Опыты доцента Романа Гавриловича Чувиляева

Иллюстрация: доцент Роман Гаврилович Чувиляев

Собираясь написать о читавшем нам лекции по «Общей химии» доценте Романе Гавриловиче Чувиляеве, я «залез в интернет» и посмотрел, что можно о нем узнать. К сожалению, кроме авторства учебников по химии и отзывов «были впечатлены, любим, помним» на первых страницах результатов поиска найти ничего не удалось. Надеюсь что поисковый спрут запустив свои электронные щупальца в пучины всемирной сети, проведя индексацию и включив свои искусственные мозги будет выдавать это воспоминание о Романе Гавриловиче Чувиляеве на первой странице результатов поиска.

Самые яркие впечатления за все время обучения сохранились о лекциях по «Общей химии» с демонстрацией практических опытов, которые читал доцент Роман Гаврилович Чувиляев. Во времена, когда из технических средств обучения у большинства преподавателей были только доска и мел, демонстрация химических опытов производила большое впечатление.
Роман Гаврилович говорил, что на нормальной лекции нормальный студент засыпает через 15 минут, поэтому он и старался увлечь нас демонстрацией опытов. На кафедре в Большой Химической аудитории что то взрывалось, искрило, дымило кольцами, меняло цвет, форму и содержание. Извергались вулканы, открывались тайны египетских пирамид.
Высокий, слегка за 50, лектор Роман Гаврилович, обладал несомненным талантом преподавателя, образно объясняя неясности по химии. К студентам он так же относился с большим вниманием. Вспоминается эпизод на лекции, когда один из студентов уснул на лекционной парте. Роман Гаврилович попросил его разбудить. Студент с трудом поднял голову с парты, посмотрел на аудиторию заспанными глазами, сказал «Не могу», и вновь улегся на парту, продолжая спать. «Не трогайте его», сказал Роман Гаврилович, и тут же рассказал историю, как он проводил занятия в африканских странах. «Вот так уснет студент на лекции, начнут его будить, а он не живой» - подытожил Роман Гаврилович, - «Так что все в порядке, продолжим лекцию».
Так получилось, что на первом семестре обучения Роман Гаврилович показал нам пример проведения лекций на высоком профессиональном и методическом уровне, с которым мы невольно сравнивали уровень проведения занятий другими преподавателями. Хотя в Политехническом институте было много профессионалов своего дела, глубоко знающих свой предмет, сравнение всегда отдавало существенное преимущество Роману Гавриловичу.

Приложение.

Чувиляев Роман Гаврилович (1931 г.р.), окончил Металлургический факультет ЛПИ им. М.И. Калинина в 1955 году. Более 50-ти лет проработал доцентом на кафедре «Общая химия».
 
Из интервью с Р.Г. Чувиляевым ( Газета Политехник №22 от 22 июня 1988 года.):
..... Лет 5 назад на ФМетФ проходил необычный конкурс. Незамужние студентки II—VI курсов определяли преподавателя, достойного звания «Самый, самый, самый...». Грамоту с этим титулом получил кандидат технических наук, преподаватель химии, доцент Р.Г. Чувиляев. Думается, если провести этот конкурс сейчас, результат был бы прежним... Вопрос: Роман Гаврилович, многим студентам будет небезынтересно познакомиться с вами поближе. Чувиляев улыбается, ненадолго задумывается и отвечает: Родился я в 1931 году в г. Пушкино Московской области. В возрасте семи недель уже жил в Ленинграде. С первого класса учился в школе № 123. Потом война, эвакуация и снова учеба. В 1943 оду в школе было организовано химическое общество. С тех пор, видимо, и появилось увлечение химией...
......Высокий, подвижный — ему никак не дашь его 57 лет (вот что значит спорт,— в свое время Чувиляев входил в состав сборной Ленинграда по легкой атлетике, был чемпионом СССР среди студентов).
Вопрос: Я знаю, что вы — один из самых строгих преподавателей. И тем не менее — популярны среди студентов. Знаете об этом?
Ответ: Догадываюсь. Это меня ко многому обязывает, заставляет постоянно следить за собой, быть курсе студенческих дел. И вот еще что: часто приходится сталкиваться с пренебрежительным отношением к химии: мол, главное — физика и математика. Мне нравится мой предмет, и главную задачу вижу в том, чтобы прививать студентам понимание его необходимости, связи с другими науками.

Литература
Газета Политехник №22 от 22 июня 1988 года.


Рецензии