14. 3 Сознание и мозг

«Наш обычный позитивный взгляд рассматривает сознание, как функцию мозга. Без мозга мы не можем представить себе сознания.

Макс Нордау, когда он захотел представить себе «мировое сознание» (в «Парадоксах»), должен был сказать, что мы не можем,  наверное, утверждать, что где-нибудь в безконечном пространстве вселенной не повторяется в грандиозном масштабе та же самая комбинация физических и химических элементов, какая составляет наш мозг.  Это очень характерно и типично для «положительного знания». Желая представить себе «мировое сознание», позитивизм, прежде всего, должен представить себе гигантский мозг.

Представим себе, что какой-нибудь любознательный житель Европы 17-го столетия пытался представить себе средства передвижения 20-го столетия и рисовал себе огромную почтовую карету величиной с большую гостиницу, запряжённую тысячью лошадей. Он был бы очень близок к истине, но  в то же время и безконечно далёк от неё. А между тем в его время уже были умы, которые видели по правильным линиям, уже намечалась идея парового двигателя, уже появились модели…

Мысль, высказанная Нордау, напоминает излюбленные построения обывательской философии, что планеты и звёзды видимого мира это только молекулы какого-то большого тела, ничтожную часть которого составляет наша вселенная.

«Может быть, вся вселенная лежит в мизинце какого-нибудь большого существа, говорит философствующий обыватель. И может быть, наши молекулы – тоже миры…». И обывателю делается страшно. Но все эти рассуждения только большая карета».

                Прав ли автор? Как же высказывание древних «Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху»? Здесь имеется в виду принцип построения, а не объективное выражение. «Малое в большом, большое в малом»

«Всё это показывает, что философствовать нужно с некоторым умением.

Наш анализ явлений и установленное нами отношение явлений физических, жизни и сознания позволяет нам совершено определённо сказать, что явления сознания не могут быть функцией мозга, то есть функцией явлений физиологических и физико-химических или явлений низшего порядка. Мы установили, что высшее не может быть функцией низшего. А разделение высшего и низшего основано тоже на совершенно реальном факте различной потенциальности разных родов явлений, различного количества заключающейся в них (или развязываемой ими) скрытой силы. И, конечно, мы имеет право назвать высшими – явления, обладающие большей потенциальностью, большей скрытой силой, и низшими – явления, обладающие меньшей потенциальностью, меньшей скрытой силой.

Явления жизни – высшие, сравнительно с явлениями физико-химическими (то есть  с явлениями движения).

Явления сознания – высшие, сравнительно с явлениями жизни и движения.

Всё заставляет нас признать движение функцией жизни, а жизнь функцией сознания (желания).

Но какой жизни и какого сознания? В этом вопрос. Конечно, было бы безсмыслицей рассматривать земной шар, как функцию растительной и животной жизни, идущей на земле, и видимый звёздный мир, как функцию человеческого сознания.

Но это никто и не говорит. Нам важно установить общий принцип, что явления движения, как низшие, зависят от явлений жизни и сознания, как высших.

Первый вопрос, который у нас появляется – это в каком отношении сознание человека находится к его телу и мозгу?

На этот вопрос в разные времена отвечали различно. Сознание рассматривали, как прямую функцию деятельности мозга, («Мысль есть движение вещества») этим, конечно, отрицая всякую возможность сознания без мозга. Затем пытались установить параллелизм деятельности сознания и деятельности мозга. Но Характер этого параллелизма всегда оставался очень тёмным. Да мозг, по-видимому, работает параллельно с сознанием. Остановка или расстройство деятельности мозга влечёт за собой видимую остановку или расстройство деятельности сознания. Но всё-таки деятельность мозга это только движение, нечто объективное, а деятельность сознания – нечто объективно неопределимое, субъективное, и в то же время более сильное, чем всё объективное. Как связать это всё вместе?»

                Человек и компьютер. Человек выступает как сознание, а компьютер как физическое тело. Пока человек не включит компьютер, тот не заработает.

«Попробуем посмотреть на деятельность мозга и сознания с точки зрения существования двух данных: «мира» и «сознания», принятых нами в самом начале.

Если смотреть на мозг с точки зрения сознания, то мозг будет частью «мира», то есть частью внешнего мира, лежащего вне сознания. Таким образом, сознание и мозг, разные вещи. Но сознание, как нам говорят наши наблюдения и опыт, может действовать только  через мозг. Мозг есть та необходимая призма, проходя через которую, сознание является нам, как интеллект. Или, говоря немного иначе, мозг есть зеркало, отражающее сознание в нашем трёхмерном разрезе мира».

                Мозг – это проектор, который показывает нам окружающий мир? 

«Последнее значит, что в нашем трёхмерном разрезе мира действует не всё сознание (истинных размеров, которого мы не знаем), а только его отражение от мозга. Ясно, что если разбивается зеркало, то должно разбиться отражение. Но нет никакого основания думать, что когда разбивается зеркало, разбивается сам отражающийся предмет, то есть в данном случае сознание.

Сознание не может пострадать от расстройства мозга, но проявление его может очень пострадать и даже совсем исчезнуть из поля нашего наблюдения. Поэтому понятно, что расстройство в деятельности мозга влечёт за собой ослабление или искажение, или даже полное исчезновение способностей сознания, проявляющихся в нашей сфере.

Идея сравнения трёхмерного и четырёхмерного тела даёт нам возможность утверждать, что через мозг идёт не вся деятельность сознания, а только  его часть. Мозг явно трёхмерное тело, то есть нереальное. Сознание – нечто, не имеющее измерений, или многомерное, во всяком случае, реальное. Не может же реальное  исчезать с уничтожением нереального.

                Если через мозг человека идёт не вся деятельность сознания, то можно предположить, что существует Единое сознание, которое входя в тела земных людей, разделяется на части, и эти части общаются между собой.


Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 123).


Рецензии