Зачем ноги

У Виктора с детства не ходили ноги. Он жил в городе с матерью. Отец покинул семью, уйдя к молодой. Деньгами не помогал и сыном не интересовался. И не любил его за его болезнь, тяготясь его неполноценностью. Он обвинял в болезни мать Виктора, говоря, что это генетическое от нее. Действительно, у ее прадеда тоже было что-то подобное. Матери Виктора приходилось одной добывать средства на жизнь, и у нее не было времени следить и ухаживать за сыном. И она с тяжелым сердцем отправила его в деревню к бабушке. Бабушка была доброй и верующей. Она даже обрадовалась в одинокой жизни иметь родное семя возле себя. Ухаживала за мальчиком, молилась за него, толкала по воскресениям инвалидную коляску с внуком в  деревенскую церковь. Виктор был очень тихим ребенком и задумчивым. И проводил в основном время за чтением. Особенно он любил что-нибудь таинственное. Приезжавший летом на каникулы в соседний дом к своей деревенской бабушке  Роман, бывший  на семь лет взрослей Виктора, одолжил ему свои книги по эзотерике. Виктор был наблюдательным, и заметил так же некоторую таинственность в кошках, которых в деревне было достаточно. Его тянуло к ним. Но они почему-то не жаловали его и держались от него подальше. В одной из книг Романа он прочел, что люди де напрасно боятся черных кошек. Особенно, когда они перебегают их путь, принося им  по их суеверному мнению неприятности и даже несчастья. Там объяснялась эта взаимозависимость черных кошек и бед „от них“ не их виной, а что кошки, будучи мистическими животными и очень сенсетивными — т.е. чувствительными к духам и разным невидимым энергиям —, притягивались этими энергиями и духами. А эти энергии и духи были связаны с определенными людьми, которым черные кошки и перебегали дорогу, как бы невольно сигнализируя  им об нависшей над ними опасности. Но эта опасность исходила не от них, кошек, а … От кого же? О, эта тема увлекала Виктора. В книге было сказано, что кошки особые животные. Что их неслучайно  древние египетские жрецы держали в своих храмах. Вернее, кошки сами притягивались туда витавшими там духами и языческими энергиями. И сегодня кошки нередко ютятся в церквях, И никто их оттуда не прогоняет. Другое дело собаки. Если какая забредет в храм, то храм считается осквернен, и его нужно заново освящать. Но самое интересное, в книге утверждалось: цвет кошки, перебежавшей дорогу, зависит от рода энергии. Если черная, то она сигнализирует опасность, несчастный случай или сильное искушение от дьявола. А что дьяволу нужно? Он мол намерен отомстить человеку, который пытается, порой и неосознанно, выйти из под его влияния. Такого человека надо запугать и через страх неприятностей вернуть его под власть дьявола, которая внешне совсем незаметна. Главное, чтобы человек не задумывался о смысле жизни и прожигал ее бессмысленно. Стремился только к удовольствиям, наслаждениям и одному материальному. Грешил, не придавая этому значения, говоря при этом: „а чего я делаю такого? Все так делают“. Ну и т.д. А если белая кошка, то кто-то молится за человека. Виктор уже дальше, наперед догадывался, что по цвету кошки или ее расцветке можно догадаться о характере духов и энергий, которыми притягиваются кошки. И бесполезно, завидев черную кошку, пересекающую твой путь, застывать на месте, креститься или искать обход. Или еще хуже, кидать в кошку камнями и палками. Кошка только извещает о грозящей напасти. Древние римляне убили вестника, принесшего дурную весть о поражении их войска. Он, чтобы сообщить об этом, пробежал марафонским бегом сорок километров (оттуда этот бег, ставший спортом). А Римляне были уверены, что таким образом избавились от плохой вести. Так иногда поступают, к сожалению, и с черными кошками.

2. Глава. Церковно-славянский

В деревенской церкви, в которую ходила бабушка и прикатывала туда  своего внука Виктора, был очень хороший батюшка. Добрый, излучающий искреннюю любовь, но и по-православному строгий, когда это нужно. И его церковно-славянский очень сильно отличался от обычного сегодня. Вернее произношение его. Ведь каждый язык отличается особым произношением. Церковно-славянский имеет совсем другое произношение, чем русский. А сегодня чтецы, певчие и даже батюшки искажают его нещадно. Хор поет „ГоспАди, пАмилуй“. Чтец читает: „ТАгда вАзглаголет к ним гневомъ свАим и ярАстію свАeю смИтёт“. А правильно: „ТОгда вОзглагОлетэ кэ нимэ гневомэ своимэ и ярОстію свОeю смЕтeтэ“ (Пс2.). Только „Ъ“ на конце, произносимый как „Э“, произносится тише и укороченно. А „Г“ смягчается, как в украинской мове. Это искусство, которому надо учиться.
Ну, в основном батюшки, в массе своей, произносят чуть получше, но тоже акают безбожно. Батюшка Василий, так звали его, научил своего чтеца правильному произношению. И прихожане почувствовали благодатность истинно святого и духовного церковно-славянского языка. Батюшка учил, что и „Ъ“ не пропускается, а произносится особо. Вот у нас поют не „в поле березка стояла“, а „вО поле“. Но в славянском написании было „въ поле“.  Произносится примерно как „вэ поле“. То что „Ъ“ произносился в славянском, видно из болгарского языка: „БЪлгарски езИк. ДарЪт на слЪнцето“. Произносится как: „Бэлгарски езИк. ДарЭт на слЭнцето“ (болгарский язык. Дар солнца). Неслучайно церковнославянские тексты в 863 г. были принесены на Русь из Болгарии.
Святые греки Кирилл и Мефодий, создавшие на основе греческого алфавита слявянскую грамоту, были предтечами в работе по возникновению сегодняшнего церковнославянского языка, который объединяет церкви всех слявянских народов. Прежде всего болгар. Потому что на основе староболгарского возник старославянский. А на основе старославянского церковнослявянский. А так же —  сербов, чехов, словаков, кроатов, поляков, черногорцев, малороссов и т.д.
О. Василий рекомендовал, желающим правильно читать по церковнославянски, учиться этому у болгар, служащим на церковнославянском. Например, на Ютубе набрать Kalin Kirilov, https://www.youtube.com/watch?v=zhb_bsWZfCc


3. Глава. Исцеление

Бабушка Виктора стала приставать к о. Василию, чтобы он исцелил ее внука. Батюшка уже был известен в округе  некоторыми своими чудесами. Он был настоящим молитвенником, что редкость сегодня. Но говорил бабушке, не проси, а то потом пожалеешь. Но она не отставала. Уж ей было слишком жалко юного, что он вроде как и не живет, а все в коляске сидит да странные книжки почитывает. И наконец всё-таки упросила. И чудо, о.Василий исцелил Виктора. Сначала он ковылял на костылях, но постепенно ноги его  становились все крепче. И через полгода он уже ходил, только опираясь на палку.

4. Глава. Куда ходят ноги

В воскресной проповеди о „модерном времени" о.Василий сказал, что для нашего времени характерны в основном  грешные пути. По всем признакам, добавил он, наше время апокалиптическое.

                ***
 Не прошло и двух лет, как Виктор окончательно окреп и ударился во все тяжкие. Его охватил радостный кураж, что теперь он все может делать, что и другие: т.е. пить, курить, блудить, врать и даже грабить. В общем  жить по своей, а не Божьей воле. Прожигать свою жизнь впустую. Он связался с темной компанией и участвовал (ради романтики, конечно) в ограблении сельского магазина. Стоял  „на атасе“, потому получил только два года условных. Раньше бабушка плакала, жалея внука-инвалида. Теперь она оплакивала внука, стремительно теряющего свою душу. Она обратилась к дочери, чтобы та забрала Виктора к себе. Мол он теперь здоров и может сам о себе заботиться. Но мать, получив сведения о сыне из суда и от органов безопасности, сказала бабушке, ты его „воспитала и исцелила", пусть живет с тобой "и заботится о твоей старости".
Бабушка еще более плакала от этой горькой иронии. Она пошла жаловаться к о.Василию, а тот, я же тебе сказал, пожалеешь о его исцелении. Отче Святый, прости меня неразумную, причитала бабушка. Верни его в прежнее состояние. Нет, это невозможно, сказал о.Василий. Исцелил его Господь, а не я. На то была Его Святая воля, чтобы ты и другие люди не корили Господа за болезни, скорби и несчастья. А не понимая Промысла Его Святого, духовно слепым людям неисповедимого, благодарили Его за всё. Потому что Он сама Любовь, и желает нам только спасения от вечной смерти. Что же мне делать, вопияла бабушка. Молись постоянно о нем со слезами. И я буду вынимать частичку за него на проскомидии, сказал о.Василий.

5.Глава. Молитва сродника.

Виктор пропадал целыми неделями, а бабушка, встав на колени в полусумраке ночной лампадки, неустанно, каждую бессонную ночь молилась за внука и плакала.  Постоянная и искренняя молитва сродника часто творит чудеса. Можно вспомнить, как глубоко верующая мать великого Святого Блаженного Августина, многие годы молясь и плача, вырвала сына из манихейской душегубительной секты и прожигания жизни с дружками, и привела его к крещению в истинной православной вере. Только благодаря ее материнской многолетней молитве стал он тем, чем стал — великим богословом и Святым.

                ***
Не прошло и месяца от начала бабушкиной ежедневной молитвы за внука, как  он вдруг объявился на дворе бабушкиного дома. Но внутрь не вошел. Была ночь. Виктор стоял перед дверью, какая-то сила удерживала его руку, поднявшуюся было, чтобы постучать в закрытую дверь. Постояв так в нерешительности с малое время, он улегся на скамейке, расположенной рядом с крыльцом. Было лето и было тепло. Сна не было, Виктор ворочался на жестких досках и наконец застыл, заглядевшись на ночное таинственное звездное небо. Когда он ворочался, куры забеспокоились в курятнике и начали кряхтеть и кудахтать. Бабушка, находясь как обычно в ночной молитве, услышав кудахтанье кур, прервалась и вышла посмотреть, не забралась ли рыжая в курятник. Выйдя с керосиновой лампой на крыльцо, она увидела  Виктора, лежавшего на спине на лавке. Молитвенные слезы еще не просохли на ее глазах. Витюша, ты ли, заголосила она и склонилась над внуком. Как я рада. Что ты тут лежишь, пойдем в дом. Не могу, тихо сказал Виктор, что-то не пускает меня в него. А ты перекрестись и скажи, Господи помилуй. И я вот тебя перекрещу. И она размашисто осенила Виктора крестным знамением. И он тотчас поднялся и вошел в горничную. Ну, вот видишь, сказала бабушка. Заходи, я соберу чего-нибудь к вечеру. Да уж ночь. Ты ж наверное голодный. Ты знаешь, мне все время перебегают дорогу кошки. И только белые, промямлил Виктор, кто-то молится  за меня.
— Вот как. Ну, погоди, я сейчас быстро, сказала бабушка и засеменила на кухню. А Виктор смотрел на икону Спасителя, освещенную в правом углу лампадой. И почему-то у него покатились слезы, перешедшие  затем в бурное рыдание.

6.Глава. Покаяние.

В воскресение Виктор изъявил желание пойти вместе с бабушкой в церковь.
У входа их встретил о.Василий. А я вот жду тебя, сказал батюшка Виктору.
Батюшка повел Виктора к аналою с крестом и Евангелием, и Виктор плача стал исповедоваться и просить прощения у Христа за свои беспутные годы.
После причастия он чувствовал себя как заново рожденный. На душе было легко, светло и радостно.

7. Месть дьявола

Виктор, испытав после грешной жизни такую, можно уверенно сказать неземную радость, исповедавшись и причастившись у отца Василия, что теперь больше всего страшился потерять ее. Окружающий мир как бы преобразился. Он был тот же по внешности, но исполнился какой-то неописуемой и сияющей глубины. Виктор чувствовал ко всему любовь и расположение. И даже боялся наступать на траву, чтобы не раздавить ее. А если видел человека, который в другое время вызвал бы у него отторжение или даже отвращение — своим, поведением, повадками, манерой разговаривать, пьяный, с блеклым бессмысленным взором, или постоянно плюющий на землю, а еще хуже сквернословящий, то теперь он вызывал у него сострадание. Виктору хотелось, чтобы и такой человек узнал ту радость и благодать, которую испытывал он сам. Так вот он рай на земле! У Виктора нет богатства, власти, славы, красивых женщин, импортной машины, большой квартиры в центре Москвы и т.д., к чему стремятся обычно люди, думая что через это будут счастливы. Но он вот по-настоящему счастлив. Это божественное состояние было бы даже пошлостью назвать „счастьем“. Это что-то, что уходит в бессмертную Вечность, сливается с Высшим Божеством и становится им самим. Тела нет, или оно забыто, одна легкая исполненная Любви душа. Чуть позже он прочтет в Евангелии, как Христос, быв  спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: „Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.“
Но прочтет в то время, когда это неземное состояние, через несколько дней после его покаяния и причастия у о.Василия,  вдруг и неожиданно  оставит его. И опять вернется мутная действительность со всеми ее смертными признаками. Почему это случилось? Что он сделал такого? Виктор пошел за разъяснением к о.Василию. И тот сказал ему: Это Бог показал тебе, каков Рай и как там хорошо. Это тебе такая затравка. Чтобы ты знал, как дальше жить. А именно, стремиться вернуть это состояние, живя по заповедям Божиим. Как сказал святой Серафим Саровский, цель нашей жизни, стяжание Духа Святого. И ничего другого. Вот Господь тебе показал, что это такое, иметь Духа Святого. Святой Серафим три года стоял на коленях на голом камне, при любой погоде, молясь Иисусовой молитвой: Господи, Иисусе Христе, помилуй меня грешного. И много других великих аскетических подвигов совершил. А когда усовершенствовался, Господь призвал его на служение людям. Он исцелял неизлечимые болезни, пророчествовал, утешал, ходил по траве не касаясь ее верхушек. Т.е. плыл по воздуху. Тайно. Одна монашка это случайно увидела. Вот ты тоже не хотел мять траву…
— Батюшка, а откуда Вы это знаете, спросил Виктор.
— А ты разве мне это не говорил? Лукаво улыбаясь, сказал о.Василий. И Виктор понял, что редкие Святые Серафимы и сегодня, в это апокалиптическое время, живут тихо и незаметно среди глубоко павшего мира.


Продолжение следует


Рецензии
Кошки перебегают дорогу человеку потому, что у них бытует суеверие, будто бы человек, перебегающий дорогу кошке, приносит несчастье.

Андрей Вл Корнилов   17.05.2023 21:50     Заявить о нарушении