Как ответить?

                эссе
                (философия жизни)
***
    Помните притчу о Драконе, который ловил в лесу зверей, записывал каждого и приказывал явиться кому - к обеду, кому - к ужину?
Дракон обещал зверей съесть. Он спросил зверей, есть ли вопросы. Звери отвечали "нет" и уходили опечаленными. Только Зайчишка осмелился задать вопрос "можно ли не приходить". Дракон ответил "можно". Это спасло косому жизнь. Мораль привожу дословно:
"...никогда не надо стесняться задавать вопросы".

    А мне думается, мораль эта хороша, если применима в процессе обучения чему-либо или во время ознакомления в туристической поездке с интересным культурным или историческим объектом. В остальных случаях- в обыденной жизни (и даже в беседе с самыми близкими и родными)- такая мораль, как она есть, представляется мне сомнительной.

    Вопросы бывают, мягко скажу, неудобными. Прямые - беспардонные, задевающие за живое, обесценивающие и принижающие ваше личностное достоинство, ехидно высмеивающие. Стоит ли задавать-то!?
 
    И как тут быть? Как ответить?

"Да не о том думай, что спросили, а о том - для чего? Догадаешься - для чего, тогда и поймешь, как надо ответить." Это совет от Максима Горького.

   Думаю, в любой ситуации прежде всего важно не терять в себе образа Божьего - оставаться человеком. Обладать собою и держать себя в руках: не повышая тона, не грубя в ответ. Не дай, Боже, обидеть обижающего вас (он и так обиженный) или обидеться самому! Помните, как делал во время урока  мудрый учитель, когда класс устраивал шум-гам? Он выдерживал паузу молча, удивлённо поднимая бровь - класс успокаивался и замолкал.

   Душеполезными советами можно вооружиться, читая святых отцов, - это самые настоящие знатоки человеческих душ. Стоит почаще внимать проповедям православных священников - много среди них замечательных психологов. Не повредит опыт и  психолога светского, если  подходить с головой и воспринимать не всё подряд, а дифференцированно, в соответствии с вашим религиозным мировоззрением.
 
   Меня, как и кого-то из вас, всегда поражала лёгкость встречающихся  заявлений - "нечего думать: голову ломать; надо жить - и всё!".
И если бы так думали молодые только! Некоторые пожилые зачастую  всё ещё не понимают земного своего предназначения и того, что время останавливается на границе с вечностью в любой момент жизни. 

   Современный обыватель плохо знает общественный этикет (как, впрочем, и любой другой этикет тоже). А уж о православном этикете и вообще мало кто имеет представление. Часто об этом незнании свидетельствует их неуместные и бесцеремонные вопросы к собеседнику: "Вы поститесь?", "Что едите?", "Вы молитесь?". Так и хочется ответить на вопрос вопросом:" Вы меня исповедуете?". Или вот ещё: а у Вас духовник есть?; кто он?; в каком храме служит?
 
   Похоже, не знают они, что есть ряд вещей, о которых спрашивать православного неудобно: недопустимо верующему говорить с другими о молитве, посте, добродетели. И  не надо его провоцировать на такое откровение. Грешно это для обоих - и спрашивающему, и разглашающему.
 
   Многословие  и до греха довести может. Язык такой орган, который даётся Господом для благоразумного пользования. Главное - уметь вовремя сдерживать этот инструмент, чтобы не разболтался да вреда не нанёс никому - ни владельцу, ни собеседнику, ни лицу третьему, ненароком попавшему под мельничные жернова языка без костей.

   "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого".-(Евангелие. Матф., 5-37)

   Православный верующий старается уклоняться от многословия, хранит тайну доверителя, избегает возможности обсуждения чужих недостатков - физических и духовных. С этой целью избегает суеты и пустых разговоров, чтобы ненароком не впустить пагубного семени зла в сердце и не засорить его. Только в чистом сердце живёт Бог. "Сердце чисто созижди во мне , Боже, и дух прав обнови в утробе моей."(Пс.50-12).

   "Нас призывают поиграть на поле с грязью и нечистотами..,- говорит Митрополит Тихон Шевкунов.- Мы порой забегаем на это поле — и сами пачкаемся, и людям пользы никакой, и все вокруг в брызгах, и нам потом тяжело и плохо. Не надо играть в их игры. Мы должны быть иными. Нам, конечно, надо иметь набор каких-то спокойных и доброжелательных аргументов. Но человек чувствует больше не доводы, а доброжелательный и ровный дух — душа с душою беседует". Так, по его мнению, как проповедовал Святейший Патриарх Алексий-2: с искренним христианским добрым отношением, любовью, взглядом, улыбкой, словом.

   "Для того, кто верует, нет вопросов, а для того, кто не верует, нет ответов,"-
так считал Авва Исаия.
   
   Разные бывают люди, разные ситуации,  разный и подход к форме ответа на неудобный вопрос. Главное, думается мне, не терять принципиальной сути в соблюдении православного этикета, если вы христианин не только по факту крещения, а по глубокому убеждению.

   А некоторым обывателям при встрече страшно задать один самый простой вопрос - как жизнь. Ответы  на столько бывают нудными, что хочется заткнуть уши и не слышать: ругают и проклинают всех и вся, недовольны всем и всеми. Такие люди несчастны: они так и не научились быть счастливыми - всё ждут, что осчастливить их должен дядя Кузя или ещё кто-то, только не они сами! "Ропот - чувство собственного злополучия, а прогнать его можно славословием Бога", - считал святой Паисий Святогорец.
   Вот и стоит отвечать - "слава Богу" - не более! Чего зря Бога гневить - не стало бы хуже. Поблагодарить всегда есть за что Господа - догадаться бы да не скупиться.
   
   А закончу размышления о неудобных вопросах и  благоразумности ответов  мудрыми, на мой взгляд, словами святого преподобного Ефрема Сирина:"Ежедневно спрашивай себя: какую страсть победил ты?".

   Благослови вас, Господи!
***
2023г.


Рецензии
Спасибо.
Именно власти над собою учил нас Исус, свободе от хлеба, власти и чуда.
Спасибо, Господи, за всё.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   21.10.2023 11:10     Заявить о нарушении
Благодарю, Ваня! Радости о Господе!

Любовь Силантьева   21.10.2023 18:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.