Садгорский социально - производственный комплекс

Приведенный ниже текст весьма интересен с точки зрения обустройства малонаселенных мест с целью их вовлечения в экономическую жизнь страны....

Сложности с обустройством монетного двора в Яссах, заставили командование Первой армии и чиновников Дивана позаботиться о его создании в другом месте, на территории Молдавского княжества.

Генерал-фельдмаршал обязал Диван как можно быстрее уладить дело. Срочно из столицы в различные части княжества - цинуты - были направлены письма с подробными инструкциями. На места также выехали доверенные представители Гартенберга, чтобы лично осмотреть и оценить сырьевые ресурсы, пути сообщения и перспективы развития. Результаты поездок оказались малоутешительными.

Пригодных для строительства монетного двора мест не было обнаружено. Только от черновицких старост Имбо (Имбаульта Леона) и Илии Херескула поступил положительный ответ. Они доводили до сведения Дивана, что представитель Гартенберга нашел нужное место в окрестностях села Рогизна, на левом берегу Прута, рядом с городком Черновцы.

Барон Гартенберг сразу же обратился в Диван с просьбой разрешить учредить монетный двор в районе села Рогизна. Он также отметил, что строительство и нормальное функционирование его предприятия невозможно без привлечения ремесленников разных специальностей, подсобных рабочих, торговцев, прислуги и прочих. Поэтому, Гартенберг предлагал предоставить поселению статус рыночного городка с надлежащими привилегиями.

Сначала Диван дал разрешение подрядчику на приобретение земель. Барон Гартенберг заключил договор с владельцами Рогизны на приобретение земли для будущего предприятия. Согласились уступить ему свои участки местные землевладельцы резеши: Манолий Потлок, Михайлаки Кракалия, Михайлаки Строеск, Григораш Брензан, Гавриил Козаческул. Из документов известно, что Гартенберг частично заплатил владельцам деньги за землю, на которой должен был располагаться монетный двор и жилые помещения. Кроме того, по требованию Дивана, который действовал в соответствии с инструкциями русской военной администрации, владельцы земельных участков соглашались на аренду оставшейся земли для новоприбывших ремесленников на льготных условиях. Землевладельцы Рогизной позднее признавали, что они получали от арендаторов поселения Садогура по 30 рублей ежегодно. На какой срок арендовалась земля, за неимением достоверных данных, ответить трудно. Вполне возможно, что она отдавалась в аренду на 8-10 лет, о чем существуют определенные намеки в документах. Позднее землевладельцы в Рогизне постоянно претендовали на те или иные части городка, который разрастался за счет территории села.

Место для монетного двора было выбрано весьма удачно. Оно отвечало всем требованиям, а именно: находилось вблизи источников воды, энергетических ресурсов и в естественном, защищенном от восточных и северных ветров, микрорегионе. Стоит также отметить, что имение барона обустраивалось не в лесной чаще или на целине, а на уже давно обжитой территории.

Археологическое обследование современной Садгоры позволило установить, что на ее территории первые люди появились еще во времена позднего палеолита. Небольшие поселения и городища существовали там в энеолите (трипольская культура), бронзовом веке (фракийский гальштат) и в раннежелезном периоде. Известны на территории современной Садгоры также памятники славян (культура Лука-Раковецкая) и древнерусского времени. На момент основания монетного двора подавляющая часть центра Садгоры, особенно прибережные участки реки Мошков и ее притоков, не были заселены и использовались как пахотные поля и пастбища жителями Рогизны и Старой Жучки. Совсем рядом шумел вековой буковый лес.

Именно здесь, на берегах небольшой речки, которая вытекала из долины, к северо-востоку от Садгоры, был основан монетный двор. В литературе, посвященной Садгоре, с подачи Ф. Викенгаузера, получила распространение мысль, что река называлась "Тарнава или Тарнавка". В современной микротопонимии Садгоры названия такой реки не существует. На карте 1774 года ручеек-речушка, который протекает через Садгору назван "черненьким", старожилы называли его также "Черным" или "потоком Черным", позже, во второй половине XIX века, он получил название "Мошков". Возможно, что эта речушка прежде и называлась "Тарнавка", скажем, в среднем или нижнем течении, об этом якобы говорит название улицы в современном Садгорском районе - "Терновская". И более вероятным является предположение, что Ф. Викенгаузер допустил ошибку и попутал название реки с левым притоком реки Сучава -речушкой "Тернавка", которая действительно известна в южной Буковине.

П. фон Винклер в своей работе, не углубляясь в детали, отмечал: "... фельдмаршал счел возможным разрешить Гартенбергу производить передел в принадлежащем барону городке Садогура (по-молдавский" Рогожня "), находившемуся в 40 верстах от Хотина". Здесь точно определены координаты нового поселения: расстояние до Хотина и приведена название соседней деревни Рогизна.

Строительство монетного двора (комплекса производственных и жилых помещений) осуществлялось на правом берегу реки на древнем готаре (межевой границе) между селами Рогизна и Жучка. Большинство сооружений возводилось из дерева, которого было достаточно. Через несколько лет здесь появилась мельница, а впоследствии и первые каменные дома. Необходимость в переплавке пушечного металла и обработке меди стали причинами сооружения плавильных печей и специальных горнов. Основные работы по возведению монетного двора выполняли мастера немцы, прибывшие на Буковину с бароном. Известно, что часть колонистов происходила из округа Ноймаркт. Возможно, что среди привезенных ремесленников были также и выходцы из Польши. По подсчетам исследователей, в частности Ф. Викенгаузера, на монетном дворе было задействовано более 50 рабочих разных специальностей. Среди них, кроме ремесленников-монетчиков, были столяры, мыловары, сапожники, шорники и другие.

За довольно короткое время, 5-6 месяцев, построили самые необходимые производственные и жилые постройки, а в августе 1771 года в новосозданный монетный двор прибыл первый транспорт меди - разбитые и непригодные для использования турецкие пушки из Хотинской крепости. Доставленный металл весил тысячу пудов и из него уже в декабре было отчеканено монет на сумму в 3224 рублей.

Следовательно, монетный двор, который дал своеобразный толчок возникновению довольно большого поселения, был заложен и начал функционировать в 1771 году. Эту дату и следует считать "годом рождения" Садогуры.

В историографии, посвященной Садгоре (Садогуре), написанной в австрийское время, прежде всего в трудах Ф. Викенгаузера и Й. Полека, дату основания города относят к 1770 году. Этой даты придерживались и все последующие исследователи, ничем не аргументируя свои выводы. Изученные в последнее время документальные материалы позволяют уточнить "год рождения" Садогуры. Во-первых, привилегия Гартенбергу была предоставлена 24 февраля 1771 года и в ее первом пункте говорилось о размещении монетного двора именно в Яссах. Во-вторых, старосты в Черновцах Имбаульт Леон и Илия Херескул, которые отослали ответ Дивану, занимали свои посты в 1771 году. В 1770 году в документах упоминается другой староста: по имени Хенкул или Хинкул. В-третьих, во всех документах "Грамоте молдавского хазяина Калимакы Александра", "Материалах о включении общины Садогуры в категорию ярмарочных городков ..."," Создание торга Садогура "как год образования поселения указывается 1771 год. В-четвертых, в работах Ф. Викенгаузера и Й. Полека, посвященных монетному двору и основанию Садгоры, лишь упоминается, что осенью 1770 года барон Гартенберг прибыл в Молдавское княжество. В связи с этим наиболее вероятной датой основания Садогуры можно считать 1771 год.

Выпуск первых монет и развитие поселения вокруг монетного двора настоятельно требовали определенных правовых гарантий для его жителей. Привлекаемые высокими и стабильными заработками, к монетному двору и имению барона потянулись жители окрестных сел, ремесленники и торговцы разных рангов и национальностей. На берегах Тарнавки возник небольшой городок, где каждый желающий мог соорудить себе дом и был защищен от феодальных повинностей.

В 1772 году Ясский Диван по просьбе Гартенберга предоставил ряд привилегий новому поселению. В связи с тем, что на землях княжества между Прутом и Днестром не было торга (т.е. поселения с правом существования рынка), в имении Гартенберга разрешалось открыть рынок. Всем желающим предоставлялось право свободного поселения в поместье, постройки дома, корчмы или производственных сооружений. Также разрешалась свободная торговля, с согласия владельца поселения, различными товарами и напитками. В имении Гартенберга могли селиться люди разных национальностей и вероисповеданий. Специально отмечалось, что там могло проживать еврейское население. Фактически, поселение получало статус торгового городка с обычными привилегиями. Барон Гартенберг-Садогурский признавался его владельцем. Все, кто там поселялся, должны были платить ему определенные налоги, а также вносить обычный налог Дивану в установленном размере.

С появлением нового поселения возникло и его название - "Садогура". В ее основу было взято именно славянскую часть фамилии барона, как наиболее понятную для русской военной администрации, а главное – местного украинского населения. Причем название Садогура прижилась сразу - об этом свидетельствуют надписи на продукции монетного двора (пробных монетах и медалях) и документальный материалах. Такой ее зафиксировали первые австрийские карты Буковины, в частности карта майора Ф.фон Мига 1774 года. Уже тогда топоним воспринимали как перевод немецкой фамилии барона на "русинский", то есть украинский язык. С течением времени забыли и о самом бароне-монетчике, а народная этимология переосмыслила название как соединение слов "сады, гора", правда оставив чисто польскую "гуру". В документах конца XVIII-XIX вв. название "Садогура" писалась по-разному: Sadagura, Satagura, Sattagura, Sadogura. Со временем наиболее употребительным становится название Садогура, хотя встречается и Садагура, Садигура, Садогора. Вот так появилось название Садогура, которое в 1946 году переименовали в нынешнюю Садгору.

В историографии встречается также версия, что изначально поселения называлось "Гартенберг". Ее в свое время высказал Ф. Викенгаузер и доказывал, что это наименование населенного пункта существовало до 1788 года, когда его заменили на Садогуру. Однако данная точка зрения не находит никаких подтверждений в документальном и нумизматическом материале.

В последующие годы деятельности монетного двора городок строился, а количество его жителей постоянно росло. Охраной предприятия занимались русские солдаты. Известно, что в Садогуру были откомандированны от 3 гренадерского полка один обер-офицер и двое рядовых.

 Окончание войны, вывод российских армейских подразделений за пределы княжеств, отсутствие потребности в молдово-валахской монете привели к прекращению деятельности монетного двора. Его основатель барон Гартенберг, оставив в Садогуре доверенных лиц, вернулся в Польское королевство, где продолжил сотрудничество с финансовыми органами государства. Известно, что в 1776 году он занимал должность асессора Сокровищницы, затем сведения о нем теряются. Очевидно, в Польшу была отправлена основная часть оборудования по чеканке монеты. Из Садогуры уехала и большая часть высококвалифицированных специалистов по чеканке и ремесленников разных специальностей, которые вернулись в немецкие княжества и Польшу.

Однако, в городке осталось довольно много различного ремесленного люда. Известно, что среди тех, кто остался, были пекари, мясник, мельник, строитель, кузнец, портной, сапожник, каретный мастер, пивовар и другие. Именно в Садгоре проживало значительное количество еврейского населения, которое занималась в основном мелкой торговлей. С 1 августа - 2 сентября 1774 земли Буковины были оккупированы австрийскими войсками и территория края включена в состав империи Габсбургов. На момент прихода австрийских властей Садогура была уже довольно большим торговым городком. В нем, кроме евреев, число которых точно не известно, проживало 180 семей или 900 человек. По меркам того времени, это был немалый населенный пункт. Например, в соседних Черновцах, центре цинута (уезда), проживало в то же время, по одним данным 278, по другим -290 семей, общей численностью 1390 человек.

Австрийская военная администрация Буковины, которую возглавлял генерал-майор Габриель фон Сплени, благосклонно отнеслась к жителям Садогуры, тем более что среди них были немцы-протестанты. В своем описании края Сплени отмечал, что городок имеет неплохие перспективы для развития и предсказывал ему процветающее будущее.

В Садгоре, а вернее в 193 гвардейском учебном мотострелковом полку я прослужил шесть лет (1979-1985), в мою бытность экономическая жизнь там буквально кипела, на местных предприятиях производили буквально все, от сахара, спирта и колбасы, до чугунных батарей центрального отопления, электрических каминов и фонариков, лесозаготовительного оборудования, в середине 80х началось строительство большого радиозавода.

Однако, с обретением Украиной  "незалежности", все пришло в запустение, сахарный комбинат, а вместе с ним спиртовый и дрожжевой завод закрылись, мясокомбинат, который поставлял свою продукцию даже на экспорт, постигла та же участь, территория полка с кирпичными казармами и парком боевых машин заросла деревьями и кустарником. Единственное "предприятие" которое функционирует, это Калиновский вещевой рынок...

А нужна ли такая "незалежность" садгорцам и жителям окрестных сел, да и гражданам Украины в целом?


Рецензии