Духовность в свете Слова и афоризма
Понятия духовность, культура, философия – одноплановые, нельзя говорить о духовности, и не иметь отношения к философии, нельзя также говорить о философии, и не иметь в виду духовный аспект.
Понятия человек и культура неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином «гумус», определяющим степень плодородия почвы; в контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический образ-вывод о том, уровне «духовного гумуса», «духовного плодородия» человека, который определяется воспитанием, образованием, усвоением творческих задатков, присущих каждому индивиду с рождения. От того, в какое время, в какой среде, в сфере каких профессиональных, специальных и иных интересов возрастала та или иная человеческая индивидуальность, зависит и то, каковою она предстаёт перед нами ныне.
К сожалению, в ХХ веке возникли предпосылки к утрате духовного, «культурного гумуса», утрате гуманности и человечности в человеке. Например, из речи постепенно исчезают такие слова как честь, стыд, совесть, любовь, хотя все вышеперечисленное и есть чисто человеческие свойства, именно то, что делает человека человеком и совершенным животным.
Интерес к афоризму как феномену культуры обусловлен причинами теоретического и практического характера, закономерно порождающими интерес к онтологически-гносеологическому анализу феномена афористического знания.
Данная тема приобретает необычайную актуальность, особенно в условиях научно-технической революции, когда информация, объем которой продолжает расти в геометрической прогрессии, приобретает качества лавины и обрушивается на души и головы людей в прямом и переносном смыслах.
Развитие науки обеспечило торжество рационального подхода к миру, нарушив равновесие познавательных ориентаций, сформировало и укрепило его устремленность вне-себя: в природу, общество, космос.
Человек живёт не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них доступны и отражают наш повседневный быт, другие являясь специальными терминами знакомы лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают кипящий котёл человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на самый главный вопрос культуры – что такое человек и в чём смысл его бытия?
В свете сказанного одно из важнейших мест в человеческой культуре отводится Слову, перефразируя поэта, можно было бы сказать:
Животворящая святыня!
Душа была б без вас мертва,
Как та бесплодная пустыня
И как алтарь без божества.
Верующие люди считают Библию Словом Божиим, и сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [Ев. Ин. 1:1]. О Слове с большой буквы написаны тысячи книг, не о слове как вещи или предмете, но о Слове как Боге, о Слове как об учении, о Слове, как науке, о Слове как о мышлении и смысле. Когда мы говорим о Духовности, тогда мы говорим о Слове как о высшем проявлении Смысла, ибо именно Мысль делает человека человеком. И Человеком, подобным Богу.
Слово тоже есть дело: афоризмы, максимы, метафоры, гномы – суть квинтэссированное слово, причем, нашей задачей является произнести его так, чтобы оно оживало, ибо, по замечанию мыслителя, из истории надо взять, огонь, а не пепел. Русский поэт и философ И. А. Бунин написал ёмкое стихотворение, которое так и называется «Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости, --
Лишь Слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного состоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Слово метафорически можно уподобить зерну. Священное Писание передает нам притчу о сеятеле. «Вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» [Ев. Мф. 13:3-9, 18-23].
Когда мы стреляем из винтовки в тире, то стараемся попасть в цель, тогда нас не интересует ничего другое. Подобно этому, когда мы говорим, тоже должны из множества образов выбрать один – два, так что, в известном смысле, Слово можно уподобить выстрелу; русский писатель К. Прутков метафорически указывал на это: «Бердыш в руках воина то же, что меткое слово в руках писателя» [Прутков Козьма. Сочинения. Вступ. ст. В. Сквозникова. М., 1976. С. 113].
Слово – необходимая составляющая духовности в человеке, и одним из составляющих Духовности является афоризм. Сокровищница мысли, представленная афоризмами, максимами, сентенциями и так называемыми «крылатыми словами» является наилучшим способом трансляции общечеловеческой мудрости веков. «Золотые яблоки в серебряных сосудах, Слово, сказанное прилично» [Пр. 25:11; 15:23], -- указывает Священное Писание. Известно, что молчание – золото, и в древности написано: «Употребляй немного слов» [Еккл.5:2; Ис. 58:13]; «Да будет всяк человек скор на слышание, медлен на слова» [Иак. 1:19]; «От избытка сердца говорят уста» [Мт. 12:34; 15:38; Лк. 6:45]; в Книге Притчей Соломоновых указывается: «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным» [Пр.17:28]; «Кроткий язык – древо жизни…» [Пр.15:4]; «Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток» [Пр.18:4]; «В уста целует, кто отвечает словами верными» [Пр.24:26] и др.
Основание афоризма и максимы, - не в той оценке, которую я выдвигаю, как отдельно взятый, случайный индивид, -- отмечает исследователь феномена В. Ю. Васечко, -- но в том большем и высшем, что мы называем Богом, Высшим Разумом или Законом Космоса, потому что это именно то, что делает индивида человеком. И Человеком.
Афоризм как жанр включает в себя различные типы короткой мысли: пословичные изречения, крылатые слова, сентенции, максимы, гномы, высказывания, парадоксы, анекдоты. Общедоступность, популярность, такого рода «мудрых мыслей» очевидна.
«Афоризмами» впервые назвал Гиппократ собрание своих диагностических и терапевтических советов и правил…, которое открывается знаменитым изречением: «Жизнь коротка, искусство вечно» [Литературный энциклопедический словарь (В. М. Кожевникова, П. А. Николаева и др.). М., 1987. с. 43].
Что же такое афоризм? Вот что говорят об этом словари: «Афорисмъ м. греч. короткое и ясное изречение, правило, основанное на опыте и разсуждении; отрывочное, но полное по себе положение. Афористический, к таким правилам относящийся; изложенный в отрывочных положениях; отрывчатый, бессвязный. Афорист м. – тка ж. Кто пишет или говорит афорисмами, коротко, сухо, отрывисто и положительно» [Толковый словарь живого великорусского языка. Даль Владимир. т.1-4.т.1.А-З. М., 1978. с.30].
«Афоризм, – а, м. Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение» [Oжегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 2003. с.32].
«Афоризм» [гр. аphorismos] – изречение, выражающее какую-либо обобщённую мысль; для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы» [Словарь иностранных слов. М., 1949. с. 80].
Существенной чертой афористического жанра, – отмечает исследователь Е. В. Конорева, – является его личностный характер. «Афоризм – это всегда мысль конкретного автора на тему, которая его волнует, с которой связаны его личностные переживания и внутри которой он имеет возможность показать не только знание предмета, но и свое непосредственное отношение к нему… Момент отношения и оценки является ключевым. Оценивая некоторый предшествующий опыт или современное состояние какого-либо вопроса, автор здесь же намечает, высказывает, проектирует собственное авторское решение вопроса… С одной стороны, это оценка личностная, но с другой – автор при этом уподобляется прожектору, который высвечивает общезначимые проблемы, волнующие человечество на протяжении всего исторического развития, высказывает их понятными для своего времени языковыми средствами. Моменты личностного и общезначимого, субъективного и объективного в афоризме не просто сосуществуют, они находятся в органическом взаимодействии… Афоризм – это не просто некоторые мысли по поводу определенной темы – это итог размышлений, заключенный в единственно возможную, точную форму, без примесей случайного и несущественного. И эта краткая формула как бы впитывает всю мощь предшествующих размышлений автора по данной теме, так что за видимой краткостью угадывается подлинная глубина содержания. В этом жанровая особенность взаимодействия формы и содержания в афоризме» [Цит. по: Конорева Е.В. Афоризм // Многообразие жанров философского дискурса: Коллектив. монография: Учеб. Пособие / Под общ. ред. д-ра филос. наук В.И. Плотникова; Рос. филос. о-во и др. Екатеринбург, 2001. с. 11].
Солнце восходит на Востоке, ветры дуют с Востока, первые человеческие цивилизации зародились на Востоке, первые афоризмы, вероятно, тоже появились на Востоке. Что может быть тоньше, глубже, пленительнее, философичнее, чем восточный афоризм? Не надо убеждать, важнее быть убедительным, и ничто не звучит так убедительно, как афоризм, возникающий, как правило, так же внезапно, как молния на ночном небе. Афоризм есть как бы логическое завершение мысли, её вершина, и по замечанию Л. Н. Толстого, едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений. А писатель М. Горький говорил, что афоризмы учат сжимать слова, как пальцы в кулак.
Рассмотренная нами сквозь призму афористического мышления такая человеческая и философская категория как Слово помогают, на наш взгляд каждому человеку обрести «сердце мудрое», чтобы найти то, что единственно только и может составлять цель и смысл человеческой жизни.
Экология человека как философия совести: Альманах: Выпуск 1 / Сост. и общ. ред. В.Б. Шилкиной. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007. – 230 с. с. 57-62.
Свидетельство о публикации №223051600478