь услышать голос крови, раскрыть душу. Единственное спасение — в вере. И за то, что до сих пор жива, молю Всевышнего.

   И я боюсь не ухода, а суда Страшного, грехов неотмоленных. И жизнь прошу продлить, чтобы успеть покаяться, заслужить прощение Божие. Апостол Павел сказал: Христос — моя жизнь, а смерть — приобретение. Отмаливать надо, отмаливать.

   Идите в храм! Верите – не верите – идите в храм! Выбросьте из головы все, что вам пели в уши неверующие люди, или люди, которые утверждают, что у них «Бог в душе». Не слушайте никого. Себя слушайте, прислушивайтесь к своему сердцу".
 

    Меня всегда удивляли отрицательные ответы на вопрос: хотели бы вы изменить что-либо в своём прошлом? Теперь я понимаю причину таких ответов. Люди, достигшие какого-то положения или добившиеся материального благосостояния в этой жизни, считают, что они прожили жизнь не зря. Сравнивая себя с другими, уверены, что им есть чем гордиться. Они нашли нишу, заняли её и, как они считают, заслуженно почивают на лаврах. И всё это от того, что люди живущие без Бога, ходят во тьме.

   Я привела достаточно примеров, чтобы вы убедились: у человека, который живёт с Богом, совершенно противоположный взгляд на свою предыдущую жизнь. Оглядываясь назад человек приходит в ужас от того, что раньше он считал обычным делом и что не вызывало у него никаких отрицательных эмоций. Теперь же становится источником душевных мук. И единственный вопрос, который не идёт из головы: Господи, почему я не знал Тебя раньше?

   Как тяжело сознавать, что можно было прожить лучше и остаться чище! Что, придя к Богу раньше, можно было бы избежать грехов молодости, которые теперь тяжким грузом лежат на сердце. Как тяжело сознавать, что многие грехи сделаны по незнанию, потому что так делают все. И то, что ты будешь за них отвечать, как и все, совершенно не успокаивает.

    Поэтому если вам кто-то говорит, что он стал верующим, а вы видите, что в жизни он каким был, таким и остался, не верьте! По настоящему верующий человек как раньше жить уже не может, потому что у него открываются глаза на то как он жил. И то, что он видит, приводит его в трепет. И чем ближе он приближается к Богу, тем сильнее понимает, что так, как он жил, жить нельзя.
Что спасение только в раскаянии и исправлении всех своих бесчисленных ошибок.


   И в заключение хочется привести ответ женщины-психолога, которая перенесла клиническую смерть. В то время, когда её тело лежало на операционном столе, её душа была на небесах, где ей были показаны рай и ад. Во время интервью у неё спросили: если бы вам дана была возможность прожить жизнь заново, что бы вы сделали?

  - Ушла в монастырь!


   На этом хочу закончить. Спасайтесь!

      *   *   *

   Небольшое дополнение к сказанному. Не думайте, что к Богу приходят только артисты, певцы и музыканты, которые в силу своей профессии грешны более других. В Интернете можно найти массу рассказов о том как приходят к Богу люди разных профессий, от простых домохозяек до писателей или профессоров в области ядерной физики. Потому что "все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». (Рим.3:12) Так что кто-то более грешен кто-то менее, но святых, безгрешных среди нас нет. А значит всем нужен Бог, всем без исключения.

 И вам в том числе. Возьмите себе это на заметку. И не откладывайте в долгий ящик. Время - это то, чего у нас уже не осталось. А путь к Господу неблизкий.


      

     Георгиевна



     16.05.2023


Рецензии
Замечательная статья, Татьяна!
Нужно чтобы об этом прочитали больше людей. Многие до сих пор не знают и
очень далеки от этого. Статья очень полезная и назидательная для исправления
кривых путей.
Храни Вас Бог!
С теплом и уважением, Людмила.

Людмилочка   08.01.2024 00:39     Заявить о нарушении
Спасибо большое. Да хранит вас Господь! Татьяна

Георгиевна   09.01.2024 23:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.